Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ





Впроцессе расследования или судебного разбирательства уголовных дел обвиняемые, подсудимые, потерпевшие, свидетели либо доказатель­ства и документы по делу могут оказаться на территории других стран. В связи с этим в международном уголовном праве установлена правовая помощь правоохранительных органов государств. Вначале она осущест­влялась на основе международного обычая aut dedere aut punire (либо выдавать, либо судить) или других обычных норм. В настоящее время приняты многочисленные международные договоры о правовой помощи по уголовным делам. Они носят региональный или двусторонний харак-

тер1.

Для унификации иравил оказания такой взаимопомощи Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. одобрила Типовой договор о правовой помо­щи по уголовным делам, в котором регулируются содержание и испол­нение запроса, порядок получения документов, доступа к арестованным лицам для получения доказательств, обысков, задержаний и др. При этом в оказании помощи может быть отказано, если она несовместима с законами запрашиваемого государства, наносит ущерб его суверенитету или интересам общества; если совершенное деяние является лишь пре­ступлением по военному праву (неповиновение, самовольная отлучка и др.).



Одновременно был принят Типовой договор о передаче уголовного преследования. Здесь унифицированы правила предания суду своего гражданина, выдача которого в страну совершения преступления не до­пускается законом. Основные условия: деяние считается преступным в обоих государствах и не является таковым только по военному праву, подозреваемый является гражданином государства или постоянно про­живает в нем, преступление не связано с налогами, акцизами, таможен­ными или валютными правилами и не рассматривается как политиче­ское.

В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла и рекомендовала го­сударствам Типовое соглашение о передаче иностранных заключенных. Здесь подчеркнута необходимость защиты прав заключенных и отмеча­ется, что цель социальной реабилитации преступников может быть дос­тигнута, если дать им возможность отбывать наказание в своих странах. При этом установлено, что государство отбытия наказания вправе при­менять к осужденным акты амнистии и помилования. Если в стране исполнения приговора предельный срок лишения свободы за данное деяние меньше назначенного по приговору, то суд этого государства



См.: Сборник международных договоров о взаимной помощи по граждан­ским и уголовным делам. М., 1988.

определяет максимальный срок лишения свободы по действующему там законодательству.

Правовая помощь по уголовным делам включает взаимное производ­ство обысков, изъятия и передачи вещественных доказательств, вруче­ние документов, проведение экспертиз, допросов, судебного осмотра, предоставления сведений о судимости, пересылку отпечатков пальцев и т.п. Подробно регламентируется выдача преступников (экстрадиция). Поручение оформляется в письменном виде с соблюдением ряда закре­пленных в договоре формальностей.

Проблема выдачи преступниковосложняется тем, что она затраги­вает суверенитет заинтересованных государств. Экстрадиционная про­цедура громоздка и длительна по времени потому, что в ней участвуют несколько государств и ведомств внутри каждого из них. Поэтому ряд стран заключили между собой региональные соглашения о выдаче пре­ступников. Например, в Западной Европе с 1957 г. действует Конвенция Европейского совета о выдаче преступников. Подобное же соглашение заключили между собой в 1962 г. страны Бенилюкса. В рамках Интер­пола успешно действует институт временных (прелимитарных) арестов и содержания под стражей преступника до завершения всех экстрадици-онных формальностей.

По общему правилу, выдача преступников - это передача физиче­ского лица, совершившего преступление, одним государством (запраши­ваемым), на территории которого он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого оно было совершено или гражданином которого является преступник, с целью привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступив­шего в силу приговора. Иными словами, экстрадиция представляет собой процесс передачи преступника в соответствии с нормами меж­дународного права другому государству для применения уголовного наказания.



Общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой выдача является правом, а не обязанностью государства. Это соответст­вует принципу уважения государственного суверенитета и подтвержда­ется международной практикой. Ведь в силу своего суверенитета госу­дарство вправе решать вопрос об уголовной ответственности любого лица, находящегося на его территории. Поэтому даже при наличии спе­циального договора экстрадиция производится с существенными оговор­ками.

В международно-правовых актах специально оговариваются условия выдачи преступников.Во-первых, совершенные преступления должны быть экстрадиционными, предусмотрены договором о выдаче. В одних договорах дается исчерпывающий перечень таких преступлений, в дру­гих критерием является тяжесть совершенного деяния, которое по зако­нам влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Есть договоры, где дается и перечень таких преступлений и

указываются экстрадиционные сроки лишения своб^- ВогВТОРых' должен действовать принцип "двойной преступности'' шш Д8001"0 вменения", в силу которого лицо подлежит выдаче лип**' в слУчле' когДа совершенное деяние квалифицируется как преступлен по законам запрашивающего и запрашиваемого государств. Прес'Г)г1ШОСТЬ и нака" зуемость деяний определяет государство, у которого тРебуют выдачи. В-третьих, выдаваемое лицо будет привлечено к упш^ной ответствен-ности и наказано лишь 1а то преступление, которое ii^BJI0Cb юридиче­ским основанием для его выдачи. Такое обязательство Я0"50 взять на себя запрашивающее государство. В этой же связи й" положительное решение вопроса о выдаче влияют установленные ср^™**™00™ °° вершения преступления или вынесенного приговора, ^яличае акта т" нистии, помилования или оправдательного приговора.

В Европейской конвенции о выдаче преступников 1^ Г- Указывает" ся, что если совершенное деяние наказуемо в запра!**88511011116* стРане смертной казнью, а законы запрашиваемой страны та*ой меры наказа" ния за подобные преступления не предусматривают, fO выдача может быть разрешена только на основании заверения зтрга^яющеъ стРаны в том, что смертная казнь применена не будет. Анало^11ЧНЬ1е НОРМЫ с0" держатся и в других договорах о правовой помощи.

Целый ряд лиц не подлежат выдаче.К ним, в час*1100™' относятся:

собственные граждане. Такой запрет содержится t конституциях и законах о гражданстве, как это сделано в России. Л*0**1 с Двойньш и более гражданством подлежат защите в своих государе ^^ наРавне с их гражданами;

лица, совершившие политические преступления, ifi' деяния> напРав" ленные против организации и функционирования госу^аРсТва' числа политических исключены преступления международной0 ^хРякте!Рл'

лица, получившие право убежища от преследован*** в ЯРУ™31 стРа' пах в соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека и Декларацией о территориальном убежище 1967 г., а *акже Уже понес­шие наказания за данное преступление или уголовной дело> в отноше" нии которых производство прекращено.

Статья 3 Конвенции против пыток 1984 г. запреп<*ет г°сУДаРствам-Участникам выдачу лиц другому государству, если суИествУют серьез­ные основания полагать, что им может угрожать прим^нение пыток.

Процедурные вопросы выдачи преступников разр<7*паются центРаль" ными правоохранительными органами либо по диш1а^атическим кана" лам. Совокупность документов, направляемых запраш^вающим госУдаР" ством, именуется как "требование о выдаче". Выдач*1 производится по распоряжению компетентных органов выдающего п^УДаРства в Уста" новленном порядке и с возмещением расходов. В с**™^ Интерпола Установлен особый упрощенный порядок выдачи прес'*'У1ШИКОВ'

Экстрадицию следует отличать от таких смежный ннститУтов> как "высыпка", "обмен преступниками", которые носяТ более политиче-

ский, чем правовой, характер, а также "возвращение преступников", совершивших угон воздушного судна государству его регистрации. Та­кие смежные институты предусмотрены, например, в двусторонних со­глашениях СССР с Афганистаном (1972 г.), Ираном (1973 г.), Финлян­дией (1974 г.) о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов. Возвращение угонщиков осуществляется в срок до 2 месяцев со дня получения информации от государства приземления суд­на и сопровождается одновременной передачей государству регистрации этого судна документов, оружия, личных вещей преступников, а также имеющихся в распоряжении государства приземления судна доказа­тельств и другой информации об обстоятельствах угона и поведении угонщиков во время полета и после посадки.

Если просьбы о выдаче поступают от нескольких стран, то государ­ство, к которому обращена просьба, решает этот вопрос исходя из принципов "предпочтительной юрисдикции" или "конкурирующей юрисдикции".

В связи с ростом преступности в бывших союзных республиках СССР и пробелами в законодательстве о правовой помощи в 1993 г. страны СНГ приняли в Минске Конвенцию о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Раз­дел IV Конвенции, включающий около 30 статей, называется "Правовая помощь по уголовным делам", а его часть первая - "Выдача".

В отличие от других подобных международных договоров эта Кон­венция обязывает страны-участницы осуществлять в соответствии со своим законодательством по поручению другого государства-участника уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в со­вершении преступлений на территории запрашивающего государства. Если, например, гражданин Украины совершит в России преступле­ние и скроется у себя на родине, то выдавать его Украина не обязана. Однако ее следственные органы должны возбудить уголовное дело и передать его в суд. О принятом судом решении уведомляется Россия (ст. 72).

В Конвенции также предусмотрен порядок передачи орудий престу­пления и других предметов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, сведений о судимости, обвинительных приговор», и т.п.

Для разрешения процессуальных вопросов правовой помощи по уго­ловным делам Генеральная прокуратура Российской Федерации в 1993 г. заключила соглашения о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами Украины, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыр­гызстана и Молдовы. Стороны обязались оказывать правовую помощь по пересыпке прокурорско-следственных материалов, архивных сведе­ний, выполнению отдельных процессуальных действий, содействию в розыске преступников, этапированию арестованных и осужденных, рас-

смотрению вопросов о реабилитации незаконно осужденных, репресси­рованных лиц и другим вопросам прокурорской деятельности.

Таким образом, правовая помощь обеспечивает неотвратимость на­казания, позволяет вести борьбу с преступностью на международном уровне и помогает преодолевать коллизии законов различных госу­дарств.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое международное уголовное право (понятие, особенности, источники)?

2. Каковы основные виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью?

3. Как классифицируются международные преступления и уголовные преступления международного характера?

4. Как осуществляется международная уголовная ответственность физических лиц?

5. Как осуществляется международная борьба с преступлениями на воздушном транспорте?

6. В чем выражается правовая помощь государств по уголовным де­лам и выдаче преступников?

ЛИТЕРАТУРА

Блшценко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 1994.

Бородин СВ., Ляхов В.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.

Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.

Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.

Международное уголовное право. М., 1995.

Моджорян Л.А. Терроризм на море. М., 1991.

Нюрнбергский процесс. Право против войны и фашизма. М., 1995.

Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.

Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.

Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. ^ <7

С

S.

 

 

Глава ХХП. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

§ 1. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Международное право в период вооруженных конфликтов - само­стоятельная отрасль международного права - совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу на­чала и последствий войны, применения средств и методов ведения вой­ны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и от­ветственности государств и физических лиц за нарушения этих норм.

Современное международное право и правовые системы большин­ства государств мира запрещают агрессивные войны и пропаганду вой­ны. Ушли в прошлое "право на войну", "право победителя", такие поня­тия, как "контрибуция", "сферы влияния" и др. Им на смену пришли принципы мирного разрешения международных споров, запрещения применения силы или угрозы силой и др. Однако это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества. Войны в Ко­рее и Вьетнаме, вторжение США в Гренаду (1983 г.) и Панаму (1989 г.), многолетняя война Израиля против арабских государств, ирано-иракская война, вооруженное вмешательство СССР в Афганистане, аг­рессия Ирака против Кувейта (1990 г.), войны на территориях бывших СССР и Югославии и в других регионах - вот далеко не полный пере­чень войн, унесших миллионы жизней уже после второй мировой войны.

Вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в по­рядке осуществления права на индивидуальную или коллективную са­мооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободи­тельные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, против КНДР в 1950-1953 гг., против Ирака в 1991 г.); при выполнении дого­ворных обязательств (например, использование индийских войск против боевиков ТОТИ по договору Индии и Шри-Ланки в 1987 г.).

Международный вооруженный конфликт- это вооруженная борь­ба между государствами, между национально-освободительным движе­нием и колонизатором, между оккупантом и населением оккупирован­ной территории. Вооруженные конфликты немеждународного харак­тера- это вооруженные столкновения между правительственными вой­сками и организованными антиправительственными военными формиро­ваниями на территории одного какого-либо государства (гражданские

войны, вооруженные мятежи), например, в Афганистане (после вывода советских войск), Сальвадоре, Эфиопии, на территории бывших СССР и Югославии, а также в Чечне (Российская Федерация).

Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возни­кновения и признания или непризнания воюющей стороны в качестве таковой, все воюющие должны строго соблюдать и выполнять действу­ющие нормы международного права, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. В международной и до­говорной практике государств получили утверждение и признание сле­дующие специальные принципы данной отрасли права: принцип ограни­чения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страдания лю­дей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны; принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного права и др.

Первые правила ведения войны возникли в глубокой древности и длительное время существовали в виде международных обычаев, а затем с XIX в. стали преобразовываться в договорные нормы на международ­ных конгрессах и конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.).

К числу важнейших международных соглашений относятся: Декла­рация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагские конвен­ции 1907 г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоко­лу 1936 г.), Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женев­ские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными про­токолами I и II 1977 г., Гаагская конвенция о защите культурных цен­ностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запре­щении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г., Конвенция о запрещении производст­ва, накопления химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.1 Большое значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, итоговые документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного комитета Красного Креста и др.

В 1997 г. была подписана Конвенция о запрещении противопехотных мин. Делегация России Конвенцию не подписала.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.