|
Нейтральные в силу ранее заключенного договора о нейтралитете
государства обязаны на протяжении срока действия договора строго соблюдать правила нейтралитета в отношении другой стороны договора с момента, когда становится известно о нападении третьего государства на одну из договаривающихся сторон. Например, в 20-30-х годах СССР заключил с соседними государствами двусторонние договоры о ненападении и нейтралитете или о дружбе, нейтралитете и ненападении. Фашистская Германия нарушила свои договорные обязательства, вероломно напав на СССР 22 июня 1941 г., СССР нарушил свои договорные обязательства в отношении Финляндии, Прибалтийских государств, Польши и Афганистана.
Нейтральное государство имеет право:отражать военной силой любые попытки воюющих нарушить статус нейтрального государства; предоставлять свою территорию для содержания и перевозки жертв войны, оказавшихся на его территории; оказывать воюющим добрые услуги и посредничество в переговорах; предоставлять убежище войскам, военным кораблям и летательным аппаратам воюющих с последующим их интернированием1;
использовать морские пространства за пределами территориального моря прибрежных государств и воздушное пространство над ними для морской и воздушной навигации, принимая во внимание зоны военных действий, объявленные воюющими; предоставлять доступ в свои порты военным кораблям воюющих (не более трех в один порт) на срок не более 24 ч для исправления последствий аварий и повреждений в целях восстановления способности плавания (для подводной лодки - плавания только в надводном положении), но не для восстановления или увеличения боевой мощи, а также для пополнения запасов продовольствия, топлива и воды, чтобы дойти до своего ближайшего порта, и др.
Нейтральные государства обязаны:
не предоставлять свою территорию для формирования военных отрядов воюющих и их военных баз; не передавать воюющим боеприпасы, технику и вооружение, а также военные корабли и летательные аппараты; задерживать и интернировать военные корабли и летательные аппараты, которые не покинули порт по истечении 24 ч и льготного времени (по причине аварии или состояния моря); устанавливать интервал в 24 ч между выходом из его порта военных кораблей воюющих друг против друга государств;
препятствовать и не разрешать воюющим государствам задерживать, осматривать и обыскивать в своем территориальном море суда под любыми флагами; препятствовать тому, чтобы раненые и больные воюто-
1 Интернирование - особый режим, устанавливаемый нейтральным государством для военнослужащих, военных кораблей и летательных аппаратов воюющих сторон, предусматривающий их разоружение и исключение повторного участия в войне.
ших государств по выздоровлении могли снова участвовать в военных действиях; принимать меры для защиты и охраны культурных ценностей воюющих сторлн, попавших на территорию нейтрального государства, для последующего их возвращения по принадлежности и др.
Воюющие государства обязаныстрого соблюдать права нейтрального государства и его статус; не сооружать военные базы на территории нейтрального государства, не вести на его территории военные действия, не злоупотреблять правом временного убежища и др.
Воюющие государства имеют правозахватывать или уничтожать абсолютную военную контрабанду1 (предметы и материалы, служащие исключительно для войны), когда перевозящее ее судно нейтрального государства следует в неприятельский порт, и условную военную контрабанду (предметы и материалы, которые могут служить как для военных, так и для мирных целей), когда они предназначены для вооруженных сил или органов военного управления противника. Само нейтральное судно захватывается или уничтожается только в случае, если контрабандный груз по массе, объему, стоимости или по цене фрахта превышает половину всего груза (ст. 39 Лондонской Декларации
1909 г.).
Все невоюющие государства имеют законное право использовать Мировой океан и воздушное пространство над ним за пределами территориального моря воюющих государств для международной морской и воздушной навигации в рамках свободы открытого моря, обеспечивая при необходимости безопасность и оборону своих судов от нападения воюющих государств путем организации конвоев и охраны судов своими военными кораблями и летательными аппаратами. Именно такая обстановка существовала в Персидском заливе во время ирано-иракской войны в 80-х годах.
Приз(в морском праве) - это захваченные в ходе войны неприятельское торговое судно и его груз, торговое судно нейтрального государства, большую часть груза которого составляет военная контрабанда, а также судно под флагом нарушающего правила нейтралитета нейтрального государства.
Военный корабль, захвативший приз, должен выполнить ряд формальностей: составление протокола об осмотре и захвате судна и его груза, о конфискации судна и его груза, проверку и опечатывание документов, радиорубки, грузовых люков и др. Приз приводится в свой порт, где призовой суд окончательно решает судьбу захваченного судна и его груза. Груз противника конфискуется, грузы нейтрального государства подлежат возврату, а безосновательно уничтоженные - подлежат компенсации.
1 Военная контрабанда - грузы нейтральных собственников на судах воюющих или грузы противника на судах нейтральных государств, которые одна из воюющих сторон запрещает доставлять своему противнику.
Трофеи- это захваченное на поле боя (в море) оружие, техника, военное имущество и материалы (военные корабли, другие суда, летательные аппараты, вооружение и др.), а также ценности (деньги, золото, драгоценности, государственные ценные бумаги и др.) противника. Перечисленное выше имущество становится трофеями и после капитуляции противника (безоговорочной, простой, местной) с последующим оформлением соответствующих международных документов.
§ 6. ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВОЙНЫ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Жертвы войны- это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой-либо дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, имущественного положения или любых других аналогичных критериев.
Запрещаются:преднамеренные убийства; нанесение увечья; жестокое, бесчеловечное, оскорбительное или унижающее достоинство обращение; пытки, истязания, биологические и медицинские опыты и эксперименты; преднамеренное причинение телесных повреждений; осуждение и применение наказания без вступившего в силу надлежащим образом вынесенного судебного решения; наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективные наказания; оставление без медицинской помощи, воды, питания и другие действия. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, особенно беременные женщины, престарелые. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащими уголовному наказанию.
Международно-правовая защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение,предусмотрена первой и второй Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Обе конвенции обязывают воюющие стороны:обеспечивать медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, которые считаются военнопленными, при этом запрещается добивать их или истреблять, преднамеренно оставлять без медицинской помощи или предумышленно создавать условия для их заражения; разыскивать и подбирать раненых и больных, устанавливать их личность и ограждать их от ограбления и дурного обращения; разыскивать мертвых и хоронить их, устанавливая их личность и препятствуя ограблению;
когда позволяют обстоятельства, заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или местные соглашения с целью: подобрать раненых и больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, произвести обмен ими; эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны, обмена ими и пропуска в эту зону направляющегося туда санитарного и духовного персонала и имущества; разрешать местному населению (а на море - капитанам нейтральных торговых судов, яхт и мелких судов) без боязни преследования подбирать раненых и больных (в том числе из воды) и ухаживать за ними независимо от их национальности;
разрешать военным кораблям и летательным аппаратам нейтральных стран подбирать больных, раненых и потерпевших кораблекрушение, принимая впоследствии меры к тому, чтобы эти подобранные лица не могли снова принять участие в военных действиях; разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты; не нападать на постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования и госпитальные суда, имеющие надлежащие отличительные знаки. Санитарный и медицинский персонал и священнослужители, состоящие при вооруженных силах, пользуются уважением и покровительством при всех обстоятельствах и не считаются военнопленными; не нападать на санитарные летательные аппараты, несущие надлежащие отличительные знаки, если они будут летать на высоте, во время и по маршрутам, специально предусмотренным соглашением между воюющими сторонами;
возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных, учрежденного в нейтральной стране (в Швейцарии при МККК), все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у воюющих сторон, и об их смерти.
Международно-правовая защита военнопленныхпредусмотрена IV Гаагской конвенцией 1907 г., третьей Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II 1977 г.
Военнопленный- это обезоруженный противник, временно находящийся во власти не отдельного лица или командира воинской части, а во власти воюющего государства (стороны), которое и несет полную ответственность за его судьбу. Военнопленный не является и не может являться преступником за один лишь факт пленения. Воюющие стороны обязаны:
гуманно обращаться с военнопленными, не подвергать их физическому калечению, научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами, удалению тканей или органов для пересадки, за исключением случаев лечения военнопленного; защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы, уважать их личность и честь; снабжать военнопленных водой, продовольствием, медицинской помощью, одеждой и
другими принадлежностями первой необходимости, оплачивать выполняемую ими работу;
не применять к военнопленным никаких физических пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер); не привлекать их к опасным для здоровья и унизительного характера работам; запрещать коллективные наказания за индивидуальные проступки; дисциплинарные взыскания не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья; за неудавшийся побег военнопленный несет только дисциплинарное взыскание;
к военнопленным женщинам относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. В частности, женщины-военнопленные должны содержаться отдельно от мужчин, им должны быть предоставлены лучшие санитарно-гигиенические условия, не должно быть посягательства на их честь, в случае беременности и родов женщине должны быть предоставлены дополнительное питание и медицинская помощь, она не должна разлучаться с рожденным ею ребенком; женщина-воешюпленная не должна привлекаться к таким работам, на которых женщины собственного государства не используются;
освобождать и репатриировать военнопленных тотчас же по прекращении военных действий (по прекращении огня) и т.д.
В числе главных требований к Ираку после разгрома его армий в феврале 1991 г. было требование о немедленном освобождении всех пленных, граждан третьих стран и передаче останков погибших. Обмен военнопленными неоднократно производился в бывшей Югославии, в Чечне (Россия), между Арменией и Азербайджаном.
Международно-правовая защита гражданского населения и культурных ценностей предусмотрена IV Гаагской конвенцией 1907 г., четвертой Женевской конвенцией 1949 г. и Гаагской конвенцией 1954 г. Гражданское население при любых обстоятельствах имеет право на гуманное обращение и защиту от любых актов насилия запугивания, террора и оскорблений, независимо от того, находится ли оно на временно оккупированной противником территории или в тылу своих армий. Воюющие стороны могут создавать на своей территории и на оккупированной территории санитарные зоны и зоны безопасности с целью ограждения от военных действий раненых и больных, престарелых и инвалидов, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, сообщая противнику о создании таких зон.
Гражданское население и гражданские объекты не должны являться объектом для нападений и репрессалий, против них не должны применяться насильственные действия и запрещенные средства и методы ведения войны. В частности, не должны подвергаться нападению и унич-
тожению сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, АЭС), объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы, продукты питания, запасы воды и средства ее получения и очистки)^ другие незащищенные и невоенные объекты.
На территорию, временно занятую вооруженными силами противника, распространяется режим военной оккупации, который предусматривает только фактическую власть оккупирующей стороны, а не переход суверенитета. На оккупированной территории остаются в силе прежние законы, действие которых может быть приостановлено или отменено только в случае, если они представляют угрозу оккупирующей державе.
Оккупирующая держава обязана:принять все меры для восстановления и обеспечения общественного порядка и безопасности населения, доводить до сведения населения на его языке принимаемые оккупационными властями постановления об административной и уголовной ответственности, снабжать гражданское население продовольствием и санитарными материалами, обеспечивать сохранность культурных ценностей народов оккупированных территорий и т.д.
Оккупирующей державе запрещается:угонять и депортировать население с оккупированной территории на свою территорию или территорию другого государства; перемещать свое население на оккупированную территорию; изменять гражданство детей и разлучать их с родителями; принуждать население оккупированных территорий служить в вооруженных силах оккупантов, принимать участие в войне против своего государства и выполнять работы военного характера; уничтожать государственную, общественную, личную и частную собственность, если это не вызывается военной необходимостью для ведения операций; уничтожать или вывозить культурные ценности или духовное наследие или наносить им непоправимый ущерб, не вызываемый военной необходимостью, и т.д.
Дополнительный протокол I 1977 г. устанавливает особую защиту женщин и детей. В частности, женщинам должна быть обеспечена защита от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств; дела беременных женщин и матерей малолетних детей должны рассматриваться в первую очередь с исключением, в максимально возможной степени, вынесения таким женщинам смертного приговора. Детям должна быть обеспечена защита от любого рода непристойных посягательств; дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны принимать участия в военных действиях; детям, не достигшим 18-летнего возраста, не может выноситься смертный приговор; на всех эвакуированных детей (и потерявших родителей) в целях облегчения возвращения в свои семьи и в свою страну должна заполняться карточка с максимально полной информацией о ребенке (фамилия, имя, пол, место и дата рождения, полное имя матери, отца, национальность, родной язык, группа крови, отличительные приметы,
национальность, родной язык, группа крови, отличительные приметы, адрес и т.д.), которая направляется в Центральное справочное агентство МККК.
Несмотря на наличие действующих конвенций о защите жертв войны, армии многих государств грубо нарушали положения этих конвенций, совершая тем самым тяжкие военные преступления и преступления против человечности. Нарушения конвенций имели место во время войны США во Вьетнаме, СССР - в Афганистане, в ирано-иракской войне, во время агрессии Израиля против арабских государств и Ирака против Кувейта, на территории бывшей Югославии и бывшего СССР.
Вплоть до конца 80-х годов в СССР господствовал сталинский взгляд на военнопленных как на предателей и изменников Родины. Именно этим в первую очередь объясняется нерешенность вопроса о возвращении советских военнопленных из Афганистана, непредоставление материальной помощи МККК. В Назранских соглашениях по Чечне нет ни слова о возвращении военнопленных России, до сих пор не сняты бесчеловечные оговорки по ст. 10 первых трех Женевских конвенций 1949 г. и по ст. 11 четвертой Конвенции: "СССР не будет признавать законным обращение державы, во власти которой находятся раненые, больные или санитарный персонал (военнопленные; раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, или санитарный персонал; покровительствуемые лица - по ст. 11 четвертой Конвенции), к нейтральному государству или гуманитарной организации с просьбой принять на себя функции, выполняемые Державой-Покровительницей, если на это не имеется согласия правительства страны, гражданами которой являются покровительствуемые лица".
§ 7. ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Прекращение военных действий.Военные действия между воюющими могут быть прекращены в результате перемирия или капитуляции одного из них. Перемирие может быть местным или общим.
Местное перемириеносит временный характер, оно заключается для ограниченного театра войны (поле боя, крепость, остров) с конкретными ограниченными целями или задачами местного значения (подбор и транспортировка раненых, больных и убитых, обмен ранеными, вывод женщин и детей из осажденной крепости, переговоры с парламентером, празднование общенационального или религиозного праздника) и длится, как правило, краткое время (один час, несколько часов, один или несколько дней).
Решение о заключении местного перемирия может принять местное военно<7командование в рамках своих полномочий. Местное перемирие не влечет за собой прекращение войны между воюющими. По выполнении обусловленных перемирием частных задач и истечении его срока военные действия могут быть возобновлены.
Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем порядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели, о чем заранее оповещается другая воюющая сторона.
Местные перемирия или одностороннее прекращение военных действий имели место во Вьетнаме, Афганистане, во время армяно-азербайджанской войны из-за Нагорного Карабаха, в Югославии, в Чечне, на Ближнем Востоке и в других районах.
Общее перемириеили общее прекращение огня полностью прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования. Нарушение общего перемирия отдельными военнослужащими является военным преступлением, за которое эти военнослужащие должны нести уголовную ответственность.
Общее перемирие носит не только военный, но и политический характер, поскольку оно является первым шагом на пути к прекращению войны и мирному урегулированию. Нарушение общего перемирия или прекращения огня одной из сторон следует рассматривать как акт агрессии или военное преступление.
Общее перемирие или прекращение огня многократно объявлялось уже и после второй мировой войны: Соглашение о военном перемирии в Корее (1953 г.). Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме (1954 г.), Соглашение о прекращении огня в Алжире (1962 г.), Соглашение о прекращении огня между Ираном и Ираком (1988 г.), 28 февраля 1991 г. прекращены военные действия на территории Ирака и Кувейта силами антииракской коалиции в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН, неоднократно объявлялось о прекращении огня в Карабахе (между Арменией и Азербайджаном), в Грузии, Чечне и других районах.
Капитуляция- это один из способов прекращения военных действий. В отличие от общего перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем (исключая почетную капитуляцию). Капитуляция может быть почетной, простой (обьлной), общей и безоговорочной.
Почетная капитуляция- это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами, в соответствии с которой капитулирующая сторона имеет право покинуть свои позиции или осажденный город (крепость, зону) со знаменами, техникой и оружием и соединиться впоследствии со своими вооруженными силами, в том числе и для дальнейшего ведения боевых действий
(например, почетная капитуляция палестинцев в Бейруте и выход из осажденного израильтянами Бейрута в 1983 г.).
Простая (обычная) капитуляция- это прекращение военных действий на отдельном участке (сдача крепости, города, зоны), разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, хотя и может иметь влияние на военно-политическое положение воюющих государств (например, капитуляция Порт-Артура в русско-японскую войну 1904-1905 гг.).
Общая капитуляция- это повсеместное общее прекращение боевых действий с признанием капитулирующим государством своего поражения в войне. В результате общей капитуляции разоружаются все вооруженные силы побежденного государства, его территория может быть оккупирована и на него может быть наложена политическая и материальная ответственность. Например, общая капитуляция Ирака 27 февраля 1991 г., когда правительство Ирака в письме на имя председателя Совета Безопасности ООН выразило согласие выполнить резолюцию № 660 и все другие резолюции Совета Безопасности ООН.
Безоговорочная капитуляция(особая форма общей капитуляции) -это повсеместное общее прекращение боевых действий, разоружение и сдача всех вооруженных сил побежденного государства без каких бы то ни было условий.
Агрессор лишается государственного суверенитета (высшая форма политической ответственности), его территория оккупируется, верховная власть осуществляется специально назначенными лицами от имени победивших государств. Победители определяют будущее политическое урегулирование, вырабатывают конкретные санкции за агрессию, виды и формы политической и материальной ответственности агрессора, решают вопрос о привлечении к уголовной ответственности главных военных преступников, вырабатывают основы будущего мирного договора. Агрессор не имеет права отклонять или не выполнять условия безоговорочной капитуляции ни в момент капитуляции, ни после нее. Примерами являются безоговорочные капитуляции Германии 8 мая 1945 г. и Японии 2 сентября 1945 г.
Прекращение состояния войнымежду воюющими государствами оформляется, как правило, путем заключения мирного договора, принятия односторонней декларации или подписания двусторонней декларации. 10 февраля 1947 г. странами антигитлеровской коалиции были заключены мирные договоры с Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Англия и Франция 9 июля, а США 19 октября 1951 г. в одностороннем порядке прекратили состояние войны с Германией, в том же 1951 г. США и их союзники заключили сепаратный мирный договор с Японией, 10 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Декларацию о прекращении состояния войны между ними (до сих пор Россия и Япония не подписали мирного договора). 25 января 1955 г. в СССР был издан Указ "О прекращении состояния войны между СССР и
Германией". 27 января 1973 г. было заключено Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме и четыре протокола к нему, в 1987 г. были подписаны Женевские соглашения об урегулировании положения в Афганистане, положившие конец войне СССР в Афганистане.
Правовые последствия окончания войны(состояния войны) наступают как для воюющих сторон, так и для нейтральных и других невоюющих государств.
Для воюющих государств:прекращают действовать законы и обычаи войны и устанавливаются нормальные мирные отношения, в том числе дипломатические; возобновляется действие ранее заключенных международных договоров; заключаются новые договоры, возвращаются все военнопленные, производится репатриация гражданского населения, попавшего на территорию бывших противников, осуществляется вывод оккупационных войск; опубликовываются сведения и координаты выставленных минных заграждений на суше и в море, производится разминирование минных полей и траление морских мин с оповещением об этом всех государств; разрешаются все вопросы политической и материальной ответственности и уголовной ответственности главных военных преступников; создаются политические и материальные гарантии для недопущения войны в будущем.
К таким условиям и гарантиям относятся, например: денацификация Германии, лишение Германии и Италии колоний, отказ от войны и создания армии (Япония), раздел военных флотов побежденных государств (Италии, Германии, Японии), полная или частичная демилитаризация стратегически важных островов или районов (Цодеканезские острова, острова Пантеллерия, Пелагоза и другие в Средиземном море), создание демилитаризованной зоны в Корее, между Ираном и Ираком, между Ираком и Кувейтом, ограничения военного характера для Ирака после поражения в 1991 г. (уничтожение ракет, химического и бактериологического потенциала и др.).
Для нейтральных государств- прекращается состояние нейтралитета в войне; для всех невоюющих государств в целом- ликвидируется необходимость соблюдать режим зон ведения войны (если они были созданы); возвращаются интернированные граждане, военные корабли и летательные аппараты бывших воюющих сторон, оказавшиеся на территории нейтральных государств, восстанавливается безопасность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и др.
§ 8. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Уголовную ответственность физических лиц предусматривают: Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции
1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Устав Международного трибунала по Югославии 1993 г. и Устав Международного трибунала по Руанде 1994 г.
Устав МВТ.к международным преступлениям, влекущим уголовную ответственность физических лиц, относит следующие преступления:
а) преступления против мира:планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров;
б) военные преступления:убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства или истязания раненых, больных, военнопленных, заложников, бессмысленное разрушение городов и строений, ограбление или уничтожение общественной или частной собственности и др.;
в) преступления против человечности:убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступлений или в связи с любыми преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6 Устава МВТ).
В этой же статье указывается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники упомянутых преступлений несут ответственность за все действия, совершенные любым лицом с целью осуществления вышеперечисленных преступлений. При этом "должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания" (ст. 7). Равным образом, "тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия" (ст. 8).
Ответственность за агрессию и связанные с ней преступления для физических лиц наступает в виде уголовной ответственности, реализуемой или международными военными трибуналами, создаваемыми заинтересованными государствами, или национальными судами жертв агрессии. Так, в 1946 и в 1948 гг. международными военными трибуналами в Нюрнберге и Токио были осуждены главные немецкие и японские военные преступники, из которых 19 были приговорены к смертной казни и 25 - к различным срокам тюремного заключения. Военными трибуналами СССР, США, Англии и Франции во время войны и после нее неоднократно проводились процессы над военными преступ-
ыпсами и предателями, виновными в массовом уничтожении граждан и военнопленных стран антигитлеровской и антияпонской коалиции.
Положения Устава МВТ были дополнены Дополнительными протоколами I и II 1977 г. Протоколы исходят из недопустимости и преступности приказа, направленного на нарушение Женевских конвенций 1949 г. и Протоколов 1977 г. Лицо, издавшее такой приказ, и лицо, выполнившее его, совершают военное преступление и подлежат наказанию в уголовном порядке. Протоколы возложили обязательство на воюющие государства требовать от командиров своих вооруженных сил, чтобы они сами не нарушали положения Женевских конвенций, а в случае необходимости пресекали эти нарушения и уведомляли о таких действиях свои компетентные власти.
Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. предусматривает наказания не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также лиц, пытающихся совершить такие действия и принимающих соучастие в таких действиях. Конвенция обязывает государство - участника Конвенции или наказать такое лицо, или выдать его государству, обратившемуся к участнику Конвенции с требованием о выдаче преступника.
В 1976 г. в Луанде (Ангола) были осуждены наемники из США и Англии; в 1993 г. азербайджанским военным трибуналом были признаны наемниками и осуждены пять российских граждан (впоследствии помилованы Президентом Азербайджана); в бывшей Югославии в 1995 г. воевали наемники из различных стран, в том числе и из России. В Чечне на стороне чеченской вооруженной оппозиции принимали участие наемники из Афганистана и некоторых других стран.
В законодательстве Российской Федерации предусмотрена строгая ответственность за военные преступления. Вместе с тем уже давно пора разработать и принять закон, содержащий понятие "преступный приказ" и уголовную ответственность за его отдание и исполнение, а также необходимо отменить упомянутые бесчеловечные оговорки по ст. 10 и 11 Женевских конвенций 1949 г.
Международное сообщество, обеспокоенное ростом массовых преступлений во время так называемых "этнических чисток" (а по существу, геноцида) в различных районах мира, особенно в Югославии, приняло решение о создании специального судебного органа - Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за массовый геноцид на территории бывшей Югославии.
В октябре 1992 г. Совет Безопасности ООН по инициативе ОНА учредил Комиссию по расследованию преступлений в бывшей Югославии, в феврале 1993 г. принял решение об учреждении Международного трибунала, а в мае 1993 г. при поддержке представителя России официально утвердил его создание.
Генеральная Ассамблея ООН 15-17 сентября 1993 г. избрала 11 членов Международного трибунала (от Австралии, Египта, Италии, Китая, Малайзии, Нигерии, Пакистана, США) и главного обвинителя (генерального прокурора Венесуэлы), выделив для первого года деятельности Трибунала 31,2 млн. долл. 17 ноября 1993 г. в Гааге во Дворце Мира состоялось первое учредительное заседание Международного трибунала, деятельность которого, как предполагается, выйдет за рамки только одной Югославии. В 1996 г. были выданы ордера на арест боснийских лидеров Караджича и Младича.
8 ноября 1994 г. Совет Безопасности ООН принял решение об учреждении Международного трибунала по Руанде для судебного преследования лиц, совершивших преступления в Руанде в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.
В Уставе Международного трибунала по Югославии к серьезным нарушениям Женевских конвенций 1949 г. отнесены: умышленное убийство; пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья или нанесение ущерба здоровью; незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятельской державы; умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство; незаконное депортирование, перемещение или арест гражданского лица; взятие гражданских лиц в качестве заложников (ст. 2).
К нарушениям законов или обычаев войны отнесены (перечень не является исчерпывающим): применение отравляющих веществ или других видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение городов, поселков или деревень или разорение, не оправданное военной необходимостью; нападение на незащищенные города, деревни, жилища или здания либо их обстрел с применением каких бы то ни было средств; захват, разрушение или умышленное повреждение культовых, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников и художественных и научных произведений; разграбление общественной или частной собственности (ст. 3).
Понятие "геноцид" совпадает с аналогичным понятием, определенным в Конвенции о предупреждений преступления, геноцида и наказании за него 1948 г. (ст. 4).
К преступлениям против человечности отнесены: убийства; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилования; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам; другие бесчеловечные акты (ст. 5).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|