|
Роль финансов в развитии международного сотрудничества.
Создание эффективной рыночной экономики России невозможно без ее интеграции в мировое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических отношений и допуск на внутренний рынок нерезидентов, стимулируют отечественных производителей к созданию конкурентоспособной продукции, способствуют продвижению товаров российских компаний на мировой рынок, увеличивают приток в страну валютных средств. Россия имеет возможность использовать мировой опыт решения экономических проблем, накопленный западными странами и не повторять их ошибки. На пути к рынку ни одно из развитых государств не смогло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов. Россия привлекает иностранный капитал в форме прямых и портфельных инвестиций, ссудных капиталовложений отдельных государств и международных финансовых организаций, путем размещения государственных облигационных займов на международном рынке капиталов.
Вступление России в 1992 году в Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, означало признание ее полноправным участником Ямайской мировой валютной системы, открыло доступ к мировым финансовым ресурсам, способствовало установлению партнерских отношений с другими странами. Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансового обеспечения рыночных реформ и покрытия дефицита платежного баланса. За 1992 - 1998 годы МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении России кредитов на сумму 30-32 млрд. долл., из которых фактически было использовано 20 – 21 млрд. долл. Кроме этого, она полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 1,3 млрд. долл.
В МБРР Россия имеет одинаковое количество акций с Индией, Италией, Канадой и Саудовской Аравией (2,9%). С момента вступления в Группу Всемирного банка и до августа 1998 года ей было предоставлен 41 заем на сумму 11,4 млрд. долл., из которых использовали 5,7 млрд. долл. Почти 40% суммы было направлено на структурную перестройку экономики и проведение реабилитационных мер, 20% - в нефтяную и угольную промышленность, электроэнергетику, значительно меньше – в сферу образования и здравоохранения. Финансовую поддержку России оказали Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития.
Важным условием расширения сотрудничеств Российской Федерации с зарубежными странами явилось заключение межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые предоставляют инвесторам режим наибольшего благоприятствования и необходимые гарантии по защите инвестиций. К 2001 году Россия подписала соглашения с 40 странами, из них более половины к этому времени были ратифицированы.
На начало 2001 года в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 147 государств. Основными странами – инвесторами являются США, Кипр, Германия, Великобритания и Нидерланды. В целом, приток иностранных инвестиций имеет тенденцию к росту. Если в 1991 году объем капиталовложений из – за рубежа составил 0,4 млрд. долл., то в 1997 году – 12,4 млрд. долл. После финансового кризиса в августе 1998 года он снизился, а затем начал рост. На 1 января 2000 года общий объем накопленных иностранных инвестиций (в валюте и рублях) составил 29,3 млрд. долл. В управлении и валютно – финансовой сфере размещено 32% всех инвестиций, топливной промышленности – 14,9%, пищевой – 10,8%, связи – 9,1%, торговле и общественном питании – 6,1%, машиностроении – 5,2%, транспорте – 3,2%, коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка – 2,4%, лесной и деревообрабатывающей промышленности – 2,3%, цветной металлургии–2,2%. По объему привлеченных инвестиций лидирует Москва (48,9%), затем идут Сахалинская область (5,1%), Санкт – Петербург (4,3%), Московская область (4,3%), Республика Татарстан (3,6%), Тюменская область (3,5%), Краснодарский край (3,1%).
Особенно важное значение для подъема производства имеет привлечение прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В мировой практике под иностранными прямыми инвестициями понимают капитальные вложения, сделанные юридическими и физическими лицами, которые дают инвесторам право полностью владеть предприятием или осуществлять контроль за его деятельностью. Прямые инвестиции могут осуществляться, как в свободно конвертируемой валюте, так и в российских рублях. На начало 2000 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций в российской экономике составил 12,7 млрд. долл. Большая их часть была вложена в пищевую промышленность (20,1%), связь (17,6%) и топливную промышленность (17,3%).
Приватизация государственной собственности и акционирование промышленных предприятий привели к появлению в России фондового рынка, а также создали необходимые условия иностранным инвесторам для портфельных капиталовложений. Покупка нерезидентами государственных ценных бумаг и акций, способствовала привлечению в экономику страны дополнительных финансовых ресурсов. Первоначально западные инвесторы скупали акции нефтяных и газовых компаний, затем инвестиции стали перемещаться в другие отрасли: связь, пищевую промышленность, деревообрабатывающую. Особенность российского фондового рынка состояла в том, что основная часть валютных инвестиций вкладывалась в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые - направились на покупку акций российских компаний.
После августа 1998 года фондовый рынок России оказался в глубоком кризисе, значительно снизилась активность иностранных инвесторов в покупке акций российских компаний. Объем зарубежных портфельных инвестиций сократился с 680 млн. долл. в 1997 году до 31 млн. долл. в 1999 году.
Официальная статистика России выделяет также прочие инвестиции (ссудные инвестиции), к которым относят торговые кредиты, банковские вклады и кредиты правительств иностранных государств, выданные под гарантии российского правительства. Экспорт ссудного капитала осуществляется по государственной или частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на коммерческих или льготных условиях. Это может быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на реализацию конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации, крупные коммерческие банки, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами.
В 1996 году был разрешен допуск иностранных инвесторов на внутренний рынок государственных ценных бумаг. Высокая доходность Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) способствовала быстрому росту объема иностранных инвестиций в государственные ценные бумаги. Только за 1996 год иностранные инвесторы вложили в покупку ГКО и ОФЗ более 3 млрд. долл., поэтому для них были введены еженедельные лимиты. Кризис 1998 года фактически разрушил рынок ГКО – ОФЗ, а образовавшаяся государственная задолженность была реструктурирована на невыгодных для иностранных инвесторов условиях.
В середине 90-х годов в России появилась новая форма привлечения иностранного капитала – выпуск и размещение еврооблигаций (евробондов), номинированных в американских долларах и немецких марках. Еврооблигации, как ГКО и ОФЗ, позволили финансировать дефицит государственного бюджета, пополнить золотовалютные резервы, поддержать валютный курс рубля. В 1996 – 1998 годах было проведено 4 выпуска российских еврооблигаций объемом 3,4 млрд. долл. и 3,25 млрд. марок. Важность этого рынка на столько велика для России, что после кризиса 1998 года, она продолжает выполнять свои обязательства по еврооблигациям на прежних условиях.
Основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются совместные предприятия (СП). Первое совместное предприятие в стране создали в 1989 году. В начале 2000 года по данным Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано 28 тыс. СП, а суммарный объем вкладов иностранных инвесторов составил около 15 млрд. долл. Наиболее активно участвуют в создании СП на территории России США, Германия, Великобритания, Финляндия и Австрия. Предприятия с иностранными инвестициями представляют собой динамично развивающийся сектор российской экономики. Сокращаются сроки строительства новых предприятий, используется современная техника и технология, выпускаются товары, отсутствующие на внутреннем рынке, ускоряется выход на внешний рынок с конкурентоспособной продукцией, что способствует притоку в страну валютных средств.
Анализ функционирования иностранного капитала в России показывает, что он пока не стал катализатором экономического роста. Несмотря на тенденцию к росту, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных вложений в российскую экономику составляет 10%. Незначительным остается удельный вес продукции, выпускаемой СП, в российском экспорте. На Россию приходится менее 1% общего объема прямых иностранных инвестиций в мире, а по объему накопленных иностранных инвестиций она занимает 25 место среди всех стран.
Главная причина такого положения заключается в отсутствии благоприятного инвестиционного климата, обусловленного политической нестабильностью, несовершенной правовой базой, кризисным состоянием экономики, неразвитостью институциональной инфраструктуры, а также бюрократией и коррупцией чиновников. На снижение притока инвестиций влияет наличие у России громадного внешнего долга, часть которого до сих пор не урегулирована. Специалисты оценивают его в 120 -150 млрд. долл.
Россия – одна из немногих стран, которая является одновременно крупным должником и кредитором. Внешние долговые активы в основном состоят из кредитов, предоставленных Советским Союзом развивающимся и бывшим социалистическим странам и перешедшим к России, как правопреемнице СССР, а также краткосрочных коммерческих кредитов. Общая сумма задолженности иностранных государств примерно ровна сумме внешнего долга.
Задолженность перед Россией имеют 57 стран, в их числе: Куба (15,5 млрд. долл.), Монголия (9,5 млрд. долл.), Вьетнам (9,1 млрд. долл.), Йемен (6,5 млрд. долл.), Индия (5,6 млрд. долл.), Алжир (3,7 млрд. долл.) и другие. Только Индонезия погасила свой долг; регулярно выплачивают долги Индия, Пакистан и Бангладеш; Вьетнам и Монголия проводят выплаты в основном в счет обслуживания долга; не приступили к выплате: Буркина – Фасо, Нигерия, Сенегал, Чад; некоторые страны отказались от возврата долга. Таким образом, значительную часть долгов иностранных государств Российской Федерации можно отнести к разряду «безнадежных». Отдельно стоит вопрос о возврате долга странами СНГ (6,6 млрд. долл.).
Долг зарубежных стран – это мощный государственный финансовый ресурс, который Россия должна вернуть и эффективно использовать. Вступление России в Парижский клуб стран – кредиторов и Лондонский клуб частных кредиторов и проведение в их рамках переговоров с должниками, позволило вернуть часть долга. Для координации деятельности в этом направлении создана правительственная комиссия по государственному внешнему долгу и финансовым активам.
К финансовым активам можно отнести объекты недвижимости, находящиеся за рубежом и принадлежащие России. В 2000 году на балансе в Министерстве государственного имущества находилось 2559 объектов недвижимости балансовой стоимостью 2,7 млрд. долл., расположенных в 120 странах. Кроме этого, России принадлежит 119 долей, паев и акций в зарубежных компаниях с балансовой стоимостью 1,4 млрд. долл.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|