Глава 1 Введение в управление человеческими ресурсами
Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г.
Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 978-5-459-00330-7
В учебном пособии рассматривается теоретическое и практическое управление человеческими ресурсами в коммерческой организации. Детально анализируются следующие аспекты HR-менеджмента: проектирование и коммуникация в организации, комплектование штата сотрудников и методы работы с персоналом, алгоритм принятия и юридическое сопровождение кадровых решений, оценка, нормирование и оплата труда. Материал сопровождается разбором практических ситуаций.
Учебное пособие подготовлено с учетом новых государственных образовательных стандартов третьего поколения и соответствует курсу «Управление человеческими ресурсами» для бакалавров.
Оглавление
Список сокращений. 4
Предисловие. 5
Глава 1 Введение в управление человеческими ресурсами. 6
1.1. Понятие, содержание, цели и функции HR-менеджмента. 6
1.2. Человеческие ресурсы компании как объект HR-менеджмента. 8
1.3. История формирования научных представлений об управлении человеческими ресурсами. 12
1.4. Основные принципы современной концепции HR-менеджмента. 23
Контрольные вопросы.. 24
Рекомендуемая литература. 24
Глава 2 Основы организации использования человеческих ресурсов компании. 26
2.1. Организация труда как элемент организации бизнес-процессов. 26
2.2. Основные принципы нормирования, разделения и кооперации труда. 28
2.3. Планирование использования человеческих ресурсов компании. 33
2.4. Организационное проектирование системы управления персоналом в коммерческой организации. 43
2.5. Учет и управление эффективностью использования человеческих ресурсов организации. 49
Контрольные вопросы.. 56
Рекомендуемая литература. 56
Глава 3 Формирование человеческих ресурсов коммерческой организации. 58
3.1. Определение потребности фирмы в человеческих ресурсах. 58
3.2. Набор и отбор персонала компании. 64
3.3. Современные подходы к формированию человеческих ресурсов компании: аутсорсинг, аутстаффинг и аутплейсмент персонала. 70
3.4. Аттестация и расстановка кадров. 73
3.5. Формирование системы профессиональной адаптации персонала на рабочем месте. 80
3.6. Договорное регулирование найма, использования и высвобождения персонала в коммерческих организациях 86
3.7. Формирование кадрового резерва и управление талантами компании. 96
Контрольные вопросы.. 98
Рекомендуемая литература. 98
Глава 4 Развитие человеческих ресурсов коммерческой организации. 99
4.1. Стратегические аспекты развития человеческих ресурсов коммерческой организации. 99
4.2. Обучение и развитие персонала. 99
4.3. Управление индивидуальной деятельностью сотрудника. Развитие карьеры.. 104
4.4. Лидерство в организации. 109
4.5. Работа сотрудника в команде. Построение эффективных межличностных коммуникаций. 115
4.6. Управление конфликтами на предприятии. 121
4.7. Формирование корпоративной (организационной) культуры предприятия. 122
Контрольные вопросы.. 124
Рекомендуемая литература. 124
Глава 5 Правовое обеспечение управления человеческими ресурсами в коммерческой организации. 125
5.1. Право как регулятор управления человеческими ресурсами. 125
5.2. Механизм социального партнерства в сфере труда. 127
5.3. Правовое регулирование условий труда в российских компаниях. 129
5.4. Дисциплинарные отношения в процессе труда. 141
5.5. Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров. 143
Контрольные вопросы.. 147
Рекомендуемая литература. 148
Глава 6 Управление мотивацией и системами вознаграждения персонала компании. 149
6.1. Мотивация персонала: экономическое, управленческое и психологическое содержание. 149
6.2. Вознаграждение персонала и оплата труда: сущность, цели, формы и системы.. 156
6.3. Особенности оплаты труда топ-менеджмента компании. 162
6.4. Планирование фонда заработной платы компании. 171
Контрольные вопросы.. 178
Рекомендуемая литература. 178
Список источников и литературы.. 179
Нормативные акты и официальные документы.. 179
Научная и учебная литература. 179
Ресурсы сети Интернет. 187
Приложение 1 Экзаменационные вопросы по курсу. 187
Приложение 2 Итоговое тестирование по курсу. 190
Список сокращений
ЕТКС — Единый тарифно-квалификационный справочник
ИТР — инженерно-технические работники
КоАП РФ — Кодекс РФ об административных правонарушениях
КТС — комиссия по трудовым спорам
КТУ — коэффициент трудового участия
МОТ — Международная организация труда при ООН
МРОТ — минимальный размер оплаты труда
НДФЛ — налог на доходы физических лиц
НК РФ — Налоговый кодекс РФ
ОРТ — оплата по результатам труда
ТК РФ — Трудовой кодекс РФ
ФОТ — фонд оплаты труда
HRM (англ. — human resource management) — управление человеческими ресурсами
TQM (англ. — total quality management) — всеобщее управление качеством
TQL (англ. — total quality leadership) — всеобщее лидерство на основе качества
Предисловие
Человеческие ресурсы являются ключевым ресурсом современной компании, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты ее деятельности и конкурентоспособность. Именно человеческие ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. В XXI веке, в условиях «экономики знаний», человеческие знания и нематериальные активы превращаются в основной источник конкурентного преимущества компаний на глобальном рынке. Сегодня в рыночной стоимости успешной высокотехнологичной компании доля традиционных материальных активов (зданий, сооружений, оборудования и т. д.) составляет менее 25%, в то время как основная часть приходится на нематериальные активы, особую роль среди которых играет человеческий капитал.[1]1
Изучением того, как влияет управление человеческим капиталом в компании на экономические показатели ее деятельности, занимается достаточно молодая для нашей страны наука — управление человеческими ресурсами. Учебная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» сочетает в себе элементы экономики и социологии труда, управления персоналом, психологии управления, трудового права. Столь широкий круг тем неизбежно вызывает затруднения у учащихся, поскольку многие положения данной дисциплины оказываются рассредоточенными по различным нормативным, научным и учебно-методическим источникам.
В настоящем пособии авторами рассматриваются следующие аспекты HR-менеджмента: понятие, содержание и функции управления человеческими ресурсами; история формирования научных представлений об HR-менеджменте, систем организации использования человеческих ресурсов компании и организационное проектирование системы управления персоналом на предприятии; комплектование штата сотрудников и методы работы с персоналом; алгоритм принятия и юридическое сопровождение кадровых решений; управление мотивацией и системами вознаграждения персонала компании.
При написании настоящей работы авторы опирались на труды таких видных отечественных и зарубежных ученых и бизнес-практиков в области управления, человеческими ресурсами, экономики труда и социологии управления, как М. Армстронг, Г. С. Беккер, Б. М. Генкин, В. И. Герчиков, X. Т. Грэхем, Э. Деминг, Г. Десслер, Т. А. Комиссарова, В. Н. Минина, С. К. Мордовии, П. Морнель, Ю. Г. Одегов, С. Ю. Ро-щин, Д. Торрингтон, Д. Ульрих, Д. У. Хант, Й. Хентце и др.
В учебное пособие также вошли многолетние научные и учебно-методические разработки авторов по вопросам государственного регулирования трудовых отношений на отраслевом рынке и правового сопровождения принимаемых в компании управленческих решений (канд. экон. наук Балашов А. И.), количественных методов анализа мотивации к труду и маркетинга персонала (канд. экон. наук И. Д. Котляров) и социологического моделирования вопросов интеграции бизнеса, науки и образования (канд. социолог, наук А. Г. Санина).
Авторы выражают признательность д-ру экон. наук, профессору Е. М. Роговой и главе направления Kelly Services IT Resources в Сингапуре В. А. Янковскому за рецензирование настоящей работы и ценные замечания по ее содержанию.
Глава 1 Введение в управление человеческими ресурсами
1.1. Понятие, содержание, цели и функции HR-менеджмента
В ставшей уже классической работе М. Армстронга управление человеческими ресурсами (HR-менеджмент)определяется как стратегический и целостный подход к управлению наиболее ценными активами организации, а именно людьми, которые индивидуально и коллективно вносят свой вклад в достижение организационных целей [Армстронг, 2002, с. 6].
В России использование термина «управление человеческими ресурсами» начинается с конца 1980-х гг., в то время как, например, в США употребление термина «Human Resource Management» (HRM) датируется началом 1970-х гг. Данный термин возник в среде экономистов-профессионалов и изначально противопоставлялся традиционным подходам к работе с персоналом. В основе нового понятия лежали представления о человеческом факторе как об одном из ключевых элементов, определяющих эффективность деятельности компании.
Содержание HR-менеджментараскрывается через познание его разновидностей — так называемых «жесткого» и «гибкого» подходов к управлению человеческими ресурсами.
Жесткий подход к управлению человеческими ресурсамиосновывается на количественном, измерительном и стратегическом аспектах управления численностью персонала и осуществляется методами, способствующими созданию дополнительной ценности и формированию конкурентного преимущества компании. В его рамках персонал компании рассматривается как человеческий капитал, который при необходимых инвестициях в его развитие может обеспечить желаемый доход.
В основе жесткого подхода к HR-менеджменту, таким образом, лежат следующие аспекты:
• удовлетворение интересов руководства компании;
• реализация стратегического подхода, согласующегося со стратегией компании;
• создание дополнительной ценности благодаря развитию человеческих ресурсов и управлению эффективностью труда;
• потребность в сильной корпоративной культуре, выраженной в миссии и ценностях организации и подкрепленной процессами коммуникации, обучения и управления эффективностью труда.
Гибкий подход к управлению человеческими ресурсамиуходит корнями в школу человеческих отношений, основанную на коммуникации, мотивации и лидерстве. Данный подход рассматривает работников прежде всего как средство, а не как объект управления. Основная идея гибкого подхода к управлению человеческими ресурсами заключается в достижении приверженности и доверия работников целям компании с помощью вовлечения их в процесс, создания благоприятных условий для общения и других методов. Центром внимания при таком подходе к HR-менеджменту является «взаимность» — убежденность в том, что интересы работников и руководства компании могут и должны совпадать.
На практике в большинстве компаний наблюдается комбинированное применение гибкого и жесткого подходов к HR-менеджменту.
Основная цель управления человеческими ресурсамисостоит в развитии организационной способности компании достигать успеха за счет использования собственного персонала. Достижение данной цели, согласно М. Армстронгу, предполагает решение HR-менеджментом следующих задач [Армстронг, 2002, с. 9-10]:
• приобретение и удержание необходимой компании квалифицированной, приверженной и мотивированной рабочей силы;
• максимизация и развитие внутренних способностей людей путем создания возможностей для их обучения и профессионального развития;
• создание климата, способствующего становлению эффективных и гармоничных партнерских отношений между руководителями компании и их подчиненными;
• культивирование в компании среды, благоприятной для командной работы и обеспечивающей гибкость бизнес-процессов;
• разработка сбалансированного и адаптивного подхода к удовлетворению потребностей заинтересованных сторон (владельцев компании, топ-менеджмента, сотрудников, поставщиков, клиентов, федеральных, региональных и муниципальных властей, а также общества в целом);
• создание условий для оценки и вознаграждений работников по их действиям и достижениям;
• управление разнообразием, присущим трудовым коллективам, принимая во внимание индивидуальные и групповые различия работников в трудовых отношениях, стилях поведения и устремлениях;
• создание условий для проведения политики равных возможностей применительно ко всем сотрудникам компании;
• осуществление этического подхода к управлению, основанного на заботе о людях, справедливости и прозрачности деятельности; и др.
Иными словами, целью HR-менеджмента является принятие на работу, удержание, мотивация, совершенствование и профессиональная подготовка компетентных и заинтересованных сотрудников, которые в состоянии эффективно реализовывать цели компании.
К основным функциям HR-менеджментав современной компании в литературе [Армстронг, 2002; Грэхем, 2003; Макарова, 2008; и др.] относятся следующие:
• организация использования человеческих ресурсовпосредством так называемого «организационного дизайна» компании, планирования труда и организационного развития компании;
• улучшение качества трудовых отношенийпосредством формирования в компании обстановки доверия, развития позитивного психологического климата;
• обеспечение человеческими ресурсамипосредством планирования их будущей потребности с точки зрения количества, качества и компетентности, а также наем и отбор нужного количества сотрудников, соответствующих требованиям компании;
• управление эффективностью трудапосредством оценки и аттестации работников;
• развитие человеческих ресурсовпутем организации обучения персонала как на индивидуальном уровне, так и на уровне компании, развития управленческих кадров и управления карьерным ростом сотрудников;
• управление системами вознаграждения— развитие систем оплаты труда на основе равенства, справедливости и прозрачности;
• организация системы взаимоотношенийкак на отраслевом уровне (путем «выстраивания отношений» с профессиональными союзами), так и внутри самой компании (путем предоставления работникам возможности высказывать свое мнение, обеспечение их информацией и консультирование по вопросам, представляющим взаимный интерес).
Одной из важнейших функций HR-менеджмента в современной компании является также обеспечение лояльности сотрудников компании.Лояльность, в свою очередь, немыслима без доверия работников к своему работодателю, в связи с чем доверие становится необходимым условием найма рабочей силы, так как гарантирует соблюдение договора между работодателем и работниками.
Управление доверием,таким образом, становится неотъемлемой частью работы современных HR-менеджеров, включая в себя исследование степени доверия между работником и его работодателем, разработку и проведение мероприятий по увеличению доверия (например, программы адаптации новых сотрудников, проведение собраний, на которых разъясняются политика работодателя по отношению к своим сотрудникам, его понимание социальной ответственности, создание прозрачной системы мотивации персонала, позволяющей сотрудникам доверять оценкам его труда и сумме выплачиваемого вознаграждения). Именно поэтому аудит социальной ответственности компании уже становится повседневной практикой, позволяющей говорить о внимании работодателя к нуждам и чаяниям своих работников.
Функция управления доверием тесно связана с уже встречающейся в российских компаниях практикой управления имиджем компании-работодателя. Сегодня такая практика становится необходимым компонентом в борьбе за таланты на рынке труда. Имидж компании-работодателя выходит на первые места в опросах соискателей. Некоторые из них уже готовы пожертвовать денежной компенсацией в обмен на достойный имидж работодателя. Управление имиджемтребует от менеджеров но персоналу особого внимания к функции внутреннего PR и слухам внутри и вне организации, поскольку именно от высказываний сотрудников, а не от официальных оценок и рейтингов в значительной степени зависит имидж компании на рынке труда.
Имидж неразрывно связан и с организационной культурой компании. Существует мнение, что организационная культура компаниидолжна соответствовать ее рыночному бренду, вернее бренд компании и ее организационная культура должны быть одним целым, иначе нельзя говорить о целостном восприятии компании потребителями и поддержании бренда, — ведь наши сотрудники, поставщики и дистрибьюторы также являются нашими клиентами, только внутренними. Соответственно их восприятие компании не должно быть в корне отличным о того, что пропагандируется вовне. В этом случае можно говорить о появлении своеобразной «корпоративной религии»[Кунде, 2005], приверженность которой позволяет совершить настоящий прорыв в деятельности компании. Примером тому может служить опыт компании SAS, которая не только выжила в трудных условиях, но и значительно обогнала своих конкурентов благодаря приверженности слогану «Лучшая авиалиния для бизнесменов».
Важной функцией HR-менеджмента является и управление талантами компании.Очень много говорится о том, что ими надо управлять, их надо буквально «выращивать на корпоративных полях», но кто такие эти таланты, никто достоверно ответить, к сожалению, не может. Все авторы сходятся во мнении, что талант — это тот, кто показывает выдающиеся результаты. Но, как справедливо отмечают Алан Роберт-сон и Грэм Эбби, это утверждение не всегда справедливо, тем более что эффективность скорее является зависимой переменной от других свойств личности: «Талант должен демонстрировать изобретательность и оригинальность. От талантливых людей мы ждем не только достижения высоких результатов, они должны быть новаторами, способными поступать нестандартно» [Робертсон, 2004, с. 23]. А значит, для того чтобы в компании стало больше талантливых людей, необходимо развивать творчество и поощрять нестандартный подход к решению проблем.
Ответственность за развитие талантов также ложится на специалистов по управлению персоналом. Именно они должны будут разрабатывать программы поощрения креатива и развития творческих способностей сотрудников.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|