Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 4. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ






 


чении верований в примитивных обществах, Тайлор вводит понятие «первобытный анимизм» (лат. anima — душа, animus — дух), под которым понимает веру в духовные существа, и называет его «ми­нимум религии». «Целесообразнее всего, — пишет он, — будет просто принять за определение минимума религии верование в ду­ховных существ» . Верования в духовных существ обнаруживаются у всех примитивных обществ. Тайлор отстаивает идею «естествен­ного и постепенного развития религиозных идей в человеческом роде» , подчеркивает «объяснительное значение низших фаз рели­гии аая высших» , аая «развитых религий». Анимизм составляет ос­нову философии как у дикарей, так и у цивилизованных народов.

Теория анимизма распадается на два главных «догмата». Пер­вый говорит о душе отдельных существ, способной продолжать су­ществование после смерти или уничтожения тела, другой — об ос­тальных духах, в том числе и о могущественных богах. Анимист признает, что духовные существа управляют явлениями материаль­ного мира и жизнью человека и влияют на них здесь и за гробом, что духи сообщаются с людьми и что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие. Вера в их существование приводит естественно и неизбежно к почитанию их или желанию их умилос­тивить. В своем полном развитии анимизм включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и будущую жизнь, верования, которые обусловливают практическое поклоне­ние. Анимизм «составляет древнюю и новую философию, которая в теории выражается в форме веры, на практике — в форме почита­ния»4. Религиозные учения и обряды представляют собой части ре­лигиозных систем, созданных человеческим умом независимо от сверхъестественной помощи, или Откровения, как дальнейшие сту­пени развития естественной религии.



Анимистические представления возникали в хо/^с рациональ­ной мыслительной деятельности творцов мифов как результаты размышления дикарей-философов над двумя группами биологичес­ких вопросов:

1) что составляет разницу между живущим и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти;

1 Тайлор Э. Указ.соч. С. 210.



2 Там же.С. 211.

3 Там же. С. 459.

4 Тамже. С. 212.


2) что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях.

Наблюдая эти две группы явлений, дикари-философы пришли к выводу, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак: жизнь дает возможность чувствовать, мыслить и действовать, а природа составляет его образ или второе Я. Жизнь и призрак находятся в тесной связи с телом, но отделимы от него: жизнь может уйти из него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак пока­зывается людям вдали от него. Следующим шагом было соединение жизни и призрака и принятие их за проявление одной и той же жизни. В результате появилось понятие, которое Тайлор называет призрачной душой, духом — душой. Душа есть тонкий, невещест­венный человеческий образ, по своей природе нечто вроде тени, пара, воздуха, крови, дыхания, есть «маленький двойник» человека. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет, способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Неосязаемая и невидимая, она обнаруживает физи­ческую силу и является людям спящим и бодрствующим, преиму­щественно как фантасм, призрак, отделенный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тело других людей, животных и даже вещей. У ряда племен формировалось представление о том, что в человеке заключено множество духов и душ, или образов, которые выполняют разные функции. Первобытный анимизм удержал свое место и в высших слоях культуры, в психологии современного мира.

Религиозные обряды Тайлор теоретически разделяет на две группы, которые на практике сливаются. Одни имеют изобрази­тельно-знаменательное, или символическое, значение, являются драматическим выражением религиозной мысли, пантомимным языком религии. Другие являются средством общения с духовны­ми существами или воздействия на них.

Анимизм, «анимистическая философия» представляет широ­кую «философию природы», служит основой природных мифов. Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы, верова­ние, которое достигает высшей точки в олицетворении. В развитии мифов важную роль играли аллегория и аналогия.

Дикарский анимизм почти совершенно лишен нравственного элемента, однако он вовсе не безнравствен, он только не нравствен1.

См.: Тайлор Э. Указ. соч. С. 455.


 




Раздел III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ В РЕЛ ИГИОВВДЕНИИ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.