Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРЕСТУПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА





Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государст­вах. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие госу­дарств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

В международных договорах регулируются вопросы оказания право­вой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, передачи осуж­денных для отбывания наказания в страны их гражданства, защиты прав своих граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обмен оперативной и правовой информацией, а также проведение со­вместных профилактических мероприятий.

В настоящее время большое распространение получили такие опас­ные для международного правопорядка деяния, как международный тер­роризм, преступления на воздушном транспорте, наемничество, фаль­шивомонетничество, незаконный оборот наркотиков, рабство, работор-

 

говля и пытки. Рассмотрим подробнее международную борьбу с этими преступлениями.



Международный терроризм(от лат. terror - страх1^жас1^_обгцест-венно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмыс­ленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую дея­тельность государств и их представителей и затрудняющее осуществле­ние международных контактов, встреч, а также транспортных связей между государствами—впервые политический терроризм был признан преступлением в 1937 г. после подписания 24 государствами Конвенции о предупреждении и пресечении терроризма и Конвенции о междуна­родной уголовной палате для суда над террористами и другими уголов­ными преступниками. Однако в силу они не вступили. Рост числа тер­рористических^ актов в отношении дипломатов и других лиц ускорил принятие в, 1973 г^ Конвенции о предотвращении и наказании преступ­лений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов.

В системе ООН был создан Специальный комитет по международ­ному терроризму в составе 35 человек. В настоящее время здесь гото­вятся проекты конвенций о борьбе с бомбовым терроризмом, о борьбе с актами ядерного терроризма и проект единого определения понятия ме­ждународного терроризма. Свои рекомендации данный Комитет регу­лярно предоставляет Генеральной Ассамблеи, которая в своих решениях нацеливает государства на усиление борьбы с терроризмом. В частно­сти, на XXVII сессии Генеральной Ассамблеи была принята резолюция о недопустимости расширенного толкования международного террориз­ма (им не считаются акты насилия, совершенные вследствие нужды, безысходности, отчаяния или бесправного положения личности, акты национального терроризма). На XXXIX сессии была принята резолюция "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-полити­ческого строя в других суверенных государствах". Поэтому следует раз­личать международный и национальный терроризм.



Политические установки по борьбе с этими преступлениями вклю­чены в итоговые документы встреч в Хельсинки, Мадриде, Вене и Па­риже, проходивших в рамках СБСЕ. В настоящее время действуют три региональных соглашения: Конвенция ОАГ о предупреждении и наказа­нии за совершение актов терроризма, принимающих форму преступле­ний против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер 1991 г., Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1976 г. и одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии Конвенция по пресечению терроризма 1987 г. Определенную роль в предупреждении терроризма может сыг­рать принятие Конвенции о маркировке пластических взрывчатых ве­ществ 1991 г., которые применяются при совершении терактов. Принято решение о прекращении их производства и постепенном уничтожении.



Ряд стран заключили двусторонние договоры. К примеру, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г. в ст. 33 подчеркнуто, что стороны сотрудничают в борьбе "с терроризмом во всех его формах и проявлениях".

Несмотря на обилие международно-правовых актов по борьбе с тер­роризмом, все уголовно-правовые вопросы до сих пор не разрешены и требуется принятие единого акта об ответственности за совершение та­ких деяний. В примерный перечень актов международного терроризма входят убийства глав иностранных государств и правительств, диплома­тов и других лиц, пользующихся международной защитой, взрывы и обстрелы. помещений посольств, миссий, представительств, штаб-квартир международных организаций, нападения на жилые помещения и транспортные средства указанных лиц, диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах и др.

Субъектами^ преступления являются отдельные физические лица, преступные группы или преступные организации, все члены которых должны нести ответственность как соучастники совершенных преступ­лений. Форма вины может быть только умышленная, а целью является стремление вызвать международные осложнения или их сознательное допущение.

Нормы международного уголовного права обязывают государства вы­давать террористов тем государствам, на территории которых соверше­ны теракты, или судить их по своим законам. В Уголовном кодексе Российской Федерации ответственность за указанные преступления пре­дусмотрена в ст. 205, 206, 207, 210, 212.

В силу своей тяжести международный терроризм после второй ми­ровой войны признан в международных договорах экстрадиционным преступлением. Поэтому специальные конвенции о выдаче террористов не принимались. Такие лица должны выдаваться государствам, на тер­ритории которых совершены рассматриваемые преступления, или госу­дарству гражданства преступника на основании соответствующих кон­венций. К сожалению, практика выдачи террористов не единообразна, поэтому в ряде случаев им удается уйти от ответственности.

Преступления на воздушном транспортеполучили распространение с конца 50-х годов. Принятая в 1963 г. Токийская конвенция о правона­рушениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна не квалифицировала их как преступления и не требовала строгих санкций. Поэтому в 1970 г. была заключена Гаагская конвенция о борьбе с неза­конным захватом воздушных судов, которая устранила эти пробелы. Государства-участники, в том числе и СССР, обязались применять к преступникам строгие меры уголовного наказания. Однако и в этом договоре круг преступлений ограничивался захватом и угоном самолета.

В 1971 г. была принята Монреальская конвенция о борьбе с неза­конными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. К числу преступлений отнесены также акты насилия в отно-

*•»

шении лиц, находящихся на борту воздушного судна в полете; разруше­ние воздушного судна или причинение ему повреждений; помещение или совершение действий, приводящих к помещению на воздушное суд­но, находящееся в эксплуатации, устройства или вещества, которое мо­жет причинить повреждение или угрожать безопасности воздушного судна в полете; повреждение аэронавигационного оборудования; сооб­щение заведомо ложных сведений и создание тем самым угрозы безо­пасности воздушного судна (ст. 1).

Преступлением признается покушение на любое из перечисленных деяний и соучастие в них. При этом право уголовного преследования предоставляется государству, на территории которого оказался преступ­ник либо приземлилось воздушное судно. При выдаче преступника на­казание назначается по приговору суда государства, в котором зареги­стрировано воздушное судно. Этим самым обеспечивается неотврати­мость наказания преступника, где бы он ни скрывался от правосудия.

Государство приземления воздушного судна обязано возвратить уг­нанное воздушное судно и груз законным владельцам и как можно бы­стрее разрешить экипажу и пассажирам выпет и следование по мар­шруту.

В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. При этом ст. 1 Конвенции была дополнена пунктом следующего содержания: "Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно с использованием любого устройства, вещества или оружия:

а) совершает акт насилия в отношении лица в аэропорту, обслужи­вающем международную гражданскую авиацию, который причиняет или может причинить серьезный вред здоровью или смерть;

б) разрушает или серьезно повреждает оборудование или сооружения такого аэропорта, либо расположенные в аэропорту воздушные суда, не находящиеся в эксплуатации, или нарушает работу служб аэропорта, если такой акт угрожает или может угрожать безопасности в этом аэро­порту".

Государства-участники взяли на себя обязанность устанавливать свою юрисдикцию над этими преступлениями, если преступник нахо­дится на их территории и не подлежит выдаче в другие страны.

Все названные конвенции распространяются только на гражданские воздушные суда. В случае совершения перечисленных преступлений на военных, полицейских и таможенных воздушных судах применяется исключительно законодательство их государственной принадлежности (государственной регистрации). Поэтому, например, угонщики таких судов после приземления в других странах полежат выдаче государству регистрации этих воздушных судов для уголовного преследования.

В зависимости от тяжести наступивших последствий ст. 211 УК РФ предусматривает за захват или угон воздушного судна наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Наемничествобыло квалифицировано преступным и наказуемым деянием в международном уголовном праве сначала в резолюциях Гене­ральной Ассамблеи ООН. Так, в 1968 г. в Резолюции № 2465 устанав­ливалось, что практика использования наемников - уголовно наказуе­мое деяние, а наемники должны по суду объявляться преступниками, находящимися вне закона. Государствам - членам ООН было рекомен­довано принятие законов, устанавливающих ответственность за набор, финансирование, обучение наемников, а также за поступление граждан на службу в этом качестве и участие их в боевых действиях. Необходи­мость наказания наемников в уголовном порядке установлена и в "Основных принципах правового режима комбатантов, борющихся про­тив колониального и иностранного господства и расистских режимов" 1973 г. Определение понятия "наемник" см. в гл. XXII.

Международная опасность наемничества заключается в подрыве ста­бильных отношений между государствами, при этом наемники являются орудием в руках реакционных, противоправных, колониальных и раси­стских режимов. Если наемников засылает государство, то такие дейст­вия могут быть квалифицированы как агрессия со всеми вытекающими для такого государства и наемников последствиями.

Уголовное преследование наемников осуществляется двумя путями.

Во-первых, по уголовным законам государства, на территории кото­рого они совершили преступления. Ряд государств установили уголов­ную ответственность за наемничество, в других странах они предаются суду по статьям за убийства, уничтожение техники и других объектов1.

Во-вторых, уголовное преследование осуществляется специально созданными военными трибуналами или другими международными су­дами, если наемники совершили преступления на территории несколь­ких государств.

Известным прецедентом международной борьбы с наемничеством стал судебный процесс над 13 наемниками в Анголе. Он проходил в г. Луанда в 1976 г. Виновные были приговорены к строгим мерам уго­ловного наказания вплоть до смертной казни. На этом процессе была осуждена и практика использования наемников в агрессивных войнах против свободолюбивых народов.

Хищение ядерного материалаотнесено к рассматриваемой катего­рии преступлений Конвенцией о защите ядерного материала 1980 г. Оно включает любое из следующих умышленно совершенных деяний: получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничто­жение или распыление ядерного материала, которое влечет или может

В России ответственность за наемничество установлена ст. 359 УК РФ.

повлечь смерть человека, причинить ему увечье или существенный ущерб его собственности; кража ядерного материала шш его захват пу­тем грабежа; присвоение или получение его обманным путем; понужде­ние к выдаче его путем угрозы силой или другой формы запугивания. Преступлением признается и угроза использовать похищенный ядерный материал с целью шантажа государства, его юридических или физиче­ских лиц.

Ядерный материал, используемый в военных целях, находится под строгой правовой и физической защитой, поэтому правила Конвенции распространяются только на ядерный материал, используемый в мирных целях и находящийся в процессе международной перевозки. В ст. 1 дан перечень основных видов такого материала.

В случае хищения ядерного материала государства-участники обес­печивают максимальное сотрудничество и взаимопомощь в раскрытии преступления, возвращении и защите ядерного материала (ст. 5). Это преступление признается экстрадиционным, поэтому государства могут рассматривать Конвенцию о защите ядерного материала в качестве пра­вовой основы для выдачи преступников, совершивших рассматриваемые деяния. Уголовная ответственность за их совершения в нашей стране предусмотрена в ст. 221 УК Российской Федерации.

Фальшивомонетничество- одно из древних преступлений с "иностранным элементом". Оно появилось после замены натурального товарообмена денежным и имеет постоянную тенденцию к росту. Дей­ствующая Женевская конвенция по борьбе с подделкой денежных зна­ков была принята в 1929 г. Государства-участники, в том числе иСССР, взяли на себя обязательства в борьбе с фальшивомонетничеством не делать различия между подделкой иностранных и собственных де­нежных знаков, ценных бумаг и с одинаковой строгостью наказывать преступников. В рамках Конвенции проведено уже около десяти меж­дународных конференций по координации деятельности государств, крупнейших банков и эмиссионных учреждений в борьбе с фалыпимо-нетничеством. Преступлениями признаются все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков, их сбыт, ввоз в страну, добывание для себя, обманные действия по изготовлению, получению или приобретению предметов, предназначенных для изготовления или изменения денежных знаков, а также покушение и соучастие в их со­вершении.

К настоящему времени ряд статей Конвенции устарел и требует до­полнений. В первую очередь это относится к расширению понятия "денежные знаки", к которым сегодня относятся только находящиеся в обращении бумажные деньги и металлические монеты. Подделки вексе­лей, банковских документов, знаков почтовой оплаты и других ценных бумаг не охватываются Конвенцией, несмотря на их распространен­ность. Эти пробелы восполняются двусторонними договорами и норма­ми национального законодательства. Так, ст. 186, 187 УК Российской

Федерации, кроме подделок денежных знаков, устанавливает уголовную ответственность за аналогичные деяния в отношении государственных ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, а также документов на проезд пассажиров или провоз багажа и др.

Незаконный оборот наркотических средстввпервые появился в странах, где в силу климатических условий произрастают опийный мак, кока и другие наркосодержащие растения. Все усилия государств в одиночку вести борьбу с этим злом не увенчались успехом. Эпидемия наркомании распространяется по всему миру. Только в системе ООН действуют Комиссия ООН по наркотическим средствам, Международ­ный совет по контролю за наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотическими средствами и Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.

В 1961 г. была принята Едциая конвенция о наркотических средст­вах, заменившая более десяти договоров в этой сфере. Государства-участники, в том числе и СССР, учредили Международный комитет по контролю над наркотиками, который контролирует производство, изго­товление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение исключительно в медицинских и науч­ных целях. В ст. 36 Конвенции перечисляются 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным производством, куплей-продажей и транспортировкой наркотиков (культивирование, производство, изготов­ление, извлечение, предложение с коммерческими целями, распределе­ние, покупка, продажа, доставка на любых условиях, перевоз, маклерст­во и др.).

Конвенция предписывает, чтобы виновные наказывались тюремным заключением или другими видами лишения свободы. Конфискованные наркотики подлежат уничтожению или переработке в ненаркотические либо используются в медицинских и научных целях (кроме героина).

Наркологическими свойствами обладают и психотропные вещества, представляющие собой в основном искусственно созданные препараты, оказывающие влияние на психические функции человека. В целях кон­троля за их производством, распределением и потреблением в 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах. В ней нет полного перечня преступлений, однако в качестве санкций за незаконный обо­рот этих веществ также указаны тюремное заключение, лишение свобо­ды и конфискация психотропных веществ, устанавливается наказуе­мость соучастия и покушения на их совершение.

Названные конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которо­го совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выда­чи, если виновный не был наказан за совершенное преступление.

В 1988 г. ООН приняла Конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая уста-

новила меры контроля и санкции за все формы их незаконного оборота, а также конфискацию доходов и имущества виновных.

УК Российской Федерации предусматривает наказания за совершен­ные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, в ст. 228-234.

Рабство и работорговляявляются наследием рабовладельческого общества. Международное сотрудничество по борьбе с ними начало складываться в начале XIX в. после отмены рабства в США. В 1815 г. на Венском конгрессе был принят акт об отмене торговли неграми, в 1841 г. - договор о запрещении перевозки негров-рабов в Америку. Од­нако эти первые международные договоры лишь осуждали рабство, за­прещали работорговлю и рекомендовали государствам установить ответ­ственность за эти деяния. Только в 1926 г. принимается Конвенция о рабстве. Государства-участники обязались полностью отменить на своих территориях рабство во всех его формах, пресекать работорговлю и оказывать друг другу содействие в борьбе с этими преступлениями. Впервые были изложены рекомендации о постепенном искоренении принудительного труда.

Однако ни международные соглашения, ни наступивший после вто­рой мировой войны крах колониальной системы не искоренили рабства. По официальным данным, в 1947 г. в мире насчитывалось 9 млн. рабов. Не случайно поэтому в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. особо подчеркнуто: "Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах".

В 1956 г. принимается Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Впервые здесь регламентированы не запреты и формы борьбы с кон­кретными преступлениями, а предписание об их упразднении. Как пре­ступления квалифицируются не только сами рабство и работорговля, но и деяния лиц, способствующих обращению других в рабство, перевозка рабов, калечение, клеймение других людей, склонение других лиц к отдаче себя в рабство, обмен невольников и т.п. Конвенция 1926 г. до­полнена перечнем институтов и обычаев, сходных с рабством, квалифи­кация которых уточняется в других международных соглашениях и на­циональных законах. В частности, преступлениями признаются:

1. Похищение и продажа детей с целью использования их в качестве бесплатной рабочей силы, лишение собственного имени и основных прав человека. Преступлением считается передача за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам.

2. Обращение в домашнее рабство женщин путем выдачи их замуж за вознаграждение без права ее отказа, передача на таких же условиях замужней женщины другим лицам или по наследству.

3. Долговая кабала в виде труда должника, не засчитываемого в по­гашение долга и не ограниченного продолжительностью работы и ха­рактером самого труда.

4. Крепостное состояние землепользователя, при котором пользова­тель обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние (ст. 1). Крепостное состояние крестьянина не может быть оправдано национальным законом.

5. Принудительный и обязательный труд, регулируемый рамками на­ционального законодательства. Такой труд допускается только по при­говору суда, в общественных целях при ликвидации стихийных бедст­вий, аварий, катастроф, а равно на военной службе. Об этом же гово­рится в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Однако в Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде запрещены даже каторжные работы по приговору суда.

В последние годы в России отмечается рост фактов рабства и тор­говли людьми в открытой или завуалированной формах, в том числе кули-продажи женщин и детей. Однако в новом Уголовном кодексе Российской Федерации нет норм об ответственности за рабство, рабо­торговлю и сходные с ними институты и обычаи, а конвенции, которые предусматривают подобные преступления и участниками которых явля­ется Российская Федерация, не применяются непосредственно, хотя об этом говорится в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Пыткиподозреваемых, обвиняемых, других участников уголовного процесса, а также лиц, отбывающих наказания, являются наследием средневековья. Нормы о запрете пыток включены во Всеобщую декла­рацию прав человека (ст. 5), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 7), в Конвенции о борьбе с геноцидом, апартеидом, рабством, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и т.п.

10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих дос­тоинство видов обращения и наказания. Этим актом мировое сообщест­во раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на иезуитскую практику применения пыток. Статья 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники квалифицировали все акты пыток как преступления и устанавливали уголовные наказания "с учетом их тяж­кого характера".

В ст. 1 дано определение пытки. Пытка - это "любое действие, ко­торым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, ко­торое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно

подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должно­стным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия". Не являются пыткой боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций или вызы­ваются ими случайно.

В этом определении указаны все признаки рассматриваемого пре­ступления: объект посягательства(неприкосновенность личности), объ­ективная сторонапреступления (причинение лицу сильной боли, физи­ческого или нравственного страдания), субъект преступления(государ­ственное должностное или официальное лицо), а также субъективная сторонадеяния (умышленная вина и цель - получение сведений, при­знаний, наказание, запугивание, принуждение к определенным действи­ям и т.п.).

Конвенция, кроме этого, возлагает на государства-участников обя­занности "предотвращать на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания", совершенные указанными субъек­тами. Степень общественной опасности этих актов значительно ниже пыток, поэтому в Конвенции говорится лишь об их предотвращении. При этом подразумеваются дисциплинарные, административные, уголов­ные и другие санкции (ст. 16).

Никакие обстоятельства, будь то состояние войны, чрезвычайное по­ложение, угроза вооруженного конфликта, внутренняя политическая нестабильность, приказ вышестоящего начальника или органа власти, не могут служить оправданием пыток (ст. 2). Для предупреждения пыток каждое государство взяло на себя обязательства обеспечить, чтобы учебные материалы и информация о запрещении и наказании пыток в полной мере бьши включены в учебные программы подготовки работ­ников правоохранительных органов, гражданского, военного, медицин­ского персонала и других лиц, связанных с содержанием лиц под стра­жей или обращением с ними (ст. 10).

Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступников государство, на территории которого обнаружено лицо, применявшее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство на определен­ных Конвенцией условиях. При этом установлена универсальная юрис­дикция. Жертвам пыток обеспечивается право на реабилитацию и ком­пенсацию.

Для контроля за выполнением норм Конвенции создан Комитет про­тив пыток, в который государства-участники один раз в 4 года пред­ставляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции.

Нормы об ответственности за пытки закреплены также в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г., Европейской конвенции о предупреждении пыток и негуманного или унижающего достоинство обращения и наказания 1987 г. с Дополни­тельными протоколами № 1 и № 2 1993 г., Межамериканской конвен­ции о предупреждении и наказании пыток 1985 г. и других региональ­ных международных договорах.

В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется ст. 302 "При­нуждение к даче показаний" с санкцией до 8 лет лишения свободы только за применение пыток на допросах. Однако, по свидетельствам средств массовой информации, включая телевидение, в органах внут­ренних дел Российской Федерации отмечаются случаи пыток задержан­ных и других лиц.

§ 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН, уставной обязанностью которой является решение проблем социального и гуманитарного характера. Это достигается путем установления единых стандартов и норм в данной сфере сотрудничества, принятия унифици­рованных конвенций, типовых договоров, других международно-право­вых актов и правил обращения с правонарушителями. В эту работу включены главные, вспомогательные органы ООН и большинство ее специализированных учреждений. ООН координирует также деятель­ность других международных организаций в этой сфере.

Так, Генеральная Ассамблея ООН с помощью Комиссии междуна­родного права готовит и принимает конвенции по борьбе с отдельными преступлениями, рекомендации по координации мер предупреждения актов международного терроризма, наемничества, незаконного оборота наркотиков и т.п. На заседаниях Совета Безопасности ООН эти вопросы рассматривают в связи с жалобами государств на акты агрессии, терро­ризма и др. В случае необходимости он передает эти вопросы в свою Комиссию по расследованию. Международный суд ООН рассматривает конкретные дела, касающиеся вопросов борьбы с преступностью. (В 1980 г. здесь рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране и приняты рекомендации государствам.)

В рамках /ЭКОСОС сосредоточены основные правоохранительные структуры ООН. Среди них особое место занимает Комиссия по пре­дупреждению преступности и уголовному правосудию,созданная в 1992 г. Ее предшественником был Комитет по предупреждению пре­ступности и борьбе с ней. Она состоит из 40 человек, избираемых ЭКОСОС в индивидуальном порядке от государств - членов ООН на

основе справедливого географического распределения сроком на 3 года. Заседания Комиссии проводятся в г. Вене. Например, в 1996 г. на своей 2-недельной сессии Комиссия приняла 8 резолюций: о борьбе с транс­национальной организованной преступностью; о разработке проекта конвенции по борьбе с детской порнографией, детской проституцией, усыновлением с использованием услуг "черного" рынка и приобретени­ем детей с целью трансплантации органов; о незаконном обороте огне­стрельного оружия; о контрабанде мигрантов; о мерах по распростране­нию в мире знаний, о стандартах ООН в области борьбы с преступно­стью и др.

Один раз в 5 лет Комиссия проводит Конгрессы ООН по преду­преждению преступности и обращению с правонарушителями1.Они стали глобальными форумами по координации усилий всего человечест­ва в борьбе с преступностью и унификации международного уголовного права.

Большое значение в деятельности ООН имеет разработка и принятие долгосрочных планов и программ. Среди них следует отметить Реко­мендации относительно международного сотрудничества в области пре­дупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте разви­тия, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 г. Здесь содержатся рекомендации к государствам об укреплении законности, совершенст­вовании международного уголовного права, обеспечении прав человека, реформирования уголовного правосудия и др.

В 1991 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята новая Программа ООН в области предупреждения преступности и уго­ловного правосудия. Она рассчитана на оказание государствам помощи в сборе и обмене информацией, подготовке кадров, предоставлении консультативных услуг в деле создания национальных программ преду­преждения преступности, разработки и внедрения учебных программ для подготовки специалистов.

В Программе формулируются ее основные цели, задачи, сфера дей­ствия, первоочередные мероприятия, а также структура и компетенция специальных органов и структурных подразделений ООН, которые не­посредственно осуществляют исполнение Программы. Кроме названной Комиссии и Конгрессов ООН к ним относятся: Секретариат Програм­мы - постоянный рабочий орган, ответственный за выполнение всех положений этого документа и оказание практической помощи Комис­сии; Институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, находящиеся в г. Футю (Япония), Риме (Италия), Сан-Хосе (Коста-Рика), Хельсинки (Финляндия), Кампале (Уганда), ко-

1 С 1955 г. проведено уже 9 таких Конгрессов: I Конгресс в Женеве (1955 г.), П-в Лондоне (1960 г.), Ш - в Стокгольме (1965 г.), IV - в Киото (1970 г.), V - в Женеве (1975 г.), VI - в Каракасе (1980 г.), VII - в Милане (1985 г.), VHI - в Гаване (1990 г.) и IX - в Каире (1995 г.).

торые координируют вопросы борьбы с преступностью на региональном уровне; сеть назначаемых правительствами национальных корреспон­дентов в области предупреждения преступности и уголовного правосу­дия, которые поддерживают прямую связь с Секретариатом, информи­руют о мероприятиях национального характера и содействуют осущест­влению намеченных Программой положений; глобальная информацион­ная сеть в области преступности и уголовного правосудия, которая за­нимается сбором, анализом, обменом и распространением информацией о состоянии преступности в государствах и отдельных регионах. На этой основе разрабатывается стратегия борьбы с международной пре­ступностью.

Финансирование Программы осуществляется не только из регуляр­ного бюджета ООН,но и путем добровольных взносов государств в спе­циальный Фонд ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Эти средства расходуются на осуществление оперативных мероприятий, командировки персонала, организацию курсов, семинаров, закупку оборудования и др.

В рамках Секретариата ООН имеется Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Благодаря его деятельности Секретариат владеет информацией о состоянии преступности и участ­вует в организации мероприятий по борьбе с ней. Отдел по предупреж­дению преступности одновременно выполняет функции Секретариата названной выше Комиссии по предупреждению преступности и ее кон­грессов.

Специализированные учреждения ООНучаствуют в борьбе с пре­ступностью в рамках своих уставных задач. Например, МОТ в прини­маемых конвенциях рекомендует государствам и профсоюзам вести борьбу с принудительным трудом и другими преступлениями против трудовых прав человека; ВОЗ постоянно занимается вопросами профи­лактики правонарушений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ; по инициативе ИКАО были разработаны и приняты конвенции по борьбе с преступлениями против гражданской авиации и ведется большая организационная работа по их предупреждению; ЮНЕСКО организует сотрудничество госу­дарств по защите от хищений и от уничтожения культурных ценностей; ИМО в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. координи­рует работу по борьбе с преступлениями, совершаемыми в открытом море, и т.п.

С 1952 г. в ООН периодически издается "Международный обзор по­литики в области уголовного права", а в качестве ежегодника к нему -"Библиография ООН по технической литературе в области социальной защиты". Здесь публикуются статистические сведения о состоянии пре­ступности, отчеты о проведенных конгрессах и других форумах в этой области, данные о новом законодательстве и международно-правовых актах и т.п.

Важным средством предупреждения рецидивной преступности явля­ется гуманизация правил обращения с правонарушителями. Деятель­ность ООН в этой области тесно связана с обеспечением прав и свобод человека (подробнее см. § 7 гл. VIII).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) -межправительственная организация, основной задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем развития широкого сотрудничества уго­ловной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г., ее функции изменялись и уточнялись. Действующий Устав Интерпола вступил в силу v ^956 гЛ В ней^ участвуют практически все страны. СССР встулил в Интерпол в 1990 г.) а Россия обрела членство в порядке правопреем­ства. Штаб-квартира находится во Франции (г. Лион).

К числу главных органов Интерпола относятся Генеральная Ассамб­лея, Исполнительный комитет во главе с президентом, Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем - постоянно действую­щий рабочий орган управления и Национальные центральные бюро (НЦБ). Замыкают систему органов управления советники, исполняющие консультативные функции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.