Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


ретался в борьбе человека с природой за существование и безопас­ность, основывался на наблюдениях и фиксировался разумом. В основе же магии лежат особые переживания эмоциональных состояний, в которых человек наблюдает не природу, а самого себя, в которых истина постигается не разумом, а игрой эмоций. Наука основывается на убеждении в самодостаточности опыта, усердия и разума; магия — на вере, что надежда не может не сбыться, а страстное желание — обмануть. Наука является рациональным освоением действительности, основывается на разуме и корректи­руется наблюдением; магия неподвластна им, существует «в атмо­сфере мистицизма». Наука рождается из опыта, магия создается традицией. Наука открыта, она служит благу всего общества, магия сокровенна, ею овладевают путем таинств посвящения, она пере­дается из поколения в поколение или, в крайнем случае, ближай­шим родственникам. Наука основывается на понимании естест­венных сил, магия возникает из идеи об определенной мистической безличной силе, в которую верит большинство первобытных людей. Теория познания руководствуется логикой, а теория магии — ассоциацией идей, возникающих под влиянием страстного жела­ния: структура рационального знания и структура магических учений имеет различные традиции, разную социальную природу и предполагает разные типы деятельности. Наука образует сферу профанного, магия составляет половину области сакрального; вто­рая половина последней занята религией.



Если магия имеет дело с конкретными действиями и целями и эти цели точно определены и ограничены, то в религии ритуал организован иначе, и она решает всеобщие человеческие проблемы: «Смерть и бессмертие, почитание сил природы как чего-то общего и целостного, гармонизация человека с властью судьбы»1. Религия имеет /^ело не с конкретными фрустрациями повседневной жизни, а с фундаментальными проблемами человеческого бытия. «По своей догматической структуре, — говорит Малиновский, — ре­лигия постоянно предлагает себя в качестве системы вероучитель-ных положений, которая определяет место человека в универсуме, объясняет его происхождение и полагает цель. Обычному индивиду религия прагматически необходима аая того, чтобы преодолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и



1 Mcrfmowski В. Eine wissenschaftlicheTheorie der Kultur und andereAufsatze. Bonn, 1975. S. 191.


судьбу» . В религии перед нами предстает целостный сверхъесте­ственный мир — пантеон духов и демонов, благоприятных влия­ний и тотемов, духа — хранителя, отца всего племени. Образ будущей жизни создает вторую сверхъестественную реальность. Религиозная мифология обычно концентрируется вокруг различ­ных догматов вероучения, предлагает космогонии, излагает расска­зы о культурных героях, о делах богов и полубогов.

Первобытная религия по своему составу является гетерогенной (греч. £Т£рО(; — другой, yevoq — род, происхождение), неодно­родной, она постепенно включала в свою сферу фетиши, представ­ления о душе, духах предков, веру во всепроникающую мана, тотемы и социальные объекты, представления о жизни и смерти. Религия не может быть определена через свой предмет в узком смысле как «поклонение духам», «культ предков» или «культ природы». Она включает в себя анимизм, аниматизм, тотемизм и фетишизм, но не сводится ни к одному из них, не цепляется за какой-то один объект или их совокупность, имеет а^о как с жизнью, так и со смертью, не может быть отождествлена с обществом. Ядра ритуалов и верований формируют фазы челове­ческой жизни: зачатие, беременность, рождение, половая зрелость, замужество, смерть. Религия имеет в виду установление сверхъес­тественной связи, добавляющейся к изначально биологическому фактору, ритуалы превосходят биологические явления, придавая им социальную значимость. Ее функциями являются фиксация и развитие уважения к традиции, гармонии с окружающей средой, уверенности в борьбе с трудностями и перед лицом смерти. Воплощающаяся в культуре религиозная вера обладает биологичес­кой ценностью и открывает первобытному человеку «истину» как нечто прагматическое.



Религия, как и магия, возникает и функционирует в ситуациях эмоционального стресса, связанных с периодами жизненных кри­зисов, неудач, смертью, посвящением в тайны племени, несчастной любви, с невымещенной ненавистью. Магия и религия предлагают выход из таких ситуаций и тупиков, но не практическим путем, а исключительно с помощью ритуалов и веры в сверхъестественное. И магия, и религия непосредственно основываются на мифологи­ческой традиции, окружены запретами и ритуалами, которые отличают их действа от действий в мире профанного. Магия и

Ibid.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.