Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 5. МИФОЛОГО-ЛИНГВИСГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ






 


зительной индивидуальностью. Семитические религии почитают Бога в истории, распоряжающегося скорее судьбами индивидов, поколений и народов, нежели управляющего силами природы. Названия семитских божеств выражают нравственные качества — «сильный», «достойный почитания», «господин», «царь», и редко ясно определенные божеские лица. Это привело впоследствии к смешению многих семитских божеств, что обусловило переход политеистических культов к монотеизму. Указанные три семейства религий при всем их различии имеют общий источник, который зафиксирован в древних языках.

Изучение туранских религий показало, что представление о Божестве связано в них с образом неба. Религиозная система Китая различает две силы: активную и пассивную, мужскую и женскую. Они составляют основание всякого бытия, всех вещей, обусловли­вают двойственность всего существующего в природе. Их часто отождествляли с небом и землей, и дух неба искони занимал более высокое положение, чем дух земли. Дух неба именуется Tien — Небо, Tien — значит «великий», и «один» тот, кто управляет «вверху» и правит всем тем, что происходит «внизу». Tien, или Небо, представляется высочайшим живым существом, праотцом всех вещей, великим мастером, создающим существа и вещи, подобно горшечнику, выделывающему из глины кухонную утварь.



В древних арийских религиях и мифологиях — индийской, итальянской, германской — верховное божество носило одно и то же название и сохраняло его повсюду: на Гималаях, в Капитолии, в лесах Германии. Это название — на санскрите Dyaus, на древ­негреческом Zzvq, на латинском jovis, на древнегерманском Tiu. Благодаря этим названиям можно воссоздать представления людей за десять веков ао Гомера и Вед: почиталось существо, невидимое, псд самым возвышенным именем, которое имелось в словаре, под названием Света и Неба. В Ведах мы находим гимн, обращенный к Dyaus pitar, у греков — к Zzvq 7СОСТГ|р, у римлян — к Jovis Pater, на всех трех языках это означает «отец, находящийся на небе». Эти выражения, по мнению Мюллера, суть древнейшие поэмы, «древнейшие молитвы» человечества. Данное имя давалось неиз­вестному Богу раньше появления санскритского, греческого и латинского языков, о чем свидетельствует наличие молитвы «Отец наш» в языках Полинезии и Меланезии. Но древнего имени Небесного Отца нет ни в санскритском, ни в греческом, ни в латинском языках. Эта молитва обращена к существу наиболее




 


возвышенному, отдаленному и одновременно близкому. Перво­бытная молитва арийцев «Небу Отцу» в течение веков трансфор­мировалась в формулу «Отче наш, иже еси на небесех».

Подобный вывод Мюллер делает и на основе анализа перво­бытных религий семитов. Семитские языки имеют много слов аля обозначения Божества, которые существовали еще до разделения единого языка на ветви южную, или арабскую, северную, или арамейскую, среднюю, или еврейскую. Эти слова позволяют вос­создать религиозные представления семитов ао того времени, когда Авраам поклонился Иегове, когда Ваала почитали в Финикии, а Элу — в Вавилоне. В языках всех семитских народов Бог наделя­ется эпитетами «могущественный», «крепкий», «сильный», «ува­жаемый», «великий», «царь», «господин». Еврейский, сирийский и арабский языки относятся к общему источнику, и их божества и культы восходят к общему святилищу: Богу El — «могуществен­ному на небе» — поклонялись все семитские народы, раньше чем появились вавилоняне, финикийцы, евреи.

Религиозное сознание человечества формировалось эволюци­онным путем, развивалось «снизу вверх», началось с культа види­мой природы и лишь затем, в соответствии с совершенствованием ума, возвысилось ао почитания Бога как духа. Греческое слово avbpconoq — человек, произведено от OCVCO — вверх и адресе — смотреть: из всех животных лишь человек может поднять свой взор к небу, смотреть вверх и искать что-то такое, чего не могут доставить ему ни чувства, ни рассудок. Мюллер делит все предметы видимого мира на три группы: 1) осязаемые, доступные осязанию, обонянию, слуху, зрению, вкусу, — камни, деревья, животные, раковины и т.п.; они поддавались точному и всестороннему изуче­нию, не могли возбудить чувство бесконечного, так как в силу доступности, ограниченности не были непонятными и загадочны­ми; 2) полуосязаемые, которые человек мог отчасти видеть, слы­шать, обонять, но не мог осязать во всей полноте в силу отдален­ности или величины, — моря, реки, горы и проч.; они казались относительно непостижимыми, неограниченными и потому могли производить впечатление бесконечного; почитание гор, рек, морей и проч. — первая ступень развития религиозного сознания; посте­пенно названия гор, рек, морей стали обозначать и духов этих предметов; 3) неосязаемые, которые дают знать о своем сущест­вовании только своими действиями, но не доступны аля непосред­ственного восприятия, тем более аля осязания, и о существовании



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.