Сделай Сам Свою Работу на 5

Г л а в а 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ






 


«религия» — это понятие, обозначающее особую установку созна­ния, измененного опытом нуминозного» .

Юнг уточняет, что под понятием «религия» он не имеет в виду вероучение. Последнее основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой — на яштц (греч. вера, доверие) — на вере, преданности, верности, доверии к определенным образам испытанному воздействию нуминозного и к последующим изме­нениям сознания.

Вероучения представляют собой кодифицированные и догма­тизированные формы первоначального религиозного опыта. Содер­жание опыта освящается в жесткой, часто хорошо разработанной структуре. Практика и воспроизводство первоначального опыта приобрели характер ритуала, стали неизменным институтом, что вовсе не следует расценивать как их безжизненное окаменение. Напротив, они могут на века стать формой религиозного опыта ААЯ миллионов людей без малейшей нужды в изменениях.

Вечные образы, полученные в результате переработки изна­чальных архетипов и содержащиеся в символических системах, должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать; тяга к вечным образам нормальна, /^ля того они и существуют. «Они, — считает Юнг, — открывают человеку путь к пониманию божест­венного и одновременно предохраняют от непосредственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям челове­ческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядоченных мыслей. Они предстают в то же время в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института, каковым является церковь» . Религия — это один из самых ранних и наиболее универсальных видов деятельности человеческого ума, она — не только социологический и исторический феномен, но имеет личностную значимость аля огромного числа индивидов. Юнг подчеркивает, что, поскольку религия обладает весьма суще­ственным психологическим началом, он подходит к ней с научной, а не с философской точки зрения, хотя рефлексия всегда присут­ствует, ибо без нее нет и опыта, невозможно понимание происхо­дящего. Истиной для психологии являются факты, а не суждения. Например, говоря о мотиве непорочного зачатия, психология интересуется исключительно фактом наличия такой идеи; ее не




занимает вопрос об истинности или ложности этой идеи в любом ином смысле. С точки зрения психологии, эта идея истинна ровно настолько, насколько она существует. Психологическое же суще­ствование субъективно лишь тех пор, пока та или иная идея овладевает только одним индивидом, эта же идея становится объективной, когда принимается обществом путем consensus gen­tium (лат. — как «порожденная соглашением»)1. Юнг видит в религии коллективно выработанную форму защиты от невроза и утверждает психологическую необходимость религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью.



Немецко-американский философ, социолог, психолог, осново­положник неофрейдизма Э. Фромм (1900—1980) разработал идеи «гуманистического психоанализа». По его мнению, челове­ческая натура — это не сумма врожденных, биологически закреп­ленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в син­тезе с определенными врожденными механизмами и законами. Человеческая натура является продуктом культуры, по сути дела сам человек — это самое важное достижение тех беспрерывных человеческих усилий, запись которых мы называем человеческой историей. Ключевой проблемой психологии Фромм считает особо­го рода связанность индивида с внешним миром. Связь между человеком и обществом не является статичной. Нельзя представить ^сао так, что, с одной стороны, мы имеем индивида с определен­ным набором естественных потребностей, а с другой — отдельно и независимо от него — общество, которое эти потребности удовлетворяет или подавляет. Разумеется, существуют определен­ные потребности, общие /!^ая всех, обусловленные природой: голод, жажда, секс, но те стремления, которые приводят к различию человеческих характеров, — любовь или ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ним — все они являются продуктами социального процесса. Человеческая натура складывается во взаимодействии экономических, психологических и идеологических факторов2.



Фромм утверждает взаимозависимость между структурой ха­рактера среднего индивида и социоэкономической структурой общества, в котором существует этот индивид. Взаимосвязь инди-


 


1 Юнг К. Г. Психология и религия // Тамже. С. 133 — 134.

- Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Там же. С. 101.


1 См.: Юнг К.Г. Психология и религия. С. 132.

2 См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 20—29.


 




i

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.