Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 6. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры.





Он состоит из положений о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочиях прокуроров, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих.

Раздел 7. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.Закрепляет статистическую отчетность, печать органов и учреждений, финансовое и материальное обеспечение органов и учреждений прокуратуры.

Билет №28. Система органов и учреждений прокуратуры.
Раздел II ФЗ «О прокуратуре», ст 129 Конституции
Систему П РФ составляют Генеральная П, П субъектов, приравненные к ним военные и другие специализированные П, научные и образовательные учреждения, П городов и районов, а также Следственный комитет при Прокуратуре РФ.
Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений П, за исключением органов Следственного комитета при прокуратуре РФ, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.
Создание и деятельность на территории РФ органов П, не входящих в единую систему П РФ, не допускаются.
Структуру Генеральной П, прокуратур субъектов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокурора.
По решению Генерального прокурора в Пх городов и районов и приравненных к ним Пх могут быть образованы отделы.
Немного подробнее о следственном комитете, так как о нем не будет идти речь в следующих вопросах.
Следственный комитет при прокуратуре РФ состоит из Главного следственного управления Следственного комитета, следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета, а также следственных отделов Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета.
Следственный комитет является органом П в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
Следователи Следственного комитета проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции.
Следственный комитет возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора - Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета.
В Следственном комитете создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
В Следственном комитете образуется коллегия, в состав которой входят по должности Председатель Следственного комитета при прокуратуре его первый заместитель и заместители, а также другие работники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Следственного комитета. Положение о коллегии Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждается Председателем Следственного комитета.
Работники Следственного комитета являются прокурорскими работниками.







Вопрос 17. Территориальные органы П РФ
В учебниках очень мало. Делается акцент на то, что у нас трехзвенная система П и рассказывается про каждое звено. О звеньях, об органах П речь идет с 18 вопроса.
Органы П организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. Во всех субъектах Федерации действуют соответствующие П. Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами власти субъектов. Системное качество П проявляется в том, что прокуроры субъектов подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности.
Прокуроры городов и районов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору.
Прокуроры субъектов руководят деятельностью прокуратур городов и районов, входящих в состав субъекта. Прокуроры субъекта издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания.
Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной ФЗ «О прокуратуре», нормами УПК, АПК, УИК, административного и иного федерального законодательства.

18. П района (города) и ее задачи.
П –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а так же иные установленные законом ненадзорные функции (уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью).
Система П – выстроенная на основе единства, централизации и иерархической соподчиненности упорядоченная совокупность органов и учреждений, которую составляют: Генеральная П РФ; П субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П; научные и образовательные учреждения; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами; П городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные П, а так же СК, состоящий из иерархически соподчиненных следственных органов, их кадровых работников, являющиеся прокурорскими работниками.
Ст. 16 - П городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные П возглавляют соответствующие прокуроры. В них устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей (в Пх городов - следователей по особо важным делам) и их помощников.
Представляют собой основное звено прокурорской системы, т.к. выполняют значительный объем надзорной и иной работы. Их структура определена Приказами Генеральной П РФ. Приравнивание специализированных прокуратур по их правовому статусу и осуществлению функций П к районным, городским или к Пм субъектов Федерации осуществляется настоящим Законом, а также приказами Генерального прокурора РФ определяется, какие военные П приравниваются к Пм субъектов Федерации, а какие - к Пм городов и районов.
В составе прокуратур городов и районов находится основная часть штата работников П. Некоторые рекомендации и предписания по вопросам организации работы П содержатся в отдельных нормативных правовых актах Генеральной П РФ. Прокурор субъекта РФ может осуществить изменение в штатных расписаниях прокуратур городов и районов (за исключением создания и ликвидации в них отделов) с использованием высвободившихся штатных единиц внутри данной П города (района) либо с передачей их в другие горрайП, а в исключительных случаях - в аппарат П областного звена.
Заместители, помощники прокуроров городов и районов, прокуроры-криминалисты, следователи и их помощники назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами.
К компетенции прокуроров городов и районов относится только право назначать на должность и освобождать от должности работников П, не занимающих должности прокуроров и следователей. Такой порядок назначения штата оперативных работников, в сочетании с назначением прокуроров городов и районов Генеральным прокурором РФ, служит гарантией реального обеспечения их независимости от соответствующих органов власти. Это тем более важно, если учесть, что прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов как органами власти, так и органами местного самоуправления.
Образование и ликвидация прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур, создание и ликвидация отделов в этих Пх определяются Генеральным прокурором РФ.

19. П субъекта РФ.
П –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а так же иные установленные законом ненадзорные функции.
Система П – выстроенная на основе единства, централизации и иерархической соподчиненности упорядоченная совокупность органов и учреждений, которую составляют: Генеральная П РФ; П субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П; научные и образовательные учреждения; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами; П городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные П, а так же СК, состоящий из иерархически соподчиненных следственных органов, их кадровых работников, являющиеся прокурорскими работниками.
П субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные П возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. В них образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ.
Согласно ст. 129 Конституции РФ назначение прокуроров всех субъектов Федерации осуществляется Генеральным прокурором России "по согласованию с ее субъектами", что соответствует, с одной стороны, принципу централизации органов П, а с другой - принципу федерализма, поскольку вопросы обеспечения законности и кадров правоохранительных органов отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72, ч. 1, подп. "б" и "л", Конституции РФ). Во главе прокуратур стоят прокуроры республик, краев, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, прокуроры военных округов, военные прокуроры групп войск, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы и других войск, транспортные и иные прокуроры, чьи полномочия приравнены к прокурорам субъектов РФ.
В Пх субъектов РФ, военных и иных специализированных Пх образуются важные совещательные органы - коллегии. Они играют основополагающую роль в определении общей надзорной политики в масштабах отдельных регионов или сфер деятельности военных и иных специализированных прокуратур. В состав коллегии по должности входят прокурор (председатель) и его заместители. Остальные члены коллегии назначаются приказом прокурора субъекта РФ из числа наиболее квалифицированных прокурорских работников. Ими могут быть как сотрудники аппарата П субъекта Федерации, так и работники нижестоящих прокуратур.
На заседаниях коллегий проходит обсуждение вопросов, имеющих принципиальное значение для организации эффективной работы как прокуратур субъектов Федерации, так и нижестоящих прокуратур. К числу рассматриваемых на коллегии вопросов относятся: состояние законности в регионе в целом, в отдельных правовых сферах, проекты руководящих документов, итоги работы прокуратур, кадровые вопросы и др.
Структуру прокуратур субъектов РФ составляют управления и отделы, которые курируют прокурор и заместители прокурора. При этом отделы могут быть самостоятельными (на правах управлений) либо входят в состав управлений. В Пх различаются два вида структурных образований - функциональные (оперативные) и обеспечивающие. К функциональным относятся управления и отделы, непосредственно выполняющие работу по вопросам возложенных на прокуратуру задач, - управления (отделы) по надзору за исполнением законов, по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, следственный отдел и др. К обеспечивающим относятся структурные подразделения, непосредственно не связанные с названной и следственной работой. На них возлагается выполнение функций материального, кадрового, технического и иного обеспечения деятельности аппарата П (хозяйственно-финансовые, кадровые и др.). Как оперативные, так и обеспечивающие организационные структуры в равной мере необходимы для выполнения возложенных на прокуратуру функций, поэтому не должно допускаться какой-либо дискриминации тех или иных подразделений.

20. Генеральная П и ее задачи.
П –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а так же иные установленные законом ненадзорные функции.
Система П – выстроенная на основе единства, централизации и иерархической соподчиненности упорядоченная совокупность органов и учреждений, которую составляют: Генеральная П РФ; П субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П; научные и образовательные учреждения; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами; П городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные П, а так же СК, состоящий из иерархически соподчиненных следственных органов, их кадровых работников, являющиеся прокурорскими работниками.
Генеральная П РФ - высшее звено прокурорской системы. Она является аппаратом Генерального прокурора РФ, который непосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, руководит деятельностью органов П и контролирует их работу.
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре» общее руководство Генеральной прокуратурой РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ. Он обеспечивает выполнение возложенных на прокуратуру задач, осуществляя свои полномочия по руководству как в целом системой органов П, так и Генеральной прокуратурой РФ, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, общественных объединений и в строгом соответствии с законами, действующими на территории РФ. Генеральный прокурор РФ действует в соответствии с Регламентом, утвержденным Приказом Генеральной П РФ N 2 от 15 января 2003 г.
Для решения стоящих перед органами П задач Генеральный прокурор в пределах своих полномочий издает организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности П в целом и по отраслям надзора, исполнения требований законов и иных нормативных актов, личного состава, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера.
Генеральный прокурор РФ осуществляет основные мероприятия по подбору, расстановке и воспитанию кадров Генеральной П РФ, контролирует их деятельность, регулярно проводит коллегии и совещания, на которых заслушивает отчеты руководящих работников аппарата по различным проблемам прокурорской и следственной деятельности.
Срок пребывания в должности заместителя Генерального прокурора РФ законом не ограничен. Вопрос об освобождении от должности первого заместителя Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации также по представлению Генерального прокурора РФ.
Принципы работы: централизации и единоначалия. Однако важное значение в деятельности органов П имеет коллегия Генеральной П РФ. В ее состав входят: Генеральный прокурор РФ (председатель), его первый заместитель и заместители (по должности), другие прокурорские работники, назначаемые Генеральным прокурором РФ. Работа коллегии определяется Регламентом Генеральной П РФ, ею вырабатываются позиции, служащие ориентиром для всей системы. На коллегии также заслушиваются отчеты руководителей подразделений центрального аппарата, так и прокуроров субъектов Федерации по конкретным вопросам прокурорской и следственной деятельности и другим вопросам. Коллегия является совещательным органом, принимает решения при наличии кворума. Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора РФ.

21. Военная П.
П –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением К РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а так же иные установленные законом ненадзорные функции.
Система П – выстроенная на основе единства, централизации и иерархической соподчиненности упорядоченная совокупность органов и учреждений, которую составляют: Генеральная П РФ; П субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П; научные и образовательные учреждения; редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами; П городов, районов, другие территориальные, военные и иные специализированные П, а так же СК, состоящий из иерархически соподчиненных следственных органов, их кадровых работников, являющиеся прокурорскими работниками.
В соответствии с Конституцией РФ, настоящим ФЗ, Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N, Приказами Генеральной П РФ военная П входит в единую и централизованную систему органов П РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, с подчинением нижестоящих военных прокуроров вышестоящим, Генеральному прокурору РФ и Главному военному прокурору. Главный военный прокурор подчинен только Генеральному прокурору РФ. Это специализированная структура, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов и выполняющая иные установленные Федеральными законом функции в Вооруженных Силах РФ, других созданных в стране на законодательной основе войсках и воинских формированиях. Она выполняет функции уголовного преследования в отношении военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных запаса за совершение преступлений, а также лиц гражданского персонала за преступления, связанные с исполнением возложенных на них обязанностей или совершенные в расположении воинской части.
Состоит из Главной военной П, военных прокуратур военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной П и других военных прокуратур, приравненных к Пм субъектов РФ, военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к Пм городов и районов.
В военных Пх, приравненных к Пм городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы П РФ, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций П может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной П. Для организации противодействия преступлениям среди лиц, проходящих военную службу за пределами РФ в составе российских воинских контингентов, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций П может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной П.
Структура, штаты, дислокация органов военной П, а также их организация, реорганизация и ликвидация определяются Генеральным прокурором РФ. Штаты Главной военной П утверждены Генеральным прокурором РФ.
Решение организационно-штатных вопросов происходит по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и командованием других войск, воинских формирований и органов. Должности прокурорско-следственного состава органов военной П и соответствующие им воинские звания включаются в перечни воинских должностей, порядок утверждения которых установлен Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе".
Независимость военных прокуратур четко определяется законодательством без каких-либо исключений, препятствующих привлечению совершивших преступления военнослужащих к уголовной ответственности.
Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор возглавляет Главную военную прокуратуру. Порядок деятельности Главной военной П как структурного подразделения Генеральной П определяется приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ.
Заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором издаются обязательные для исполнения всеми работниками органов военной П организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Главного военного прокурора, начальников структурных подразделений и иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений Главной военной П. Им утверждаются графики отпусков заместителей Главного военного прокурора, начальников структурных подразделений, а также военных прокуроров окружного звена. Эти направления деятельности определены Регламентом Главной военной П, утвержденным Приказом Главной военной П N 57 от 21 марта 2003 г.
Заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор является председателем коллегии Главной военной П и председателем координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Свои полномочия органы военной П осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Полномочия определены ФЗ «О прокуратуре», федеральными законами, Приказом Генеральной П РФ, на военных прокуроров возложены:
- надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, ФСБ РФ, ФС охраны РФ, пограничных войск ФС безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, ФС железнодорожных войск РФ, ФС специального строительства РФ, Федерального агентства правительственной связи информации при Президенте РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Службы специальных объектов при Президенте РФ….;
- надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения;
- надзор за исполнением должностными лицами органов и пограничных войск ФСБ РФ законов, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ "О Государственной границе РФ", а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан (юридических лиц) РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан (юридических лиц), допустивших нарушения пограничного режима в пограничной зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, использования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесенные Законом к компетенции Федеральной пограничной службы России;
- уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

22. Специализированные органы П.
В систему П РФ входят и специализированные П. К их числу относятся военные, транспортные, природоохранные П, П по соблюдению законности при исполнении уголовных наказаний, а также П, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. Специализированные П следует делить на 2 типа: 1) военные, транспортные, войсковых частей, действующих в ЗАТО, на особо режимных объектах и специальных воинских формированиях, - осуществляют функции П в полном объеме. 2) природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях – действуют и решают задачи и функции П наряду с территориальными.
Функция осуществления прокуратурой уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными УПК объясняет создание специализированного следственного органа – следственного комитета. Является органом П РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. В отличие от Главной военной П, не является структурным подразделением Генеральной П РФ, а создается как отдельный, обособленный государственный орган П РФ.
Следователи СК при прокуратуре РФ проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции.
Систему СК при прокуратуре РФ составляют: Главное следственное управление СК при прокуратуре РФ, следственные управления СК при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления СК при прокуратуре РФ, в том числе военные следственные управления СК при прокуратуре РФ по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления СК при прокуратуре РФ, приравненные к следственным управлениям СК при прокуратуре РФ по субъектам РФ, а также следственные отделы СК при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы СК при прокуратуре РФ, в том числе военные следственные отделы СК при прокуратуре РФ по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы СК при прокуратуре РФ, приравненные к следственным отделам СК при прокуратуре РФ по районам, городам.
СК при прокуратуре РФ возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель СК при прокуратуре РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Председатель СК при прокуратуре РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя СК при прокуратуре РФ.
Председатель СК при прокуратуре РФ в пределах установленных штатной численности и фонда оплаты труда работников (сотрудников) СК при прокуратуре РФ и его структурных подразделений утверждает их структуру и штатное расписание, а также определяет полномочия структурных подразделений.
В СК при прокуратуре РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.
В СК при прокуратуре РФ образуется коллегия, в состав которой входят по должности Председатель СК при прокуратуре РФ, его первый заместитель и заместители, а также другие работники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя СК при прокуратуре РФ. Положение о коллегии СК при прокуратуре РФ утверждается Председателем СК при прокуратуре РФ.

Билет №29. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

1. Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

2. Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.

3. Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.

4. Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Билет №30. Разграничение компетенции между территориальными и специализированными прокуратурами

Прокуратура РФ представляет собой единую централизован­ную систему, что обусловлено общностью стоящих перед нею задач по обеспечению верховенства закона, единства законно­сти в государстве. Вместе с тем квалифицированность осуще­ствления прокурорского надзора сопряжена с необходимостью специализации органов прокуратуры применительно к правово­му положению поднадзорных субъектов. Специфика деятель­ности этих субъектов предопределила, с одной стороны, подразделение прокурорского надзора на отрасли, а с другой — самой прокуратуры на отдельные виды.

Разграничение компетенции между ними проводится по предметным полномочиям. Что касается полномочий функцио­нальных, то они в основном одинаковы для всех прокурорских органов, так как выявление, устранение и предупреждение нарушений законности практически имеют одни и те же формы в любой сфере общественных отношений. Предметные же пол­номочия различны, поскольку касаются правовых действий и актов различных субъектов, за исполнением законов которы­ми надзирает прокуратура. Фактически разграничение компе­тенции между прокуратурами проводится по видам надзорных субъектов. Прокуратура каждого вида осуществляет надзор за исполнением законов конкретными категориями субъектов.

Самыми широкими полномочиями обладает территориаль­ная прокуратура. Ее компетентность не распространяется толь­ко на те субъекты, которые входят в сферу деятельности спе­циализированных прокуратур. Надзорные функции последних осуществляются в отношении строго определенных категорий органов власти, учреждений, предприятий, организаций, граж­дан. Иными словами, специализированные прокуратуры надзи­рают за соблюдением законности специальным контингентом субъектов. Эти прокуратуры выполняют свои функции в срав­нительно узких сферах общественных отношений, где особенно важно укрепление дисциплины и правопорядка. Как видно из их наименований, военная надзирает за исполнением законов в воинских организациях, транспортная — в транспортных, приро­доохранная — в организациях, тесно связанных с охраной при­роды; прокуратура при исполнительных учреждениях — в дан­ных учреждениях. Однако такое определение компетенции спе­циализированных прокуратур нуждается в конкретизации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.