Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


Магия определяется Малиновским как «вера в возможность достижения успеха с помощью волшебных формул и ритуалов». Он обнаружил связь магии с теми видами трудовой деятельности, где «присутствуют элементы случая», где нет уверенности в благо­приятном результате действий. Если меланезийцы выходят на лов рыбы в лагуну, то ритуал производственной магии не совершают, если же в открытое море, то такой ритуал перед выходом выпол­няется. Магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы эти процедуры считаются излишними. Магия совершается в земледе­лии при посадке клубневых растений, урожай которых неустойчив, но к ней не прибегают при уходе за плодовыми деревьями, дающими стабильный и обильный урожай. Постройка лодок всегда сопровождается магическими действиями, а при строительстве домов такие акции не практикуются.

Магия является рефлексом на ситуации, в которых практичес­кая деятельность человека ставит его в безвыходное положение, когда пробелы в знаниях и ограниченность способностей к наблю­дению и размышлению делают его бессильным в самые критичес­кие моменты. Человеческий организм реагирует на это спонтанны­ми взрывами, в которых рождаются зачаточные модели поведения и зачаточные верования. Магия фиксирует эти верования и руди­ментарные ритуалы и придает им постоянные традиционные формы, снабжает первобытного человека набором готовых ритуаль­ных действий и верований, определенных духовных и практических приемов, которые восполняют опасные пробелы в знаниях и огра­ниченность возможностей в критической ситуации. Магия дает воз­можность человеку уверенно решать важные задачи, сохраняет его стабильность и духовную целостность в порывах гнева, вспышках ненависти, муках неразделенной любви, в отчаянии и тревоге. Она применяется в таких фазах деятельности, в которых недостаточны рациональные средства достижения цели. Ситуация, в которой не хватает рациональных споосбов достижения цели или они переста­ют действовать, порождает в психологии человека остро аффектив­ные состояния (ив «примитивных», и в цивилизованных общест­вах). Малиновский пишет: «Необеспеченный необходимыми по­знаниями, введенный в заблуждение своими прежними опытами и техническими способностями, человек реализует свое бессилие. Но желание владеет им; его боязнь, его страхи и надежды производят напряжение в организме, которое побуждает его к какой-то актив-






ности»1. Поскольку рациональное, направленное на достижение цели действие невозможно, человек прибегает к квазидействию. «Под влиянием бессильной ярости или фрустрированной ненавис­ти, — пишет Малиновский, — человек спонтанно сжимает кулаки и со словами проклятия, ненависти и ярости наносит воображае­мые удары своему врагу...»2. Соответствующие замещающие дейст­вия он совершает и в других случаях, когда не досгитает цели, на­пример, в случае отвергнутой любви, упущенной на охоте добычи и т.д. В результате таких магических акций происходит снижение эмоционального напряжения, достигается известное равновесие, до некоторой степени преодолеваются фрустрации. Хотя эти акции не приводят к достижению внешних целей, они результативны в ас­пекте восстановления внутреннего равновесия. Назначение ма­гии __ ритуализовать человеческий оптимизм, усилить веру в победу надежды над страхом. Названные действия составляют исходные формы магического поведения. А магия в целом представляет собой традиционно ставшую и систематизированную структуру таких ре­акций, образует некоторую систему поведения. Всякому колдовству соответствует антиколдовство. С одной стороны, магическая систе­ма неприкосновенна, но с другой — постоянно дифференцируется, совершается специализация магических ролей, всякому колдовству противопоставляется антиколдовство и т.д. Малиновский солидари­зуется с этнологами, которые отмечают сходство магии и науки и в то же время отличают их друг от друга. Магию сближает с наукой то, что она всегда имеет определенную цель, тесно связанную с че­ловеческими инстинктами, потребностями и устремлениями. Ма­гическое искусство направлено на достижение практических целей. Как и другие виды искусства и ремесла, магия также руководствует­ся теорией, системой принципов, которые определяют то, как со­вершается действие с точки зрения его эффективности. Есть ряд принципов, которые определяют содержание и управляют магичес­кими заклинаниями и обрядами. И наука, и магия развивают спе­циальные технические приемы.



Но вслед за Фрэзером Малиновский называет магию «псевдо­наукой» и специально подчеркивает это «псевдо». Наука, даже представленная примитивными знаниями дикого человека, бази­руется на всеобщем опыте повседневной жизни, который приоб-

1 Mdluiowski В. Magie, Wissenschaft und Religion. Frankfurt, 1973. S. 63.

2 Malmowsh В. О?. cit. S. 63 — 64.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.