Сделай Сам Свою Работу на 5

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина





Сущность прокурорского надзора. Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида прокурорского надзора обусловлено положением ст. Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Прокуратура РФ относится к числу государственных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека. Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора охватывает всю разностороннюю деятельность прокуратуры. Это обстоятельство обусловливает определение прокурорского надзора как гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и важнейшего направления деятельности прокуратуры.

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния в сфере прав и свобод человека и гражданина, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а с другой стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых в свою очередь есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.



Задачами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина являются:

  1. защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, защита личных и общественных интересов;
  2. реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан;
  3. обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности;
  4. использование в полном объеме возможностей прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в предупреждении правонарушений;
  5. оценка правомерности решений по жалобам;
  6. активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  7. обеспечение профилактической направленности прокурорского надзора.

Правовую основу прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют Конституция РФ; Закон о прокуратуре; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»; соглашения Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан» и др.



 

 

11. Предел, объект и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека.

 

Защита прав и свобод человека и гражданина является главной задачей в любой сфере прокурорской деятельности.

Определяя предмет надзора в этом направлении деятельности, закон подчеркивает, что его содержанием является надзор засоблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 Закона “О прокуратуре РФ”). Следует подчеркнуть, что в ст. 26 Закона, по сравнению со ст. 21, в которой определен предмет общего

надзора, расширены предмет и пределы надзора. Надзором охватываются не только органы государственной власти и управления, но и органы управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Прокуратура как орган



государства, каждая отрасль ее деятельности имеют главной задачей охрану прав и свобод человека и гражданина, гарантированных ему основным законом государства. Можно выделить следующие права и свободы, которыми располагают граждане России и которые призвана защищать прокуратура РФ: политические права: равенство всех перед судом и законом (ст. 19); право на свободу мысли и слова, собраний и шествий (ст.ст. 29, 31); право на создание объединений и свободу их деятельности (ст. 30); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32) и др. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением названных прав, в том числе за соблюдением законности при проведении выборов, опротестовывают незаконные правовые акты, а при установлении злоупотреблений возбуждают и расследуют уголовные дела, используют иные формы и методы восстановления законности; право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободное передвижение, свободу совести (ст.ст. 20, 22, 27, 28) и т. д.

Проводя проверки в порядке общего надзора, возбуждая и расследуя уголовные дела, осуществляя надзор за расследованием, в необходимых случаях предъявляя иски в суде, органы прокуратуры обеспечивают и гарантируют соблюдение этих прав; право на неприкосновенность частной жизни, на нераспространение

информации о частной жизни (ст.ст. 23, 24, 25) обеспечивается надзором прокуратуры за законностью производства оперативно-розыскной деятельности, надзором за расследованием уголовных дел, в порядке общего надзора за соблюдением законности средствами массовой информации и иными организациями и учреждениями,

проверкой и принятием необходимых мер по жалобам, заявлениям и обращениям граждан; право на участие в экономической жизни.

Пределы и полномочия. Надзорные функции, связанные с гарантией прав и свобод человека и гражданина, органы прокуратуры осуществляют на определенной правовой базе. Правовой основой этой деятельности является в первую очередь Конституция РФ, в частности, ст. 129, которая установила, что прокуратура составляет единую централизованную систему. Провозглашая государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституцией гарантируется наряду с судебной защитой (ст.ст. 45, 46) также и получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ст. 10 Закона “О прокуратуре РФ” регламентирует рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений. Причем подчеркнуто, что решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в

суд. Обязанности и полномочия прокуроров по защите прав и свобод граждан предусматриваются также и другими законодательными актами: УПК и ГПК РСФСР, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, Таможенным кодексом РФ, Законом “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” и др. В этих законодательных

актах установлено разграничение полномочий органов прокуратуры, судов и иных федеральных законов, а также указано, что решения

прокурора могут быть обжалованы как вышестоящему прокурору, так и в соответствующий суд.

 

12. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и свобод граждан также является прокурорская проверка, проводимая при наличии сведений о нарушении законов.

В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина кроме того:

• рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в деятельности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая и разрешая обращения, прокурор получает информацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод. Рассмотрение жалобы прокурором не препятствует обращению гражданина в суд по тому же вопросу;

• разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем, что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и свобод, прокуроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с трудящимися, через средства массовой информации разъясняют им, какими правами и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются. Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной защиты их прав и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при необходимости оказывают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов, представляемых в суды. Разъяснительная деятельность прокуроров пострадавшим весьма разнообразна;

• принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба слабозащищенным в социальном отношении категориям граждан (при их согласии).

Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная и иная деятельность прокурора, а также проводимая им предупредительно-профилактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и проведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой информации, консультировании граждан и должностных лиц и в иных формах доведения до масс требований законов. Своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие им мер к их устранению пресекают противоправные действия, препятствуют их распространению. Большую роль в предупреждении нарушений прав и свобод граждан играет объявление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал достоверными сведениями о готовящихся нарушениях.

В случаях причинения гражданам ущерба прокурор ставит вопрос перед виновными должностными и иными лицами или органами о возмещении ущерба, при необходимости обращается в суд с исками.

В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях соответствующих составов. Как видно, закон предоставляет прокурору право выбора. Однако во всех случаях он должен проконтролировать, вынесено ли постановление о привлечении виновных лиц к административной ответственности и исполнено ли оно.

В случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах и арбитражных судах иски в интересах пострадавших. Этим правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пострадавший по своему состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы. Прокурор предъявляет и поддерживает также иски в судах в тех случаях, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение приобрело (получило) особое общественное значение (общественный резонанс).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает предусмотренные законом меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

Таким образом, прокуроры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им надежно отстаивать права и свободы человека и гражданина. Эти полномочия рассчитаны на активное их применение прокурорами.

 

13. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

 

1.Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их д.л. по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений , а также выявлению и установлению лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыску лиц, скрывающихся от органов уголовного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших. Право осуществлять ОРД на территории РБ предоставляется оперативным подразделениям:

1)ОВД

2)органов государственной безопасности

3)органов пограничной службы

4)службы безопасности президента

5)органов финансовых расследований КГК

6)таможенных органов

7)органов внешней разведки МинОбороны

Эти органы являются поднадзорными прокурору объектами при осуществлении им своей надзорной функции в указанной отрасли надзора. Д.л. данных органов при осуществлении прокурором надзора за исполнением ими законодательства вступают с ним в правовые отношения, в связи с чем являются субъектами прокурорско-надзорных отношений. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляет Генеральный прокурор и уполномоченные им подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вытекают из общих задач деятельности прокуратуры и заключаются в обеспечении:

1)защиты личности, государства и юр.лиц от преступных посягательств

2)соблюдение предусмотренного законом порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий

3)строгого соблюдения прав и законных интересов граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

Прокурорскую основу составляют:

1)Конституция

2)закон «О прокуратуре»

3)закон «Об ОРД»

4)УПК

5)приказ Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением закона РБ Об ОРД»

 

2.Объектом прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является точное и единообразное исполнение законов, иных НПА, которые регламентируют ОРД органов и д.л. ее осуществляющих.

Пределы прокурорского надзора за законностью деятельности органов и д.л., осуществляющих ОРД ограничены ст.22 закона «Об ОРД», в соответствии с которой сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конференциальной основе предоставляется прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Прокурор не вмешивается непосредственно в ОРД органов, осуществляющих ее, не вторгается в вопросы организации и тактики проведения конкретного ОР мероприятия. Прокурорский надзор не распространяется до полной осведомленности о тактике и методике ОРД, прокурор не может подменять начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в его руководстве подчиненными д.л. Прокурор обязан осуществлять надзор только за законностью при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих ОРД и их д.л.

Предметом являются:

1)акты, выносимые органами, осуществляющими ОРД и их д.л.

2)действия д.л. этих органов

Прокурор проверяет законность действия д.л. органов, осуществляющих ОРД. При выявлении нарушений закона прокурор принимает меры привлечения виновных лиц указанных органов, предусмотренной законом ответственности в зависимости от характера нарушения.

 

 

14. полномочия, при осуществ. ОРД

 

Для осуществления надзора за исполнением законов в сфере ОРД, дознания и предварительного следствия прокурор наделяется соответствующими полномочиями и должен осуществлять свою деятельность в рамках этих полномочий.

Полномочия прокурора устанавливаются УПК, Законом о прокуратуре и другими нормативными правовыми актами. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия носят властно-распорядительный характер.

В соответствии с Законом о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законодательства органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции имеют право:

1)проверять дела оперативного учета, другие материалы и документы, связанные с ОРД, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;

2)давать санкцию либо отказывать в даче санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, определенных законом;

3)продлевать сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий;

4)давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;

5)требовать письменные объяснения от должностных и иных лиц о нарушениях законодательства, допущенных при осуществлении ОРД;

6)знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, только в случае их обращения с заявлениями и жалобами на незаконные действия работников органов, осуществляющих ОРД, или привлечения их к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством;

7)отменять незаконные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

8)требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, проведения проверок исполнения законодательства при осуществлении ОРД. О результатах проведения проверок руководители указанных органов письменно информируют прокурора.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры в пределах своей компетенции принимают следующие меры прокурорско­го реагирования:

1)опротестовывают противоречащие законодательству постановления, иные правовые акты органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД;

2)в установленном порядке вносят представления, выносят предписа­ния и официальные предупреждения, обязательные для исполнения органами и должностными лицами, осуществляющими ОРД;

3)выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;

4)выносят постановления о возбуждении уголовных дел.

К полномочиям, направленным на выявление нарушения закона, относится и право прокурора требовать представления оперативно-служебных документов, включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств. По требованию прокурора должны также предоставляться учено-регистрационная документация и ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:

1)истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;

2)изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной ст. 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

3)участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;

4)поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей; отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;

5)давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных действий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;

6)применять, изменять или отменять меры пресечения;

7)прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;

8)разрешать отводы и самоотводы:

9)разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;

10)отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;

11)обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;

12)санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности; продление и установление срока предварительного расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных УПК; возвращать уголовные дела ниже­стоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими пись­менными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;

13)направлять уголовное дело в суд;

14)использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.

Полномочия прокуроров, содержащиеся в УПК, можно разделить на три группы:

1)направленные на выявление нарушений закона;

2)направленные на устранение нарушений закона;

3)направленные на предупреждение нарушений закона.

 

 

15. организация работ прокурора при ОРД

 

Надзор за соблюдением законности при осуществлении ОРД осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.

В целях успешной организации проверок руководители прокуратур своими приказами определяют, кто из прокуроров, какие структурные подразделения прокуратуры в каких органах осуществляет проверку соблюдения законности.

Надзор за исполнением законодательства органами, осуществляющими ОРД может быть поручен только прокурорам высокой квалификации и профессионально подготовленным для выполнения этих поручений. Надзор за соблюдением законности при проведении ОР мероприятий оперативными подразделениями центральных аппаратов органов, осуществляющих ОРД и организация надзора в прокуратурах областей, г.Минска, Белорусской военной и Белорусской транспортной прокуратурах возложены на соответствующие структурные подразделения генеральной прокуратуры в соответствии с их компетенцией. В областных прокуратурах, прокуратуре г.Минска и приравненных к ним прокуратурах надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют отделы либо старший помощник прокурора по борьбе с коррупцией и организованной преступность, старшие помощники прокуроров по надзору за осуществлении оперативно-розыскной деятельности, другие отделы и старшие помощники соответствующих прокуроров согласно их компетенции. Генеральный прокурор своим приказом обязал прокуроров областей, г.Минска, белорусского военного и белорусского транспортного прокуроров в целях комплексной оценки имеющихся доказательств поручать изучение уголовно-розыскных дел по фактам нераскрытых преступлений, розыскных дел в отношении пропавших без вести лиц (наряду с изучением материалов соответствующих уголовных дел) в основном прокурорам отделов по надзору за дознанием в ОВД, по надзору за следствием в ОВД, по надзору за следствием в органах прокуратуры в районных, районах в городах, городских, приравненных к ним прокуратурах, надзор за законностью осуществления ОРД осуществляют прокурор и его заместитель, имеющие доступ к проведению надзора за исполнение законодательства при проведении ОРД. Прокуроры, которые уполномоченные осуществлять надзор за исполнение законодательства органами, осуществляющими ОРД должны иметь соответствующий допуск к работе с секретными и совершенно секретными документами.

 

16. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

 

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает ведущее место в системе надзорной деятельности прокуратуры, направленной на обеспечение законности в сфере борьбы с преступностью. При всей важности оперативно-розыскных мер в обнаружении и раскрытии преступлений, они играют вспомогательную ррль в решении этих задач. Основная — принадлежит органам предварительного расследования, которые ежегодно рассматривают и разрешают миллионы заявлений и сообщений о преступлениях, направляют в суды сотни тысяч уголовных дел с обвинительными заключениями, создавая необхо­димые условия для судебного разбирательства и осуждения преступников.

Предмет прокурорского надзора включает:

 

94) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

 

95) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

 

96) соблюдение установленного порядка проведения предварительного расследования;

 

97) законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия.

 

Пределы прокурорского надзора. В сферу прокурорского надзора не входят решения судьи, принимаемые в досудебном производстве о проведении процессуальных действий и принятии решений. Например, только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о проведении обыска и выемки в жилище, контроле и записи переговоров; о наложении ареста на имущество и др.

 

Прокурор не вправе возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование, избирать меры принуждения и осуществлять следственные действия.

 

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор не наделен полномочиями по прямому устранению выявленных нарушений. Исключение составляет обязанность прокурора немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного законом.

 

Прокурор не компетентен отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; разрешать отводы, заявленные следователю; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования; продлевать срок предварительного следствия; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу. В настоящее время данные полномочия переданы руководителю следственного органа, поэтому требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор направляет руководителю следственного органа.

 

17. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ

 

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, обладают характерной чертой, носят властно-распорядительный характер.

 

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) продлевать срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий – до 30 суток; 3) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 4) давать дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела частного или частнопубличного обвинения; 5) получать копию постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении дознания и прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования; 6) разрешать споры о подследственности; 7) требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; 8) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий и др.; 9) получать сообщение о произведенном задержании в течение 12 часов с момента задержания; 10) давать согласие на отмену или изменение меры пресечения, избранной дознавателем с его согласия; 11) получать копию уведомления о подозрении в совершении преступления, о привлечении лица в качестве обвиняемого; 12) продлевать срок дознания; 14) отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя; 15) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 16) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; 17) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 18) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами подследственности; 19) давать согласие дознавателю на прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в связи с примирением сторон, деятельным раскаянием, прекращение уголовного преследования и возбуждение перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему принудительной меры воспитательного воздействия; 20) утверждать обвинительный акт по уголовному делу и др.

 

Полномочия прокурора, предусмотренные законом, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Указания прокурора обязательны для дознавателя. При этом они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

 

18.Досудебное соглашение о сотрудничестве, основания, порядок его заключения и последствия исполнения подозреваемым (обвиняемым) условий соглашения.

 

Федеральным законом РФ от 29.06.2009 № 143-ФЗ в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ внесены изменения, определившие создание нового для российского права института «досудебного соглашения о сотрудничестве», призванного оказать содействие органам предварительного следствия в изобличении лиц, совершивших преступление, в обмен на смягчение ответственности подозреваемого (обвиняемого) за сотрудничество.

Досудебное соглашение о сотрудничестве — соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором согласовываются условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.

Ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве может быть заявлено подозреваемым или обвиняемым с момента начала уголовного преследования и до объявления об окончании предварительного следствия. Подается оно в письменном виде на имя прокурора через следователя и должно содержать сведения о действиях, которые обязуется совершить подозреваемый (обвиняемый) в целях содействия в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого преступным путем. Указанное ходатайство обязательно должно быть подписано защитником.

Получив указанное ходатайство, следователь в течение 3 суток либо направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, либо выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства.

Прокурор, получив указанные документы, также в течение трех суток принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

В случае удовлетворения ходатайства прокурор приглашает следователя, подозреваемого (обвиняемого) и его защитника и составляет досудебное соглашение о сотрудничестве, которое после подписания наряду с иными процессуальными документами, связанными с его заключением, приобщается к уголовному делу.

При необходимости обеспечить безопасность подозреваемого (обвиняемого), с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, его близких родственников, родственников и близких лиц применяются меры безопасности, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

На подозреваемого (обвиняемого), с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законом

Необходимо особо отметить, что добровольное соглашение о сотрудничестве не заключается, если содействие подозреваемого (обвиняемого) следствию заключается в сообщении сведений о собственном участии в преступной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.