Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники правового регулирования внешнеэкономических сделок





Л.Б. Забелова

Внешнеэкономические

Сделки


От автора

 

Международное экономическое сотрудничество является в современных условиях мощным стимулом развития мировой экономики. Сейчас невозможно представить страну, народное хозяйство которой развивалось бы без ее участия в мировом хозяйственном обмене; от степени вовлечения экономики в международное разделение труда зависит уровень промышленного и сельскохозяйственного производства.

Активизация внешнеэкономических связей стала непременным условием функционирования экономического комплекса стран на современном уровне — с привлечением новейших достижений науки и техники, способных обеспечить интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, с вовлечением в международный экономический оборот все новых субъектов предпринимательства.

Предлагаемый спецкурс базируется на знании основных начал и особенностей правового регулирования международных экономических отношений, а также знании положений международного частного права. Сам спецкурс строится на изучении совокупности общих и специальных норм гражданского права, гражданского и торгового права зарубежных стран, международного частного права, международного коммерческого права, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников с привнесением в отношения иностранного элемента. Главным образом, речь идет об отношениях международного торгового обмена, которые с точки зрения правового регулирования оформляются внешнеэкономическими сделками или международными сделками (эти понятия рассматриваются как синонимы).



Необходимость введения спецкурса продиктована требованием высокой квалификации специалистов в сфере международного обмена.

 


Источники правового регулирования внешнеэкономических сделок

 

Внешнеэкономическая деятельность — одна из важнейших сфер экономики любого государства. С позиции частного права, внешнеэкономическая деятельность реализуется посредством заключения внешнеэкономических (международных коммерческих) сделок, где доминирующее положение занимают договоры (контракты) международной купли-продажи.



По своей природе международная коммерческая сделка наиболее близка к гражданско-правовой сделке (контракту, договору), оформляющей экономический оборот в пределах одного государства. В то же время внешнеэкономические связи — во многом специфическая сфера деятельности, требующая специальных знаний в области международной коммерции и права. Международная коммерческая сделка имеет ряд особенностей и отличий.

Современное российское законодательство не дает определения понятия «внешнеэкономическая сделка». Однако анализ некоторых нормативных правовых источников позволяет выделить два признака, квалифицирующие сделку как внешнеэкономическую:

1) перемещение товара (работы, услуги) через границу. Этот признак нашел отражение в нормативных источниках, регулирующих публично-правовые отношения: Таможенном кодексе РФ, ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

2) инкорпорация сторон (субъектов) коммерческой деятельности в разных государствах. Этот критерий используется в нормативных правовых актах, регулирующих частноправовые отношения, например, в Законе РФ «О Международном коммерческом арбитраже». Кроме того, этот признак является определяющим при отнесении коммерческой сделки к категории международной в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров», 1980 г.



Местонахождение коммерческих предприятий в разных государствах и необходимость трансграничных обменов объектами предпринимательской деятельности приводят к тому, что международные коммерческие сделки являются с точки зрения правового обеспечения очень сложными: их отличает тесное взаимодействие и взаимосвязь (комплекс) норм международного и национального права.

Формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм именуются источниками права. К источникам внешнеэкономических сделок традиционно относятся международные договоры, международные обычаи (обычаи делового оборота), национальные нормативные правовые акты (прежде всего Гражданский кодекс РФ). Судебная и арбитражная практика не рассматриваются (де-юре) как источник права в государствах, относимых к романо-германской правовой семье.

Признание судебной практики государственных судов по-прежнему остается на уровне половинчатого решения о роли «руководящих разъяснений» Верховного Суда, а также Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако в теории и на практике признано, что суды вправе решать конкретные дела, применяя эти самые разъяснения. Опираясь на толкование, данное в решениях высших судов, все больше утверждается мнение о том, что если Верховный или Высший Арбитражный Суд защитил те или иные интересы, требования или поведение как законные, или отверг как незаконные, то он тем самым дал основание к новому пониманию и применению данных правовых норм. Именно в этом, а не в противопоставлении закону судебного прецедента состоит роль судебной практики как особого источника права в странах континентальной системы права. То понимание, которое укрепится в судебной практике и будет обобщено и подтверждено высшим судом, как бы вторично, и обладает свойством, углубляющим и дополняющим закон и другие нормативные правовые акты источника права.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономическим контрактам важное значение имеют два вида международных договоров. К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. Например, договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения. Договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. является важнейшим многосторонним международным соглашением, содержащим унифицированные материально-правовые нормы в области международной купли-продажи товаров. Постоянно растущее число участников этого соглашения, необходимость обеспечения совершенного механизма сделок по купле-продаже товаров и их значимость в современном международном экономическом обороте подчеркивают особую важность этого документа.

Венская конвенция 1980г. — это итог многолетних усилий, осуществленных в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Значительную роль в успехе Венской конвенции сыграл тот факт, что в работе над проектом Конвенции приняли участие представители всех современных социально-экономических и правовых систем. Текст Конвенции — плод компромисса, который в любом случае полезнее, чем его отсутствие.

Участники международной торговли все в меньшей степени используют предоставляемую Конвенцией возможность исключить ее применение (ст. 6 Конвенции, устанавливающая диспозитивный характер ее положений). Такие важнейшие инструменты унификации, как ИНКОТЕРМС, Принципы международных коммерческих контрактов УНИДРУА не только не конкурируют с Конвенцией, а, наоборот, способны внести некоторые коррективы и дополнить ее положения. Гибкость формулировок норм Конвенции позволяет при их применении учитывать конкретные обстоятельства дела.

Конвенция состоит из четырех частей:

часть I — «Сфера применения и общие положения»;

часть II — «Заключение договора»;

часть III — «Купля-продажа товаров»;

часть IV — «Заключительные положения».

Часть II и часть III имеют самостоятельное значение: государство по его усмотрению может заявить об обязательности для себя либо обеих частей Конвенции, либо одной из них (ст. 92). Этим правом воспользовались правительства Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции и Исландии, заявившие, что они не считают себя связанными положениями части II Конвенции «Заключение договора». Так же следует помнить, что такие государства как Великобритания, Япония, Индия не являются участниками Конвенции.

В соответствии с Венской конвенцией контракт, для того чтобы он был признан заключенным, должен содержать минимум условий (стороны, обозначение товара, количество и цену или порядок их определения). При этом если применимое национальное законодательство признает юридически действительным контракт, заключенный без указания в нем цены, то Венская конвенция допускает заключение контракта без включения в него условия о цене (российское законодательство это допускает).

Для международных коммерческих контрактов характерно также применение методов невластного правового регулирования, когда правило поведения создается участниками делового оборота. Существенная роль в системе международного невластного регулирования принадлежит обычаям международного делового оборота (обычаям международной торговли), под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в предпринимательской практике, не имеющие обязательной юридической силы, но становящиеся обязательными для участников коммерческой сделки при условии указания на это обстоятельство в коммерческом контракте.

Разработка единообразных правил, адресованных участникам коммерческих контрактов, реализуется тремя способами:

1) путем разработки отдельных сводов единообразных условий, предлагаемых сторонам для включения в договоры (в виде Правил толкования международных торговых терминов — Инкотермс, Единообразных правил и обычаев для документарных аккредитивов, Единообразных правил и обычаев по инкассо, Единообразных правил для гарантий по требованию);

2) путем разработки типовых контрактов, на основе которых стороны могут провести переговоры и заключить конкретную сделку;

3) путем разработки единообразного регулирования договорных отношений (в виде Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА, Принципов Европейского договорного права), которые представляют собой вершину реализации частноправового метода унификации.

Разработанные Международной торговой палатой (МТП) Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс являются плодом многолетнего обобщения международной коммерческой практики толкования условий контракта, которые определяют базис поставки. Первая редакция была принята в 1936г. В нее вносились изменения в 1953, 1967, 1980, 1990 гг. В настоящее время действуют Инкотермс в редакции 2000 г. В настоящее время данный документ переведен на 20 языков.

Важно помнить, что Гражданский кодекс РФ (п. 6 ст. 1211) исходит из презумпции, согласно которой при отсутствии в договоре иных указаний, когда в нем использованы принятые в международном обороте торговые термины, считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28.06.2001г. № 117-13 Инкотермс признаны в России торговым обычаем. Некоторыми странами Инкотермс был придан нормативный характер, например, Украиной, Испанией — в отношении импортных сделок и Ираком — по всем внешнеторговым операциям.

Инкотермс-2000 включает 13 торговых терминов. Определяемое тем или иным международным торговым термином базисное условие поставки является одной из важнейших составляющих договора международной купли-продажи товаров. Именно это условие определяет компоненты цены товара, распределение между продавцом и покупателем расходов по доставке товара, момент и место поставки товара — в конечном счете коммерческую эффективность сделки международной купли-продажи, так как и продавцу, и покупателю сразу становится ясен объем принимаемых каждым из них обязанностей.

Базисными условия поставки называются потому, что, во-первых, являются основой (базисом) внешнеторговой цены, определяющей ее содержание («наполняемость») в зависимости от распределения транспортных расходов по доставке товара между продавцом и покупателем; и, во-вторых, потому, что регулируют ряд наиболее важных, принципиальных вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения.

Любой базис поставки определяет следующие три ключевых вопроса:

1) распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара (какие расходы и до какого момента (географического пункта) несет продавец-экспортер и какие, начиная откуда, — покупатель-импортер);

2) момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или гибели груза (момент перехода права собственности напрямую Инкотермс не регулирует, этот вопрос следует оговаривать отдельно);

3) дату поставки (определение момента фактической передачи продавцом в распоряжение покупателя или его представителя, например, транспортной организации, товара и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки).

Для коммерческой практики первостепенное значение имеют определение момента, когда продавец считается выполнившим свою основную обязанность по передаче товара и на который товар должен соответствовать всем условиям договора (по количеству, качеству, комплектности, упаковке и иным характеристикам), а также определение момента перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или случайного повреждения товара. В зависимости от избранного сторонами базисного условия поставки происходит «перемещение» данного момента от предприятия продавца (EXW) к перевозчику (группы F и С), к границе страны продавца (DAF) и к предприятию покупателя (группа D).

Широко в современной практике применяются Принципы международных коммерческих договоров, систематизированные УНИДРУА. Разработка документа продолжалась свыше 20 лет, в настоящее время действуют Принципы в редакции 2004г.

Главная особенность Принципов УНИДРУА состоит в том, что они разработаны не в виде международных конвенций или модельных законов, а как правила, которые предназначены для использования участниками международных контрактных отношений по их волеизъявлению. Принципы УНИДРУА не являются международным договором или типовым контрактом, согласованным коммерческими предпринимательскими структурами. Указанный документ не предполагает никакого их одобрения или утверждения со стороны государств, а предназначен для применения к международному коммерческому контракту при условии, что его участники согласятся подчинить свои отношения названным сводам специальных правил. Сходные документы разрабатывались в международной практике и ранее, но главным образом неправительственными организациями. В данном же случае к подобному опыту обратилась межправительственная организация.

Введение в международный оборот рассматриваемого документа большинством специалистов было встречено как весьма значимое для развития права событие. По мнению Н.Г. Вилковой, Принципы УНИДРУА представляются «прообразом будущего международно-контрактного правопорядка».

Принципы включают общие положения; положения (глава 1), относящиеся к заключению контрактов и полномочиям представителей (глава 2); действительности, толкованию, исполнению контрактов (главы 3, 4); содержанию и правам третьих лиц (глава 5); уступке прав, переводу обязательств, передаче договоров (глава 9); исковой давности (глава 10). Выделены такие важные вопросы, как права стороны, в отношении которой не исполнено обязательство, прекращение контракта, убытки и порядок их возмещения.

Согласно указаниям, содержащимся в Принципах, для их применения к конкретному контракту необходимо соглашение об этом его сторон. Основанием для применения Принципов может служить и соглашение сторон о регулировании их контракта «общими принципами права», торговым правом («lex mercatoria») или включение в контракт подобных выражений. Предусмотрено применение Принципов и в некоторых других случаях (при невозможности установления соответствующей нормы применимого права; для толкования и восполнения пробелов международных унифицированных правовых документов, в качестве модели для разработчиков национальных и международных нормативных актов).

Несмотря на то, что Принципы предназначены для международных коммерческих договоров, отсутствуют какие-либо препятствия для частных лиц применять их к чисто внутренним договорам. Однако любое такое применение может быть ограничено императивными нормами внутреннего права, регулирующего договор.

В настоящее время не сложилось единообразного подхода в практике МКАС и зарубежных третейских судов к применению Принципов УНИДРУА, когда в контракте сторон отсутствует ссылка на них. Следует заметить, что в практике МКАС встречались случаи, когда Принципы УНИДРУА применялись по соглашению сторон либо когда соглашение сторон предусматривало применение общих принципов lex mercatoria.

Анализ опубликованных решений Международного арбитражного суда при Международной торговой палате показывает, что и в зарубежных третейских судах по вопросу применения Принципов УНИДРУА не сложилось единого подхода.

Н.Г. Вилкова отмечает, что в практике Арбитражного суда МТП можно выделить четыре вида обращений к Принципам УНИДРУА:

1) в качестве применимого к контракту права в силу непосредственного или подразумеваемого выбора самими сторонами;

2) применение Принципов даже при выборе сторонами национального права, если имеются трудности в определении специфических правил применимого национального права;

3) для заполнения пробелов в национальном праве и для международного толкования национального права;

4) для толкования или дополнения существующих унификационных документов, например, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.

Опубликованы следующие случаи применения указанным Арбитражным судом Принципов УНИДРУА: в четырех ситуациях — для толкования применимого национального права, в восьми — в качестве надлежащего права договора, в одном случае Принципы УНИДРУА и Принципы Европейского договорного права были применены арбитрами в силу отсылки, содержащейся в ст. 7(2) Венской конвенции. В двух ситуациях арбитры исключили применение Принципов УНИДРУА.

Несмотря на отсутствие единообразия правоприменения рассматриваемого документа, следует еще раз подчеркнуть, что Принципы УНИДРУА предоставляют возможность получить объективное представление о современных правовых стандартах коммерческой деятельности, широко признанных в международной деловой практике.

В современных условиях российская экономика все более интегрируется в систему международных экономических связей, и вопросы их правового регулирования приобретают большое практическое значение как для отечественных участников этого процесса, так и для зарубежных контрагентов.

Вопросы международной купли-продажи товаров регулируются также Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ от 20 марта 1992г., которое вступило в силу с 1 июля 1992г., а также сохранившими нормативный характер Общими условиями поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР от 13 марта 1990г. (ОУП СССР-КНР), Общими условиями поставок товаров между внешнеторговыми организациями Союза ССР и внешнеторговыми организациями Корейской Народно-Демократической Республики (ОУП СССР — КНДР, 1981г.), Общие условия поставок товаров между организациями СССР и СФРЮ (ОУП СССР — СФРЮ, 1977г.), Общие условия поставок товаров из стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи в Финляндскую Республику и из Финляндской Республики в страны — члены Совета Экономической Взаимопомощи (ОУП СЭВ — Финляндия, 1978г.). Целью данных соглашений является создание благоприятных условий для сохранения и развития хозяйственных связей между субъектами хозяйствования соответствующих государств с учетом заключенных между ними соглашений об экономическом сотрудничестве.

Как отмечает М.Г. Розенберг, когда в торговле между Россией и государством партнера по контракту применяются Общие условия поставок нормативного характера, в оферте целесообразно оговаривать, что в остальном будут действовать соответствующие Общие условия поставок. Если между Россией и государством партнера применяются Общие условия поставок, носящие факультативный характер, необходимо взвесить, насколько их положения удовлетворяют интересам организации.

Кратко остановимся на характеристике каждого из них.

ОУП СНГ. Они распространяются на отношения между субъектами хозяйствования государств-участников СНГ. В них заявлено о возможности полной автономии воли при заключении договора, однако сделано исключение относительно поставки товаров по межгосударственным соглашениям. В этом Соглашении урегулированы вопросы: порядка заключения договоров, их изменения и расторжения; ответственности за уклонение от заключения договора, основанного на межгосударственном соглашении; провозглашение принципа исполнения обязательства в натуре при уплате неустойки (штрафа, пени) и возмещении убытков; порядка разрешения споров по заключению договоров, основанных на межгосударственных соглашениях о поставке товаров, и споров об изменении и расторжении договоров поставки, независимо от основания заключения договора.

М.Г. Розенберг отмечает, что т.к. ОУП СНГ содержат регулирование лишь по весьма ограниченному кругу вопросов, сторонам необходимо самостоятельно разрабатывать многие условия договора.

ОУП СССР — КНР. Этот документ был принят в 1950 г., несколько раз редактировался и сейчас действует в редакции, вступившей в силу с 1 июля 1990 г. В настоящее время и КНР и Россия являются участниками Венской конвенции 1980г. ОУП СССР — КНР носят характер международного межведомственного соглашения, которое подписали уполномоченные органы каждого государства. Основы гражданского законодательства Союза ССР отдают приоритет нормам международного соглашения. Такая же ситуация сложилась и в КНР. Действующий текст состоит из 57 параграфов и охватывает такие вопросы договорной практики как базисные условия и срок поставки, качество и количество товара, транспортные инструкции и извещения о поставках, порядок платежей, санкции, претензии, основания освобождения от ответственности, арбитраж.

В деле № 66/2004, рассмотренном в МКАС при ТПП РФ, при отсутствии соглашения сторон о применимом праве арбитраж признал, что их отношения регулируются Венской конвенцией 1980 г., в которой участвуют государства их местонахождения (Россия и Китай), и ОУП СССР — КНР, имеющие в силу Венской конвенции 1980г. (ст. 90) приоритет в отношении положений Конвенции.

ОУП СССР — КНДР. Ныне действующая редакция от 1982г. Этот документ подписан как международное межведомственное соглашение. Включает 90 параграфов, регламентирующих следующий круг вопросов: порядок заключения контрактов, базис и сроки поставки, качество и количество товара, упаковка, маркировка, техническая документация, проверка качества товара и гарантии качества, отгрузочные инструкции и извещения о поставках, порядок платежей, общие положения об ответственности, претензии по качеству и количеству, санкции, арбитраж, коллизионные нормы.

ОУП СЭВ состоят из 122 параграфов и двух приложений. Регулируют вопросы: заключение, изменение и прекращение контракта, базис и сроки поставки, техническая документация, права и обязанности сторон при поставке товара с недостатками, порядок платежей, ответственность за неисполнение обязательств, порядок предъявления и рассмотрения претензий, арбитраж, исковая давность, применимое право.

В настоящее время действует неодинаковый подход отдельных стран к порядку применения этого документа, что повлекло за собой установление двух режимов его действия — нормативного и факультативного — в зависимости от того, субъекты права каких государств являются сторонами контракта. Результатом принятия решения упразднить СЭВ стало признание утратившими силу всех принятых его органами нормативных актов как документов СЭВ. Но хотя ОУП и некоторые другие документы были приняты на многосторонней основе в рамках СЭВ, они предназначались для регулирования двусторонних отношений между хозяйствующими организациями соответствующих стран. В июне 1991г. Рабочая группа специалистов в области внешнеэкономических связей стран, входивших в СЭВ, разработала Предложения для возможного использования ОУП СЭВ в новых условиях. В настоящее время используется только один режим этого документа — факультативный.

ОУП СЭВ создали общий правовой режим взаимной внешнеторговой поставки в странах — их участницах, обеспечивающий единообразное регулирование этой области отношений между организациями соответствующих стран. Их применение способствовало сокращению сроков заключения десятков тысяч контрактов, на основе которых ежегодно производятся взаимные поставки, установлению единообразной практики разрешения споров по таким контрактам. В настоящее время ОУП СЭВ, действуя как факультативный документ, применяются тогда, когда на него была сделана соответствующая ссылка в контракте.

ОУП СССР — СФРЮ, заключенные в июне 1977 г. Торгово-промышленной палатой СССР и Хозяйственной палатой Югославии, подлежат применению, если стороны в контракте или в отдельном соглашении, совершенном в письменной форме, договорятся об этом. Таким образом этот документ носит рекомендательный, а не императивный характер.

ОУП СЭВ — Финляндия носят аналогичный ОУП СССР — СФРЮ характер, предусматривая, что применимым признается материальное право страны продавца, в отсутствие автономии воли сторон.

Таков краткий обзор источников внешнеэкономических сделок.

 

Вопросы для самопроверки

 

Назовите источники правового регулирования внешнеэкономических сделок.

Какова иерархия источников внешнеэкономических сделок?

Каково полное название конвенции, регулирующей заключение и содержание договоров международной купли-продажи? Назовите государства-участники этой конвенции.

Каков юридический статус Принципов международных коммерческих контрактов УНИДРУА 2004 г. и ИНКОТЕРМС-2000, Общих условий поставок?

Каково Ваше отношение к рассмотрению судебной и арбитражной практики в качестве источника права внешнеэкономических сделок в Российской Федерации?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.