Составные части современной экономической теории.
Экономическая теория, пройдя сложную эволюцию, дифференцируясь на множество направлений и школ, устойчиво воспроизводила существенное различие в подходах, непосредственном предмете, особенностях анализа экономических систем. В результате, с одной стороны, сформировался развернутый анализ функционирования экономических систем в процессе использования ограниченных ресурсов и, с другой – анализ социально-экономической структуры и содержания экономики в ее реальных формах и в тесной взаимосвязи с другими отношениями и институтами общества. Все отчетливее выступают собственные границы и предмет институциональной экономики.
Структура экономической теории сегодня – это, во-первых, результат развития экономики от простейших до сложных экономических систем смешанного типа. Во-вторых, это результат усложнения и многообразия моделей национальных экономик. В-третьих, современная теория - результат развития методов науки. В конце 19 века возникла целая совокупность качественных и количественных методов, существенно расширивших возможности науки. Все очевиднее становится то, что объект и предмет экономической теории многогранен, что попытки описать экономику исходя из одного подхода, одного метода не продуктивны и не перспективны.
Современная экономическая теория – это система экономических наук, связанных общим предметом – экономическими отношениями. При этом каждая составляющая экономической теории имеет свой непосредственный предмет.
В качестве основных структурных частей современной экономической теории можно выделить следующие:
1. Теория рационального (эффективного) использования ограниченных ресурсов. Непосредственным предметом ее является анализ функционирования экономических отношений на микроуровне (микроэкономика) и макроуровне (макроэкономика).
2. Социально-экономическая теория. Непосредственным предметом ее является анализ национальной экономики как социально-экономической системы, в единстве экономического и социального содержания, анализ экономического строя и конкретных моделей экономики.
3. Институциональная экономическая теория,которая рассматривает содержание экономической системы через взаимосвязь экономической системы через взаимосвязь экономических и других институтов и их воздействие на развитие экономики.
4. Особое место занимает история экономической теории, которая призвана не только дать исторический взгляд на развитие экономической науки, но интегрировать различные подходы как звенья единого целостного взгляда на экономику.
Экономическая теория является общетеоретической наукой об экономике, в отличие от частных экономических наук, которые изучают отраслевые, конкретные экономические проблемы. Последние дисциплины имеют и теоретическую часть, однако она базируется на общих выводах экономической теории. При этом в современных условиях теоретической базой всестороннего изучения экономики являются как курсы, в которых излагаются основы рационального использования ограниченных ресурсов общества (Economics), так и дисциплины, изучающие социально-экономический строй общества в его реальных формах и противоречиях.
В связи с тем, что экономическая теория изучается различными дисциплинами, возникает вопрос о названии экономической теории и ее составных частей.При этом предметом дискуссии часто является вопрос о соотношении Economics с политической экономией и их связи с основными составными частями экономической теории.
К наименованию дисциплин, составляющих экономическую теорию, следует подойти с учетом истории и ее реального экономического содержания на том или ином этапе развития общества. История показывает, что за одним и тем же названием науки часто скрывались противоположные направления экономической теории, разные методологические принципы ее анализа и интересы.
1. Первоначально экономическая теория получила наименование «политическая экономия» в начале 17 века по названию труда Антуана Монкретьена «Трактат политическая экономии, посвященный королю и королеве», вышедшего в 1615г. в Руане. Нынешнее представление о предмете политэкономии, которое срослось в 20 веке с анализом социально-экономических, производственных отношений, имеет мало общего с тем, что имел в виду А. Монкретьен, употребляя термин «политэкономия». Его стремлением подчеркнуть необходимость не просто умелого ведения хозяйства, а организации государственной национальной экономики, и объясняется появление слова «политическая» в названии экономической науки.
Методы моделирования.
Один из наиболее плодотворных методов экономической науки – математическое моделирование исследуемых явлений. Моделирование как инструмент научного мышления способствует проникновению в сущность объектов познания, выявлению присущих им закономерностей.
При моделировании какого-либо явления, объекта понимается создание его упрощенного аналога – текстового, графического, математического и компьютерного.
Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:
1. Формулировка предмета и цели исследования.
2. Выделение экономических объектов, представляющих интерес в рассматриваемой экономической системе. Изучение объекта. Понимание того, как устроен объект, как он функционирует, какие факторы влияют на его функционирование, каковы критерии его оценки или оптимизации, при каких ограничениях в случае оптимизации достигается заданная цель.
3. Выявление наиболее важных и существенных характеристик каждого экономического объекта, отвечающих поставленной задаче. Описательное моделирование. Фиксация и словесное, качественное описание взаимосвязей между ними.
4. Математическое моделирование. Введение символических обозначений для учитываемых характеристик экономического объекта. Формализация (насколько это возможно) основных характеристик объекта и взаимосвязей между ними, формулирующая математическая модель экономического объекта. Перевод описательной модели на формальный математический язык с помощью таких математических инструментов, как переменные, функции, уравнения и неравенства и другие.
5. Выбор метода решения и его получение.
6. Анализ решения. Проверка на соответствие реальному объекту.
Согласно тому или иному критерию экономико-математические модели делятся на микроэкономическиеимакроэкономические,теоретические и прикладные, статистические и динамические, равновесные и неравновесные, оптимизационные и неоптимизационные, детерминированные и статистические.
Экономические модели позволяют выявить особенности функционирования экономического объекта и на основе этого предсказать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Предсказание будущих изменений, например повышение обменного курса, ухудшение экономической конъюнктуры, падение прибыли, может опираться лишь на одну интуицию. Однако при этом могут быть упущены, неправильно определены или неверно оценены важные взаимосвязи экономических показателей, оказывающие влияние на рассматриваемую ситуацию. В явной моделивсе взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз. Для любого экономического агента возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение больших выгод или избежание потерь, в том числе и в государственной политике.
Моделируя экономические явления, мы в первую очередь интересуемся, с помощью каких основных показателей можно описать данное явление, от каких факторов наиболее существенно зависят эти показатели, как зависят (положительно, отрицательно), насколько чувствительны исследуемые показатели к изменению определяющих их факторов и, наконец, какова конкретная количественная взаимосвязь между показателями и факторами. Последний вопрос, уже не решается методами экономической теории, для его решения используется методы математической статистики и эконометрики.
Особое место в экономической науке занимают методы эмпирической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количественных экономико-математических данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики, адаптированных к обработке экономических данных. Любое экономическое исследование всегда предполагает использование статистических данных. Статистические данные в экономике являются основой для выявления и обоснования эмпирических закономерностей. Без конкретных количественных данных, характеризующих функционирование исследуемого экономического объекта, невозможно определить практическую значимость экономической модели.
Экономические данные обычно делят на два вида: перекрестные данные и временные ряды. Перекрестные данные – это данные по какому-либо экономическому показателю, полученные для аналогичных объектов или для различных регионов. Временные ряды – это данные, характеризующие один и тот же объект, но в различные моменты времени.
Анализ временных данных (наблюдаемых объемов продаж фирмы, краткосрочных процентных ставок, инфляции, безработицы, валового национального продукта (ВНП) и других экономических показателей) позволяет выявить тенденции в изменении этих величин и экстраполировать их для целей прогнозирования, не анализируя внутренние причины временной зависимости исследуемых величин. Иногда в экономике встречаются комбинация временных и перекрестных данных – панельные данные. Целью сбора экономических данныхявляется получение информационной базы для принятия решений. Естественно, что анализ данных и принятие решений проводится на основе какой-либо интуитивной (неявной) или количественной (явной) экономической модели. Поэтому собирают именно те данные, которые необходимы для соответствующей модели. Любые экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или их свойств, являющиеся основой для выявления и анализа эмпирических закономерностей поведения объекта исследования. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю.
На первом этапе исследования для этого может применяться графический метод.Построения графика для временного ряда, где переменная времени отложена на оси абсцисс, а значение показателя – на оси ординат, позволяет на самом общем уровне судить о характере динамики изучаемой переменной: о наличии или отсутствии тренда, регулярных колебаний (циклов), о стабильности динамики и т.д. О связи между двумя показателями можно судить с помощью графика рассеивания, на котором значение одного показателя отложено по оси абсцисс, другого – по оси ординат, а в качестве данных используют перекрестные данные или наблюдения временных рядов.
Визуальный анализ графика позволяет выдвинуть гипотезу о наличии положительной или отрицательной связи между выбранными экономическими показателями, т.е. предположение о том, что рост одного показателя сопровождается, как правило, ростом (снижением) другого.
Располагая экономическими данными, можно не только оценить параметры в уже имеющейся модели, но и выявить эмпирически независимые ранее закономерности, а затем уже на основе выявить эмпирически неизвестные ранее закономерности, а затем уже на основе выявленных закономерностей построить соответствующую теоретическую модель.
Особое место в моделировании принадлежит моделированию на ЭВМ, которое сочетает в себе наглядность, строгость, возможность анализа последствий разнообразных воздействий на моделируемый объект. Компьютерное моделированиеможет быть использовано как при обучении и популяризации экономической науки, так и для ее развития, решения теоретических и практических задач. Кроме того, применение компьютеров позволяет упростить контроль и самоконтроль в ходе учебного процесса посредством специально разработанных интерактивных программ тестирования. Использование при обучении экономической науке компьютерные программы могут основываться либо на теоретических моделях, либо на реальных статистических данных, либо объединять и то и другое. Компьютерные модели экономики позволяют не только лучше понять основные концепции экономической науки, но и промоделировать различные варианты экономической политики, способствующие достижению желаемого состояния в экономике.
Например, компьютерные модели открытой экономики позволяют лучше понять последствия различного сочетания бюджетно-налоговой политики, кредитно-денежной политики и политики обменного курса в условиях открытой экономики с разной степенью мобильности капитала.
А компьютерные модели общего развития позволяют учесть многочисленные взаимосвязи и взаимовлияние макро- и микроэкономических переменных, соединить распределение дохода и богатства на макроуровне с оптимизационным микроэкономическим поведением. При этом удается получить количественное выражение влияния программ экономического реформирования на стабилизацию, структурную перестройку и распределение дохода и богатства в странах с переходной экономикой.
Особое преимущество компьютерный метод моделирования в экономике имеет в случае, когда моделируемый объект описывается сложной системой нелинейных уравнений, как алгебраических, так и интегрально-дифференциальных, что часто имеет место при моделировании различных процессов в переходной экономике. При этом численно-графические методы являются единственно возможным подходов к построению и анализу функционирования экономических моделей.
В последние время круг применения компьютеров для изучения экономической науки и ее преподавания расширился – от персональных компьютеров до распределенных сетей, таких как Интернет –сети,объединяющей пользователей во всем мире. Использование таких сетей позволяет не только использовать самые свежие данные в электронных учебных пособиях, которые обновляются по мере поступления информации на сервер, ответственный за хранение этих данных, но и использовать электронную среду для дистанционного обучения экономике. При этом можно выделить два основных подхода: разработка материалов для самостоятельного изучения экономики с применением современных информационных технологий, таких как гипертекст и интерактивные компьютерные программы, написанные на языке Java, мультимедийные приложения и живое общение с помощью видеоконференций. Открывающиеся новые возможности влекут за собой возникновение адекватных им новых методов преподавания и развития экономической теории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|