Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5. МИФОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕКОНЦЕПЦИИ






 


инвариантных при некоторых преобразованиях. Но и сами эти преобразования подчиняются константным правилам, в соответ­ствии с которыми путем перестановки элементов из одного объ­екта получается второй, третий и т.д.

Логика чувственных качеств «дикого» мышления в мифе и религии

К. Леви-Строс отличает два типа познания: «примитивное» (ма­гическое, мифическое) и современное, научное. Оба типа имеют некоторый инвариант — «дикое» мышление. Последнее не есть мышление дикарей, хотя именно у них оно получает наиболее адекватное выражение. Необходимо узаконить формы такого мышления, которые обычно наблюдают у «диких», но которые продолжают быть нашими, поскольку мы некоторым образом продолжаем оставаться «дикими». Главной характеристикой «ди­кого» мышления является априорное стремление внесения поряд­ка в беспорядочное... «Требование порядка есть основа мышления, которое мы называем примитивным, но оно является таковым постольку, поскольку служит основой всякого мышления»1. Фор­мой упорядочения беспорядочного выступает классификация, ко­торая осуществляется как современными науками, так и прими­тивным мышлением. Последнему свойственна и комбинаторность, способность соединения, комбинирования чувственных элементов, а также инвариантность и универсальный характер символической функции.



Фундаментальным свойством мифического мышления является
отклонение событийных цепей и тем, но при этом структура мифа
отражает и, значит, сохраняет «идеальную точку», в которой откло­
няющиеся «лучи» сходятся. Множественность вариаций связана с
двойственным характером мифического мышления — с его свойст­
вом совпадать со своим объектом, будучи его изоморфным отобра­
жением и в то же время никогда в нем не растворяться и развивать­
ся в другой плоскости. Многократное повторение мифических тем
отражает эту смесь цепкости и бессилия. Мифическое мышление не
заботится о том, чтобы в одном месте начинать, в другом кончать, и
поэтому никогда не совершает полного пробега — всегда что-то ос­
тается про запас, «мифы, подобно обрядам, бесконечны»1.
-------------

1 Lcvi-Strauss С/. La pensee sauvage. Paris, 1962. P. 17.



2 См.: Асби-Строс К. Структурная антропология. С. 172—173.


Первобытное и научное мышление имеют и отличия. Первое подчинено логике чувственных качеств, которая развертывается не в понятийной, а в образной и метафорической форме. В научном мышлении понятие является логическим воплощением и обозна­чением образа, в первобытном — образ обозначает понятие, внутренняя логика понятий, воплощающая в знаках, скрыта за чувственно воспринимаемыми образами.

Леви-Строс считает, что в первобытном «диком» мышлении существовала гармония чувственного и рационального, оно подчи­нялось «логике чувств», оперируя логическими структурами, было в то же время конкретным, образным, метафорическим. «Логика чувственных качеств» считается прообразом современной науки. «Анатомия» человеческого ума, его важнейшие структуры едины и у первобытного, и у цивилизованного человека. Первобытная логика, несмотря на чувственную конкретность, была мощным орудием классификации и рационального освоения окружающего мира, создала предпосылки неолитической технической революции и возможности для становления современной цивилизации.

Леви-стросовский суперрационализм признает научную цен­ность не только собственно научного знания, но и других духовных структур. Например, считается, что неолитическая и галилеевская наука различаются лишь количественно, а также по способам закрепления знаний — первая использует знаки, вторая формули­рует понятия, но получаемые результаты и там и там одинаково научны. По мнению Леви-Строса, все формы мышления, в том числе обычно признаваемые вненаучными, способны продуциро­вать научные знания.

Существенное место в методологии Леви-Строса занимает концепция соотношения сознания и бессознательного. Сознание появляется на пересечении множества бессознательных структур, знаковые системы подчиняются скрытым закономерностям, недо­ступным прямому наблюдению. Глубинные пласты культуры вклю­чают бессознательные «ментальные структуры», опосредствующие связь сознания с миром. Бессознательно возникающие на менталь­ном уровне фундаментальные неизменные структуры внедряются в социальную жизнь. Видами символизации бессознательного счи­таются метафора (греч. |И£ТафОра — переносное значение слова) — перенесение свойства одного явления на другое на основании общего признака — и метонимия (греч. |Ll£TCOV\)|!ia — переименование) — замена одного слова другим на основе связи


Раздел 111. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛИГИОВВДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.