Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 4. Управление дебиторской задолженностью





Необходимость правильного управления величиной дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков организации, но и желанием снизить издержки фирмы, возникающие из-за того что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счёт прибыли или роста внешних заимствований.

Дебиторская задолженность –это сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними.

Это отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами, т.е. это средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженностьэто комплексная статья, включающая расчёты:

· с покупателями и заказчиками;

· по векселям к получению;

· с дочерними и зависимыми обществами;

· с участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал;

· по выданным авансам;

· с прочими дебиторами.



Дебиторамиявляются физические и юридические лица, имеющие задолженность перед данной организацией. Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называемому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты заёмщиком. Вексель полученный – это письменное обязательство уплаты денег на определённую дату, состоящее из номинала и процента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолженность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т.е. исходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.



Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадёжные поступления и различного рода скидки.

Безнадёжные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской задолженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчётности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадёжных поступлений».

Этапы управления и анализа дебиторской задолженности предприятия:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в неё финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчётам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. На этом этапе оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность по формуле:



гдеКОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность; ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности; ОА – общая сумма оборотных активов.

Также анализируется дебиторская задолженность по «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам её инкассации.

Потом анализируется состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадёжная задолженность. В процессе этого анализа используется показатели просроченности дебиторской задолженности и средний «возраст» просроченности ДЗ. Коэффициент просроченности:

где КПдз – коэффициент просроченности дебиторской задолженности; ДЗпр – сумма дебиторской задолженности, неоплаченная в предусмотренные сроки; ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности предприятия.

Средний «возраст» просроченности:

где ВПдз – средний «возраст» просроченной дебиторской задолженности; ДЗпр – средний остаток дебиторской задолженности; Оо – сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемый период.

Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики.

Такая группировка позволяет прогнозировать появление безнадёжных долгов. Интересно отметить, что проведенное Министерством Торговли США исследование показало, что доля безнадёжных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность (см. табл. 8).

Таблица 8

Зависимость безнадежных долгов от срока счетов дебиторов

Срок дебиторской задолженности, дней Доля безнадежных долгов, %
До 30 31-60 60-90 91-120

 

При этом зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности по срокам погашения до 30 дней около 4 % относится к разряду безнадёжной; 31-60 дней – 10 %; 61-90 дней – 17 %; 91-120 дней – 26 %; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадёжных долгов повышается на 3-4 %.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.В процессе формирования принципов кредитной политики необходимо решить стратегический вопрос. Каким образом руководству фирмы следует достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса, учитывая влияние на этот выбор периода предоставления кредита, скидок, стандартов кредитоспособности и политики инкассации?

Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами.

Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если «консерватизм» считать залогом ликвидности, то при этом типе кредитной политики фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности и не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счёт расширения реализации продукции (рентабельности) в кредит. Осуществляя такой тип кредитной политики, фирма существенно сокращает круг покупателей товара в кредит за счёт групп повышенного риска; минимизирует сроки предоставления кредита и его размера; ужесточает условия предоставления кредита и повышает его стоимость; использует жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах сравнительно невелика (менее 40 %), а период их оборачиваемости небольшой – 52 дня.

Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия её осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т.е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.

Формирование принципов направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному и потребительскому кредиту. При расчёте этой суммы необходимо учитывать планируемые объёмы реализации продукции в кредит, средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита, средний период просрочки платежей, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объёме, то при неизменности условий кредитования должен быть скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят элементы:

- срок предоставления кредита (кредитный период) – время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за товар. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объём реализации продукции, однако приводит к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе:

- размерпредоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставленному кредиту. Его размер устанавливается с учётом типа осуществляемой кредитной политики, планируемого объёма реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объёма сделок по реализации готовой продукции.

- стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчётов за приобретенную продукцию). В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставленный кредит, рассчитывается для сопоставления в годовом исчислении.

- система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. Формируется в процессе разработке кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.

Формирование стандартов оценки состоит из следующих элементов:

- определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. Оно является начальным этапом построения системы стандартов их оценки (объём хозяйственных операций с покупателем, репутация покупателя в деловом мире, платёжеспособность покупателя и т.д.);

- формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем. Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической её проверки в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями путём непосредственного посещения клиента с целью проверки его имущества;

- дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей. Наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счёт покупателей, формы штрафных санкций и т.п.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены:

- сроки и формы предварительного и последующего напоминания покупателям о дате платежей;

- возможности и условия пролонгирования (продление действия) долга по предоставленному кредиту;

- условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются:

а) факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платёжным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специальной компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк взимает с предприятия-продавца определённую комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Факторинговая операция позволяет предприятию-продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному покупателю кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла;

б) форфейтинг – форма кредитования внешнеэкономических операций в виде покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению. Используется при осуществлении долгосрочных поставок и позволяет немедленно получать денежные средства путём учёта векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость;

в) учёт векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определённой цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учётной вексельной ставки.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассации дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельные его блок.

Следовательно, грамотное и своевременное использование данных этапов поможет повысить рентабельность основной деятельности предприятия с помощью минимизации текущей дебиторской задолженности. Применение этих этапов в комплексе позволит управлять дебиторской задолженностью более эффективно и, следовательно, позволит предприятию стабильно функционировать. Поскольку около 25 % активов средней компании числятся в дебиторской задолженности, то эффективное управление ею оказывает большое влияние на ликвидность и на укрепление финансового положения фирмы в целом. Таким образом, эффективное управление оборотными активами относится к необходимым условиям успешной работы фирмы. Оно создаёт предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.