Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и сущность, цели и задачи прокурорского надзора





Сущность прокурорского надзора:

а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры;
б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации;
в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ;
г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.



Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.

Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством:

а) обеспечение верховенства закона;
б) обеспечение единства и укрепления законности;
в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора носят более частный характер, характеризуются многообразием и непосредственно направлены на достижение целей прокуратуры. Задачи условно можно разделить на общие, специальные и частные. Общие задачи решаются в процессе осуществления прокуратурой всех направлений деятельности. Общей задачей прокурорского надзора является укрепление законности и охрана от посягательств



  1. прав и интересов граждан, предприятий и организаций независимо от форм собственности;
  2. общественного и государственного строя РФ.

Содержание общей задачи определяет специальные задачи, стоящие перед конкретным направлением деятельности (функцией) прокуратуры. Содержание специальных задач определяется компетенцией прокурора в каждом из этих направлений.

Частной называется задача временного характера, которую прокурор решает на данном этапе реализации специальных задач, например: истребование правовых актов для проверки их соответствия закону; получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона и т.д.

2. Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, законо­мерностях развития общественных отношений в сфере осу­ществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбит­ражный процесс, криминалистика и рядом других.

 

Прокурорский надзор как учебная дисциплина - часть образовательных программ высших и средних учебных за­ведений.



Предметом курса «Прокурорский надзор в Российской Федера­ции» являются правовые нормы, определяющие

·

    • назначение, функ­ции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры;
    • систему и структуру органов прокуратуры;
    • полномочия прокурора при осу­ществлении надзора за исполнением законов.

В курсе рассматриваются основные вопросы организации и де­ятельности прокуратуры в других государствах; взаимодействия и сотрудничества российской прокуратуры с прокуратурами, как принято говорить, «ближнего и дальнего зарубежья» либо с иными учреждениями, выполняющими прокурорские функции, а также с международными организациями.

По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на части:

    1. общую:
    2. особенную .

В общей части рассматриваются следующие вопросы:

    • назначение прокуратуры и прокурорского надзора как ее главной функции;
    • место и значение прокуратуры в структуре госу­дарственных органов;
    • исторические предпосылки образования в России прокуратуры и основные этапы ее развития;
    • дальнейшие перспективы прокуратуры, имеющиеся научные взгляды на этот счет;
    • принципы организации и деятельности прокурорских органов, их функции;
    • направления в работе прокуратуры, устройство прокуратуры и уп­равление.

Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направ­лениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений, а именно:

·

    • прокурорский над­зор за исполнением законов (общий надзор);
    • прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • прокурор­ский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
    • прокурорский надзор за исполнением законов админи­страциями органов и учреждений, исполняющих наказания и на­значаемые судом меры принудительного характера, администра­циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
    • участие прокурора в рассмотрении судом уголовных, гражданских дел и в арбитражном судопроизводстве;
    • координация прокурату­рой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
    • организация и деятельность органов прокуратуры в зарубежных странах;
    • взаимодействие и сотрудничество россий­ской прокуратуры с органами и учреждениями зарубежных стран и международными организациями.

 

3.Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.
В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:
1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры занимает ФЗ «О прокуратуре РФ». Указанный закон закрепляет общие положения о прокуратуре, понятие прокуратуры и виды прокуратур, организация деятельности органов прокуратуры, система органов прокуратуры, полномочия органов прокуратуры, требования, предъявляемые к работе в данной сфере и т. д.
Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется также УПК РФ, который закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.
Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает право на обращение в арбитражный суд Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора (в форме представления).
Статьей 13 УИК РФ установлено, что меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются также прокурором.
За невыполнение законных требований прокурора, КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа.
Кроме названного федерального законодательства деятельность прокуратуры регулируется также следующими федеральными законами: «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»; Законом РФ «О милиции»; «Об органах федеральной службы безопасности»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

 

Система прокуратуры РФ

Система прокуратуры РФ– возглавляемая Генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности России, построенная на единых принципах, с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления государства.

Система прокуратуры закреплена в Законе о прокуратуре и делится на территориальные и специализированные прокуратуры.

Возглавляет систему прокуратуры Генеральная прокуратура РФ, в состав которой входит Главная военная прокуратура, возглавляющая систему органов военной прокуратуры.

К территориальным прокуратурам относятся: прокуратуры субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов); прокуратуры городов и районов, иные территориальные прокуратуры (межрайонные).

Специализированные прокуратуры действуют на правах областных и районных прокуратур и подразделяются на военные и иные специализированные прокуратуры.

Военные прокуратуры: Главная военная прокуратура; прокуратуры военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий; прокуратуры соединений, гарнизонов.

Иные специализированные прокуратуры: природоохранные; по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО); по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях; иные специализированные прокуратуры.

Приказом Генерального прокурора РФ от 12 апреля 2001 г. № 23 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах» транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, были ликвидированы, а их полномочия переданы территориальным прокуратурам.

Транспортные прокуратуры (на правах районных и городских) подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ и осуществляют надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах в соответствии с ранее установленной компетенцией.

В систему прокуратуры также входят Следственный комитет при прокуратуре РФ, научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Академия Генеральной прокуратуры РФ и др.) и редакции печатных изданий прокуратуры (журнал «Законность»).

Создание и деятельность на территории РФ органов и учреждений прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.