Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет экономической теории. Методы экономических 1 глава





Экономическая теория

Учебно-методический комплекс

 

для студентов дневного и заочного обучения

 

 

Самара 2006


 

Печатается по решению Ученого Совета Самарского института (филиала) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Российский государственный торгово-экономический университет”.

 

 

Экономическая теория: Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного обучения / Сост.: Г.Д. Кравченко (темы 1,3,5,6, 20-26, 28, 29), Ю.И. Минина (темы 1-19, 27). – Самара: «Век #21». 2006 – 172с.

 

 

Учебно-методический комплекс содержит тематику семинарских занятий и литературу к ним; методические материалы по теме по каждой теме; вопросы для самопроверки; упражнения, тесты, задачи; тематику курсовых работ и методические материалы по теме по их написанию и защите.

 

 

Рецензенты:– зав. кафедрой экономической теории и методов хозяйствования Самарской архитектурно-строительной академии к.э.н., доцент Щеголева И.П.

д.э.н., профессор Самарского государственного экономического

университета Ашмарина С.И.

 

Ó Кравченко Г.Д., Минина Ю.И., 2006



© Самарский институт (филиал)

ГОУ ВПО “РГТЭУ”, 2006

 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Введение. 4

Рабочий тематический план. 5

Тема 1. Предмет экономической теории. Методы экономических

исследований .............................................................................................................................. 6

Тема 2. Основные направления развития экономической мысли. 11

Тема 3. Разделение труда как материальная основа обмена и товарного производства 15

Тема 4. Собственность в рыночной экономике. 19

Тема 5. Трудовая теория стоимости К. Маркса. 25

Тема 6. Теория прибавочной стоимости К. Маркса. 29

Тема 7. Полезность, ценность, цена. Теория потребительского выбора .................... 33

Тема 8. Факторы производства и издержки производства. Альтернативные издержки. Цена и доход 40

Тема 9. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен. Теория эластичности 46

Тема 10. Фирма в условиях совершенной (чистой) конкуренции................................. 51

Тема 11. Фирма в условиях монополии. 58

Тема 12.Фирма в условиях олигополии и монополистической конкуренции. 63



Тема 13 Рынок: инфраструктура и институты. Предпринимательство. 74

Тема 14. Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Денежное обращение. 80

Тема 15. Кредитный рынок. Банки и банковская система. 86

Тема 16. Рынок капитала: реальный и фондовый. 91

Тема 17. Рынок труда (рабочей силы). Теория человеческого капитала. 97

Тема 18 Рынок земли и других природных ресурсов. Рентные и арендные отношения. 106

Тема 19. Спрос и предложение на рынке ресурсов....................................................... 113

Тема 20 Национальная экономика и общественный продукт..................................... 119

Тема 21 Макроэкономическое равновесие, основанное на приоритете сферы

производства........................................................................................................................... 121

Тема 22. Совокупный спрос и совокупное предложение............................................. 124

Тема 23. Макроэкономическое равновесие, основанное на приоритете сферы

обращения................................................................................................................................ 126

Тема 24. Потребление, сбережения и инвестиции в макроэкономике ...................... 129

Тема 25. Цикличность экономического развития........................................................... 133

Тема 26 Финансовая система и фискальная политика государства ........................... 137

Тема 27. Инфляция................................................................................................................. 140

Тема 28. Проблемы экономического роста и структурных преобразований............ 146

Тема 29. Доходы и благосостояние. Социальная политика государства ................. 150

Методические указания по выполнению курсовой работы.......................................... 154

Темы курсовых работ............................................................................................................ 155



Примерные планы курсовых работ.................................................................................... 158

Вопросы к экзамену. 163


Введение

 

В соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования программа курса экономической теории делит все занятия на аудиторные и выполняемые студентами самостоятельно. Учебный план Самарского института РГТЭУ отводит на аудиторные занятия (лекции и семинары) по дневной форме обучения 136 часов и 136 часов на самостоятельную работу студентов. По заочной форме обучения по основной образовательной программе на аудиторные занятия отводится 28 часов, а по сокращенной основной образовательной программе – всего 14 часов. Отсюда понятно, что далеко не все темы курса подробно обсуждаются на занятиях и что студентов ожидает серьезная самостоятельная работа.

Предлагаемый Учебно-методический комплекс по Экономической теории призван помочь студентам всех форм обучения в освоении сложного теоретического материала. Поэтому следует ознакомиться к приведенным образцам планов курсовых работ, с тем, чтобы правильно сориентироваться в раскладке содержательных вопросов своей темы.

Наконец, важно не обойти вниманием задания по самостоятельной работе студентов. Усвоив содержание каждой темы курса, необходимо проверить себя на способность справиться с контрольными вопросами, тестами и задачами.

Студентам I курса дневного отделения учебно-методический комплекс необходим, прежде всего, для подготовки к семинарским занятиям в течение двух семестров учебного года. Перечень обсуждаемых вопросов, основная литература к каждой теме, вопросы для самопроверки, предложенные задачи, тесты, логические задания и графики – все это способствует хорошей тренировке студента при домашней подготовке к семинарскому занятию.

Особо следует присмотреться и научиться разбираться в предлагаемых тестах. Дело в том, что на современном информационно-компьютерном этапе образования им отводится много внимания, ибо тесты хорошо тренируют сообразительность и точность в ответах на поставленный вопрос, а также позволяют оперативно проконтролировать уровень знаний студентов.

Методические материалы по теме содержат лаконичное разъяснение наиболее сложных и дискуссионных моментов содержания каждой темы, что послужит хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам. Это особенно важно для студентов заочного отделения.

Поскольку студенты дневного и заочного отделения выполняют и защищают на оценку курсовую работу по экономической теории, то учебно-методический комплекс позволяет правильно выбрать тему курсовой работы, написать ее и оформить в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями и упредить нежелательные случаи не допуска работы к защите.


РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория»

для студентов дневного отделения

 

Темы курса Всего Аудиторные занятия (часы) Самостоятельная работа
Лекции, часы Семинары, часы
Микроэкономика
1. Предмет экономической теории. Методы экономической теории
2. Школы в экономической теории
3. Разделение труда как материальная основа обмена
4. Собственность и рыночная экономика
5. Теория трудовой стоимости К.Маркса
6. Теория прибавочной стоимости К.Маркса
7. Полезность, ценность, цена. Теория потребительского выбора -
8. Факторы производства и издержки производства. Альтернативные издержки. Цена и доход
9. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен. Теория эластичности
10. Фирма в условиях совершенной (чистой) конкуренции
11. Фирма в условиях несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, монополистической конкуренции
12. Рынок: инфраструктура и институты. Предпринимательство -
13. Денежный рынок. Спрос и предложение денег. Денежное обращение
14. Кредитный рынок. Банки и банковская система
15. Рынок капитала: реальный и фондовый
16. Рынок труда (рабочей силы). Теория человеческого капитала
17. Рынок земли и других природных ресурсов. Рентные и арендные отношения
18. Спрос на ресурсы и их эффективное использование
Макроэкономика        
19. Национальная экономика и национальный продукт: макроэкономические показатели.
20. Условия макроэкономического равновесия: модели, основанные на приоритете сферы производства
21. Совокупный спрос и совокупное предложение
22. Макроэкономическое равновесие. Неоклассическое и кейнсианское равновесие
23. Экономический рост
24. Цикличность экономического развития. Антициклическое регулирование
25. Финансовая система и фискальная политика государства
26. Инфляция
27. Благосостояние населения и социальная политика
28. Государственное регулирование рыночной экономики.
Итого

Тема 1. Предмет экономической теории. Методы экономических

Исследований

 

План семинарского занятия

1. Предмет исследования общей экономической теории.

2. Экономические законы и экономические категории.

3. Методы экономических исследований.

 

Литература

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

2. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. М., МГУ, 1997.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1992. Т. 1.

4. Маркс К. Капитал. Т. 1. Предисловие к первому изданию. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

5. Политическая экономия. Ч. I. Становление и закономерности функционирования рыночной экономики / под ред. В.В. Радаева. М., 1992.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, отд. 2.

7. Экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова.- М.: Изд. БЕК, 1995.

8. Экономическая теория / под ред А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб: Изд. СПбГУЭФ, 1999.

9. Экономическая теория (политэкономия) / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2000.

 

Методические материалы по теме

Экономическая теория как наука и как учебная дисциплина относительно молода (зародилась в ХVII веке), но уже прошла сложный путь развития. Меняла она и свое название. Отцом политической экономии (экономической теории) называют Антуана де Монкретьена, который в 1615 году выпустил книгу под названием «Трактат политической экономии». В 1890 году появилась книга А. Маршалла «Принципы экономикс» (на русский язык переводилась как «Принципы политической экономии» и как «Принципы экономической теории»).[1] С этого времени политическая экономия, прежде всего в США, стала называться экономиксом. В России с проведением реформ и потерей господствующего положения теории К.Маркса, политическая экономия стала называться экономической теорией. Поменялось и содержание учебной дисциплины. Если в период социализма изучались, в основном, «Капитал» К. Маркса и теория социализма, то сейчас изучается, в основном, экономикс, а также некоторые теории классиков, К.Маркса, институционалистов.

Различия между политической экономией и экономиксом можно для наглядности свести в таблицу.

 

Политическая экономия Экономикс
Изучает глубинные причинно-следствен-ные связи Изучает поверхностные рыночные отношения
Оперирует категорией «стоимость» Оперирует категорией «цена»
Рассматривает социально-классовые отношения, собственность и власть, экономические интересы индивидов и групп Экономикс социально нейтрален, рассматриваются продавцы и покупатели, ограниченность ресурсов
Учебный материал строится по воспроизводственному принципу: движение продукта по стадиям производства, через обмен и распределение к потреблению Учебный материал разделен на микро-, макро-, мезо- и мегаэкономику
Используется диалектический метод Используется нормативный и позитивный методы
Включаются труды таких ученых, как А. Де Монкретьен, А Смит, Д. Рикардо, К Маркс, Дж. Милль Создан трудами Макконнелла, Брю, Самуэльсона, Дорнбуша, Фишера
Включаются такие экономические школы, как меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксистская политическая экономия Маржинализм, неоклассическое направление, кейнсианство и его эволюция, монетаризм
Экономическая теория – синтез всех достижений экономической мысли человечества

 

Предметом экономической теории является изучение хозяйственной деятельности людей в условиях ограниченных ресурсов, а также изучение отношений, которые возникают между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления жизненных благ. Можно также сказать, что предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.

Метод исследования может не совпадать с методом изложения. Исследователь откроет простейшую абстракцию, последовательно рассмотрев огромное число экономических явлений. Изложение же заостряет внимание на сущности, добытой исследователем. При этом порядок и последовательность экономических процессов могут быть иными.

Поскольку экономическая теория имеет дело с экономическими категориями и законами, студенты должны знать их определения.

Экономическая категория - это теоретическое понятие, научная абстракция, отражающая сущность экономического явления в его развитой форме.

Экономический закон - это внутренняя, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь экономических явлений. На практике законы проявляются как экономические интересы людей.

Исследование, познание действительности в любой науке осуществляется с помощью определенных методов. Метод - это способ, путь, подход, инструментарий изучения экономики. Анализ хозяйственной действительности строится на познании внутренних зависимостей экономических явлений и процессов. При этом сочетаются формально-логический и диалектический способы мышления.

Формально-логический способ исследования опирается на законы формальной логики, использует такие конкретные приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Диалектический способ заключается в движении мысли от живого созерцания явления к абстрактному осмыслению его сущности и от него обратно к непосредственной действительности, практике. Диалектический метод позволяет изучать экономику во всем многообразии ее противоречий, служащих источником развития, понять единство логического, т.е. непосредственного.

Позитивная экономика занимается раскрытием законов и закономерностей развития экономики. Нормативная экономика - использованием экономических законов и принципов при решении отдельных социально-экономических задач, а также процессом реализации экономической политики.

Студентам следует разобраться в содержании основных приемов экономического исследования, уметь определять их.

Анализ - разложение явления на составные части и выявление их специфики.

Синтез - раскрытие объединяющих взаимосвязей между сторонами процессов, явлений или между ними.

Индукция - умозаключение от частного к общему.

Дедукция - умозаключение от общего к частному.

Единство конкретного и абстрактного означает исследование конкретного (реальной действительности) с целью выведения теоретических выводов, именуемых научными абстракциями.

Единство исторического и логического предполагает, что экономические явления анализируются такими, какими они были в истории, но очищенными от случайностей и второстепенных признаков.

Экономический анализ неразрывно связан с математикой, и потому качественные (сущностные) характеристики явлений неотделимы от количественных. На единстве качества и количества строятся различные экономико-математические модели, роль которых особенно возросла в настоящее время.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся между собой конкретное и абстрактное?

1. Чем различаются причинно-следственные и функциональные зависимости в экономической науке?

2. Что выражают собой экономические категории и экономические законы?

3. Что общего и в чем различия экономических законов и законов природы?

4. Чем различаются категории "сущность" и "явление"?

5. В чем заключается особенность метода познания при исследовании экономических отношений в обществе?

6. В чем состоит отличие и единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, логического и исторического, качественного подхода и количественного?

 

 

Здесь и далее за образец взяты тесты с сайта www.ast-centre.ru

Тесты

1. Теория экономики ограничивается исследованием явлений и процессов, связанных с:

а) наращиванием материального богатства;

б) наращиванием духовного богатства;

в) жизнедеятельностью человека и общества;

г) развитием производительных сил и производственных отношений;

д) развитием и совершенствованием орудий труда.

2. Человек в политической экономии выступает в качестве:

а) материального богатства;

б) носителя духовных ценностей;

в) носителя прав и обязанностей;

г) созидателя своего мира и бытия;

д) главной производительной силы.

3. Человек в экономиксе рассматривается, прежде всего, как:

а) создатель и носитель духовных ценностей;

б) естественный носитель всех общественных отношений;

в) творческая личность;

г) экономический человек.

4. Объектом исследования в политической экономии и экономиксе является поведение:

а) естественного человека;

б) экономического человека;

в) человека в хозяйстве и на рынке;

г) человека, руководствующегося этическими ценностями;

д) человека в обществе.

5. Наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории:

а) хозяйственная жизнь общества;

б) средства производства;

в) человек и средства производства;

г) производительные силы и научно-технический прогресс;

д) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

6. Производственные отношения – это:

а) использование ресурсов;

б) этические, морально-нравственные взаимосвязи и отношения между людьми;

в) отношения производства, распределения, обмена и потребления;

г) взаимодействие человека со средствами производства;

д) отношения, возникающие в процессе общественного производства.

7. Позитивная экономика занимается:

а) определением имеющихся ресурсов;

б) раскрытием законов и закономерностей развития экономики;

в) поисками путей выхода из кризиса;

г) принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам.

8. Нормативная экономика занимается:

а) исследованием факторов, процессов, явлений с целью выявления их сущности;

б) выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями;

в) определением взаимосвязей между природой и обществом;

г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач;

д) процессом реализации экономической политики.

9. Положение, НЕ имеющее отношение к предмету экономической теории:

а) экономическое благо;

б) неограниченность ресурсов;

в) максимизация удовлетворения потребностей;

г) эффективное использование ресурсов;

д) правовые отношения.

10. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений и процессов;

г) содержание экономических взаимосвязей;

д) переходные состояния экономических отношений.

11. Историчность экономических законов и категорий определяется их…

а) временным характером;

б) неподвластностью времени;

в) неизменностью в условиях видоизменения экономических отношений;

г) появлением и отмиранием под воздействием смены социально-экономических отношений;

д) сохранностью при любых формах хозяйствования.

12. Взаимосвязь идеальной и реальной экономической действительности характеризуется:

а) отражением во всей полноте созерцаемой действительности;

б) выражением упорядоченной и систематизированной реальной действительности в форме экономических категорий, принципов, законов;

в) поиском оптимальной модели социально-экономического развития;

г) выявлением экономических явлений и процессов, препятствующих экономическому росту;

д) совпадением их основополагающих элементов и черт.

13. Экономическая модель предназначена для:

а) раскрытия экономических принципов и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;

г) объяснения того, как функционирует национальная экономика и отдельные ее сферы;

д) выявления сущности экономических отношений.

14. Для экономикса НЕ характерен:

а) поверхностный эмпиризм;

б) феноменально-математический анализ;

в) качественно-эволюционный анализ;

г) экономический инженеризм;

д) эвристический метод.

15. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

Тема 2. Основные направления развития экономической мысли

 

План семинарского занятия

1. Становление научной системы экономической теории

2. Основные экономические школы современности

 

Литература

1. Экономическая теория (политэкономия) / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. Экон. Акад., 2000.

2. Рынок труда / под ред. П.Э. Шлендера.- М.: Вузовский учебник, 2004.

 

Методические материалы по теме

Экономическая теория как наука складывалась из теорий различных ученых-экономистов. По сходству используемых методов изучения экономической действительности, общности взглядов и схожести рекомендаций ведения экономической политики эти ученые подразделяются на экономические школы (направления).

Первая экономическая школа носит название «меркантилизм», а ученые – меркантилисты. «Меркантильный» означает буквально «денежный». К этому направлению относят Антуана де Монкретьена, Т. Мена, а также русских ученых И.Т. Посошкова, который написал «Книгу о скудости и богатстве», и А.Л. Ордын-Нащокина Меркантилизм делят на ранний и поздний. Ранние меркантилисты видели источник богатства в деньгах (золоте). Поздние меркантилисты считали, что источником богатства является торговля, поэтому страна должна иметь положительный торговый баланс.

Студентам необходимо знать также имя У. Петти («Трактат о налогах и сборах», «Кое-что о деньгах»), которому принадлежит изречение «Труд есть отец…богатства, а земля – его мать».

Следующая экономическая школа представлена физиократами. «Физиократы» в переводе с греческого дословно означает «власть природы». Яркими представителями этой школы были Ф. Кенэ, который написал книгу «Экономическая таблица», и А. Тюрго. Физиократы считали, что богатство общества образуется в сельском хозяйстве.

Классическая экономическая школа – это, прежде всего, А. Смит («Исследование о природе и причинах богатства народов») и Д. Рикардо («Начала политической экономии и налогового обложения»). Основные идеи А. Смита: идея либерализма, «невидимой руки», теория разделения труда, принцип абсолютных издержек. А. Смита можно назвать первым ученым, идеи которого оказали колоссальное влияние на умы многих людей не только в Западной Европе, но и в России. Основные идеи Д. Рикардо: теория дифференциальной ренты, принцип сравнительных издержек, принципы налогообложения. А. Смит и Д. Рикардо являлись также основоположниками трудовой теории стоимости.

К. Маркс («Капитал») был вторым ученым, оказавшим огромное влияние на развитие экономической науки, и не только. Целая научная школа получила название «марксизм». Основные заслуги К. Маркса: теория товара и денег, теория абсолютной ренты, теория прибавочной стоимости, завершение теории трудовой стоимости, теория прибавочной стоимости, учение о социально-экономической формации, теория экономических циклов.

Маржинализм. Название этой школы происходит от английского слова, означающего «предельный». Представители этой школы разработали и использовали в экономическом анализе предельные величины (предельные издержки, предельная полезность). Эту школу также называют субъективной, потому что она разработала теорию полезности (субъективную). Основные представители этой школы: Менгер К.,Ф. Визер, Э. Бем-Баверк, У. Джевонс.

Неоклассическое направление возникло как реакция на терию К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов ХХ века. Основной идеей была свобода предпринимательства, либерализм. Господствует это направление, в основном, в США и Великобритании. Яркий представитель этой школы – А. Маршалл («Принципы экономикс»). Неоклассическое направление делят также на неолиберальное, теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства.

Кейнсианское направление. Кейнс Д.М. стал еще одним ученым, оставившим глубокой след в теории и практике экономики. Его учение стало ответом на затяжной экономический кризис, потрясший США, и получивший название «Великая депрессия». В 1936 году вышла книга Д.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Основные идеи: государственное регулирование, макроэкономический анализ, теория эффективного спроса, теория мультипликатора. Дальнейшее развитие идеи Кейнса Д.М. получили в трудах неокейнсианцев.

Монетаризм. Название этой школы говорит само за себя: основные идеи связаны с денежной массой, количеством денег в обращении, эмиссией денег, государственным бюджетом и т.д. Основатель этой научной школы М. Фридман («Свобода выбора»). В России сторонником теории монетаризма является Е. Гайдар. Реформирование экономики России также проходило с использованием разработок монетаристов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.