|
Управление индивидуальной деятельностью сотрудника. Развитие карьеры
Деловая карьерапредполагает продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательную смену занятий в рамках одной организации. Карьера является одной из форм реализации активности личности, проявлением синтеза знаний и стечения обстоятельств.
Различают два типа карьеры:профессиональную и внутриоргани-зационную.
Профессиональная карьера (например, научная, спортивная и т. п.) предполагает совершенствование и наращивание опыта в рамках одной профессии, но не обязательно в рамках одной организации. Содержанием активного профессионального самоопределения выступают процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимся представлением о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное формирование в себе таких качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).
Наряду с профессиональной карьерой существует карьера в одной организации, предполагающая либо повышение по служебной лестнице, либо постепенное расширение и усложнение задач в рамках одной должности. В последние десятилетия многие крупные компании — какзападные, так и отечественные — стали заниматься планированием карьеры своих сотрудников. Это значит, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения планируется его горизонтальное и вертикальное продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работника заранее информируют о его перспективах и о том, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
С организационной точки зрения карьера рассматривается как совокупность взаимосвязанных решений о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности лица исходя из открывающихся возможностей преодоления расхождения между реальным и желаемым им должностным положением. Карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. По данным исследований карьерный рост — второй по значимости мотива-ционный фактор после заработной платы [Стрелкова, с. 18]. Необходимость планирования карьеры определяет также и жизненный цикл сотрудника как специалиста в той или иной сфере, эффективность работника на различных этапах (рис. 4.1).
В современном обществе акцент на планировании индивидуальной карьеры и деловой активности сотрудников стал отличительным признаком инновационного стратегического управления персоналом успешных организаций. При этом принципиальное значение в разви-
Рис. 4.1. Жизненный цикл работника в рамках одной должности
Примечание: «усталость металла» — термин, применяемый специалистами HR-менеджмента для характеристики конкретных показателей профессионального выгорания, при которых работник может быть потерян для внутреннего рынка труда, но не потерян для внешнего рынка труда.
Источник: [Кольцова В. Н. Режим доступа: http://www.dikol-group.ru/statii22. htm].
тии карьеры имеет планирование персонала, его подготовка и обучение, постановка реальных целей и определение лидерских позиций. Важную роль играет соответствие стратегии развития персонала и общей стратегии организации. Таким образом, управление индивидуальной деятельностью сотрудника организации осуществляется со следующими основными целями:
• своевременная подготовка работников для качественного выполнения должностных обязанностей;
• профессиональный рост сотрудников;
• повышение удовлетворенности людей развитием собственной карьеры;
• развитие личностных качеств, способствующих росту человека как профессионала и специалиста (высокая самоэффективность в сфере деятельности, интернальный локус контроля (внутренняя ответственность за свою деятельность), эмоциональная стабильность, развитый «карьерный инсайт» (уровень осознания своих сильных и слабых сторон));
• снижение личностных качеств, препятствующих развитию человека как профессионала и специалиста (низкая самоэффективность в сфере деятельности, экстернальный локус контроля (склонность приписывать ответственность внешним силам), эмоциональная нестабильность, слабо выраженный «карьерный инсайт»).
В процессе управления индивидуальной профессиональной деятельностью сотрудника необходимо учитывать, что она складывается из взаимодействия трех факторов:
• личности самого человека;
• профессиональной среды, включающей в себя набор конкретных социальных технологий, разработанных в соответствии с функциями планирования и контроля, возможность использования которых определяется конкретными управленческими задачами и условиями, реально существующими в организации;
• нерабочей среды, в которой сотрудник живет и отдыхает [Сытник, 2008, с. 33].
Грамотно разработанная система управления индивидуальной деятельностью и деловой карьерой сотрудников предполагает разработку плана развития карьеры, основной целью которого является соотнесение личностного и профессионального потенциала каждого из сотрудников со стратегическими целями развития организации. Индивидуальный карьерный план (карьерограмма)представляет собой инструмент управления карьерой; описание оптимального пути развития сотрудника для занятия им желаемой позиции в организации. Карьерограмма обычно представляется в графическом виде и наглядно дает представление о том, какой путь должен пройти специалист, какие знания, умения и навыки он должен получить. Она же позволяет более точно определить личную эффективность сотрудника, оценить его деятельность за пройденный фиксированный период работы [Яновская, с. 45-46]. В карьерограмму могут включаться: личные данные сотрудника; характеристика занимаемой должности; стаж работы на занимаемой должности; личные карьерные ориентиры сотрудника; возможности роста на занимаемой должности; история работы сотрудника в компании; ретроспективная и перспективная информация об обучении и повышении квалификации; результаты аттестации, навыки, знания и умения, необходимые для занятия более высокой должности, и навыки, которыми необходимо овладеть для вступления в новую должность; уровень кадрового резерва, на который определен сотрудник; наличие вакансий в компании и т. д.
Современная структура системы управления деловой карьерой персонала в организации включает следующие основные параметры, отражающие сбалансированное соотношение, взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении организационного пространства. Эти параметры следующие.
1. Пространство перемещений, характеризующее возможности продвижений работников. Оно определяется организационными структурами, штатным расписанием и формами самой карьеры.
2. Причины или основания для перемещений, обеспечивающие возможности заполнения вакансий, которые появляются при освобождении должностей. Также возможно создание новой должности «под конкретного человека», которого необходимо освободить от занимаемой им в настоящее время должности.
3. Направления перемещений, к которым относятся вертикальное, горизонтальное и горизонтальное перемещение в перспективную проектную группу.
4. Профили перемещений, предполагающие вертикальные перемещения с сохранением профиля обязанностей.
5. Частота перемещений и скорость продвижения, определяемые временем пребывания сотрудников на должностях и зависящие от барьеров, которые существуют между уровнями иерархии, а также от функциональных разграничений между смежными областями работ.
6. Уровень карьерной активности организации, характеризуемый суммой мероприятий, которые проводит организация для активизации всех основных характеристик карьеры как одной из систем развития сотрудников. В первую очередь данный параметр зависит от правового регулирования, размеров организации и динамики ее развития.
7. Конкурентоспособность работника, т. е. его способность к достижениям в труде, которые являются реальным вкладом в достижение организационных целей. Система показателей конкурентоспособности работника включает в себя базовые показатели (определяют эффективность труда, т. е. показатели, связанные с социально-демографическими, психофизиологическими и моти-вационными особенностями рабочей силы, а также определяющие уровень и содержание знаний, умений, навыков, полномочий работника) и частные показатели (отражают желания и предпочтения работодателей в рабочей силе и качестве труда, т. е. пока-
затели, характеризующиеся мерой рыночной востребованности качественно определенной способности к труду, а также обусловленные возможностями обеспечения доходности труда, восприятия новой информации, приращения профессиональных знаний, самоинвестирования в человеческий капитал, потенциалом коммуникативных связей в определенном виде деятельности) [ Агуее, 1993; Brousseau, 1996].
Среди технологий управления индивидуальной деятельностью сотрудника в контексте развития его карьеры можно отметить такие как прогнозирование продвижения; технология самооценки карьерных возможностей; самоорганизация карьерного роста; экономия времени в достижении карьерных целей; преодоление карьерного кризиса [Cummings, 2008, р. 473-504].
Прогнозирование продвиженияпредставляет собой построение модели будущей карьеры с детальным наполнением каждого этапа реальными задачами и достижениями. Данная технология включает в себя использование методик самооценки, самоанализа и самоконтроля с целью поддержания карьерного настроя. Возможно использование нормативной методики прогноза, который строится на принципах определения путей и сроков достижения карьерных целей.
Технология самооценки карьерных возможностейоснована на знании методик оценки и самооценки личностных, деловых и профессиональных качеств. Результативность самооценки карьерных возможностей зависит в целом от настроя сотрудника на успешность. Самоосознание успешности достигается путем выработки способности рефлексировать и принимать критику со стороны служебного окружения. Важным элементом в технологии самооценки выступает способность оценивать результаты работы над собой, сопоставлять самооценку с оценкой окружающих и на основе этого корректировать карьерные цели. Желание быть вовлеченным в карьерный процесс основано на естественном стремлении человека реализовать свой потенциал. В основу данной технологии положены принципы деятельностной активности, стремления не останавливаться на достигнутых результатах, стремление к соперничеству.
Самоорганизации карьерного ростакак технология представляет собой процесс спонтанного упорядочения функциональных связей и целевых задач в практической деятельности. Сущность данной технологии состоит в развитии способностей направления энергии сотрудника в условиях организационной неопределенности в конструктив-
ное русло по достижению профессиональных, деловых, личных задач. Каждая такая задача предварительно обосновывается и фиксируется в списке возможных достижений. Это своеобразное программирование деятельности, основанное на высочайшей личной организованности и дисциплине.
Экономия времени в достижении карьерных целей как технология основана на развитии способностей самоконтроля и самооценки в реализации намеченных целей в карьерном развитии. Детальное фиксирование и обоснование сроков в достижении поставленных целей позволяет сотруднику реально определять каждый этап своего развития. Экономия времени на практике выражается в способностях к анализу и сопоставлению объемов затраченных ресурсов с количеством времени, которое может определяться сроками овладения новыми профессиональными знаниями и опытом. Таким образом, чем активнее будет насыщено служебное и личное время, направленное на саморазвитие, тем результативнее будет карьера человека.
Преодоление карьерного кризиса строится на выработке системы мер по преодолению последствий карьерного кризиса. Профессиональный (карьерный) кризис— это нормативный феномен, который отвечает следующим критериям: 1) локализация во времени и пространстве; 2) неустойчивость образов и мыслей о себе как профессионале, потеря профессиональной идентичности; 3) размытая временная профессиональная перспектива или ее отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни; 4) смысложизненные переживания, связанные с пониженным стремлением к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущение своей ненужности и никчемности; 5) наличие стойких аффективных реакций, напряжения. Кризисы целесообразно рассматривать как результат столкновения старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей, установок, интересов и др. Переживание профессионального кризиса характеризуется возникновением у человека неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности профессиональных целей, непониманием, как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т. д. В ходе этого процесса человек решает противоречие между субъективным представлением о себе и реальным образом, вследствие чего происходит переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, новых перспектив и т. д. [Садовникова, 2009]. К основным методикам преодоления профессионального кризиса относятся: анализ кризисной ситуации, методика активизации коммуникативных процессов, ротация кадров
и смена вида деятельности, карьерная супервизия (методика карьерного самоопределения и саморазвития, основанная на четком различении «личного» и «профессионального» в карьерной проблематике, предназначена для снятия синдрома эмоционального выгорания, различные творческие методики).
Применение любой из технологий управления индивидуальной деятельностью сотрудника и развития его карьеры основывается на следующих принципах.
• Партисипативность: планирование продвижения сотрудников в рамках организационного пространства должно осуществляться с обязательным участием, включением самого человека в управление его карьерой, создание в организации атмосферы диалога.
• Научная обоснованность: построение и развитие концепции управления карьерой должно базироваться на современных достижениях теории управления, психологии (в частности психологии управленческой карьеры), социологии в области познания основных закономерностей, движущих сил и механизмов, факторов и детерминант карьерного развития.
• Комплексность: управление индивидуальной деятельностью сотрудника должно учитывать сложность и многоаспектность объекта управления, брать во внимание или, по мере возможности, воздействовать на многочисленные факторы, связанные с личностью сотрудника (психофизиологические, психологические, профессиональные, социально-демографические и другие характеристики), с внеорганизационной (семья, друзья и т. д.) и организационной (корпоративная культура, стратегия, структура, кадровая политика, отношения с непосредственным руководителем и др.) составляющими микросреды, а также факторы макросреды карьерного развития (особенности экономической и политической ситуации в стране, законодательно-правовой и социокультурной среды и т. д.).
• Мотивационность: принятие решений, касающихся развития карьеры сотрудника, должно основываться на приоритете мотивации над распорядительством, социально-психологических методов воздействия над административными.
• Системность: управление индивидуальной деятельностью сотрудника в организации предполагает наличие определенной совокупности компонентов, тесно связанных, согласованных между собой, служащих одной цели и образующих единую целостность, обладающую свойствами, которые не присущи каждому компоненту в отдельности.
Таким образом, карьера представляет собой процесс профессионального, социального-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций.
Рис. 4.2. Схема взаимодействия организации и сотрудника в процессе управления его индивидуальной деятельностью и развитием карьеры
| Планирование индивидуальной деятельности и развитие карьеры — процесс, в котором заинтересованы и организация, и сам сотрудник. Если для человека карьера — это развитие и продвижение в организационном пространстве, то с точки зрения организации это, прежде всего, вопрос заполненности, целостности этого пространства, что особенно важно для профессионально-должностной его составляющей, т. е. организационной структуры. В таком понимании грамотно построенное управление индивидуальной деятельностью сотрудника и его карьерным процессом имеет важное значение для функционирования и развития организации, являясь фактором повышения эффективности деятельности, условием устойчивости и жизнеспособности в изменяющейся среде, движущей силой развития сотрудника, и позволяет достичь гармонии между интересами организации и потребностями человека (рис. 4.2).
Лидерство в организации
Лидер — это человек, играющий ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов организации по достижению общих целей [ Моргунов. Режим доступа: http://ecsocman. edu.ru/text/19156325]. Лидер является выразителем не только своих потребностей, но и интересов группы или организации. У. Деминг определяет лидерство как «метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом» [Деминг, 2000]. М. Мескон также относит лидерство к внутренним факторам организации, а точнее, к подсистеме «люди» [Мескон, 1998]. С точки зрения Г. Кунца и С. О'Доннела, «если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. Это достигается с помощью различных средств, причем в основе их всех лежат потребности подчиненных» [Моргунов. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/ text/19156325].
Лидерство как социальный феномен представляет собой способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение определенных целей. Вместе с тем лидерство — это власть, в основе которой лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из самых важных и самых эффективных механизмов реализации власти в группе.
Существует определение, согласно которому лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя. Согласно классическому подходу А. Файоля, выполнение функций руководителя требует наличия у человека таких лидерских качеств, как:
• способность предвидеть, уметь исчислять будущее и разработать программу действий (конечную цель, этапы предстоящего пути и средства, которые необходимы для реализации цели);
• умение организовать работу подчиненных, развивать «корпоративный дух» как гармонию всех работников, который сам по себе может служить организатором действий персонала, поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях;
• способность распорядиться людьми, т. е. извлечь наибольшую пользу и выгоду из работы подчиненных в интересах предприятия (для этого руководитель должен хорошо знать подчиненных работников; уметь увольнять неспособных работников; хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих; подавать положительный пример; производить постоянное инспектирование социального организма предприятия; проводить постоянные совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий; стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность; не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важных вопросов);
• координация действий людей, умение рационально организовать связи между различными частями предприятия, между предприятием и его персоналом, между отдельными людьми и группами людей, а также связи между производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой стороны;
• умение выполнить задачу контроля, т. е. проверить исполнение в соответствии с принятой программой [Файоль, 1924].
Таким образом, в отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». Для характеристики этих разных типов отношений часто используют понятия формального (влияние на людей с позиции занимаемой в организации должности) и неформального (процесс влияния через необходимые людям способности и умения или другие ресурсы) лидерства. Однако стоит подчеркнуть, что лидерство — это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем. Следуя теории К. Клока и Дж. Голдсмита, которые принципиально различают понятия «менеджер» и «лидер», можно выделить следующие характеристики этих субъектов:
• менеджер осуществляет администрирование, поддерживает работоспособность, принимает реальность, сосредоточен на системе и структуре, полагается на железный контроль, интересуется ближайшим будущим, спрашивает «как» и «когда», всегда смотрит на практический результат, следует определенной модели, является хорошим «служакой»;
• лидер вносит новое, всегда оригинален, обеспечивает развитие, исследует реальность в поисках истины, сосредоточен на людях, вы-
зывает доверие, нацелен на долгосрочную перспективу, спрашивает «что» и «почему», смотрит на открывающиеся горизонты, сам создает модель, сохраняет собственную личность, не вписывая ее в определенный шаблон, делает то, что нужно [Клок, 2004].
Несмотря на то что осмысление лидерских качеств человека можно увидеть в трудах еще древнегреческих философов (Платона, Аристотеля, Плутарха и др.), а систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства как организационного феномена началось уже со времен Ф. Тейлора, на сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной и мотивационной теориях лидерства (табл. 4.1). Каждая из них подвергается критике, но результаты так или иначе используются на практике.
Классификация теорий лидерстваможет быть также основана на выделении исторически обусловленных ключевых характеристик в понимании концептов лидера и лидерства. В данном случае целесообразно выделять следующие периоды:
• 1900-1945 гг. — влияние теории, согласно которой историей управляют великие личности;
• 1930-1970 гг. — влияние теории бихевиоризма: лидер как образец и организатор определенного поведения;
• 1970-1980 гг. — влияние теории случайностей: ситуационное лидерство;
• 1980-1990 гг. — управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом;
• 1990-2004 гг. — TQM — Total Quality Management: лидер — менеджер;
• 2004-2010 гг. — TQL — Total Quality Leadership: всеобщее лидерство на основе качества [Савенков, 2010, с. 95].
Анализ основных концепций по тематике лидерства позволяет выделить следующие характеристики лидера:
• харизма;
• способность к руководству;
• стратегическое видение;
• высокая степень контактности и склонности к коммуникациям;
• навыки, позволяющие вдохновлять и стабилизировать команду, использовать синергетику командного взаимодействия.
Таблица 4.1. Обзор основных теорий лидерства
Название теории (группы теорий)
| Общее содержание теории (группы теорий)
| Представители
| Примеры теоретических положений
| Теории личностных качеств лидеров
| Обосновывается перечень наиболее общих черт (качеств), которые свойственны эффективному лидеру и которые отличают его от тех, кого он ведет за собой
| Р. Стогдилл, Р. Манн, У. Бенине, Д. Макклел-ланд, Б. Рассел
| Р. Стогдиллвыделяет следующие качества лидера:
1) физические качества (активный, энергичный, здо ровый, сильный);
2) личностные качества (приспособляемость, уверен ность в себе, авторитетность, стремление
к успеху);
3) интеллектуальные качества (ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало);
4) способности (контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность)
| Поведенческие (бихевиористские) теории лидерства
| Акцент на вопросах обучения эффективным формам поведения; определение поведения лидера на основе двух основных характеристик:
- поведение, ориентирован ное главным образом на соз дание удовлетворенности тру дом у подчиненных и их раз витие;
- поведение, ориентирован ное исключительно на выпол нение производственных за дач любой ценой
| К. Левин, Р. Ли-
керт,
Р. Блейк, Дж. Мо-
утон, С. Керр,
Дж. Джермейер
| К. Левинвыделяет три лидерских стиля:
1) авторитарный (жесткое единоличное принятие ру ководителем всех решений, жесткий постоянный кон троль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности);
2) демократический (управленческие решения прини маются на основе обсуждения проблемы, учета мне ний и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и до брожелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей);
|
Название теории (группы теорий)
| Общее содержание теории (группы теорий)
| Представители
| Примеры теоретических положений
|
| Основной вывод: поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождаются более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями, которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы
|
| 3) пассивный (снятие руководителем с себя ответственности в пользу организации; высокая степень самостоятельности и квалификации подчиненных).
Р. Ликертхарактеризует две категории лидеров:
1) ориентированные на работу;
2) ориентированные на работников.
Лидерство — процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.
| Ситуационные теории
| Исследуется взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения
| Р. Танненбаум, У. Шмидт, Ф. Фид-лер, П. Херсей, К. Бланшард, Р. Хауз, Т. Митчелл, Дж. Стин-сон, Т. Джонсон, В. Врум, Ф. Йет-тон, А. Яго
| Ф. Фидлерсчитает, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того, насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных, и, во-вторых, оттого, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение.
Эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления (в зависимости от того, что именно требуется в конкретной ситуации). Фидлер выделил 3 группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:
|
Окончание табл. 4.1
Название теории (группы теорий)
| Общее содержание теории (группы теорий)
| П редста вител и
| Примеры теоретических положений
|
|
|
| 1) взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности их отношений, взаимного уважения);
2) характер регламентации труда;
|
|
|
| 3) возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора, стимулирования и продвижения кадров.
В соответствии с этим Ф. Фидлер предложил два основных направления повышения эффективности руководящей деятельности:
- приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулиро вания);
- изменить ситуацию.
| Мотиваци-онные теории лидерства
| Эффективность лидера ставится в зависимость от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы
| С. Митчел, С. Эванс, Д. Шлезингер,
Дж. Штерн, Дж. Аткинсон
| Дж. Штернпредлагает следующую формулу мотивации:
Мотивация = f (мотив х ожидание х стимул). Это означает, что амбиции лидера представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «ценности приза». Ожидания индивида определяются его отношением к организации, будущими возможностями, оценкой собственных способностей и вероятной поддержкой. Другими словами, три вещи — будущий престиж, власть и зарплата — определяют амбиции лидера
|
лидерство в современной организации предстает как управленческая реализация оптимальной системы внутриорганизационного взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей. На протекание лидерской деятельности и ее результат могут оказывать влияние способность лидера решить задачу ситуационного анализа и адекватности его действий в соотношении с действиями подчиненных. Лидерство — это не менеджмент, а харизматическое управление, значение которого в современной организации возрастает. Сейчас можно сказать о том, что вместо уже привычного TQM (Total Quality Management) специалисты начинают говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): всеобщего лидерства на основе качества [Туник, 2004, с. 3].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|