Сделай Сам Свою Работу на 5

Группа, коллектив в педагогике





Наряду с проблемой формирования личности педагогика изучает деятельность специальных и педагогических учреждений, а также влияние на людей внеучрежденческих условий и факто­ров, воздействие которых является весьма сильным.

Изучением влияния окружающей среды занимается специальная отрасль педагогической науки, получившая название социальная пе­дагогика. В педагогической литературе она рассматривается как особая педагогическая реальность, воздействующая на людей, об­ласть педагогической деятельности ее субъекта и объект-субъекта и научная дисциплина. Социальная педагогика отражает характер и содержание научно-преобразовательной деятельности людей, институ­тов социума, ее объект — человек в его социальной среде. Предме­том же ее является взаимодействие человека и социума. Гармонизиро­вать эти отношения в интересах формирования, воспитания челове­ка, сохранения, поддержания и развития его социальной жизненной активности — цель социальной педагогики как практики[32].

Социально-педагогическая реальность

Таким образом, в поле зрения этой отрасли педагогики находится влияние важнейших реальностей, образующих социальную среду: об­щественное устройство и состояние его экономического хозяйства; деятельность органов государственного управления; уровень культуры, образованности, общественного сознания различных слоев населения, их социального обеспечения и защиты; социально-демографичес­кие, национально-этнические и другие особенности; взаимоотно­шения различных социальных групп; народные обычаи, традиции и др.; правовая культура населения; деятельность и особенности офи­циальных и неофициальных общностей; стиль и методы управления в учреждениях и организациях; деятельность средств массовой ин­формации, культуры и искусства; семья и быт и др. В этой связи можно говорить о том, что социально-педагогическая среда по сво­ей природе представляет собой совокупность факторов, влияющих на психологию человека: собственно педагогические (системы обра­зования), педагогически значимые (экономические, жилищные, управ­ленческие, информационные и др.).



С точки зрения источника происхождения и масштаба влияния социально-педагогические факторы подразделяются на федеральные, региональные, групповые, межличностные, а также международные. Кро­ме того, различают факторы и по признаку близости/отдаленности кличности или группе: микросредовые (ближайшего окружения), ме-зосредовые (промежуточные, более отдаленные) и макросредовые (дальние — общественные, государственные). Сильными сторонами влияния этих факторов являются их систематичность, непрерывность, непосредственность (близость к каждому) и значимость в жизни и деятельности человека, результативность убеждения личным и об­щественным опытом, придание части их управляемого, целенаправ­ленного характера.



Важной особенностью социально-педагогических влияний служит их стихийность и неуправляемость, что нередко приводит к антипе­дагогическому результату изменений в личности и группе (вторже­ние «массовой культуры» в жизнь каждого человека, во многом не­гативно сказывающейся на воспитании и развитии целых поколений, особенно молодежи). Задача состоит в том, чтобы взять под контроль возможно большее число социально-педагогических влияний, ныне неуправ­ляемых, стихийных, и придать им управляемый, позитивный педагоги­ческий характер. В решении этой задачи должны принимать активное участие все структуры общества, от государственных учреждений до каждого гражданина, руководителя, сотрудника, профессионала.

Группа и педагогика

Социальная группа находится в постоянном изменении — развитии или, напротив, деградации. С самого начала ее формирования возникают определенные взаимоотношения между ее членами, мнения, настроения, социально-педа­гогические воздействия друг на друга и другие явления. Одновременно происходит столкновение мнений, желаний и намерений у части чле­нов группы, которые либо сопровождаются конфликтами, либо на­ходят свое разрешение в компромиссных взглядах и подходах.



В группе нередко появляются неформальные лидеры, т.е. при­знанные, наиболее активные личности, окруженные единомышлен­никами, становящиеся центром притяжения для других. Наличие в группе официально "назначенного руководителя предполагает или взаимопонимание и сотрудничество с лидером, или конкурентную борьбу за влияние в группе. Не исключено появление в группе не­скольких лидеров, что выливается в создание микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером.

Относительная стабильность группы не означает долговремен­ного спокойствия. Внешние и внутренние причины нарушают ста­бильность жизни группы. Руководителю важно своевременно уло­вить необходимость перемен, не допустить недовольства членов группы неоперативностью его действий.

Качественное состояние группы, ее социально-психологическое и социально-педагогическое развитие оценивается по уровню соот­ветствия реального и идеального в групповой жизни и деятельно­сти. Выделяют три уровня: низкий, средний и высокий. Пер­вый (низкий) уровень означает существенное несоответствие желае­мому, необходимому. Средний уровень — с несущественными из­держками состояние, близкое к идеальному. Высокий — состояние группы, максимально совпадающее с социальным, психологиче­ским и педагогическим идеалом. Каждому уровню свойственно осо­бое состояние группы, ее составляющих.

Так, группу низкого уровня социально-психологического и социаль­но-педагогического развития характеризуют разобщенность и кон­фликтность, нарушения моральных и даже групповых норм, слабость чувства взаимной и личной ответственности за дела в группе, чув­ство чести и долга.

Группа высокого уровня развития, напротив, характеризуется дело­вой активностью, целеустремленностью на решение главной задачи, стоящей перед ней, сильным активом. Она сплочена, ярко прояв­ляются коллективизм, чувство долга и ответственности, взаимной требовательности и сотрудничества, поддержки и помощи.

Группе среднего уровня социально-психологического развития свой­ственны промежуточные между высокими и низкими уровнями ха­рактеристики.

Группу высокого уровня социально-психологического и соци­ально-педагогического развития, занимающуюся социально и личностно полезной деятельностью, в психологии и педагогике назы­вают коллективом[33]. В социальной педагогике влияние группы, всех ее компонентов на формирование личности рассматривается как существенно значимый источник, но без абсолютизации его роли. Крайности, которые имеются в педагогической литературе и про­возглашаются главным носителем воспитывающего влияния или личности укоиодтслн, педагога, или, напротив, среды, группы, не имеют под собой достаточного основания.

Влияние группы на человека — явление объективное, закономерное. Быть в группе и не зависеть от нее невозможно. Индивидуализм, своеволие, вседозволенность человека всегда осуждались отечест­венной педагогикой. Подчеркивалось, что эти явления определяют развитость личности в нежелательном направлении, противоречащем ходу истории человечества, истории России и менталитету россий­ского народа.

Подобно тому как педагогическая сформированность личности (ее воспитанность, образованность, обученность, развитость) опре­деляет деятельность и поведение личности, педагогический уровень развития группы и его проявления, преломляясь в поведении отдель­ных людей и микроколлективов, во многом регулируют их поведение, мотивируют поступки, сказываются на сплоченности, дисциплине и деятельности. Так, если в группе преобладает эмоциональный подъем, царит деловое настроение, поддерживается нравственное обществен­ное мнение по вопросам жизни, учебы или службы, если межлично­стные отношения соответствуют установленным нормам, то налицо сплоченность, дисциплина и психологическая готовность группы к решению поставленных задач. В тех же случаях, когда возникают неоправданные конфликты, берут верх отрицательные групповые настроения (уныние, обида и т.п.), если нет единства в официальном и так называемом «кулуарном» мнении, успех в деятельности группы маловероятен. Это означает, что для эффективного руководства группой, обучения и воспитания людей изучение ее психолого-педа­гогических граней является необходимостью.

Группа как социальный организм — не только объект, но и субъ­ект педагогических воздействий, она призвана выполнить двуединую функцию: деятельностную и воспитывающую, обучающую и развивающую. Иными словами, организованная группа людей является и субъектом учебной, трудовой, общественной деятельности, и субъек­том воспитания, обучения и развития своих членов. Исследования показывают, что 40—50% обучающихся в правоохранительных вузах считают влияние общественного мнения своего коллектива на их уче­бу, службу и поведение определяющим, 30—35% — частичным, ма­лозаметным. Причем это влияние возрастает по мере увеличения ста­жа учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста.

Объективные педагогические (воспитательные, обучающие и раз­вивающие) возможности коллектива заложены в самой природе, структуре, характерных особенностях его внутренней организации, связей и жизни, они также могут целенаправленно использоваться родителем, педагогом, руководителем. Объективные возможности успешного выполнения педагогических влияний группы реализуются тем полнее, чем подготовленнее они педагогически в теоретическом и практическом отношении, чем они авторитетнее. К особен­ностям группы, обладающей высоким уровнем психологическо­го и педагогического развития, относятся:

высокая общественная значимость целей и задач ее деятельности. Группа — организованная общность личностей, совместный труд которых материализуется в совокупных результатах деятельности и изменениях, происходящих у его членов (их воспитанности, обученности, развитости). Это основа высокой требовательности груп­пы к своим членам, к совершенствованию ими своих качеств, ко­ренной заинтересованности в общем коллективном успехе;

формальная и неформальная {моральная, этическая, психологи­ческая и др.) регламентации многих видов и способов деятельности. Группам высокого уровня развития свойственна строгая, соответст­вующая способам решения стоящих перед ней задач, продуманная организационная структура, а также согласованность и организация деятельности и поведения членов, их взаимоотношений;

четкое взаимодействие, один из аспектов внутренней сущно­сти групп, основа их сплочения в единое целое;

относительная стабильность, длительность и непрерывность пре­бывания членов группы в кругу одних и тех же людей. Все это создает предпосылки для постоянного воздействия коллектива на личность, условия для большего взаимного сотрудничества.

В структуре группы различают несколько составляющих:

• организационную (официальные взаимоотношения);

• межгрупповую (связь с другими группами с целью взаимодей­ствия, обмена опытом и т.д.);

• неофициальных отношений (знание друг о друге, взаимопо­нимание и взаимная требовательность, инициативность и дисцип­линированность, настрой, удовлетворенность официальными ли­дерами и т.п.);

• эффективности групповой деятельности (умение согласован­но работать, удовлетворенность результатами труда и т.д.);

• морально-психологической позиции членов группы (защищен­ность и равноправие каждого в группе, удовлетворенность ее дея­тельностью, тем влиянием, которое она оказывает на своих членов).

Все они обусловливают сложный, многоаспектный характер дея­тельности руководителя по управлению социально-педагогическими и социально-психологическими процессами, протекающими в группе.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.