Сделай Сам Свою Работу на 5

Нейтральные в силу ранее заключенного договора о нейтралитете





государства обязаны на протяжении срока действия договора строго соблюдать правила нейтралитета в отношении другой стороны договора с момента, когда становится известно о нападении третьего государства на одну из договаривающихся сторон. Например, в 20-30-х годах СССР заключил с соседними государствами двусторонние договоры о ненапа­дении и нейтралитете или о дружбе, нейтралитете и ненападении. Фа­шистская Германия нарушила свои договорные обязательства, веролом­но напав на СССР 22 июня 1941 г., СССР нарушил свои договорные обязательства в отношении Финляндии, Прибалтийских государств, Польши и Афганистана.

Нейтральное государство имеет право:отражать военной силой лю­бые попытки воюющих нарушить статус нейтрального государства; пре­доставлять свою территорию для содержания и перевозки жертв войны, оказавшихся на его территории; оказывать воюющим добрые услуги и посредничество в переговорах; предоставлять убежище войскам, воен­ным кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием1;

использовать морские пространства за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними для морской и воздушной навигации, принимая во внимание зоны военных действий, объявленные воюющими; предоставлять доступ в свои порты военным кораблям воюющих (не более трех в один порт) на срок не более 24 ч для исправления последствий аварий и повреждений в целях восстановления способности плавания (для подводной лодки - плавания только в надводном положении), но не для восстановления или увели­чения боевой мощи, а также для пополнения запасов продовольствия, топлива и воды, чтобы дойти до своего ближайшего порта, и др.



Нейтральные государства обязаны:

не предоставлять свою территорию для формирования военных отря­дов воюющих и их военных баз; не передавать воюющим боеприпасы, технику и вооружение, а также военные корабли и летательные аппара­ты; задерживать и интернировать военные корабли и летательные аппа­раты, которые не покинули порт по истечении 24 ч и льготного времени (по причине аварии или состояния моря); устанавливать интервал в 24 ч между выходом из его порта военных кораблей воюющих друг против друга государств;



препятствовать и не разрешать воюющим государствам задерживать, осматривать и обыскивать в своем территориальном море суда под лю­быми флагами; препятствовать тому, чтобы раненые и больные воюто-

1 Интернирование - особый режим, устанавливаемый нейтральным государ­ством для военнослужащих, военных кораблей и летательных аппаратов воюю­щих сторон, предусматривающий их разоружение и исключение повторного участия в войне.

ших государств по выздоровлении могли снова участвовать в военных действиях; принимать меры для защиты и охраны культурных ценностей воюющих сторлн, попавших на территорию нейтрального государства, для последующего их возвращения по принадлежности и др.

Воюющие государства обязаныстрого соблюдать права нейт­рального государства и его статус; не сооружать военные базы на тер­ритории нейтрального государства, не вести на его территории военные действия, не злоупотреблять правом временного убежища и др.

Воюющие государства имеют правозахватывать или уничтожать абсолютную военную контрабанду1 (предметы и материалы, служащие исключительно для войны), когда перевозящее ее судно нейтрального государства следует в неприятельский порт, и условную военную конт­рабанду (предметы и материалы, которые могут служить как для во­енных, так и для мирных целей), когда они предназначены для воору­женных сил или органов военного управления противника. Само ней­тральное судно захватывается или уничтожается только в случае, ес­ли контрабандный груз по массе, объему, стоимости или по цене фрах­та превышает половину всего груза (ст. 39 Лондонской Декларации



1909 г.).

Все невоюющие государства имеют законное право использовать Мировой океан и воздушное пространство над ним за пределами тер­риториального моря воюющих государств для международной морской и воздушной навигации в рамках свободы открытого моря, обеспечивая при необходимости безопасность и оборону своих судов от нападения воюющих государств путем организации конвоев и охраны судов своими военными кораблями и летательными аппаратами. Именно такая обста­новка существовала в Персидском заливе во время ирано-иракской вой­ны в 80-х годах.

Приз(в морском праве) - это захваченные в ходе войны неприя­тельское торговое судно и его груз, торговое судно нейтрального госу­дарства, большую часть груза которого составляет военная контрабанда, а также судно под флагом нарушающего правила нейтралитета ней­трального государства.

Военный корабль, захвативший приз, должен выполнить ряд фор­мальностей: составление протокола об осмотре и захвате судна и его груза, о конфискации судна и его груза, проверку и опечатывание до­кументов, радиорубки, грузовых люков и др. Приз приводится в свой порт, где призовой суд окончательно решает судьбу захваченного судна и его груза. Груз противника конфискуется, грузы нейтрального госу­дарства подлежат возврату, а безосновательно уничтоженные - подле­жат компенсации.

1 Военная контрабанда - грузы нейтральных собственников на судах воюю­щих или грузы противника на судах нейтральных государств, которые одна из воюющих сторон запрещает доставлять своему противнику.

Трофеи- это захваченное на поле боя (в море) оружие, техника, во­енное имущество и материалы (военные корабли, другие суда, летатель­ные аппараты, вооружение и др.), а также ценности (деньги, золото, драгоценности, государственные ценные бумаги и др.) противника. Пе­речисленное выше имущество становится трофеями и после капитуля­ции противника (безоговорочной, простой, местной) с последующим оформлением соответствующих международных документов.

§ 6. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВОЙНЫ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Жертвы войны- это лица, которые не принимают непосредственно­го участия в военных действиях или прекратили такое участие с опре­деленного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой-либо дискри­минации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, про­исхождения, имущественного положения или любых других аналогич­ных критериев.

Запрещаются:преднамеренные убийства; нанесение увечья; же­стокое, бесчеловечное, оскорбительное или унижающее достоинство обращение; пытки, истязания, биологические и медицинские опыты и эксперименты; преднамеренное причинение телесных повреждений; осуждение и применение наказания без вступившего в силу надлежа­щим образом вынесенного судебного решения; наказания за несовер­шенные правонарушения, в том числе коллективные наказания; оста­вление без медицинской помощи, воды, питания и другие действия. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, осо­бенно беременные женщины, престарелые. Лица, виновные в умышлен­ном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными прес­тупниками, подлежащими уголовному наказанию.

Международно-правовая защита раненых, больных и лиц, потер­певших кораблекрушение,предусмотрена первой и второй Женевски­ми конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Обе конвенции обязывают воюющие стороны:обеспечивать медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, которые считаются военнопленными, при этом запрещается добивать их или истреблять, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или предумышленно создавать условия для их заражения; разы­скивать и подбирать раненых и больных, устанавливать их личность и ограждать их от ограбления и дурного обращения; разыскивать мертвых и хоронить их, устанавливая их личность и препятствуя ограблению;

когда позволяют обстоятельства, заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или местные соглашения с целью: подобрать раненых и больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, про­извести обмен ими; эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, обмена ими и пропуска в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества; разрешать мест­ному населению (а на море - капитанам нейтральных торговых судов, яхт и мелких судов) без боязни преследования подбирать раненых и больных (в том числе из воды) и ухаживать за ними независимо от их национальности;

разрешать военным кораблям и летательным аппаратам нейтральных стран подбирать больных, раненых и потерпевших кораблекрушение, принимая впоследствии меры к тому, чтобы эти подобранные лица не могли снова принять участие в военных действиях; разрешать госпи­тальным судам противника покидать захваченные порты; не нападать на постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формиро­вания и госпитальные суда, имеющие надлежащие отличительные знаки. Санитарный и медицинский персонал и священнослужители, состоящие при вооруженных силах, пользуются уважением и покровительством при всех обстоятельствах и не считаются военнопленными; не нападать на санитарные летательные аппараты, несущие надлежащие отличи­тельные знаки, если они будут летать на высоте, во время и по маршру­там, специально предусмотренным соглашением между воюющими сто­ронами;

возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных, учрежденного в нейтральной стране (в Швейцарии при МККК), все данные о раненых, больных и во­еннопленных, находящихся у воюющих сторон, и об их смерти.

Международно-правовая защита военнопленныхпредусмотрена IV Гаагской конвенцией 1907 г., третьей Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г.

Военнопленный- это обезоруженный противник, временно нахо­дящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу. Военнопленный не является и не может являться преступником за один лишь факт пленения. Воюющие стороны обязаны:

гуманно обращаться с военнопленными, не подвергать их физи­ческому калечению, научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами, удалению тканей или органов для пересадки, за исключением случаев лечения военнопленного; защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорбле­ний и любопытства толпы, уважать их личность и честь; снабжать воен­нопленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и

другими принадлежностями первой необходимости, оплачивать выпол­няемую ими работу;

не применять к военнопленным никаких физических пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений (во­еннопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер); не привлекать их к опасным для здоровья и унизительного характера работам; запрещать коллективные наказания за индивидуальные проступки; дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья; за не­удавшийся побег военнопленный несет только дисциплинарное взыска­ние;

к военнопленным женщинам относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. В частности, женщины-военнопленные должны содержать­ся отдельно от мужчин, им должны быть предоставлены лучшие сани­тарно-гигиенические условия, не должно быть посягательства на их честь, в случае беременности и родов женщине должны быть предостав­лены дополнительное питание и медицинская помощь, она не должна разлучаться с рожденным ею ребенком; женщина-воешюпленная не должна привлекаться к таким работам, на которых женщины собствен­ного государства не используются;

освобождать и репатриировать военнопленных тотчас же по пре­кращении военных действий (по прекращении огня) и т.д.

В числе главных требований к Ираку после разгрома его армий в феврале 1991 г. было требование о немедленном освобождении всех пленных, граждан третьих стран и передаче останков погибших. Обмен военнопленными неоднократно производился в бывшей Югославии, в Чечне (Россия), между Арменией и Азербайджаном.

Международно-правовая защита гражданского населения и куль­турных ценностей предусмотрена IV Гаагской конвенцией 1907 г., чет­вертой Женевской конвенцией 1949 г. и Гаагской конвенцией 1954 г. Гражданское население при любых обстоятельствах имеет право на гу­манное обращение и защиту от любых актов насилия запугивания, тер­рора и оскорблений, независимо от того, находится ли оно на временно оккупированной противником территории или в тылу своих армий. Воюющие стороны могут создавать на своей территории и на оккупиро­ванной территории санитарные зоны и зоны безопасности с целью ог­раждения от военных действий раненых и больных, престарелых и ин­валидов, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, сообщая противнику о создании таких зон.

Гражданское население и гражданские объекты не должны являться объектом для нападений и репрессалий, против них не должны приме­няться насильственные действия и запрещенные средства и методы ве­дения войны. В частности, не должны подвергаться нападению и унич-

тожению сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы, продукты питания, запасы воды и средства ее получения и очистки)^ другие незащищенные и невоенные объекты.

На территорию, временно занятую вооруженными силами против­ника, распространяется режим военной оккупации, который предусма­тривает только фактическую власть оккупирующей стороны, а не пе­реход суверенитета. На оккупированной территории остаются в силе прежние законы, действие которых может быть приостановлено или отменено только в случае, если они представляют угрозу оккупиру­ющей державе.

Оккупирующая держава обязана:принять все меры для восстано­вления и обеспечения общественного порядка и безопасности насе­ления, доводить до сведения населения на его языке принимаемые ок­купационными властями постановления об административной и уголо­вной ответственности, снабжать гражданское население продовольст­вием и санитарными материалами, обеспечивать сохранность культур­ных ценностей народов оккупированных территорий и т.д.

Оккупирующей державе запрещается:угонять и депортировать на­селение с оккупированной территории на свою территорию или терри­торию другого государства; перемещать свое население на оккупи­рованную территорию; изменять гражданство детей и разлучать их с родителями; принуждать население оккупированных территорий слу­жить в вооруженных силах оккупантов, принимать участие в войне про­тив своего государства и выполнять работы военного характера; унич­тожать государственную, общественную, личную и частную собст­венность, если это не вызывается военной необходимостью для ведения операций; уничтожать или вывозить культурные ценности или духовное наследие или наносить им непоправимый ущерб, не вызываемый воен­ной необходимостью, и т.д.

Дополнительный протокол I 1977 г. устанавливает особую защиту женщин и детей. В частности, женщинам должна быть обеспечена за­щита от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств; дела беременных женщин и матерей малолетних детей должны рассматриваться в первую очередь с исклю­чением, в максимально возможной степени, вынесения таким женщинам смертного приговора. Детям должна быть обеспечена защита от любого рода непристойных посягательств; дети, не достигшие 15-летнего воз­раста, не должны принимать участия в военных действиях; детям, не достигшим 18-летнего возраста, не может выноситься смертный приго­вор; на всех эвакуированных детей (и потерявших родителей) в целях облегчения возвращения в свои семьи и в свою страну должна запол­няться карточка с максимально полной информацией о ребенке (фамилия, имя, пол, место и дата рождения, полное имя матери, отца, национальность, родной язык, группа крови, отличительные приметы,

национальность, родной язык, группа крови, отличительные приметы, адрес и т.д.), которая направляется в Центральное справочное агентство МККК.

Несмотря на наличие действующих конвенций о защите жертв войны, армии многих государств грубо нарушали положения этих кон­венций, совершая тем самым тяжкие военные преступления и преступ­ления против человечности. Нарушения конвенций имели место во время войны США во Вьетнаме, СССР - в Афганистане, в ирано-иракской войне, во время агрессии Израиля против арабских государств и Ирака против Кувейта, на территории бывшей Югославии и бывшего СССР.

Вплоть до конца 80-х годов в СССР господствовал сталинский взгляд на военнопленных как на предателей и изменников Родины. Именно этим в первую очередь объясняется нерешенность вопроса о возвраще­нии советских военнопленных из Афганистана, непредоставление мате­риальной помощи МККК. В Назранских соглашениях по Чечне нет ни слова о возвращении военнопленных России, до сих пор не сняты бесчеловечные оговорки по ст. 10 первых трех Женевских конвенций 1949 г. и по ст. 11 четвертой Конвенции: "СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся раненые, больные или санитарный персонал (военнопленные; раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, или санитарный персонал; покрови­тельствуемые лица - по ст. 11 четвертой Конвенции), к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые Державой-Покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица".

§ 7. ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Прекращение военных действий.Военные действия между воюю­щими могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.

Местное перемириеносит временный характер, оно заключается для ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретны­ми ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование общенационального или религиозного праздника) и длит­ся, как правило, краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).

Решение о заключении местного перемирия может принять местное военно<7командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. По выполне­нии обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут быть возобновлены.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем по­рядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.

Местные перемирия или одностороннее прекращение военных дей­ствий имели место во Вьетнаме, Афганистане, во время армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного Карабаха, в Югославии, в Чеч­не, на Ближнем Востоке и в других районах.

Общее перемириеили общее прекращение огня полностью прекра­щает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия от­дельными военнослужащими является военным преступлением, за кото­рое эти военнослужащие должны нести уголовную ответственность.

Общее перемирие носит не только военный, но и политический ха­рактер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия или прекращения огня одной из сторон следует рассматривать как акт аг­рессии или военное преступление.

Общее перемирие или прекращение огня многократно объявлялось уже и после второй мировой войны: Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.). Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1954 г.), Соглашение о прекращении огня в Алжире (1962 г.), Соглашение о прекращении огня между Ираном и Ираком (1988 г.), 28 февраля 1991 г. прекращены военные действия на территории Ирака и Кувейта силами антииракской коалиции в соответствии с мандатом Со­вета Безопасности ООН, неоднократно объявлялось о прекращении огня в Карабахе (между Арменией и Азербайджаном), в Грузии, Чечне и других районах.

Капитуляция- это один из способов прекращения военных дей­ствий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исклю­чая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, про­стой (обьлной), общей и безоговорочной.

Почетная капитуляция- это прекращение военных действий в свя­зи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соот­ветствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город (крепость, зону) со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооружен­ными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий

(например, почетная капитуляция палестинцев в Бейруте и выход из осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.).

Простая (обычная) капитуляция- это прекращение военных дей­ствий на отдельном участке (сдача крепости, города, зоны), разо­ружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-по­литическое положение воюющих государств (например, капитуляция Порт-Артура в русско-японскую войну 1904-1905 гг.).

Общая капитуляция- это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего пора­жения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все воо­руженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и матери­альная ответственность. Например, общая капитуляция Ирака 27 февра­ля 1991 г., когда правительство Ирака в письме на имя председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить резолюцию № 660 и все другие резолюции Совета Безопасности ООН.

Безоговорочная капитуляция(особая форма общей капитуляции) -это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.

Агрессор лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верхов­ная власть осуществляется специально назначенными лицами от имени победивших государств. Победители определяют будущее политическое урегулирование, вырабатывают конкретные санкции за агрессию, виды и формы политической и материальной ответственности агрессора, реша­ют вопрос о привлечении к уголовной ответственности главных военных преступников, вырабатывают основы будущего мирного договора. Аг­рессор не имеет права отклонять или не выполнять условия безогово­рочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее. Примера­ми являются безоговорочные капитуляции Германии 8 мая 1945 г. и Японии 2 сентября 1945 г.

Прекращение состояния войнымежду воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора, при­нятия односторонней декларации или подписания двусторонней декла­рации. 10 февраля 1947 г. странами антигитлеровской коалиции были заключены мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Ру­мынией и Финляндией. Англия и Франция 9 июля, а США 19 октября 1951 г. в одностороннем порядке прекратили состояние войны с Герма­нией, в том же 1951 г. США и их союзники заключили сепаратный мир­ный договор с Японией, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Декларацию о прекращении состояния войны между ними (до сих пор Россия и Япония не подписали мирного договора). 25 января 1955 г. в СССР был издан Указ "О прекращении состояния войны между СССР и

Германией". 27 января 1973 г. было заключено Соглашение о прекра­щении войны и восстановлении мира во Вьетнаме и четыре протокола к нему, в 1987 г. были подписаны Женевские соглашения об урегулиро­вании положения в Афганистане, положившие конец войне СССР в Аф­ганистане.

Правовые последствия окончания войны(состояния войны) нас­тупают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других не­воюющих государств.

Для воюющих государств:прекращают действовать законы и обы­чаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; заключаются новые договоры, возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших противников, осуществляется вывод оккупационных войск; опубликовываются сведения и координаты вы­ставленных минных заграждений на суше и в море, производится раз­минирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств; разрешаются все вопросы политической и мате­риальной ответственности и уголовной ответственности главных воен­ных преступников; создаются политические и материальные гарантии для недопущения войны в будущем.

К таким условиям и гарантиям относятся, например: денацификация Германии, лишение Германии и Италии колоний, отказ от войны и соз­дания армии (Япония), раздел военных флотов побежденных государств (Италии, Германии, Японии), полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов или районов (Цодеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море), создание демилитаризованной зоны в Корее, между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, ограничения военного характера для Ирака после поражения в 1991 г. (уничтожение ракет, химического и бактериологи­ческого потенциала и др.).

Для нейтральных государств- прекращается состояние нейтрали­тета в войне; для всех невоюющих государств в целом- ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные корабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на тер­ритории нейтральных государств, восстанавливается безопасность меж­дународной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.

§ 8. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Уголовную ответственность физических лиц предусматривают: Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции

1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступ­лениям против человечества 1968 г., Устав Международного трибунала по Югославии 1993 г. и Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г.

Устав МВТ.к международным преступлениям, влекущим уголовную ответственность физических лиц, относит следующие преступления:

а) преступления против мира:планирование, подготовка, развя­зывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение меж­дународных договоров;

б) военные преступления:убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников, бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или унич­тожение общественной или частной собственности и др.;

в) преступления против человечности:убийства, истребление, по­рабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осущест­вления преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежа­щими юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти дей­ствия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6 Устава МВТ).

В этой же статье указывается, что руководители, организаторы, под­стрекатели и пособники упомянутых преступлений несут ответствен­ность за все действия, совершенные любым лицом с целью осуществле­ния вышеперечисленных преступлений. При этом "должностное поло­жение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответ­ственных чиновников различных правительственных ведомств не долж­но рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания" (ст. 7). Равным образом, "тот факт, что под­судимый действовал по распоряжению правительства или приказу на­чальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматри­ваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия" (ст. 8).

Ответственность за агрессию и связанные с ней преступления для физических лиц наступает в виде уголовной ответственности, ре­ализуемой или международными военными трибуналами, создаваемыми заинтересованными государствами, или национальными судами жертв агрессии. Так, в 1946 и в 1948 гг. международными военными трибу­налами в Нюрнберге и Токио были осуждены главные немецкие и япо­нские военные преступники, из которых 19 были приговорены к смерт­ной казни и 25 - к различным срокам тюремного заключения. Военны­ми трибуналами СССР, США, Англии и Франции во время войны и после нее неоднократно проводились процессы над военными преступ-

ыпсами и предателями, виновными в массовом уничтожении граждан и военнопленных стран антигитлеровской и антияпонской коалиции.

Положения Устава МВТ были дополнены Дополнительными прото­колами I и II 1977 г. Протоколы исходят из недопустимости и преступ­ности приказа, направленного на нарушение Женевских конвенций 1949 г. и Протоколов 1977 г. Лицо, издавшее такой приказ, и лицо, вы­полнившее его, совершают военное преступление и подлежат наказанию в уголовном порядке. Протоколы возложили обязательство на воюющие государства требовать от командиров своих вооруженных сил, чтобы они сами не нарушали положения Женевских конвенций, а в случае необходимости пресекали эти нарушения и уведомляли о таких дейст­виях свои компетентные власти.

Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. предусматривает наказания не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также лиц, пытающихся со­вершить такие действия и принимающих соучастие в таких действиях. Конвенция обязывает государство - участника Конвенции или наказать такое лицо, или выдать его государству, обратившемуся к участнику Конвенции с требованием о выдаче преступника.

В 1976 г. в Луанде (Ангола) были осуждены наемники из США и Англии; в 1993 г. азербайджанским военным трибуналом были призна­ны наемниками и осуждены пять российских граждан (впоследствии по­милованы Президентом Азербайджана); в бывшей Югославии в 1995 г. воевали наемники из различных стран, в том числе и из России. В Чеч­не на стороне чеченской вооруженной оппозиции принимали участие наемники из Афганистана и некоторых других стран.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрена строгая ответственность за военные преступления. Вместе с тем уже давно пора разработать и принять закон, содержащий понятие "преступный приказ" и уголовную ответственность за его отдание и исполнение, а также не­обходимо отменить упомянутые бесчеловечные оговорки по ст. 10 и 11 Женевских конвенций 1949 г.

Международное сообщество, обеспокоенное ростом массовых пре­ступлений во время так называемых "этнических чисток" (а по суще­ству, геноцида) в различных районах мира, особенно в Югославии, при­няло решение о создании специального судебного органа - Между­народного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за массовый геноцид на территории бывшей Югославии.

В октябре 1992 г. Совет Безопасности ООН по инициативе ОНА уч­редил Комиссию по расследованию преступлений в бывшей Югославии, в феврале 1993 г. принял решение об учреждении Международного трибунала, а в мае 1993 г. при поддержке представителя России офици­ально утвердил его создание.

Генеральная Ассамблея ООН 15-17 сентября 1993 г. избрала 11 чле­нов Международного трибунала (от Австралии, Египта, Италии, Китая, Малайзии, Нигерии, Пакистана, США) и главного обвинителя (гене­рального прокурора Венесуэлы), выделив для первого года деятельности Трибунала 31,2 млн. долл. 17 ноября 1993 г. в Гааге во Дворце Мира состоялось первое учредительное заседание Международного трибунала, деятельность которого, как предполагается, выйдет за рамки только од­ной Югославии. В 1996 г. были выданы ордера на арест боснийских лидеров Караджича и Младича.

8 ноября 1994 г. Совет Безопасности ООН принял решение об учре­ждении Международного трибунала по Руанде для судебного преследо­вания лиц, совершивших преступления в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

В Уставе Международного трибунала по Югославии к серьезным на­рушениям Женевских конвенций 1949 г. отнесены: умышленное убий­ство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические экспе­рименты; умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; взятие гражданских лиц в качестве заложников (ст. 2).

К нарушениям законов или обычаев войны отнесены (перечень не является исчерпывающим): применение отравляющих веществ или дру­гих видов оружия, предназначенных для причинения излишних страда­ний; бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью; нападение на не­защищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, ху­дожественных и научных учреждений, исторических памятников и ху­дожественных и научных произведений; разграбление общественной или частной собственности (ст. 3).

Понятие "геноцид" совпадает с аналогичным понятием, определен­ным в Конвенции о предупреждений преступления, геноцида и наказа­нии за него 1948 г. (ст. 4).

К преступлениям против человечности отнесены: убийства; истреб­ление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнаси­лования; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам; другие бесчеловечные акты (ст. 5).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.