Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4. Комплексная система управления финансами





Комплексной системой управления финансами можно считать такой механизм, который обеспечивает функционирование и взаимодействие всех уровней управления: стратегического, тактического и оперативного.

На стратегическом уровне принимаются решения, касающиеся крупных долгосрочных вложений средств и методов их финансирования, а также существенных изменений в структуре предприятия и методах ведения бизнеса. Инструментом управления на данном уровне является годовой бюджет.

На тактическом уровне принимаются решения, связанные с обеспечением текущей ликвидности. Тактические решения реализуются в течение одного месяца и не имеют долгосрочных последствий. В рамках системы тактического управления финансами задаются плановые показатели по возникновению и погашению обязательств и формируются детальные планы расходования средств на календарный месяц.

Оперативное управление финансами (далее ОУФ) направлено на практическое выполнение тех решений, которые были приняты на тактическом уровне. Первоочередной целью оперативного управления финансами является поддержание необходимого для осуществления расчетов уровня абсолютной ликвидности. Стабильная и ритмичная работа основного и вспомогательного производств, других служб предприятия во многом зависит от возможностей своевременно оплачивать все виды потребляемых ими ресурсов. Должен быть сведен к минимуму риск возникновения ситуации, в которой финансовые менеджеры окажутся неготовыми к внезапно возникающим «провалам», когда обязательства предприятия не могут быть своевременно погашены из-за недостатка платежных средств.



Поэтому построение системы оперативного управления финансами, как показывает практика, является задачей первостепенной важности, как для проблемного предприятия, столкнувшегося с недостатком денежных поступлений, так и для успешно развивающегося бизнеса, которому требуется надежная защита от хозяйственных рисков и получение максимального эффекта от использования денежных средств.

Наряду с первоочередной целью оперативного управления финансами, можно выделить ряд других целей. Они являются целями более высокого порядка, т.е. обеспечение абсолютной ликвидности является необходимым, но недостаточным условием для их достижения.



Иерархия целей ОУФ выглядит следующим образом:

· максимизация экономического эффекта, получаемого от использования денежных средств;

· поддержание репутации партнера, выполняющего обязательства;

· обеспечение устойчивой абсолютной ликвидности.

Для достижения этих целей должен быть решен целый комплекс взаимосвязанных задач. К наиболее важным задачам практического характера можно отнести следующие:

· обеспечить взаимосвязь производственных и финансовых планов предприятия;

· поддерживать наиболее ликвидную часть оборотных средств на уровне, достаточном для проведения ежедневных расчётов;

· свести к минимуму риск задержки важнейших платежей при изменении условий финансирования;

· создать механизмы контроля за действиями менеджеров, уполномоченных принимать решения по расходованию средств;

· своевременно обеспечивать информацией о состоянии расчётов предприятия;

· не допускать образования избыточных остатков денежных средств на счетах и в кассе предприятия.

На тактическом уровне месячный план движения денежных средств формируется таким образом, что поступление и расходование платёжных средств в нём сбалансированы. Но обеспечение ежедневного баланса может быть достигнуто только путём принятия оперативных решений по выбору даты того или иного платежа и платёжного средства, которым этот платёж будет осуществлен.

В отличие от стратегического и тактического уровней, инструменты оперативного управления финансами должны обеспечивать не только связь с предыдущим уровнем, но и непрерывностьпроцесса управления. Это достигается путём применения такого способа планирования, когда начало планового периода приходится на один из дней текущего периода.



Механизм функционирования системы.Система оперативного управления финансами выполняет пять взаимосвязанных функций:

· планирование поступлений, расходов и остатков платёжных средств в краткосрочной перспективе (до одного месяца);

· исполнение намеченных планов оплаты расходов;

· учёт возникающих и погашаемых обязательств, движения и остатков платёжных средств;

· контроль исполнения планов по возникновению и погашению обязательств и расходованием платёжных средств;

· план-факт анализ данных о движении обязательств и платежных средств и выявление причин отклонений.

Данные об изменении остатка лимитов. Данные о движении обязательств и платёжных ссредствв  
Инструкция  
Планы возникновения и погашения обязательств  
Схема функциональной структуры системы ОУФ, которая также дает общее представление о механизме работы данной системы, приведена на рис. 18.

 
 

 


Рис. 18. Функциональная структура и механизм функционирования системы ОУФ

Основные проблемы при разработке и внедрении системы ОУФ на практике:

1.Неполноценная система финансового планирования на тактическом уровне либо её полное отсутствие. В данной ситуации возможны два пути решения. Первый путь – отложить создание системы ОУФ и сосредоточить ресурсы на построении системы управления финансами более высокого уровня, либо проводить эту работу параллельно. При этом сроки начала работы системы на оперативном уровне откладываются на достаточно длительный период. Второй путь – начать разработку и внедрение системы ОУФ, предполагая, что в дальнейшем будет скорректировано управление финансами на тактическом уровне. В этом случае, как уже упоминалось, необходимо предусмотреть переходные механизмы и предотвратить возможные противоречия между уровнями управления в перспективе.

2. Противодействие со стороны сотрудников предприятия.Противодействие возникает, как правило, со стороны менеджеров, которые выполняют функции ответственных распорядителей, и может носить различные формы, вплоть до прямого отказа работать в рамках данной системы. Обычно отмечаются две причины противодействия: установление лимитов и контроля там, где раньше их не было, и появление дополнительной работы, связанной с планированием использования собственного лимита, составлением заявок и отслеживанием обязательств.

Для решения данной проблемы целесообразно до запуска системы провести обучающие мероприятия для ответственных распорядителей. Кроме того, важным условием для смягчения противодействия является степень проработки регламентных документов и оптимизация документооборота в рамках системы.

Вовлечение сотрудников предприятия в процесс разработки и внедрения системы необходимо для её эффективной работы в дальнейшем. Вовлечение может быть обеспечено следующими методами:

· проведение периодических совещаний;

· создание тематических рабочих групп;

· включение персонала финансовых служб предприятия в команду проекта;

· проведение эксперимента по оперативному управлению финансами – внедрение отдельных механизмов до завершения их окончательной проработки.

Для того чтобы эффективно выполнять свои функции и отвечать базовым требованиям система оперативного управления финансами должна включать в себя следующие основные подсистемы и элементы:

· Оперативное планирование поступлений и платежей. Инструментами служат заявки ответственных распорядителей, платёжный календарь и дневной план платежей.

· Система ответственных распорядителей, в отношении которых устанавливаются лимиты расходования платёжных средств.

· Система приоритетов платежей, используемая для балансирования платёжного календаря и ранжирования платежей в дневном плане.

· Механизм согласования и утверждения платежей и корректировки платёжного календаря.

· Процедуры контроля состояния лимитов ответственных распорядителей.

· Система оперативного учёта возникновения и погашения обязательств.

· Совокупность регламентных документов по оперативному управлению финансами.

Следует отметить, что система оперативного управления финансами охватывает решения, принимаемые внутри месячного интервала функционирования организации. В связи с этим, необходимо учесть, что при недостаточном уровне развития более высоких уровней финансового планирования, на входе системы ОУФ не будет достаточной информации. Практика показала, что менеджмент предприятия, как правило, начинает модификацию управленческих механизмов в области финансов именно с оперативных функций.

В данном случае при построении системы ОУФ возникает необходимость, с одной стороны, создать временные механизмы планирования, позволяющие получить исходные данные о движении обязательств и платежных средств в разрезе ответственных распорядителей на месячном интервале.

В противном случае будет невозможно установить лимит платежей ответственного распорядителя. С другой стороны, необходимо предусмотреть в перспективе совершенствование системы управления финансами на тактическом уровне и исключить возможность возникновения противоречий, обусловленных структурой создаваемой системы ОУФ.

Под ответственным распорядителем понимается руководитель или специалист организации, которому делегированы полномочия вести договорные отношения с третьими лицами, а также использовать платёжные средства для выполнения обязательств.

Статус ответственного распорядителя дает основания претендовать на получение лимита расходования платёжных средств. Иногда в целях контроля уровня дебиторской и кредиторской задолженности, целесообразно устанавливать лимиты на остатки или суммы изменения данных задолженностей в течение месяца. Лимит расходования платёжных средств ответственного распорядителя устанавливается в финансовом плане на месяц, конкретно – в плане движения денежных средств.

Ответственные распорядители направляют заявки на платежи в пределах установленного лимита. На основании таких заявок формируется платёжный календарь. Периодичность подачи заявок определяется в зависимости от потребностей предприятия

На рис. 19 приведен алгоритм выделения состава ответственных распорядителей.

 

       
 
РАСПОРЯДИТЕЛЬ
 
ПОЛНОМОЧИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 
 
 
 
 
 

 

 

     
 
 
 

 


Рис. 19 Алгоритм выделения ответственных распорядителей на предприятии

 

Следующим этапом являлось скользящее планирование, в рамках которого проводилась ежедневная корректировка платёжного календаря на основе данных оперативного учёта и изменений, вносимых ответственными распорядителями. Следует отметить, что список возможных изменений, вносимых по инициативе ответственных распорядителей, был ограничен только такими действиями, которые не ухудшают ликвидную позицию предприятия в плановом периоде.

Система приоритетности платежей позволяет сбалансировать платёжный календарь в том случае, когда сумма заявок ответственных распорядителей на платёж в определённый день перекрывает доступный объем ресурсов. С другой стороны, в дневном плане платежей (реестре) платежи также группируются в порядке убывания приоритета, что позволяет избежать потери ликвидности при отклонениях величины входящего денежного потока от прогнозного уровня. Другим важным инструментом системы управления финансами является нормирование остатков денежных средств. Норматив необходим для определения дефицита или избытка платежных средств и позволяет принимать решения по распоряжению ими в краткосрочной перспективе с целью получения максимального эффекта.

При формировании платёжного календаря возможна ситуация, когда балансирование поступлений и платежей внутрисистемными методами невозможно, тогда необходимо выбирать из двух альтернатив: привлечение заёмных средств, либо корректировка производственных планов.

Если сумма платежа, заявленного ответственным распорядителем, соответствует остатку лимита (проверку проводят финансовые службы), то она включается в платёжный календарь. Для исполнения платёжного календаря формируется дневной план платежей (реестр), который должен быть утвержден руководителем предприятия до конца предыдущего рабочего дня. Утвержденный дневной план платежей служит распоряжением исполнителю (бухгалтерии) о подготовке платёжных документов и совершении платежей. С целью проведения скользящего планирования, необходимо ежедневно получать данные об остатках лимитов ответственных распорядителей, а также остатках платёжных средств на счетах и в кассе предприятия. Такая информация должна содержаться в специальных отчетах, которые готовятся сотрудниками финансовых служб, ответственных за ведение оперативного учёта.

Таким образом, данный подход к построению комплексной системы управления финансами, в том числе на применении системы оперативного управления финансами опирается на два исходных положения.

Во-первых, оперативное управление финансами рассматривается, как часть комплексной системы управления финансами предприятия. Во-вторых, управление финансами рассматривается, как управление процессами.


Вопросы для самопроверки

 

 

1. В чём заключается сущность и роль финансовой стабилизации предприятия?

2. Может ли маркетинг содействовать укреплению финансовых позиций предприятия?

3. Что является основной целью антикризисного управления?

4. Какие мероприятия по формированию и реализации стабилизационной программы включают управленческие решения?

5. Назовите и раскройте этапы финансовой стабилизации предприятия.

6. Что означает наступление неплатёжеспособности предприятия?

7. Почему конвертация долгов в уставный капитал – крайне болезненный шаг?

8. Как построена схема функциональной структуры системы ОУФ?

9. Проанализируйте алгоритм выделения ответственных распорядителей на предприятии.

10.Назовите основные проблемы при разработке и внедрении системы ОУФ на практике.

11. Какие методы используются для вовлечения сотрудников предприятия в процесс разработки и внедрения комплексной системы управления финансами?

12. Назовите основные принципы построения комплексной системы управления финансами.


РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКУМ

Тесты для самопроверки студентов по курсу «Финансовый менеджмент»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.