Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет экономической теории. Методы экономических 4 глава

в) возрастающую предельную полезность дополнительных единиц благ;

г) равную предельную полезность всех дополнительных единиц потребляемых благ;

д) принцип убывающей полезности.

4. Общая полезность увеличивается, если предельная полезность:

а) растет и является величиной положительной;

б) приобретает отрицательное значение;

в) уменьшается и является величиной отрицательной;

г) или уменьшается, или увеличивается, но является величиной положительной;

д) равна предельному доходу.

5. Потребитель стремится максимизировать:

а) доходы;

б) среднюю полезность;

в) общую полезность;

г) расходы;

д) предельную полезность.

6. Кривая безразличия представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых характеризует:

а) равноценность издержек для производителя;

б) безразличие покупателей к предлагаемым ценам на товар;

в) безразличие продавцов к динамике цен на предлагаемые товары;

г) равноценность наборов благ для потребителя;

д) такое замещение одного блага другим, что потребитель не ощущает частичную утрату одного из них.

7. Бюджетная линия покупателя представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых представляет:

а) различные комбинации благ, которые может приобрести покупатель при данной величине его дохода;

б) различные комбинации благ, которые предпочитает продать товаропроизводитель;

в) различные комбинации благ, которые не позволяют покупателю достичь хотя бы одного равновесного состояния;

г) соотношение распределения бюджета покупателя на потребление и сбережения;

д) возможность покупателя приобрести определенные количества блага "х" и "у", при данных ценах на них.

8. Поведение потребителя в теории предпочтений описывается кривой:

а) производственных возможностей;

б) планирования;

в) безразличия;

г) убывающей производительности;

д) спроса.

9. Теория потребительских предпочтений предполагает, что потребители:

а) не имеют представления о том, какой потребительский набор они предпочитают;

б) обладают неограниченным денежным доходом;



в) могут измерить предельную полезность потребляемых товаров;

г) способны к непротиворечивому выбору при потреблении товаров;

д) в состоянии определить динамику цен на товары.

10. При одинаковом снижении цен на все товары поведение потребителя на карте безразличия будет описываться:

а) той же кривой безразличия;

б) более "высокой" кривой безразличия;

в) более "низкой" кривой безразличия;

г) изменением наклона кривой безразличия;

д) более "высокой" бюджетной линией;

е) более "низкой" бюджетной линией.

11. Равновесное состояние потребителя при совмещении карты безразличия и бюджетной линии достигается в точке:

а) пересечения бюджетной линии с кривой безразличия;

б) касания бюджетной линии кривой безразличия;

в) находящейся над бюджетной линией;

г) находящейся между кривой безразличия и бюджетной линией;

д) находящейся ниже бюджетной линии.

12. Предельная норма замещения одного товара другим означает:

а) количество единиц одного товара, которое приобретается, когда цена другого товара понижается на одну денежную единицу;

б) количество единиц одного товара, от которого потребитель готов отказаться, в обмен на получение одной единицы другого товара, чтобы общая полезность осталась неизменной;

в) крутизну наклона кривой безразличия;

г) увеличение предельной полезности, если потребление одного и другого товара увеличивается на единицу.

13. Чтобы максимизировать полезность, потребитель должен:

а) израсходовать весь доход на потребление;

б) оптимизировать приобретение товаров краткосрочного потребления и товаров долгосрочного пользования;

в) распределить доход таким образом, чтобы предельная полезность каждого товара, полученная в расчете на одну денежную единицу, была одинаковой;

г) израсходовать свой доход так, чтобы общая полезность каждого товара, полученная в расчете на одну денежную единицу, была одинаковой;

д) определить набор благ в точке на самой высокой из доступных ему кривых безразличия.

14. Набор благ, в котором их предельные полезности, приходящиеся на один рубль их цен, равны, обеспечивает потребителю:

а) минимум полезности;

б) максимум полезности;

в) нулевую полезность;

г) понижение уровня его потребления;

д) среднюю полезность.

15. Потребительский выбор оптимизируется, если предельная норма замещения одного блага другим:

а) прямо пропорциональна их ценам;

б) обратно пропорциональна их ценам;

в) пропорциональна падению их общей полезности;

г) индифферентна к соотношению цен на них;

д) соответствует точке, в которой угол наклона кривой безразличия и бюджетной линии одинаков.

16. Чем дороже одно благо, тем:

а) ниже предельная норма его замещения другим благом;

б) выше предельная норма его замещения другим благом;

в) легче его заменить другим благом;

г) больше требуется других благ для замены единицы данного блага.

17. Эффект дохода совпадает с эффектом замещения, если:

а) весь сэкономленный доход в результате понижения цены идет на приобретение данного блага;

б) часть сэкономленного дохода в результате понижения цены идет на приобретение данного блага;

в) сэкономленный доход в результате повышения цены не расходуется на приобретение данного товара;

г) понижение цены на товар вызывает падение спроса на него;

д) снижение цены на определенное благо сопряжено с приростом дохода, который расходуется на приобретение этого блага.

18. Первыми обратили внимание на тенденцию убывания полезности:

а) Менгер К.;

б) Госсен Г.;

в) Бем-Баверк Е.;

г) Вальрас Л.;

д) Бутовский А.И.

19. Принцип максимизации суммарной полезности индивида, сформулированный Г. Госсеном, явился основой теорий:

а) Вальраса Л.;

б) Маршалла А.;

в) Джевонса У.;

г) Тюнена И.;

д) Парето В.

20. Утверждение о максимуме совокупной полезности для большинства вариантов распределения считал ошибочным:

а) Курно А.;

б) Менгер К.;

в) Вальрас Л.;

г) Парето В.

21. Главными разработчиками ординалистической теории являются:

а) Менгер К.;

б) Джевонс У.;

в) Маршалл А.;

г) Парето В.;

д) Хикс Дж.

22. Представители маржинализма в своих исследованиях отталкиваются от:

а) совокупных экономических величин;

б) предельных экономических величин;

в) принципа убывания;

г) средних экономических величин;

д) возрастающих экономических величин.

23. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика:

а) полезности;

б) поведение индивида на рынке;

в) процента и ренты;

г) факторов производства;

д) денежного обращения.

24. Представители первой волны "маржиналистской революции" обосновывали стоимость благ на основе:

а) теории издержек;

б) трудовой теории стоимости;

в) теории предельной полезности;

г) теории факторов производства;

д) принципа ценности.

 

25. Основой взглядов маржиналистов на процесс ценообразования является:

а) теория трудовой стоимости;

б) теория издержек;

в) теория вменения;

г) субъективная полезность;

д) ценность.

26. Согласно К.Менгеру, стоимость (ценность) определяется:

а) количеством труда, затраченного на производство товара;

б) соотношением спроса и предложения на товар;

в) наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса;

г) издержками производства;

д) ценой используемых ресурсов.

 

 

Тема 8. Факторы производства и издержки производства. Альтернативные издержки. Цена и доход

 

План семинарского занятия

1. Факторы и издержки производства.

2. Классификация издержек в разных экономических школах.

3. Постоянные, переменные и общие издержки.

4. Средние и предельные издержки.

5. Прибыль и доход.

6. Бухгалтерская, чистая, экономическая, нормальная прибыль.

 

Литература

1. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997. Гл. 9.

2. Маркс К. Капитал. Т. 1, 2. М., 1998.

3. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб., 1999. Гл. 3.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

5. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997.

6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1992.

 

Методические материалы по теме

Существует две теории факторов производства: марксистская и неоклассическая.

Марксистская теория в качестве факторов выделяет: рабочую силу, предмет труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор производства и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В качестве вещественного фактора принимаются все средства производства.

Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов производства: землю, труд, капитал, предпринимательскую деятельность.

Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят природные богатства: залежи ископаемых, пахотные земли, леса и т.д.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, помещения, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса. Капитал также связан с его денежной формой. Выступает он и в форме ценных бумаг.

Труд как фактор производства представлен интеллектуальной или физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг. Время, в течение которого человек трудится, называется рабочим днем.

Предпринимательская деятельность предполагает инициативу, риск в организации производства. Термин "предприниматель" внедрил в экономическую науку английский экономист Р. Кантильон. Свой вклад в теорию предпринимательства внесли также Ж.-Б. Сэй, В. Зомбарт, Й. Шумпетер.

Собственники факторов производства получают доходы. Собственники труда получают заработную плату, собственники капитала – прибыль, собственники земли – ренту, собственники предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

Под издержками понимаются затраты факторов на производство продукции. «Экономикс» выделяет издержки постоянные, переменные, средние и предельные.

При делении издержек на постоянные и переменные в основу классификации кладется: изменяются издержки или нет при изменении объема производства. Если с изменением объема производства и реализации продукции издержки не меняются, то они называются постоянными. Если с изменением объема производства и реализации продукции издержки тоже меняются, то они называются переменными. Сумма постоянных и переменных издержек называется валовыми (общими) издержками.

Издержки, рассчитанные на единицу произведенной продукции, называются средними издержками. Они делятся на средние постоянные, средние переменные и средние общие (валовые) издержки.

Предельными издержками называются дополнительные издержки, сделанные на производство дополнительной единицы продукции.

Школа маржиналистов создала теорию альтернативных издержек. Они делят издержки на внутренние и внешние. Внешними издержками называют платежи собственникам факторов производства (например, плата наемным работникам, покупное сырье). Внутренние издержки – это ресурсы собственников фирмы, которые могут использоваться на альтернативные проекты. Например, помещение может сдаваться в аренду, можно организовать ателье, можно - магазин. Допустим, сдавать в аренду выгоднее, чем иметь на этой площади магазин. Значит недополученная сумма денег из-за того, что площадь не сдается в аренду, а действует магазин, это и будет внутренними издержками.

Прибыль является важным показателем работы фирмы. Прибыль определяется как выручка от реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом издержек. Прибыль различают бухгалтерскую, чистую, экономическую, нормальную.

Бухгалтерская прибыль отражается в бухгалтерском балансе и рассчитывается как выручка минус внешние издержки.

Чистая прибыль в отечественной практике рассчитывается как прибыль бухгалтерская минус налоги на прибыль.

Экономическая прибыль рассчитывается как выручка минус все издержки, как внешние, так и внутренние.

Нормальная прибыль считается частью издержек. Под ней понимают вознаграждение, достаточное для того, чтобы удержать предпринимательский талант в данной отрасли.

 

Задания для самостоятельной работы

Выберите правильный ответ.

 

1. Что такое «неявные издержки»?

· вмененные издержки;

· скрытые издержки;

· альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих фирме;

· внутренние издержки;

· все ответы правильные.

2.

Q

Графическим изображением средних валовых издержек будет график:

а);

б);

в).

 

3. Графическим изображением постоянных издержек будет:

· VC;

· TC;

· FC.

 

4. Средние общие (валовые) издержки рассчитываются по формуле:

· AFC=FC/Q;

· АTC=TC/Q;

· AVC=VC/Q;

· ATC=AFC+AVC;

 

5. На каком графике изображены переменные издержки:

 

· а;

· б;

· в;

· на всех.

 

Тесты

1. Факторами производства являются:

а) предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство;

б) труд, капитал, земля, предпринимательские способности;

в) нужды, потребности, ограниченность, возможность;

г) предпринимательские способности, опыт и знания.

2. Общие издержки производства представляют собой:

а) затраты, связанные с использованием всех без исключения ресурсов и услуг для производства продукции;

б) явные (внешние) издержки;

в) неявные (внутренние) издержки, включая нормальную прибыль;

г) сумму внешних и внутренних издержек;

д) затраты, связанные с приобретением потребительских товаров длительного пользования.

3. Внешние издержки представляют собой:

а) выручку от реализации произведенной продукции;

б) затраты на производство продукции, которые проводятся через бухгалтерские книги;

в) расходы, связанные с приобретением ресурсов и услуг для производства продукции;

г) затраты ресурсов, принадлежащих предприятию;

д) расходы на закупку сырья и материалов с целью пополнения производственных запасов.

4. Внутренние издержки:

а) затраты ресурсов, принадлежащих предприятию;

б) расходы, связанные с приобретением предприятием участка земли;

в) плата за используемое арендуемое оборудование;

г) рента на землю, находящуюся в собственности предприятия;

д) расходы на закупку сырья и материалов для производства продукции.

5. Покупка предприятием сырья у поставщиков относится к ... издержкам:

а) внешним;

б) внутренним;

в) постоянным;

г) обращения;

д) альтернативным.

6. Экономическая прибыль равна разности между:

а) валовым доходом и внешними издержками;

б) внешними и внутренними издержками;

в) валовым доходом и общими издержками;

г) бухгалтерской и нормальной прибылью;

д) бухгалтерской прибылью и внутренними издержками.

7. Бухгалтерская прибыль равна:

а) разности между валовым доходом и внутренними издержками;

б) разности между общей выручкой и амортизацией;

в) разности между внешними издержками и нормальной прибылью;

г) разности между валовым доходом и внешними издержками;

д) сумме внутренних издержек и экономической прибыли.

8. Нормальная прибыль, как вознаграждение за предпринимательский талант, включается в состав:

а) экономической прибыли;

б) внутренних издержек;

в) внешних издержек;

г) рентных платежей;

д) бухгалтерской прибыли.

9. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской прибыли на величину:

а) нормальной прибыли, если остальные внутренние издержки равны нулю;

б) внешних издержек;

в) внутренних издержек;

г) постоянных издержек;

д) переменных издержек.

 

 

10. Постоянные издержки представляют собой такие затраты, которые не изменяют своей величины при:

а) увеличении прибыли;

б) наращивании основного капитала;

в) изменении ставок налогообложения;

г) изменении объема выпускаемой продукции;

д) увеличении отдачи капитала.

11. НЕ относится к постоянным издержкам:

а) амортизация;

б) рента;

в) процент;

г) заработная плата;

д) административно-управленческие расходы;

е) затраты на сырье и материалы.

12. Переменные издержки - затраты, изменяющие свою величину под воздействием:

а) увеличения объема продаж;

б) изменения объема производимой продукции;

в) роста налогов;

г) наращивания основного капитала;

д) роста амортизационных отчислений.

13. НЕ относится к переменным издержкам:

а) заработная плата;

б) расходы на сырье и материалы;

в) амортизация;

г) плата за электроэнергию;

д) рентные платежей.

14. Затраты на производство единицы продукции представляют собой:

а) общие издержки;

б) средние издержки;

в) средний доход;

г) полные переменные издержки;

д) предельные издержки.

15. Издержки, отсутствующие в долгосрочном периоде:

а) постоянные;

б) переменные;

в) общие.

16. Прирост продукта, вызванный привлечением дополнительной единицы ресурса, называется ...

а) предельными издержками;

б) предельным доходом;

в) предельным продуктом;

г) средними издержками;

д) средним доходом.

17. Прирост издержек, вызванный затратами на производство дополнительной единицы продукции, называется ... издержками.

а) средними;

б) предельными;

в) переменными;

г) средними постоянными;

д) средними переменными.

18. Средние переменные издержки:

а) затраты на дополнительно выпускаемую единицу продукции;

б) переменные издержки, приходящиеся на единицу продукции;

в) затраты, связанные с приобретением дополнительной единицы ресурса;

г) средняя величина получаемого дохода;

д) затраты, полученные путем деления полных переменных издержек на объем выпускаемой продукции.

19. Средние общие издержки производства являются минимальными по своей величине при:

а) равенстве средних переменных и предельных издержек;

б) минимальном значении предельных издержек;

в) объеме производства, обеспечивающем получение максимума экономической прибыли;

г) неизменности постоянных издержек;

д) равенстве средних общих и предельных издержек.

20. Прибыль является доходом на:

а) заемный капитал;

б) ссудный капитал;

в) реальный капитал;

г) фиктивный капитал;

д) износ основного капитала;

е) предпринимательский ресурс (талант).

21. Процент является доходом на:

а) капитал, предоставленный в ссуду;

б) реальный капитал;

в) землю, переданную в аренду;

г) вложенный капитал в банк;

д) акцию.

22. Владельцы факторов производства получают доходы:

а) заработную плату, ренту;

б) налоги и отчисления;

в) трансфертные платежи;

г) процент, прибыль;

д) пенсии, стипендии, страховые выплаты.

23. Согласно теории факторов производства Ж.Б. Сэя, распределение доходов определяется:

а) "жертвами" владельцев факторов производства;

б) "воздержанием" владельцев факторов производства;

в) в соответствии с вкладом каждого из факторов производства;

г) степенью эксплуатации труда капиталом;

д) платой за услугу труда, капитала, земли.

24. Основой понятия "альтернативные издержки", сформулированного Ф. Визером, является:

а) издержки отказа от других направлений использования;

б) сравнительные издержки;

в) издержки использования данного продукта самим производителем;

г) абсолютные издержки;

д) внутренние издержки.

Тема 9. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен. Теория эластичности

 

План семинарского занятия

1. Спрос. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса.

2. Предложение. Закон предложения, кривая предложения. Неценовые детерминанты предложения.

3. Рыночное равновесие.

4. Эластичность спроса и предложения.

5. Поведение потребителя и классификация спроса.

 

Литература

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

2. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1992.

 

Методические материалы по теме

Спросом называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Следует обратить внимание, что имеется в виду платежеспособный спрос, то есть подкрепленный деньгами.

Закон спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Этот закон впервые сформулировал французский математик А. Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства».

Следует различать величину спроса и сам спрос. Если меняется величина спроса, то переменна только цена данного товара (движемся по данной кривой). Если меняется спрос, то изменяется сама кривая спроса.

Факторы (детерминанты), влияющие на спрос: изменение вкусов и предпочтений потребителей, количество покупателей на рынке, изменение цен на товары-субституты, ожидание будущих цен на товар, изменение доходов населения.

Предложение – это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены.

Закон предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

Надо различать величину предложения и само предложение. (Следует рассматривать аналогично тому, как мы рассмотрели спрос и его величину.)

Факторы (детерминанты) предложения: цены на ресурсы, уровень технологии, количество продавцов и производителей на рынке, налоги и дотации, ожидания в изменениях цен на товар, степень монополизации рынка.

Эластичность спроса бывает трех видов: по доходу, по цене и перекрестная эластичность. Эластичность спроса – это степень реакции спроса на изменение этих факторов. Спрос бывает абсолютно неэластичный, неэластичный, единичной эластичности, эластичный, абсолютно эластичный.

Предложение эластично по цене. Бывает абсолютно неэластичное предложение (например, земли), неэластичное, единичной эластичности, эластичное и совершенно эластичное.

Наибольшее распространение в современной мировой экономической теории получила концепция цены А. Маршалла, изложенная в «Принципах экономикс». Равновесная цена формируется путем взаимодействия спроса и предложения на рынке.

 

Вопросы для самостоятельной работы

 

Заполните таблицу:

 

Фактор (детерминант) Спрос увеличивается или снижается? Фактор (детерминант) Предложение увеличивается или снижается?
Товар вышел из моды Спрос на него… Цены на электроэнергию повысились Предложение товара…
Увеличилась рождаемость Спрос на детские вещи… На предприятии внедрили новую технологию Предложение товара…
Увеличилась цена на свинину Спрос на говядину… Снизилось количество производителей товара на рынке Предложение…
Снизилась цена на dvd-плейеры Спрос на dvd-диски… Увеличили налоги с предпринимателей Предложение…
Доходы населения выросли Спрос… Цена на брюки-клеш выросла, а на узкие брюки снизилась Предложение узких брюк…
Цена на сахар летом вырастет Спрос на сахар весной… Рынок мебели стал более монополизированным Предложение мебели…

 

Тесты

1. Спрос - это:

а) потребности населения в данном благе;

б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей;

в) выражение функциональной зависимости величины спроса от динамики цены;

г) желание людей обладать теми или иными благами;

д) доход, связанный со сбережениями.

2. Увеличение предложения товаров и услуг приведет к:

а) росту цен;

б) снижению цен;

в) сокращению спроса на них;

г) сокращению их производства;

д) снижению цен и росту спроса на них.

 

3. Закон предложения при росте цен и прочих равных условиях проявляется в:

а) изменении предложения;

б) росте величины предложения;

в) сокращении объема предложения;

г) росте спроса;

д) сохранении в неизменном положении кривой предложения.

4. Законы спроса и предложения не действуют:

а) на товарном рынке;

б) на рынке ресурсов;

в) на валютном рынке;

г) в условиях административного регулирования цен;

д) в условиях планово-распределительной экономической системы.

5. Рыночное равновесие устанавливается при условии:

а) спрос равен предложению;

б) затраты равны результатам;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) цены на товары остаются неизменными;

д) инвестиции равны сбережениям.

6. При рыночной цене выше равновесной:

а) величина спроса больше величины предложения;

б) спрос меньше предложения;

в) величина предложения больше величины спроса;

г) предложение меньше спроса;

д) имеет место перепроизводство товара.

 

7. При рыночной цене ниже равновесной:

а) величина спроса больше величины предложения;

б) имеет место дефицит товара;

в) спрос меньше предложения;

г) величина предложения больше величины спроса;

д) величина предложения меньше величины спроса.

8. Рост предложения товара (при прочих равных условиях) вызовет:

а) повышение равновесной цены и снижение объема покупок;

б) неизменность величины спроса;

в) рост равновесной цены и сокращение величины объема продаж;

г) понижение равновесной цены и увеличение объема продаж;

д) неизменность положения кривой спроса.

9. Фиксированное, неизменное количество предлагаемого товара характерно для рынка:

а) испытавшего неожиданно резкое давление со стороны спроса;

б) в краткосрочном периоде;

в) в долгосрочном периоде;

г) в мгновенном состоянии равновесия;

д) с фиксированной ценой.

10. Критерием разграничения товаров и услуг на группы эластичного и неэластичного спроса является:

а) единичная эластичность;

б) дуговая эластичность;

в) перекрестная эластичность;

г) эластичность по доходу;

д) абсолютная эластичность.

11. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

а) изменения цены к изменению спроса;

б) изменения спроса к изменению предложения;

в) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;

г) процентного изменения цены к процентному изменению издержек.

12. Процентное изменение спроса на товар А при однопроцентном изменении цены на товар В выражает эластичность:

а) дуговую;

б) единичную;

в) перекрестную;

г) совершенную;

д) по доходу.

13. Эластичность спроса на основе средней величины спроса и средней цены является:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.