ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ВЫДАЧА ПРЕСТУПНИКОВ
Впроцессе расследования или судебного разбирательства уголовных дел обвиняемые, подсудимые, потерпевшие, свидетели либо доказательства и документы по делу могут оказаться на территории других стран. В связи с этим в международном уголовном праве установлена правовая помощь правоохранительных органов государств. Вначале она осуществлялась на основе международного обычая aut dedere aut punire (либо выдавать, либо судить) или других обычных норм. В настоящее время приняты многочисленные международные договоры о правовой помощи по уголовным делам. Они носят региональный или двусторонний харак-
тер1.
Для унификации иравил оказания такой взаимопомощи Генеральная Ассамблея ООН в 1990 г. одобрила Типовой договор о правовой помощи по уголовным делам, в котором регулируются содержание и исполнение запроса, порядок получения документов, доступа к арестованным лицам для получения доказательств, обысков, задержаний и др. При этом в оказании помощи может быть отказано, если она несовместима с законами запрашиваемого государства, наносит ущерб его суверенитету или интересам общества; если совершенное деяние является лишь преступлением по военному праву (неповиновение, самовольная отлучка и др.).
Одновременно был принят Типовой договор о передаче уголовного преследования. Здесь унифицированы правила предания суду своего гражданина, выдача которого в страну совершения преступления не допускается законом. Основные условия: деяние считается преступным в обоих государствах и не является таковым только по военному праву, подозреваемый является гражданином государства или постоянно проживает в нем, преступление не связано с налогами, акцизами, таможенными или валютными правилами и не рассматривается как политическое.
В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла и рекомендовала государствам Типовое соглашение о передаче иностранных заключенных. Здесь подчеркнута необходимость защиты прав заключенных и отмечается, что цель социальной реабилитации преступников может быть достигнута, если дать им возможность отбывать наказание в своих странах. При этом установлено, что государство отбытия наказания вправе применять к осужденным акты амнистии и помилования. Если в стране исполнения приговора предельный срок лишения свободы за данное деяние меньше назначенного по приговору, то суд этого государства
См.: Сборник международных договоров о взаимной помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988.
определяет максимальный срок лишения свободы по действующему там законодательству.
Правовая помощь по уголовным делам включает взаимное производство обысков, изъятия и передачи вещественных доказательств, вручение документов, проведение экспертиз, допросов, судебного осмотра, предоставления сведений о судимости, пересылку отпечатков пальцев и т.п. Подробно регламентируется выдача преступников (экстрадиция). Поручение оформляется в письменном виде с соблюдением ряда закрепленных в договоре формальностей.
Проблема выдачи преступниковосложняется тем, что она затрагивает суверенитет заинтересованных государств. Экстрадиционная процедура громоздка и длительна по времени потому, что в ней участвуют несколько государств и ведомств внутри каждого из них. Поэтому ряд стран заключили между собой региональные соглашения о выдаче преступников. Например, в Западной Европе с 1957 г. действует Конвенция Европейского совета о выдаче преступников. Подобное же соглашение заключили между собой в 1962 г. страны Бенилюкса. В рамках Интерпола успешно действует институт временных (прелимитарных) арестов и содержания под стражей преступника до завершения всех экстрадици-онных формальностей.
По общему правилу, выдача преступников - это передача физического лица, совершившего преступление, одним государством (запрашиваемым), на территории которого он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого оно было совершено или гражданином которого является преступник, с целью привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора. Иными словами, экстрадиция представляет собой процесс передачи преступника в соответствии с нормами международного права другому государству для применения уголовного наказания.
Общепризнанной является точка зрения, в соответствии с которой выдача является правом, а не обязанностью государства. Это соответствует принципу уважения государственного суверенитета и подтверждается международной практикой. Ведь в силу своего суверенитета государство вправе решать вопрос об уголовной ответственности любого лица, находящегося на его территории. Поэтому даже при наличии специального договора экстрадиция производится с существенными оговорками.
В международно-правовых актах специально оговариваются условия выдачи преступников.Во-первых, совершенные преступления должны быть экстрадиционными, предусмотрены договором о выдаче. В одних договорах дается исчерпывающий перечень таких преступлений, в других критерием является тяжесть совершенного деяния, которое по законам влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Есть договоры, где дается и перечень таких преступлений и
указываются экстрадиционные сроки лишения своб^- ВогВТОРых' должен действовать принцип "двойной преступности'' шш Д80™01"0 вменения", в силу которого лицо подлежит выдаче лип**' в слУчле' когДа совершенное деяние квалифицируется как преступлен по законам запрашивающего и запрашиваемого государств. Прес'Г)г1ШОСТЬ и нака" зуемость деяний определяет государство, у которого тРебуют выдачи. В-третьих, выдаваемое лицо будет привлечено к упш^ной ответствен-ности и наказано лишь 1а то преступление, которое ii^BJI0Cb юридическим основанием для его выдачи. Такое обязательство Я0"5™0 взять на себя запрашивающее государство. В этой же связи й" положительное решение вопроса о выдаче влияют установленные ср^™**™00™ °° вершения преступления или вынесенного приговора, ^яличае акта т" нистии, помилования или оправдательного приговора.
В Европейской конвенции о выдаче преступников 1^ Г- Указывает" ся, что если совершенное деяние наказуемо в запра!**88511011116* стРане смертной казнью, а законы запрашиваемой страны та*ой меры наказа" ния за подобные преступления не предусматривают, fO выдача может быть разрешена только на основании заверения зтрга^яющеъ стРаны в том, что смертная казнь применена не будет. Анало^11ЧНЬ1е НОРМЫ с0" держатся и в других договорах о правовой помощи.
Целый ряд лиц не подлежат выдаче.К ним, в час*1100™' относятся:
собственные граждане. Такой запрет содержится t конституциях и законах о гражданстве, как это сделано в России. Л*0**1 с Двойньш и более гражданством подлежат защите в своих государе ^^ наРавне с их гражданами;
лица, совершившие политические преступления, ifi' деяния> напРав" ленные против организации и функционирования госу^аРсТва' числа политических исключены преступления международной0 ^хРякте!Рл'
лица, получившие право убежища от преследован*** в ЯРУ™31 стРа' пах в соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека и Декларацией о территориальном убежище 1967 г., а *акже Уже понесшие наказания за данное преступление или уголовной дело> в отноше" нии которых производство прекращено.
Статья 3 Конвенции против пыток 1984 г. запреп<*ет г°сУДаРствам-Участникам выдачу лиц другому государству, если суИествУют серьезные основания полагать, что им может угрожать прим^нение пыток.
Процедурные вопросы выдачи преступников разр<7*паются центРаль" ными правоохранительными органами либо по диш1а^атическим кана" лам. Совокупность документов, направляемых запраш^вающим госУдаР" ством, именуется как "требование о выдаче". Выдач*1 производится по распоряжению компетентных органов выдающего п^УДаРства в Уста" новленном порядке и с возмещением расходов. В с**™^ Интерпола Установлен особый упрощенный порядок выдачи прес'*'У1ШИКОВ'
Экстрадицию следует отличать от таких смежный ннститУтов> как "высыпка", "обмен преступниками", которые носяТ более политиче-
ский, чем правовой, характер, а также "возвращение преступников", совершивших угон воздушного судна государству его регистрации. Такие смежные институты предусмотрены, например, в двусторонних соглашениях СССР с Афганистаном (1972 г.), Ираном (1973 г.), Финляндией (1974 г.) о сотрудничестве в предотвращении угона гражданских воздушных судов. Возвращение угонщиков осуществляется в срок до 2 месяцев со дня получения информации от государства приземления судна и сопровождается одновременной передачей государству регистрации этого судна документов, оружия, личных вещей преступников, а также имеющихся в распоряжении государства приземления судна доказательств и другой информации об обстоятельствах угона и поведении угонщиков во время полета и после посадки.
Если просьбы о выдаче поступают от нескольких стран, то государство, к которому обращена просьба, решает этот вопрос исходя из принципов "предпочтительной юрисдикции" или "конкурирующей юрисдикции".
В связи с ростом преступности в бывших союзных республиках СССР и пробелами в законодательстве о правовой помощи в 1993 г. страны СНГ приняли в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Раздел IV Конвенции, включающий около 30 статей, называется "Правовая помощь по уголовным делам", а его часть первая - "Выдача".
В отличие от других подобных международных договоров эта Конвенция обязывает страны-участницы осуществлять в соответствии со своим законодательством по поручению другого государства-участника уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории запрашивающего государства. Если, например, гражданин Украины совершит в России преступление и скроется у себя на родине, то выдавать его Украина не обязана. Однако ее следственные органы должны возбудить уголовное дело и передать его в суд. О принятом судом решении уведомляется Россия (ст. 72).
В Конвенции также предусмотрен порядок передачи орудий преступления и других предметов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, сведений о судимости, обвинительных приговор», и т.п.
Для разрешения процессуальных вопросов правовой помощи по уголовным делам Генеральная прокуратура Российской Федерации в 1993 г. заключила соглашения о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами Украины, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана и Молдовы. Стороны обязались оказывать правовую помощь по пересыпке прокурорско-следственных материалов, архивных сведений, выполнению отдельных процессуальных действий, содействию в розыске преступников, этапированию арестованных и осужденных, рас-
смотрению вопросов о реабилитации незаконно осужденных, репрессированных лиц и другим вопросам прокурорской деятельности.
Таким образом, правовая помощь обеспечивает неотвратимость наказания, позволяет вести борьбу с преступностью на международном уровне и помогает преодолевать коллизии законов различных государств.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое международное уголовное право (понятие, особенности, источники)?
2. Каковы основные виды и формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью?
3. Как классифицируются международные преступления и уголовные преступления международного характера?
4. Как осуществляется международная уголовная ответственность физических лиц?
5. Как осуществляется международная борьба с преступлениями на воздушном транспорте?
6. В чем выражается правовая помощь государств по уголовным делам и выдаче преступников?
ЛИТЕРАТУРА
Блшценко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. М., 1994.
Бородин СВ., Ляхов В.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.
Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
Международное уголовное право. М., 1995.
Моджорян Л.А. Терроризм на море. М., 1991.
Нюрнбергский процесс. Право против войны и фашизма. М., 1995.
Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997.
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. ^ <7
С
S.
Глава ХХП. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
§ 1. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Международное право в период вооруженных конфликтов - самостоятельная отрасль международного права - совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и физических лиц за нарушения этих норм.
Современное международное право и правовые системы большинства государств мира запрещают агрессивные войны и пропаганду войны. Ушли в прошлое "право на войну", "право победителя", такие понятия, как "контрибуция", "сферы влияния" и др. Им на смену пришли принципы мирного разрешения международных споров, запрещения применения силы или угрозы силой и др. Однако это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества. Войны в Корее и Вьетнаме, вторжение США в Гренаду (1983 г.) и Панаму (1989 г.), многолетняя война Израиля против арабских государств, ирано-иракская война, вооруженное вмешательство СССР в Афганистане, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.), войны на территориях бывших СССР и Югославии и в других регионах - вот далеко не полный перечень войн, унесших миллионы жизней уже после второй мировой войны.
Вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, против КНДР в 1950-1953 гг., против Ирака в 1991 г.); при выполнении договорных обязательств (например, использование индийских войск против боевиков ТОТИ по договору Индии и Шри-Ланки в 1987 г.).
Международный вооруженный конфликт- это вооруженная борьба между государствами, между национально-освободительным движением и колонизатором, между оккупантом и населением оккупированной территории. Вооруженные конфликты немеждународного характера- это вооруженные столкновения между правительственными войсками и организованными антиправительственными военными формированиями на территории одного какого-либо государства (гражданские
войны, вооруженные мятежи), например, в Афганистане (после вывода советских войск), Сальвадоре, Эфиопии, на территории бывших СССР и Югославии, а также в Чечне (Российская Федерация).
Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возникновения и признания или непризнания воюющей стороны в качестве таковой, все воюющие должны строго соблюдать и выполнять действующие нормы международного права, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. В международной и договорной практике государств получили утверждение и признание следующие специальные принципы данной отрасли права: принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны; принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного права и др.
Первые правила ведения войны возникли в глубокой древности и длительное время существовали в виде международных обычаев, а затем с XIX в. стали преобразовываться в договорные нормы на международных конгрессах и конференциях (Парижский конгресс 1856 г., Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг., Женевские конференции 1929, 1949, 1977 гг. и др.).
К числу важнейших международных соглашений относятся: Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г., Конвенция о запрещении производства, накопления химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др.1 Большое значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, итоговые документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного комитета Красного Креста и др.
В 1997 г. была подписана Конвенция о запрещении противопехотных мин. Делегация России Конвенцию не подписала.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|