Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление финансами в Российской Федерации и направления его совершенствования.





Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Поскольку в финансовой сфере объек­тами управления являются разнообразные виды финансовых от­ношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается сово­купность организационных структур, непосредственно осущест­вляющих управление.

В соответствии с финансовой системой каждая ее сфера является объектом управления, поэтому выделяют две группы объектов: 1) финансы хозяйствующих субъектов, 2) государственные и муниципальные финансы.

Ученые Финансовой академии выделяют следующие элементы системы управления финансами:

1) объекты управления: финансы субъектов хозяйствования, государственные и муниципальные финансы; их объединяют разнообразные виды финансовых отношений;



2) субъекты управления: органы стратегического управления, органы оперативного управления, которые в совокупности составляют органы управления финансами.

В управлении финансами выделяются 3 управления стадии:

1) Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития эко­номики.

2) Оперативное управление – это процесс разработки комплекса мер на основе оперативного анализа фактически складывающейся финансовой ситуации.

3) Финансовый контроль - функциональный элемент системы управления, в ходе которого сопоставляются фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми и выявляются резервы роста финансовых ресурсов, намечаются пути рационального ведения хозяйства.

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.



Органы управления финансами делятся на органы стратегического и оперативного управления. К органам стратегического управления финансами относят высшие органы законодательной и исполнительной власти: Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ, региональные и местные уровни власти.

Основные полномочия органов стратегического управления:

- выработка и проведение финансовой политики,

- изменение финансового законодательства,

- ежегодное рассмотрение и принятие бюджета и бюджетов внебюджетных фондов соответствующих уровней,

- финансовый контроль.

Решающую роль в оперативном управлении общероссийскими финансами играет Министерство финансов РФ, а также территориальные финансовые органы и система Федерального казначейства.

Современные задачи и функции Минфина РФ определены в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти», которым в рамках административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие – федеральные службы и агентства.

Ныне Минфину РФ подчиняются следующие федеральные службы:

- Федеральная налоговая служба,

- Федеральная служба страхового надзора,

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

- Федеральная служба по финансовому мониторингу.



Основными задачами Минфина являются выработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и камней, таможенных платежей.

Основные функции Минфина РФ:

- разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;

- разработка проекта федерального бюджета и организация его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

- координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

- разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности;

- ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований.

Важную роль в управлении финансами играют учреждения по надзору за исполнением бюджета. Государственными органами, занимающимися сбором налогов с юридических и физических лиц являются:

На государственную налоговую службу возложены следующие обязанности: контроль за соблюдением налогового законодательства, проверка своевременности уплаты налогов в бюджеты.

Основные задачи органов Казначейства:

-организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам;

-управление доходами и расходами федерального бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;

-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

-сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях;

-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;

-разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений.

Основные функции Государственного Таможенного комитета РФ:

-контроль за перемещением товаров через государственную границу (борьба с контрабандой),

-контроль за своевременной и полной уплатой налогов и сборов с товаров, пересекающих таможенную границу, а также с физических лиц,

-валютный контроль (борьба с бегством капитала).

Территориальные финансовые органы: Минфины республик, областные, окружные, краевые финансовые управления (финансовые департаменты), районные, городские финансовые департаменты (управления).

Основные функции территориальных финансовых органов:

- составление проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственное его исполнение. Они имеют свой счет в уполномоченном банке, куда поступают территориальные налоги, средства из федерального бюджета в порядке помощи. В процессе исполнения бюджета в соответствии с планом денежные средства переводятся на счета бюджетополучателей,

- разработка проектов территориального финансового законодательства,

- управление территориальным государственным и муниципальным долгом,

- контроль за использованием средств территориального бюджета.

11. Финансовое планирование и прогнозирование: понятие, виды, его этапы и методы.

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

По длительности действия различают:

• перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);

• текущие (на 1 год);

• оперативные (на квартал, месяц).

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Основными методами финансового планирования являются:

• метод экономико-математического моделирования;

• нормативный метод;

• балансовый метод;

• метод коэффициентов;

• метод экстраполяции и др.

12. Особенности финансовых планов коммерческих и некоммерческих организаций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.