Заочная форма обучения (срок обучения 6 лет)
Ризванова М.А.
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Учебное пособие
По направлениям подготовки
Прикладная информатика
(профили «Прикладная информатика в экономике»,
«Прикладная информатика в сервисе»),
По специальности 38.05.01 Экономическая безопасность
(специализации «Судебная экономическая экспертиза»,
«Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»)
Рекомендовано к изданию
учебно-методическим советом УГУЭС
Уфа
УДК 658 (075.8)
ББК 65.291
Р 49
Рецензенты:
Исхакова Э.И., канд. экон. наук, доцент кафедры «Инновационная экономика» Института экономики, финансов и бизнеса
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Галина А.Э., канд. социол. наук, доцент кафедры «Социология труда и экономика предпринимательства» Института экономики, финансов и бизнеса ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Габитова З.Р.,канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»
Уфимского государственного университета экономики и сервиса
Ризванова М.А.
Р 49 Экономика и организация предприятия: Учеб. пособие по направлениям подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (профили «Прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в сервисе»), по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (специализации «Судебная экономическая экспертиза», «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»). – Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. – 137 с.
ISBN 978-5-88469-725-6
Учебное пособие «Экономика и организация предприятия» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлениям подготовки: 09.03.03 «Прикладная информатика» (профили «прикладная информатика в экономике», «Прикладная информатика в сервисе»); по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» (специализации «Судебная экономическая экспертиза», «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности».
Учебное пособие «Экономика и организация предприятия» содержит: рабочую программу, учебно-тематический план дисциплины, учебную программу дисциплины, методические рекомендации (указания) к выполнению практических (самостоятельных) работ, методические рекомендации (указания) к выполнению контрольных (курсовых) работ, методические рекомендации (указания) для преподавателя, а также аттестационно-педагогические измерительные материалы для проведения текущего (остаточного, рубежного) контроля знаний, фонд оценочных средств студентов очной и заочной форм обучения, вопросы для подготовки к экзамену и список используемой литературы.
ISBN 978-5-88469-725-6©Ризванова М.А., 2015
©Уфимский государственный
университет экономики и сервиса, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая программа дисциплины…………………………………….……………4
2. Учебно-тематический план дисциплины………………………….....…………19
3. Учебная программа дисциплины……………………………………..…………22
Краткий конспект лекций по учебному пособию..…….......…....…..…………28
Методические указания к выполнению практических (самостоятельных) работ.……………………………………........................................................……55
Аттестационно-педагогические измерительные материалы для проведения
текущего (остаточного, рубежного) контроля знаний…………………………81
Методические указания к выполнению контрольной (курсовой) работы…..126
Методические рекомендации для преподавателя……………………….……129
Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………..………131
Список литературы………………………………………….........................…..135
Рабочая программа дисциплины
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
согласно учебному плану 2012 года
Часов на самостоятельную работу по РУП: 98 (68%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 98 (68%)
Виды контроля
в семестре 3 Экзамены Зачеты3 Курсовые проекты Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
уч. план 2012 г.л
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения (на базе среднего (полного) общего образования)
(срок обучения 4 года) по профилю «Прикладная информатика в сервисе»
Часов на самостоятельную работу по РУП: 54 (37,5%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 54 (37,5%)
Виды контроля
в семестре 4 Экзамены (36 часов) ЗачетыКурсовые проекты Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
уч.план 2013 г.
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ц
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения (на базе среднего (полного) общего образования)
(срок обучения 4 года) по профилю «Прикладная информатика в экономике»
Часов на самостоятельную работу по РУП: 54 (37,5%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 54 (37,5%)
Виды контроля
в семестре 4 Экзамены (36 часов) ЗачетыКурсовые проекты Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
уч.план 2013 г.
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (на базе среднего профессионального образования)
(срок обучения 3 года) по профилю «Прикладная информатика в сервисе»
Часов на самостоятельную работу по РУП: 57 (39,5%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 57 (39,5%)
Виды контроля
в семестре 3 Экзамены (9 часов) ЗачетыКурсовые проекты Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
уч.план 2013 г.
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Переаттеста-ция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (на базе среднего профессионального образования)
(срок обучения 3 года) по профилю «Прикладная информатика в экономики»
Часов на самостоятельную работу по РУП: 57 (39,5%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 57 (39,5%)
Виды контроля
в семестре 3 Экзамены (9 часов) ЗачетыКурсовые проекты Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
уч.план 2013 г.
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Переаттеста-ция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очная форма обучения (срок обучения 5 лет)
согласно учебному плану 2012 года
Часов на самостоятельную работу по РУП: 108 (30%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 108 (30%)
Виды контроля Вид контроля
в семестре 4 Экзамены (36 часов) в семестре 3 Зачеты Курсовые работы 1
часов дисциплины по семестрам
уч.план 2013 г.
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (срок обучения 6 лет)
согласно учебному плану 2012 года
Часов на самостоятельную работу по РУП: 311 (86,4%)
Часов на самостоятельную работу по РПД: 311 (86,4%)
Виды контроля Вид контроля
в семестре 4 Экзамены (9 часов) в семестре 3 Зачеты (4 час) Контрольные работы 1
Распределение часов дисциплины по семестрам
уч.план 2013 г.
Вид занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| уп
| рпд
| Лекции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Лабора-торные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Практи-ческие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КСР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ауд.
занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сам. работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| Цель курса «Экономика организации» изучить хозяйственную деятельность коммерческих производственных организаций (предприятий) в условиях рыночной системы хозяйствования. Предметом изучения служат экономические и организационные процессы взаимодействия и связи между производственными системами и их элементами и частями, процесс обоснования хозяйственных решений, разрабатываемых коммерческими производственными организациями, функционирующими в рыночной среде.
| 1.2.
| Для достижения цели ставятся задачи:
| 1.2.1
| изучить вместе с бакалаврами базовые экономические понятия и категории данной дисциплины и взаимосвязи между ними
| 1.2.2
| научить студентов анализировать экономические процессы, приобрести навыки и умения выполнять конкретные экономические расчеты, делать выводы и строить прогнозы
| 1.2.3
| познакомиться и описать процессы, происходящие в коммерческой производственной организации, в категориях и понятиях экономики
| 1.2.4
| определить влияние элементов и процессов внутренней и внешней среды на результаты деятельности предприятия
| 1.2.5
| научиться определять выбор оптимальных путей реализации хозяйственных решений для достижения лучшего конечного результата деятельности предприятия
| 1.2.6
| получить необходимые навыки для решения наиболее часто встречающихся на практике задач по вопросам данной дисциплины
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
| Цикл (раздел) ООП
| Б 1.В.ОД.2
| 2.1.
| Требования к предварительной подготовке обучающегося:
| 2.1.1
| Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь базовую подготовку по «Экономической теории», «Микроэкономике», «Экономика предприятия (фирмы)»
| 2.2
| Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
| 2.2.1
| Дисциплина «Экономика организации» является базовой для успешного освоения дисциплин: «Экономика предприятия (фирмы)».
Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения дисциплин профессионального цикла и практик, формирующих компетенции
ОК-4, ПК-2, ПК-15
|
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
| ОК-4способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
| Знать:
| Уровень 1.
| законы развития экономики
| Уровень 2.
| основные экономические показатели
| Уровень 3.
| использовать полученные знания и способности обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
| Уметь:
| Уровень 1.
| анализировать и оценивать экономические и социальные процессы и явления
| Уровень 2.
| осознанно понимать роль и значение принятых хозяйственных решений, разрабатываемых коммерческими производственными организациями функционирующими в рыночной среде
| Уровень 3.
| использовать полученные знания и способности проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
| Владеть
| Уровень 1.
| основными экономическими понятиями, категориями, методами
| Уровень 2.
| способами принятия экономических и хозяйственных решений
| Уровень 3.
| способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада
| ПК-2способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
| Знать:
| Уровень 1.
| предмет, объект экономики в целом и экономики и организации производства (предприятия)
| Уровень 2.
| изучение базовых экономических понятий и категорий и взаимосвязи между ними
| Уровень 3.
| основные показатели функционирования и развития коммерческих производственных организаций (предприятий)
| Уметь:
| Уровень 1.
| анализировать и оценивать экономические явления и процессы
| Уровень 2.
| описывать процессы, происходящие в коммерческой производственной организации, в категориях и понятиях экономики
| Уровень 3.
| осознанно понимать роль и значение принятых решений
| Владеть:
| Уровень 1.
| основными научными методами экономического исследования
| Уровень 2.
| применениям данных методов в конкретной деятельности предприятия и организаций
| Уровень 3.
| строить прогнозы с помощью данных методов в деятельности предприятия и организации в будущем
| ПК-15способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач
| Знать:
| Уровень 1.
| методологию принятия решений в экономической деятельности предприятия
| Уровень 2.
| причинно-следственные связи, используемые при принятии решений
| Уровень 3.
| усвоение методов и средств воздействия на экономику производственного предприятия
| Уметь:
| Уровень 1.
| разрабатывать мероприятия по изменению ситуации в деятельности предприятия
| Уровень 2.
| анализировать эффективность экономических и других мероприятий в деятельности предприятия
| Уровень 3.
| расчесывать экономический и экономико-математические эффекты от реализации этих мероприятий
| Владеть:
| | Уровень 1.
| методикой проведения необходимых экономических расчетов
| Уровень 2.
| приобретения необходимых навыков и умения выполнять конкретные экономические расчеты
| Уровень 3.
| выбирать оптимальные пути реализации хозяйственных решений для достижения лучшего конечного результата деятельности организации.
|
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
|
| Цель курса «Экономика организации (предприятия)» изучить хозяйственную деятельность коммерческих производственных организаций (предприятий) в условиях рыночной системы хозяйствования. Предметом изучения служат экономические и организационные процессы взаимодействия и связи между производственными системами и их элементами и частями, процесс обоснования хозяйственных решений, разрабатываемых коммерческими производственными организациями, функционирующими в рыночной среде.
|
|
| 1.2.
| Для достижения цели ставятся задачи:
| 1.2.1
| изучить базовые экономические понятия и категории данной дисциплины и взаимосвязи между ними
| 1.2.2
| научить и проанализировать экономические процессы, приобрести навыки и умения выполнять конкретные экономические расчеты, делать выводы и строить прогнозы
| 1.2.3
| познакомиться и описать процессы, происходящие в коммерческой производственной организации, в категориях и понятиях экономики
| 1.2.4
| определить влияние элементов и процессов внутренней и внешней среды на результаты деятельности предприятия
| 1.2.5
| научиться определять выбор оптимальных путей реализации хозяйственных решений для достижения лучшего конечного результата деятельности предприятия
| 1.2.6
| получить необходимые навыки для решения наиболее часто встречающихся на практике задач по вопросам данной дисциплины
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
| Цикл (раздел) ООП
| С 3.Б.9
| 2.1.
| Требования к предварительной подготовке обучающегося:
| 2.1.1
| Для успешного освоения дисциплины студент должен иметь базовую подготовку по «Экономической теории», «Микроэкономике», «Экономика предприятия (фирмы)»
| 2.2
| Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
| 2.2.1
| Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» является базовой для успешного освоения дисциплин: «Экономика предприятия (фирмы)».
Изучение дисциплины необходимо для успешного освоения дисциплин профессионального цикла и практик, формирующих компетенции
ПК-1, ПК-2, ПК-4
| | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|