Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет экономической теории. Методы экономических 5 глава





а) единичной;

б) дуговой;

в) совершенной;

г) перекрестной;

д) эластичностью по доходу.

14. Если значение перекрестной эластичности спроса отрицательное, то это свидетельствует о том, что товары:

а) взаимозаменяемые;

б) взаимодополняемые;

в) независимые;

г) инвестиционные;

д) потребительские.

15. Эластичность спроса по доходу характеризуется:

а) отношением изменения дохода к изменению спроса;

б) изменением покупательной способности дохода;

в) отношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода;

г) отношением процентного изменения дохода к процентному изменению цены;

д) реакцией спроса на изменение величины дохода.

16. При эластичности спроса бремя косвенных налогов:

а) ложится в основном на покупателя;

б) ложится в основном на товаропроизводителя;

в) равномерно распределяется между товаропроизводителем и покупателем;

г) равномерно распределяется между владельцами факторов производства.

17. При эластичном предложении бремя косвенных налогов:

а) ложится в основном на покупателя;

б) ложится в основном на товаропроизводителя;

в) равномерно распределяется между товаропроизводителем и покупателем;



г) ложится на собственника капитала.

18. Основы "эластичности спроса" были разработаны:

а) Курно А.;

б) Маршаллом А.;

в) Визером Ф.;

г) Менгером К.;

д) Тюненом И.

19. Первыми описали условия формирования рыночного равновесия:

а) Бем-Баверк Е.;

б) Визер Ф.;

в) Вальрас Р.;

г) Фишер И.;

д) Маршалл А.

20. Цена товара А.Маршаллом определяется на основе:

а) затрат труда;

б) издержек производства;

в) предельной полезности;

г) равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками;

д) факторов производства.

21. "Эффект Веблена" характеризуется таким поведением потребителя, когда цена на товары определяется:

а) рациональным потреблением;

б) престижным (показным) потреблением;

в) потреблением необходимой достаточности;

г) максимизацией потребления;

д) "завистливым сравнением".

 

 

Тема 10. Фирма в условиях совершенной (чистой) конкуренции

 

План семинарского занятия

1. Совершенная (чистая) конкуренция: основная характеристика.



2. Спрос и предложение на продукцию конкурентного продавца.

3. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях совершенной конкуренции.

4. Совершенная конкуренция и эффективность общественного производства.

 

Литература

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М. «Республика», 1993.

2. Курс экономической теории: Учебное пособие / под ред. А.В. Сидоровича. – М. «Дис» 1997.

3. Экономика / под ред. А.С. Булатова.- М. «БЕК», 1995.

4. Курс экономической теории / под ред. Чепурина, Киров, 1995.

5. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Спб.

6. Экономическая теория / под ред. В.И.Видяпина, М. «Инфра-М», 2002.


Методические материалы по теме

Эта тема открывает теорию поведения фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, разработанную неоклассической школой. Основные идеи этой теории изложены в «Экономиксе». Прежде всего, следует дать определение конкуренции.

Конкуренция – это соревнование между производителями и продавцами товара за более высокую прибыль и более выгодные условия производства.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями и покупателями осуществляется только через рынок. Фирма при реализации своей продукции не оказывает влияния на условия реализации на рынке. Цена на продукцию устанавливается под воздействием рыночного спроса и предложения.

Совершенная (чистая) конкуренция – это модель рынка. Она имеет большое теоретическое значение. Она также является воплощением идеальной модели свободной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции должен соответствовать следующим условиям:



1. Объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара.

2. Товары однородные.

3. Большое количество продавцов и покупателей на рынке (тысячи, десятки тысяч).

4. Покупатели хорошо информированы о ценах.

5. Продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга.

6. Фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

В качестве приближенного примера рынка совершенной конкуренции можно привести сельскохозяйственные фермы США на ранних этапах развития.

Объем продукции фирмы в условиях совершенной конкуренции небольшой. Поэтому фирма не может влиять на рыночную цену продукции, увеличивая или сокращая свое производство. Фирма может лишь соглашаться с той ценой, которая сложилась на рынке. Вывод: спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции является абсолютно эластичным. Он изображается в виде горизонтальной линии, соответствующей цене на продукцию (Ро).

График отраслевого спроса на продукцию имеет вид наклонной линии.


       
   
 
 

 

 


Спрос на продукцию фирмы Отраслевой спрос

 

Предложение фирмы в краткосрочный период характеризуется издержками. Линия предложения фирмы представляет собой часть кривой предельных издержек фирмы МС, находящуюся выше линии средних переменных издержек фирмы AVC.

 
 

 

 


Предложение фирмы

 

Для фирмы важным вопросом является наличие у нее прибыли или убытков. Для того чтобы найти прибыль, нужно из выручки (дохода) фирмы вычесть издержки. Выручка фирмы может быть валовой (общей), средней и предельной.

Валовая выручка фирмы (TR) – совершенного конкурента равна произведению цены продукции на ее количество. Графиком валовой выручки является возрастающая прямая линия, выходящая из начала координат.

 
 

 

 


Валовая выручка фирмы

 

Предельная выручка фирмы (MR) – это прирост выручки, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции. В условиях совершенной конкуренции он равен цене продукции.

Средняя выручка (AR) – это валовая выручка, деленная на количество проданных товаров. В условиях совершенной конкуренции Средняя выручка также равна цене продукции.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции на графике совпадают линии предельной выручки, средней выручки и спроса.

 
 

 

 


Существует два метода определения прибыльность и убыточности фирмы: методом сравнения валовых величин и методом сравнения предельных величин.

Метод сравнения валовых величин заключается в сравнении валовой выручки и валовых издержек фирмы.

 
 

 

 


А и В – критические точки. Здесь валовая выручка и валовые издержки равны. Между точками А и В валовая выручка больше валовых издержек, следовательно есть прибыль. В других случаях прибыли нет. Максимум прибыли – при наибольшем расстоянии между линией валовой выручки и валовых издержек.

Метод сравнения предельных величин заключается в сравнении предельной выручки и предельных издержек. Вспомните, что нормальная прибыль является частью издержек.

 
 

 


 

 

Точка пересечения двух линий – линии предельных издержек и линии предельной выручки показывает равновесное состояние фирмы.

В долгосрочном периоде сравниваются средние издержки и предельная (средняя) выручка. Фирма может быть прибыльной (если средняя выручка больше средних издержек), равновесной (если средняя выручка и средние издержки равны) и убыточной (если средняя выручка меньше средних издержек). Прямоугольник – величина прибыли.

 

 

 


Фирма прибыльная Равновесная фирма Убыточная фирма

 

Максимизируя прибыль, фирма должна следовать правилу предельного выпуска и правилу закрытия. Правило предельного выпуска гласит, что фирма должна поддерживать такой уровень производства, при котором предельные издержки равны предельной выручке. Правило закрытия гласит, что фирма закрывается (ликвидируется), если экономическая прибыль меньше нуля для любого объема производства.

Если предельная (средняя) выручка не окупает средние переменные издержки, то фирма приостанавливает производство. В этом случае она несет убытки только в размере постоянных издержек.

Неоклассики рассматривают совершенную конкуренцию как наиболее эффективную систему распределения и использования ограниченных ресурсов.

Цена при совершенной конкуренции равна предельным издержкам, значит ресурсы общества максимально удовлетворяют общественные потребности. Если потребление и производство регулируются уровнем цены, то это говорит о совпадении интересов производителя и потребителя.

При совершенной конкуренции отсутствуют барьеры, препятствующие свободному переливу капитала. Это ведет к тому, что каждый необходимый обществу товар изготавливается наименее дорогостоящим способом. Как только товаропроизводитель начинает нести убытки, он изымает свои капиталы из убыточной отрасли и вкладывает в прибыльную. Это также дает рынку необходимую гибкость и позволяет быстро адаптироваться к рыночной конъюнктуре.

Конкуренция на этом рынке только ценовая. Поэтому выигрывает тот производитель, у которого издержки оказываются наименьшими по сравнению с ценой на товар.

 

Вопросы для самопроверки

1. Заработает ли типичная фирма при совершенной конкуренции сверхприбыль в долгосрочном периоде? Почему?

2. Что имеют в виду экономисты, когда утверждают, что совершенно конкурентная экономика эффективно распределяет ресурсы?

Задания для самостоятельной работы

Задача.

Примем следующие данные об издержках на единицу продукции для действующего в условиях чистой конкуренции производителя:

 

Общее количество продукта Средние постоянные издержки, долл Средние переменные издержки, долл Средние валовые издержки, долл Предельные издержки, долл
       
 
 
 
37.5  
 
37.5  
8.57 38.57  
7.5 40.63  
6.67 43.33  
46.5  

Ø При цене продукта в 32 долл. будет ли данная фирма производить в краткосрочном периоде? Почему да или почему нет? Если она производит, каков будет объем производства, максимизирующий прибыль или минимизирующий убыток? Объясните. Определите величину экономической прибыли или убытка на единицу продукции.

Ø Ответьте на вопросы при условии, что цена продукта – 41 долл.

Ø Ответьте на вопросы при условии, что цена продукта – 56 долл.

Ø Заполните таблицу предложения фирмы в краткосрочном периоде и укажите прибыль или убыток, полученный при каждом объеме производства. Предположим, что в конкурентной отрасли 1500 одинаковых фирм. Вычислите график отраслевого предложения.

 

Цена, долл. Общее требуемое количество Предложенное количество, одна фирма Прибыль, или убыток, долл Предложенное количество, 1500 фирм
     
     
     
     
     
     
     

Ø Объясните: «Тот отрезок кривой предельных издержек конкурентной фирмы, который лежит выше кривой ее средних переменных издержек, составляет кривую предложения в краткосрочном периоде для фирмы». Проиллюстрируйте графически.

Ø Какова будет цена равновесия? Каков будет равновесный объем производства продукции для каждой фирмы? Какова будет прибыль или убыток на единицу продукции? Для фирмы? В долговременном периоде отрасль будет расширяться или сужаться?

 

Тесты

1. Спрос на продукт предприятия в условиях совершенной конкуренции:

а) совершенно не эластичен;

б) совершенно эластичен;

в) не эластичен;

г) эластичен;

д) абсолютно эластичен.

2. На рынке совершенной конкуренции предприятие:

а) выпускает уникальные продукты;

б) вступает в неценовую конкуренцию;

в) руководствуется ценой равновесия;

г) частично контролирует цены;

д) может свободно входить в отрасль и выходить из нее.

3. На рынке чистой конкуренции имеют место формы конкурентной борьбы:

а) ценовая;

б) реклама;

в) дифференциация продукции;

г) лидерство в ценах;

д) тайный сговор.

4. Кривая, одновременно представляющая цену, предельный и средний доход в условиях чистой конкуренции, называется кривой ...

а) предложения;

б) спроса;

в) валового дохода;

г) общих издержек;

д) прибыли.

5. Критерий определения объема производства, обеспечивающего предприятию максимум прибыли:

а) наименьший разрыв между общими и переменными издержками;

б) наименьший разрыв между валовым доходом и общими издержками;

в) совпадение общей выручки с общими издержками;

г) наибольшая разность между валовым доходом и величиной общих издержек;

д) равенство предельного дохода и предельных издержек.

6. Критерием максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции, в краткосрочном периоде, являются:

а) предельные издержки меньше среднего дохода;

б) максимальная разность между предельным доходом и предельными издержками;

в) наибольший разрыв между ценой и средними общими издержками;

г) предельные издержки равны предельному доходу;

д) предельные издержки равны цене.

7. Предприятие примет решение о своем закрытии, если его убыток превышает:

а) постоянные издержки;

б) переменные издержки;

в) общие издержки;

г) предельные издержки;

д) разность между общими и переменными издержками.

8. Предприятие минимизирует убытки в условиях чистой конкуренции, если при оптимальном объеме производства:

а) цена выше средних общих издержек;

б) предельный доход больше средних постоянных издержек;

в) убытки меньше постоянных издержек;

г) цена выше средних переменных издержек, но ниже средних общих издержек;

д) предельный доход ниже средних переменных издержек.

9. Предприятие-конкурент сворачивает свою деятельность, если:

а) цена ниже средних переменных издержек;

б) цена выше средних общих издержек;

в) цена ниже средних общих издержек, но выше средних переменных издержек;

г) предельный доход выше средних переменных издержек;

д) убыток больше постоянных издержек.

10. Для долгосрочного равновесия предприятия-конкурента характерно все перечисленное ниже, кроме:

а) средних общих издержек, превышающих цену;

б) цены, равной минимальным средним общим издержкам;

в) цены, равной предельным издержкам;

г) предельных издержек, равных минимальным средним общим издержкам;

д) цены, которая ниже минимальных средних общих издержек.

11. Цена на рынке чистой конкуренции равна минимальным средним издержкам предприятия в ...

а) краткосрочном периоде;

б) долгосрочном периоде;

в) кратко- и долгосрочном периодах;

г) среднесрочном периоде.

12. При совершенной конкуренции в долгосрочном периоде обеспечивается:

а) получение нормальной прибыли;

б) уровень средних общих издержек, превышающий цену;

в) эффективное распределение ресурсов и их использование;

г) получение экономической прибыли;

д) оптимальный объем производства предприятия.

13. Для модели рынка совершенной конкуренции характерны:

а) множество мелких фирм;

б) очень легкие условия вступления в отрасль;

в) отсутствие у предприятия контроля над ценой;

г) разная степень доступности рыночной информации;

д) "лидерство в ценах".

 

 

Тема 11. Фирма в условиях монополии

 

План семинарского занятия

1. Модель рынка чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль.

2. Ценообразование и максимизация прибыли в условиях чистой монополии.

3. Ценовая дискриминация.

4. Антимонопольное законодательство.

 

Литература

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

2. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1992.

 

Методические материалы по теме

Рынок чистой монополии – это теоретическая модель. На рынке находится одна фирма. Поэтому понятия «фирма» и «отрасль» равнозначны. Фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценами. Доступ в отрасль для всех прочих фирм блокирован. Продукт фирмы не имеет заменителей и является уникальным.

График совокупной (валовой) выручки имеет «холмообразный» вид. Для того, чтобы увеличить продажу продукта, фирма должна снижать цену на него. Поэтому предельный доход уменьшается быстрее, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

 
 

 

 


Валовая выручка фирмы-монополиста

Цену на продукцию монополист назначает выше, чем она была бы в условиях совершенной конкуренции. Объем продукции при этом ниже, чем был бы в условиях совершенной конкуренции.

 

 

 


Установление цены фирмой-монополистом

Для увеличения прибыли фирмы-монополисты применяют ценовую дискриминацию. Суть ее в том, что один и тот же товар продается на разных рынках по разным ценам. Конечно, фирма должна обладать возможностью монопольно назначать цену и сегментировать рынок так, чтобы исключать возможность перепродажи товара посредниками (прибыль осядет у посредников, а не у фирмы). Продавая товар дешевле, продавец выигрывает на количестве проданного товара. Продавая по более высокой цене, продавец реализует товара меньше, но выиграет на высокой цене. В целом, при применении ценовой дискриминации прибыль фирмы больше, чем без применения этой ценовой политики.

На практике, в жизни, имеется тенденция концентрации капитала и монополизации рынков. Для того, чтобы уменьшить негативные последствия монополизации необходимо антимонопольное регулирование. Его основные цели – повысить конкуренцию на рынке. Рычаги – стимулировать увеличение количества предприятий в этой отрасли за счет иностранных, с совместным капиталом фирм и т.п.; стимулировать производство аналогов данного товара; регулировать цены на жизненно важные товары.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое монополия?

2. Что такое ценовая дискриминация? Приведите примеры.

3. Можно ли считать монополистом фирму, являющуюся един­ственным в стране производителем автомобилей красного цвета?

4. Великий английский экономист Адам Смит (1723—1790) писал: «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно... выжать из покупателей, или которые, как предпола­гается, они согласятся заплатить». Согласны ли вы с этим утверждени­ем? Справедливо ли оно в условиях современной экономики?

 

Тесты

1. При чистой монополии предприятие:

а) соглашается с ценой равновесия конкурентного рынка;

б) частично контролирует цены;

в) лидирует в ценовой политике;

г) полностью контролирует цены;

д) может проводить политику ценовой дискриминации.

2. Монополистический рынок характеризуется:

а) свободой входа;

б) свободой выхода;

в) блокированным входом;

г) дифференциацией продукта;

д) одним предприятием.

3. Монополист отличается от чисто конкурентного предприятия тем, что может:

а) сокращать издержки производства;

б) максимизировать прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде;

г) выбирать комбинацию цены и объема выпуска, которая обеспечивает получение максимальной прибыли;

д) может устанавливать более высокую цену.

4. Если предприятие становится единственным поставщиком какого-либо продукта благодаря его новизне, то это:

а) закрытая монополия;

б) открытая монополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) олигополия;

д) естественная монополия.

5. Предельный доход, в условиях несовершенной конкуренцию, всегда:

а) выше цены;

б) ниже цены;

в) равен цене или среднему доходу;

г) ниже среднего дохода;

д) выше среднего дохода.

6. Кривая спроса предприятия в условиях несовершенной конкуренции эластичная на отрезке, соответствующем:

а) положительному предельному доходу;

б) отрицательному предельному доходу;

в) нулевому предельному доходу;

г) восходящему отрезку кривой средних общих издержек;

д) нисходящему отрезку кривой предельных издержек.

7. Монополист производит максимизацию прибыли в пределах объемов производства, соответствующих:

а) эластичному участку кривой спроса;

б) неэластичному участку кривой спроса;

в) участку кривой спроса с единичной эластичностью;

г) всей кривой спроса.

8. Максимизирующий прибыль монополист может назначать:

а) самую высокую цену;

б) самую низкую цену;

в) дифференцированные цены;

г) цену при объеме выпуска, соответствующем равенству предельных дохода и издержек.

9. Предприятие-монополист несет убытки, если:

а) средние переменные издержки превышают предельный доход;

б) цена ниже средних общих издержек;

в) цена равна средним переменным издержкам;

г) цена превышает средние постоянные издержки;

д) цена меньше средних общих и больше средних переменных издержек.

10.Монополист может получить экономическую прибыль в долгосрочном периоде:

а) да, так как он в состоянии определить объем выпуска, при котором предельный доход выше предельных издержек;

б) да, если отсутствует угроза появления конкурента;

в) нет, поскольку его средние общие издержки непременно уравняются с ценой товара;

г) нет, так как он не в состоянии обеспечить равенство предельного дохода и предельных издержек.

11. Ценовая дискриминация относится к рынку:

а) чистой конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополии;

г) монополии;

д) монопсонии.

12. Монополист, реализуя свой продукт по разным ценам различным группам потребителей, осуществляет:

а) ценовое регулирование;

б) ценовую дискриминацию;

в) ценовую экспансию;

г) ценовой демпинг;

д) политику выравнивания цен.

13. По сравнению с ценой рынка совершенной конкуренции монополистическая равновесная цена:

а) выше;

б) ниже;

в) такая же;

г) неустойчивая: то выше, то ниже.

14. По сравнению с совершенной конкуренцией равновесный объем выпуска продукции монополиста:

а) больше;

б) меньше;

в) такой же;

г) зависит от конъюнктуры рынка.

15. При господстве монополии по сравнению с рынком чистой конкуренции:

а) излишек потребителя увеличивается;

б) излишек потребителя уменьшается;

в) возникают чистые потери;

г) появляется убыток потребителя;

д) появляется убыток товаропроизводителя.

16. При регулировании монополии без государственной поддержки цена должна устанавливаться на уровне ...

а) средних переменных издержек;

б) ниже средних общих, но выше средних переменных издержек;

в) не ниже средних общих издержек;

г) равенства предельного дохода и предельных издержек.

17. Согласно Дж. Робинсон, в условиях несовершенной конкуренции размеры (мощности) фирм:

а) превышают оптимальный уровень;

б) оптимальны;

в) больше, чем предъявляемый спрос на продукцию;

г) находятся в зависимости от конъюнктуры рынка;

д) не достигают оптимального уровня.

18. Дж.Робинсон ввела понятие "дискриминация в ценах", которое означает:

а) вытеснение монополией средних и мелких фирм на основе ценовой конкуренции;

б) возможность монополиста назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции;

в) установление различного уровня цен на одну и ту же продукцию;

г) возможность продажи товара по цене, превышающей цену рынка чистой конкуренции;

д) сегментацию монополией рынка на основе различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей.

 

 

Тема 12. Фирма в условиях олигополии и монополистической

конкуренции

 

План семинарского занятия

1. Олигополия: ее сущность, типы.

2. Формы олигополистической конкуренции.

3. Олигополия и эффективность.

4. Монополистическая конкуренция, ее сущность. Определения цены и объема производства.

5. Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция.

 

Литература

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

2. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1992.

 

Методические материалы по теме

Необходимо уяснить, что олигополия является одной из форм несовершенной конкуренции. Термин «олигополия» был веден в научный оборот английским экономистом Чемберлином. Олигополистический рынок характеризуется доминированием в отрасли нескольких крупных фирм. Причем объемы производства каждой настолько велики, что, что фирма может влиять на отраслевое предложение и рыночную цену. Продукт олигополии однородный или дифференцированный. Вход в отрасль крайне затруднен.

Поведение фирмы в условиях олигополии может быть 4-х видов.

1. Модель сговора. Поскольку фирм на рынке немного, они могут договориться о ценах и (или) рынках сбыта и действовать как фирма-монополист. Такое образование называется картелем.

2. Лидерство в ценах. Фирма-лидер устанавливает цены, а остальные производители в этой отрасли действуют аналогично.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.