Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет экономической теории. Методы экономических 3 глава

г) "поисками эффективных собственников";

д) использованием рыночных принципов формирования частной собственности.

 

 

Тема 5. Трудовая теория стоимости К.Маркса

 

План семинарского занятия

1. Товарное хозяйство: простое и капиталистическое.

2. Товар и его свойства.

3. Двойственный характер труда, заключенного в товаре.

4. Величина стоимости товара. Закон стоимости.

 

Литература

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000. Гл. 3.

2. Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

3. Политическая экономия. Капиталистический способ производства. – М.- Мысль, 1968.

 

Методические материалы по теме

В рыночной экономике важнейшей категорией является цена. Как определять цену, что лежит в ее основе? На этот труднейший методологический вопрос экономические теории отвечали по-разному. В данной теме рассматривается трудовая теория стоимости, которую разрабатывали У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Согласно их концепции, цена товара - это денежная форма стоимости, а содержание и величина стоимости определяются трудом, затраченным на производство товара.

Изучение темы заключается прежде всего в уяснении таких понятий, как товар, его потребительная стоимость и стоимость, конкретный и абстрактный труд, уровень его квалификации и сложности, общественно необходимые затраты труда и общественная потребительная стоимость, цена товара и факторы, влияющие на нее.

Глубокий анализ названных понятий находим в "Капитале" К. Маркса. Он показал двойственный и противоречивый характер товара и труда, его создающего. С одной стороны, товар есть общественная потребительная стоимость, или иначе - общественная полезность, способность удовлетворять общественные потребности (побудительный мотив для обмена), с другой стороны, он есть стоимость (критерий количественного уравнивания обмениваемых потребительных стоимостей). Стоимость товара образуется трудом, поэтому пропорция обмена двух потребительных стоимостей определяется количеством не индивидуального, а общественно необходимого труда, затраченного на производство каждой из них (ОНЗТ). Последний измеряется общественно необходимым рабочим временем, т.е. временем, затрачиваемым большинством производителей данного товара, работающих при общественно нормальных условиях производства, средних умелости, производительности и интенсивности труда.



Потребительная стоимость товара есть результат конкретного специфического труда, тогда как стоимость образуется абстрактным трудом, безотносительным к профессиональной форме. Как потребительные стоимости товары несравнимы между собой; как стоимости они сопоставимы. Поэтому стоимость - это общественное отношение между товаропроизводителями, работающими на рынок.

Студенту следует усвоить нераздельное единство потребительной стоимости и стоимости. Важно также понять, что конкретный и абстрактный труд - это лишь две стороны одного и того же труда, которым создан товар.

Стоимость имеет внутреннее строение (структуру). Она распадается на затраты прошлого труда, воплощенные в использованных средствах производства (старая стоимость), и затраты живого труда, которыми создается новая стоимость. Последняя при капитализме распадается на эквивалент стоимости рабочей силы и на прибавочную стоимость.

Исследуя происхождение и сущность капиталистического товарного производства, К. Маркс развил теорию стоимости в теорию денег, капитала, прибавочной стоимости и цены производства.

 

Задания для самостоятельной работы

Задача 1.

Заполните пустые строки:

 

Условия труда Продолжительность рабочего дня, ч Количество изделий, изготавливаемых за рабочий день Стоимость одного часа общественно-необходимого рабочего времени
Одного изделия Всех изделий
При средней производительности и интенсивности труда    
Производительность труда выросла в два раза при неизменной интенсивности      
Интенсивность труда выросла в два раза при неизменной производительности труда      

 

 

Задача 2.

Три предприятия производят сапоги. Индивидуальные затраты на производство одной пары сапог на первом предприятии 2 часа, на втором – 3 часа, на третьем – 4 часа. Количество выпускаемой продукции на первом предприятии 80 тысяч пар, на втором – 8 тысяч пар, на третьем – 6 тысяч пар. Найти общественно необходимое рабочее время на производство одной пары сапог.

 

Задача 3.

Стоимость товара 8с+2v +2m. Производительность труда по сравнению с общественной повысилась в два раза. Найти избыточную прибавочную стоимость.

 

Тесты

1. Продукция в условиях товарного производства выпускается с целью:

а) удовлетворения потребностей товаропроизводителя;

б) безвозмездной передачи ее другим;

в) распределения между участниками производства;

г) обмена на другие блага;

д) возмещения затрат и получения прибыли.

2. Конкретный труд характеризуется:

а) конкретными средствами производства, используемыми в процессе труда;

б) профессиональной подготовкой работника и совершаемыми им операциями;

в) умственными и физическими способностями человека;

г) конкретными пропорциями, возникающими при обмене товаров;

д) количеством времени, затраченного на производство товаров.

3. Конкретный труд направлен на создание:

а) потребительной стоимости товара;

б) стоимости товара;

в) меновой стоимости товара;

г) равновесной цены товара;

д) новых потребительских свойств блага.

4. Абстрактный труд представляет собой:

а) затраты физического труда;

б) затраты умственного труда;

в) труд, взятый вне его конкретной формы и овеществленный в товаре;

г) труд, взятый во вне взаимодействия со средствами производства;

д) воплощенный в товаре труд, выступающий критерием уравнивания товаров.

5. Абстрактным трудом создается:

а) потребительная стоимость товара;

б) стоимость товара;

в) альтернативная стоимость;

г) меновая стоимость;

д) прибавочная стоимость.

5. Меновая стоимость характеризуется:

а) затратами труда на производства конкретного блага;

б) полезностью блага;

в) обменом благ в определенной пропорции;

г) издержками производства;

д) количественным соотношением обмениваемых благ.

6. Общественно необходимые затраты труда характеризуются затратами труда на производство товара:

а) в худших условиях;

б) в лучших условиях;

в) в средних условиях;

г) тех производителей, которые выпускают подавляющую часть массы данного товара;

д) востребованного обществом.

7. Интенсивность труда измеряется:

а) затратами труда в единицу времени;

б) напряженностью турдовой деятельности;

в) затратами труда на единицу продукции;

г) количеством перерабатываемого сырья в единицу времени;

д) увеличением количества продукции за счет использования более совершенной техники.

8. Рост производительности труда при сохранении неизменными прочих условий выражается:

а) в сокращении общих затрат труда;

б) в сокращении затрат труда на единицу продукции;

в) в увеличении общих затрат труда;

г) в увеличении затрат труда в единицу времени;

д) увеличением выпуска продукции в единицу времени.

9. При росте интенсивности труда стоимость единицы продукции

а) увеличивается;

б) сокращается;

в) остается неизменной;

г) сначала увеличивается, затем уменьшается.

10. При росте производительности труда:

а) стоимость единицы продукции увеличивается;

б) стоимость единицы продукции сокращается;

в) стоимость единицы продукции остается неизменной;

г) предельный доход на единицу труда возрастает;

д) предельный продукт уменьшается.

11. Общественная потребительная стоимость выражает:

а) естественное свойство вещи удовлетворять ту или иную потребность;

б) пропорцию, в которой блага обмениваются между собой;

в) соотношение между совокупными затратами труда и совокупными потребностями;

г) ценность блага, выражающую его значимость для общества;

д) необходимость данного товара или услуги для общества.

12. Общественная потребительная стоимость и стоимость находят свое проявление соответственно в:

а) прибылях и убытках;

б) выручке и издержках;

в) цене спроса и цене предложения;

г) цене равновесия и оптимальных затратах;

д) ценности и общественно необходимых затратах труда в социальном смысле.

13. Однозначными сторонниками теории трудовой стоимости являлись:

а) Петти У.;

б) Смит А.;

в) Рикардо Д.;

г) Сей Ж.Б.;

д) Мальтус Т.;

е) Маркс К.

14. Теория трудовой стоимости, базирующейся на двойственном характере труда, разработана:

а) Рикардо Д.;

б) Смитом А.;

в) Марксом К.;

г) Сен-Симоном К.;

д) Миллем Дж.

15. Общественно необходимые затраты труда в социальном их содержании указывают на:

а) постоянное колебание цены вокруг стоимости;

б) неизменное совпадение стоимости и цены;

в) кратковременное отклонение цены от стоимости;

г) долгосрочное отклонение цены от стоимости;

д) корректировку структуры совокупных затрат труда в соответствии со структурой совокупного спроса.

 

 

Тема 6. Теория прибавочной стоимости К. Маркса

 

План семинарских занятий

1. Рабочая сила как товар.

2. Постоянный и переменный капитал. Органическое строение капитала.

3. Норма и масса прибавочной стоимости. Абсолютная, относительная, избыточная прибавочная стоимость.

4. Стоимость и издержки производства. Прибыль.

5. Внутриотраслевая конкуренция и образование общественной стоимости товаров.

6. Межотраслевая конкуренция и образование средней прибыли.

7. Средняя прибыль и цена производства.

 

Литература

1. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000. Гл. 3.

2. Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

3. Политическая экономия. Капиталистический способ производства. – М.- Мысль, 1968.

 

Методические материалы по теме

Товарное производство и обмен породили деньги, которые со временем превратились в капитал как самовозрастающую стоимость. Чтобы понять эту историческую закономерность, необходимо проанализировать понятие "рабочая сила как товар", выявить специфику его потребительной стоимости и стоимости. Студенту надо обратить внимание на то, что увеличение первоначально авансированной стоимости происходит без нарушения принципа эквивалентного обмена между обменивающимися субъектами (капиталистом и наемным рабочим). Тем не менее рабочий в течение рабочего дня создает стоимость, превышающую стоимость его рабочей силы. Стоимость, образованная за пределами необходимого рабочего времени, и есть прибавочная стоимость. Она присваивается собственником средств производства. При этом деньги капиталиста обращаются как капитал. Их движение происходит по формуле, которую К. Маркс назвал всеобщей формулой капитала:

,

где = .

Источником возрастания денег ( ) является рабочая сила, на наем которой затрачен переменный капитал (V). Другую часть капитала, на которую приобретены средства производства, К. Маркс назвал постоянным капиталом (С). Эта часть капитала участвует в процессе создания прибавочной стоимости, но ее источником не является. Стоимость товара, созданного при капитализме, предстает как:

C+V+M,

где С - постоянный капитал;

V - переменный капитал;

М - прибавочная стоимость.

Выявив в I томе "Капитала" сущность таких абстрактных категорий, как постоянный капитал, переменный капитал, прибавочная стоимость, К. Маркс в III томе "Капитала" перешел к конкретным категориям хозяйственной деятельности - издержкам производства и прибыли. Деньги, на которые капиталист покупает средства производства и рабочую силу, не затрачиваются, а авансируются с целью их увеличения, т.е. возврата с прибылью. Избыток стоимости над величиной издержек (прибавочная стоимость) в практике хозяйствования предстает как прибыль, порождаемая всем авансированным капиталом (издержками), а не его частью, т.е. капиталом, используемым для найма рабочих. К. Маркс подчеркивает, что создается видимость, будто в создании прибавочной стоимости (прибыли) принимают участие все составные части авансированного капитала (С+V), тогда как в действительности только V (переменный капитал, пошедший на наем рабочей силы).

К. Маркс объяснил превращение стоимости товара в общественную цену производства. В процессе межотраслевой конкуренции отраслевая стоимость товара отклоняется от стоимости, "выражающей" затраты на производство товара в масштабах всего общества (народного хозяйства) в целом. Только последняя образует основу формирования общественной цены производства, которая и лежит в основе рыночных цен. Отраслевые нормы прибыли ( ) выравниваются в среднюю норму прибыли ( ). Общественная цена производства (модифицированная стоимость товара) принимает вид суммы издержек производства и средней прибыли.

Следует обратить внимание на социально-экономические выводы
К. Маркса, построившего свою концепцию стоимости, прибавочной стоимости и цены производства с позиции рабочего класса (наемного труда). Эволюция стоимости, по его мнению, отразила сплачивание капиталистов и наемных рабочих в два борющихся между собой класса.

 

Задания для самостоятельной работы

Задача 1.

Стоимость товара 40с+ 20v+20m. Как изменится норма прибавочной стоимости, если стоимость предметов потребления рабочих снизится в два раза?

 

Задача 2.

Капитал в 300 млрд. долл. Имеет органическое стороение 14:1. Используя безработицу, предприниматели недоплачивают трудящимся 10 % стоимости их рабочей силы. Норма прибавочной стоимости 150 %. Определить норму прибыли.

 

Задача 3.

Авансированный капитал составляет 40 долларов. Органическое строение капитала 4:1. Норма прибавочной стоимости 200 %. Производительность труда по сравнению с общественной повысилась в 2 раза. Найти избыточную прибавочную стоимость.

 

Тесты

1. Часть авансированного капитала, которая в процессе производства не изменяет своей стоимости, называется ... капиталом:

а) постоянным;

б) переменным;

в) основным;

г) оборотным;

д) финансовым.

2. Прибавочная стоимость - это:

а) стоимость, переносимая постоянным капиталом на создаваемый продукт;

б) стоимость, созданная работником в прибавочное время;

в) дополнительная единица блага, ведущая к более полному насыщению потребности;

г) часть дохода работника;

д) стоимость, созданная работником и превышающая стоимость его рабочей силы.

 

3. Фонд накопления капитала предназначен для:

а) удовлетворения потребностей предпринимателя;

б) обеспечения расширенного воспроизводства;

в) возмещения износа основного капитала;

г) поддержания в неизменном масштабе производства;

д) приобретения дополнительных производственных ресурсов с целью расширения производства.

4. Фонд потребления предприятия предназначен для:

а) удовлетворения потребностей производства;

б) удовлетворения потребностей предпринимателя;

в) выплаты заработной платы дополнительно нанятым работникам;

г) удовлетворения потребностей работников предприятия;

д) приобретения продуктов потребительского назначения.

5. Общественные издержки производства отличаются от капиталистических издержек производства на величину:

а) постоянного капитала;

б) амортизации;

в) прибавочной стоимости;

г) переменного капитала;

д) основного капитала.

6. Цена товара состоит из:

а) суммы капиталистических издержек производства и прибыли;

б) суммы постоянного и переменного капитала;

в) разности стоимости товара и переменного капитала;

г) суммы стоимости товара и прибыли;

д) затрат основного и оборотного капитала и прибыли.

7. Норма прибыли представляет собой отношение:

а) прибыли к переменному капиталу;

б) прибавочной стоимости к постоянному капиталу;

в) прибыли к авансированному капиталу;

г) переменного капитала к постоянному;

д) прибыли к сумме основного и оборотного капитала.

8. Органическое строение капитала находит свое выражение в отношении:

а) средств производства к количеству занятых работников;

б) стоимости средств труда к стоимости рабочей силы;

в) постоянного капитала к переменному капиталу, отражая изменение в техническом строении капитала;

г) стоимости средств производства к стоимости труда (рабочей силы), предопределяемых техническим строением капитала;

д) величины переменного капитала к постоянному.

9. Средняя норма прибыли формируется в процессе:

а) межотраслевого перелива капитала;

б) внутриотраслевой конкуренции;

в) выравнивания стоимостного строения капитала в различных отраслях;

г) выравнивания отраслевых норм прибыли.

10. Цена производства представляет собой:

а) величину общественных издержек производства;

б) сумму капиталистических издержек производства и средней прибыли;

в) сумму капиталистических издержек производства и прибавочной стоимости;

г) разность между общественными и капиталистическими издержками производства;

д) величину, состоящую из стоимости затрат средств производства и труда и средней прибыли.

11. Стоимость рабочей силы определяется:

а) эффективностью трудовой деятельности;

б) стоимостью произведенной продукции работником;

в) стоимостью используемых работником средств производства;

г) стоимостью средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы;

д) амортизацией используемого работником основного капитала.

 

12. Факторы, обусловливающие понижение стоимости рабочей силы:

а) рост общественной производительности труда;

б) вовлечение в процесс производства женского и детского труда;

в) благоприятные природно-климатические условия;

г) рост интенсивности труда;

д) дефицит рабочей силы на рынке труда.

13. Факторы, обуславливающие повышение стоимости рабочей силы:

а) рост квалификации наемных работников;

б) возвышение потребностей населения;

в) рост интенсивности труда;

г) снижение уровня интенсивности труда;

д) снижение уровня общественной производительности труда;

е) избыток рабочей силы на рынке труда.

14. Капитал рассматривал как средство эксплуатации рабочих и как самовозрастающую стоимость:

а) Смит А.;

б) Рикардо Д.;

в) Маркс К.;

г) Сэй Ж.Б.;

д) Милль Дж.С.

15. Условием межотраслевого перелива капитала являются:

а) различия отраслей по уровню трудоемкости;

б) отличия в отраслевых нормах прибыли;

в) различия в капиталоемкости между отраслями;

г) отличия отраслей по технической оснащенности;

д) возможность получения более высокой нормы прибыли.

 

 

Тема 7. Полезность, ценность, цена. Теория потребительского выбора

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Блага, полезность, ценность.

2. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).

3. Два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский.

4. Кривые безразличия.

5. Норма замещения и предельная норма замещения.

6. Бюджетные ограничения.

7. Оптимум потребителя. Второй закон Госсена.

 

Литература

1. Гальперин В.М., Игнатов С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб., 1994. Т. 1, гл. 3.

2. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2000.

3. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1997. Гл. 5.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. М., 1992. Т. 2.

5. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1976. Т. 1, 2.

6. Теоретические основы рыночной экономики / А.А. Нестеров, В.Д. Белоусов, Н.Е. Тейтельман и др.; Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 1995. Гл. 2.

7. Экономическая теория (политэкономия): Учеб. /Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: 1999. Гл. 4, 16.

 

Методические материалы по теме

Впервые термин "полезность" был введен английским философом Джереми Бентамом (1748-1832). Экономисты восприняли эту идею и создали теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разнообразных благ. Было принято, что покупатель так стремится распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемую полезность. При этом полезность имеет субъективный характер. (Например, полезность сигарет для курящего и некурящего человека.) Субъективная школа пришла к своим главным выводам и достигла своей зрелости, применяя анализ предельных категорий и широко используя математические методы. Субъективистский подход базируется на концепции маржинализма. Ученые, разработавшие теорию потребительского выбора: У. Джевонс, А. Маршалл (Великобритания), Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария), В. Парето (Италия).

Благо - это любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю. Блага делятся на материальные и нематериальные, экономические и неэкономические. Ценность блага определяется последней из имеющихся его частей, т.е. зависит от количества имеющегося в распоряжении блага.

Полезность- степень удовлетворения, полученная покупателем отпотребления различныхтоваров и услуг.

Общая полезность - это полезность, которую получает покупатель от потребления всеймассы приобретаемых товаров, услуг.

Предельная полезность - это полезность последней единицы каждого блага, т.е.единицы, которая удовлетворяет наименьшую потребность.

Убывающая предельная полезность (первый закон Г. Госсена): по мере увеличения количества потребляемого товара в неделю, месяц, год его предельная полезность уменьшается, поскольку потребность в нем насыщается.

Следует отметить, что существует два подхода к измерению полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

Количественный подходоснован на гипотезе о возможности соизмерения полезности различных благ в единицах полезности - ютилях (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас). При этом оценки того или иного набора товаров имеют субъективный характер.

Ординалисты (Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер, Р. Аллен, Дж. Хикс) отказались от поиска универсальной единицы измерения полезности и перешли к анализу относительному, т.е. к определению предпочтений одних комбинаций товаров для потребителей другим комбинациям или наборам товаров. Инструментом такого анализа являются кривые безразличия. Они были впервые применены Эджуортом и усовершенствованы Парето.

Потребительская корзина - набор товаров 1, 2, ... n в определенных количествах.

Кривые безразличия - совокупность потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей, т.е. имеющих одинаковую для него полезность.

Карта кривых безразличия - набор кривых безразличия.

Свойства кривых безразличия: кривая безразличия не имеет участков возрастания; кривые безразличия с различным уровнем полезности не пересекаются. Для построения кривых безразличия предполагается, что покупатель предпочтет иметь большее количество товаров (не достиг насыщения), а также, что потребитель способен сравнивать, т.е. делать выбор.

Каждый индивид имеет какое-то количество денег для покупки благ. При этом он стремится купить блага в такой пропорции, чтобы они принесли ему максимальное удовлетворение от их использования. Достигнув однажды оптимального положения, потребитель больше не покинет его до тех пор, пока не изменятся цены благ, предельная полезность денег или его предпочтения. Равновесие потребителя можно установить с помощью кривых безразличия и бюджетной линии или с помощью второго закона Г. Госсена.

Бюджетная линия - стоимость набора товаров, которые потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах.

Кривая безразличия отражает стоимость набора товаров и услуг, которые потребитель хотел бы приобрести для оптимального удовлетворения своих потребностей. Равновесие потребителя - точка касания бюджетной линии и кривой безразличия.

Второй закон Г. Госсена: потребительское равновесие достигается тогда, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую денежную единицу стоимости одного блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую денежную единицу стоимости другого блага. Таким образом, отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ:

.

Потребительское поведение имеет две специфические разновидности: функциональный спрос и нефункциональный спрос. Функциональный спрос обусловлен присущими данному благу потребительскими качествами. Нефункциональный спрос возникает у потребителя под влиянием различных внешних воздействий (эффектов).

Эффект присоединения к большинству (эффект вагона): стремление не отстать от моды, не казаться "белой вороной". Эффект сноба: желание потребителя быть исключительным, выделяться из общей массы. Эффект показательного потребления (эффект Веблена): повышение спроса на товар, имеющий цену большую, чем его аналоги, что связано с его престижностью, элитарностью. Нерациональный спрос: происходит под влиянием минутных капризов и желаний. Спекулятивный спрос - возникает в условиях недостатка какого-то товара.

Торжество субъективистских теорий после 1870 г. связывается с объективными условиями в области экономической действительности и научной мысли. Признается упадок классической школы, противоречия в теории Рикардо. Трудовая теория стоимости оказалась неудобной при изучении категорий ренты, прибыли и заработной платы. Поэтому экономисты сосредоточились на выявлении изменений внутри капиталистической системы производства, что и привело к созданию субъективной теории. Различные экономические школы дают ей противоречивые оценки. Некоторые говорят о регрессе в научной мысли, другие - о выдающемся вкладе. Однако, несомненно, разработанные понятия могут быть полезны для исследования некоторых экономических явлений.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. В экономической теории известен "парадокс Смита". Его суть: вода полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость. Как бы Вы ответили на вопрос Смита?

2. Одинакова ли предельная полезность 100-рублевой купюры для школьного учителя с твердым окладом и для молодого миллионера из "новых русских"? Обоснуйте свой ответ.

3. Согласно закону убывающей предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемого блага происходит насыщение потребности и полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. Вопрос: если человек каждый день ест хлеб, то почему потребность в хлебе у него не уменьшается?

 

Тесты

1. Полезность - это:

а) естественная потребительная стоимость блага;

б) суждение о ценности того или иного блага;

в) затраченный конкретный труд на производство потребительной стоимости;

г) цена, по которой предлагается товар;

д) субъективная оценка блага покупателем.

2. Предельная полезность представляет собой:

а) полезность каждой последующей дополнительно приобретаемой единицы блага;

б) максимальное стремление обладать благом;

в) полезность всего запаса благ;

г) цену, определяемую величиной предельных издержек;

д) минимальное значение средних общих издержек.

3. Первый закон Госсена отражает:

а) убывающую предельную полезность дополнительных единиц потребляемых благ;

б) условия максимизации полезности запаса благ;



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.