Финансы коммерческих организаций.
Осуществление деятельности в условиях действия коммерческой тайны и посредством метода коммерческого расчета обусловливают специфику в организации финансов, которая заключается в следующих моментах.
- Коммерческие организации обладают реальной финансовой самостоятельностью – финансовая самостоятельность выражается в том, что субъект предпринимательской деятельности имеет право самостоятельно распределять полученную выручку от реализации продукции, распоряжаться прибылью, оставшуюся после налогообложения, по своему усмотрению формировать и использовать фонды производственного и потребительского назначения, самостоятельно изыскивать источники расширения производства, включая выпуск ценных бумаг, привлечение кредитных ресурсов и т.д.. Предприятие вправе открывать расчетные и другие счета в любом коммерческом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
- Организация финансов субъектов, на деятельность которых распространяется коммерческая тайна, свободны от мелочной регламентации со стороны государства, т.е. обладают полной хозяйственной свободой. Государство регулирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий, как правило, с помощью стоимостных инструментов, проводя соответствующую налоговую, амортизационную, валютную, экспортно-импортную политику.
- Коммерческие организации несут полную финансовую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, государством, банками и другими контрагентами. В условиях рыночной экономики предприятие отвечает по своим обязательствам собственным имуществом; за невыполнение обязательств к предприятиям применяется обоснованная система финансовых санкций: штрафы, неустойки, пени. Поскольку предприятия обладают реальной финансовой самостоятельностью, то оно само покрывает свои потери и убытки. При этом потери от инновационной деятельности покрываются за счет финансовых резервов и системы страхования, а убытки от бесхозяйственности – за счет прибыли. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности и производства, санитарно-технических норм и т.д..
Полнота реализации финансовой ответственности коммерческих организаций обеспечивается в законодательном. В частности, в статье 44 Гражданского кодекса записано, что «юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом».
- Организация финансов коммерческих предприятий направлена на обеспечение материальной заинтересованности в улучшении результатов работы. Достигается это через систему распределения прибыли (коллективная заинтересованность) и через систему материального поощрения и премирования (личная заинтересованность).
- Коммерческие организации вступают в финансовые взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, государством. При этом такие взаимоотношения организуются с учетом принципов коммерческого расчета. Предприятия и банки – это равноправные партнеры, организующие финансовую сторону своих операций с ориентиром на прибыль: банки предоставляют платные и срочные ссуды, получают комиссионные при посреднических и трастовых операциях со своих клиентов.
В свою очередь, если предприятие хранит свободные деньги на депозитных счетах, то по ним банк начисляет проценты.
Страховые компании осуществляют страхование различных объектов коммерческих предприятий, их многообразные риски. Тем самым создаются определенные гарантии стабильности в предпринимательской деятельности коммерческих организаций.
Государство также должно выступать партнером предприятий, поскольку последний является основным налогоплательщиком, обеспечивающим поступления средств в государственный бюджет. В этой связи государству целесообразно устанавливать налоговые платежи на том уровне, чтобы не подорвать заинтересованность субъектов предпринимательства в развитии производства.
Таким образом, финансовые взаимоотношения коммерческих организаций с контрагентами направлены на укрепление коммерческого расчета и повышение эффективности предпринимательской деятельности.
Финансы коммерческих предприятий и организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
Финансовый контроль: сущность, функции, формы и методы проведения.
Финансовый контроль – это:
1) контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;
2) стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. Классификация видов финансового контроля:
1) по времени проведения:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий;
2) по субъектам контроля:
а) президентский;
б) органов представительной власти и местного самоуправления;
в) органов исполнительной власти;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный;
е) внутрихозяйственный;
ж) аудиторский;
3) по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;
4) по форме проведения: обязательный; инициативный;
5) по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.
Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:
1) Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;
2) Счетная палата РФ.
Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каж-i дой палаты Федерального Собрания);
3) текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ.Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|