Организация финансового контроля и пути повышения его действенности.
Для успешного решения задач, стоящих перед финансовым контролем, необходима его научная организация. Финансовый контроль разнообразен и нуждается в систематизации. В зависимости от органов, его осуществляющих, финансовый контроль подразделяетсяна виды:
государственный:
а) общегосударственный (вневедомственный);
б) ведомственный;
негосударственный контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль.
Это контроль, осуществляемый государственными структурами на предприятиях, не зависимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм. Его осуществляют:
- Администрация Президента РФ (Главное контрольное управление);
Минфин РФ и органы Федерального казначейства ;
Министерство РФ по налогам и сборам;
Федеральная служба налоговой полиции;
Таможенная служба.
Это структуры исполнительной власти, но контроль должен осуществляться и со стороны законодательной ветви власти. В Российской Федерации таким органом является Счетная палата РФ законодательного собрания. Она независима от Правительства РФ и наделена широкими полномочиями. Существуют аналогичные органы на региональном уровне, подчиняющиеся местной законодательной власти.
Счетная палата РФ – юридическое лицо, подотчетное Парламенту РФ и включающее в себя: председателя, аудиторов и аппарат аудиторов. Ее задачи:
· финансовая экспертиза федеральных законов и правительственных актов, связанных с изменением государственных доходов и расходов;
· экспертиза проекта федерального бюджета и проектов государственных федеральных внебюджетных фондов;
· контроль за использованием средств федерального бюджета и государственных федеральных внебюджетных фондов.
По истечении бюджетного года Счетная палата РФ получает от правительства отчет об исполнении федерального бюджета и после его изучения составляет заключение. Для контроля работники Счетной палаты РФ осуществляют проверки в организациях – бюджетополучателях и осуществляют на местах проверки внебюджетных фондов;
контроль банковской системы на предмет правильного перечисления через нее государственных средств.
Эффективность работы Счетной палаты РФ зависит от прав, которые она может использовать в своей деятельности. В Российской Федерации окончательное решение по применению санкций принимает Правительство РФ.
Государственный вневедомственный контроль наиболее эффективен, так как обладает следующими положительными сторонами:
высокий профессионализм работников;
ведомственная независимость органов, его осуществляющих.
Государственный ведомственный финансовый контроль.
Он осуществляется государственными структурами ведомств, министерств (контрольно-ревизионными управлениями) в отношении подчиненных организаций и учреждений. На территориальном уровне его осуществляют отраслевые органы территориальной исполнительной власти (например, департаменты образования, здравоохранения). Сюда же относят Федеральную комиссию по фондовому рынку, структуры контроля внебюджетных фондов.
Эффективность государственного ведомственного контроля ниже вневедомственного из-за внутриведомственной заинтересованности в сокрытии нарушений внутри своего ведомства.
Негосударственный финансовый контроль можно подразделить на:
Внутрихозяйственный.
Аудиторский.
Общественный
Страховой.
1.Внутрихозяйственный контроль осуществляется на предприятиях и в организациях силами работников: главного бухгалтера, руководителя предприятия, работников бухгалтерии и финансового отдела (дирекции). Объективные условия для эффективности такого контроля есть, так как лица, его осуществляющие, знают процессы на предприятии.
2. Исторически аудиторский контроль появился в Англии в середине XIX века, так как возникла потребность у собственников крупных акционерных предприятий в осуществлении проверок, независимого от администрации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Часто руководство давало собственникам предприятия искаженную информацию и осуществляло незаконное личное обогащение, пользуясь их непрофессиональностью и недостаточной осведомленностью. В дальнейшем задачи аудиторского контроля расширились. Сейчас к нему прибегает сама администрация предприятия для налаживания работы внутренних служб и за получением консультаций накануне проверок налоговыми органами для предотвращения санкций. Т.е. проводится внутренний аудит. В силу законодательства аудиторский контроль должны проводить в коммерческих банках, акционерных обществах и других коммерческих организациях. Внешний аудиторский контроль проводит аудиторская фирма, с которой заключен договор. Внутренний (на крупных предприятиях) - отдел по аудиту осуществляет контроль над филиалами и отделениями.
Внешний аудиторский контроль делится на:
общий (проверка финансово-хозяйственной деятельности различных коммерческих организаций);
банковский (проверка деятельности коммерческих банков);
страховой (проверка деятельности страховых компаний).
Внешний аудиторский контроль могут проводить только аудиторские фирмы, имеющие лицензию. Цель лицензирования – обеспечение профессионализма и ответственности аудиторских фирм. Но сейчас эффективность этого контроля в Российской Федерации не достаточно высока. Причины:
Аудит – высокодоходный бизнес и им хотят заниматься даже неквалифицированные специалисты. Происходит дискредитация аудиторского контроля. В ходе конкурентной борьбы должны остаться только фирмы, обеспечивающие высококвалифицированный контроль (Аудиторский сектор в развитых странах – всего несколько десятков компаний);
Законодательство не предусматривает несение аудитором имущественной ответственности за некачественный контроль.
3. Общественный контроль осуществляли в СССР органы народного контроля. Сейчас его осуществляют:
средства массовой информации (для этого необходима гласность);
профсоюзы (контроль за соблюдением трудового законодательства);
политические партии (за своими конкурентами);
население, которое призывают сообщать соответствующим контрольным органам о замеченных нарушениях.
4. Страховой контроль – контроль, осуществляемый страховыми компаниями, которые проводят его на стадии заключения и действия контракта, при наступлении страхового случая.
В процессе осуществления финансового контроля, независимо от органов и видов, применяются следующие основные методы:
проверка,
обследование,
анализ хозяйственной деятельности,
ревизия.
Проверка – самый массовый метод. Осуществляется контроль за отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности организации на основе документов. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения проверяющей организации на основе предоставленной ими финансовой документации. Выездные проверки проводятся на месте проверяемой организации, на основе документации, ведущейся на предприятии, в организации, учреждении.
Обследование охватывает широкий круг вопросов и показателей. При обследовании могут применяться специфические приемы: опрос, наблюдение, мониторинг, анкетирование.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – изучение отдельных вопросов с целью установления причинно-следственной связи с применением экономико-математических приемов и статистических методов. Используется и для изучения финансово-хозяйственного положения предприятия.
Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод. Комплексный контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Самый результативный метод. Виды:
сплошная (вся деятельность),
выборочная,
тематическая,
плановая,
внеплановая.
Ревизия начинается со снятия кассы, выведения сальдо по книгам бухгалтерского учета. Затем происходит сличение данных бухгалтерского учета с первичными документами.
Существуют различные приемы контроля:
1. документальный финансовый контроль:
а) формальная проверка (наличие реквизитов, осуществление исправлений);
б) юридическая проверка (соответствие операций законодательству);
в) арифметическая проверка (счетная проверка);
г) встречная проверка (сличение операций с данными контрагента);
д) логическая проверка (проверка последовательности операций, финансовые потоки, их размеры).
2. фактический финансовый контроль:
а) инвентаризация (сопоставление фактически наличных материальных ценностей с данными бухгалтерского учета);
б) экспертная оценка качества;
в) лабораторный анализ.
В зависимости от времени проверки выделяют три формы финансового контроля:
предварительный (осуществляется на стадии составления финансового плана и перед совершением каких-либо операций),
текущий (в ходе выполнения плана),
последующий (осуществляется после завершения финансового года по результатам выполнения финансового плана).
Существуют три основных области нарушений:
уход от уплаты налогов и нарушение налогового законодательства;
незаконное и нецелевое использование бюджетных средств;
большое количество финансовых нарушений, затрагивающие следующие области: начисление амортизации, отношения с поставщиками и клиентами, с арендодателями, банками, страховыми компаниями, инвесторами, управление наличностью, соблюдение графика платежей и поступлений, планирование денежных потоков, дебиторская и кредиторская задолженность, операции на финансовом рынке.
Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации:
- совершенствование финансового законодательства и обеспечение его стабильности;
- выработка четкой высокотребовательной политики государства в отношении нарушителей финансового законодательства;
- повышение профессионализма работников органов финансового контроля;
- развитие материально-технической базы контрольных органов;
- координация работы органов финансового контроля;
- привлечение иностранных аудиторских фирм в Российскую Федерацию;
- гласность – допущенные финансовые правонарушения и применяемые санкции должны быть обнародованы;
- расширение прав контролирующих органов, не зависящих от исполнительной власти;
- контроль за реальным исполнением санкций по допущенным финансовым правонарушениям;
компьютеризация системы учета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|