Сделай Сам Свою Работу на 5

Сравнительный подход в оценке бизнеса





Сравнительный подход базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия потенциальных продавцов и покупателей. Он заключается в том, чтобы, опираясь на прогнозные (на момент ожидаемой перепродажи) оценки величин чистой (за вычетом задолженности) балансо­вой стоимости, прибыли или денежного потока предприятия, определить его рыночную стоимость, делая это по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на их акции у сходных (принадлежащих к той же отрасли) предприятий. При этом в качестве сходных предприятий берутся фирмы данной отрасли, чьи акции ликвидны и достаточно надежно котируются на биржевом или внебиржевом фондовом рынке.

Рыночная цена акции любого предприятия — важный показатель. Как отмечает Дж. Ван Хорн: «оценивая истинную стоимость компании, инвесторы обращают внимание в основном на цену ее акций; она отражает потенциальную прибыль компании, дивиденды на ее ценные бумаги, деловой риск, структуру ее капитала, стоимость активов и другие факторы, поддающиеся оценке».

По сходным предприятиям в форме ОАО - информация об их активах, прибылях и производном от них показателе денежного потока – как предполагается, публикуется и доступна оценщику (например, в виде издаваемых открытыми акционерными обществами финансовых отчетов и проспектов эмиссии — либо в форме копий финансовых отчетов, которые по запросам «общественности» открытые акционерные общества так или иначе по закону обязаны предоставлять, пусть и за счет затребовавшего подобную информации).



Очевидно, что подбор фирм, сходных с оцениваемым предприятием, должен отвечать определенным критериям — так, чтобы выдерживалась та же, что и у оцениваемого предприятия, доля профилирующего аналогичного продукта, размер предприятия, чтобы сходными с ним были стадия жизненного цикла фирмы, рынки сбыта, территориальное местоположение, соотношение собственного и заемного капитала и пр.

На базе информации о сходных фирмах рассчитываются так называемые «мультипликаторы» (коэффициенты) – «Цена/чистая балансовая стоимость», «Цена/прибыль», «Цена/денежный поток» и др. (могут даже существовать предприятия, специализирующиеся на мониторинге и продаже, в той или иной форме, данных об этих коэффициентах).



Эти мультипликаторы представляют собой взятое за максимально возможный (на основании времени, за которое по данным фирмам осуществлялись рыночные котировки) период отношение цены акций сходных с оцениваемым предприятием фирм к, соответственно, их чистой балансовой стоимости, прибыли, денежному потоку и др. При этом мультипликатор «цена/прибыль» может рассчитываться как применительно к балансовой прибыли, так и к прибыли после налогообложения — либо до налогообложения, но после уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Общая идея данного подхода сводится к тому, что, прогнозируя будущую рыночную стоимость предприятия, эту еще не подтвержденную рынком стоимость оценивают по аналогии с рыночной стоимостью котируемых на фондовом рынке аналогичных предприятий. Причем в качестве таковых берутся те предприятия, по которым уже выявились относительно устойчивые соотношения, характеризуемые соответствующими мультипликаторами.

Фондовый рынок, таким образом, как бы помогает оценить предприятие, которое само еще на нем не появилось. Очевидно, это возможно лишь при условии достаточной степени развитости и стабильности самого фондового рынка в части акций фирм конкретной отрасли. Данные о рыночных сделках по компаниям, долям акционеров в капитале компаний или ценными бумагами могут служить источником объективной информации для выведения стоимостных показателей, применимых в оценке бизнеса. Этот подход можно использовать и для оценки стоимости предприятия, акции которого не участвуют купле-продаже на фондовом рынке или они мало ликвидны, сравнивая с аналогичными по своей производственной деятельности предприятиями, акции которых участвуют в биржевых операциях.



При сравнительном подходе используются:

- метод рынка капитала – базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках.

- метод сделок – является частным случаем метода рынка капитала. Он основан на ценах приобретения контрольных пакетов акций сходных предприятий либо цен приобретения целых аналогичных предприятий. Цена акций принимается по результатам сделок на мировых фондовых рынках.

- метод отраслевых коэффициентов – основан на специальных формулах и ценовых показателях, используемых в отдельных отраслях производства. Формулы и ценовые показатели выводятся эмпирическим путем из данных о продажах предприятий.

Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригодны при условии строгого выбора предприятия-аналога, которое должна относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.

 

Метод рынка капитала

Данный метод основан на рыночных ценах акций сходных предприятий. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти предприятия, либо в оцениваемое им предприятие. Практика применения данного метода предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.

Начальный этап.

Необходимо получить финансовую отчетность оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование – он должен охватывать период деятельности предприятия, чтобы выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции. Как правило, продолжительность анализируемого периода от 2 до 5 лет. Данная отчетность должна быть трансформирована, нормализована и проанализирована.

Второй этап – поиск и подбор сопоставимых компаний.

Для проведения оценки бизнеса данным методом необходимо собрать по компаниям–аналогам общую финансовую и технико-экономическую информацию, сведения о ставках дохода по альтернативным капиталовложениям, об операциях со свободно обращающимися акциями, о слияниях и поглощениях компаний в данной отрасли. Для этого проводят маркетинговые исследования, изучают специализированные СМИ и материалы консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. Финансовая информация может быть получена и на основании письменного запроса либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования.

Отбор предприятий для сравнения производят по следующим критериям:

- принадлежность к той или иной отрасли;

- вид выпускаемой продукции или услуг;

- диверсификация продукции или услуг;

- стадия развития компаний;

- географические факторы;

- размеры предприятий;

- стратегия их деятельности и перспективы развития;

- финансовые характеристики.

Важная составляющая часть оценки по данному методу — анализ финансового положения предприятий и сопоставление полученных результатов с оцениваемым предприятием. Финансовый анализ при этом включает:

· анализ структуры капитала;

· анализ ликвидности;

· сопоставление балансовых отчетов, отчетов о прибылях и убытках;

· анализ дохода на активы, на собственный капитал и т.д.

Система аналитических показателей и критериев сравнения, используемых при анализе финансового положения предприятия, так же как и методология оценки стоимости предприятия в целом, зависит от целей и функций оценки. Например, при оценке влияния системы налогообложения на результаты оценки предприятия наиболее важными показателями являются: структура имущества предприятия и рентабельность активов и продукции. При купле-продаже предприятия: платежеспособность предприятия, ликвидность активов, динамика рентабельности; при реорганизации предприятия — деловая активность, структура капитала.

Установление периода, за который производится финансовый анализ, также зависит от цели и методов оценки. Стоимость предприятия в целях его реорганизации или купли-продажи основывается преимущественно на прогнозных оценках, тогда как для целей налогообложения используются в основном данные о текущей деятельности предприятия.

При составлении финансового отчета о деятельности предприятия, как правило, исходят из основных принципов ведения бухгалтерского учета, установленных «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Однако общие правила и принципы конкретизируются исходя из условий и особенностей деятельности на каждом предприятии, что находит отражение в собственной учетной политике предприятия. Определенная степень свободы предприятия в формировании учетной политики отражается на величине отчетных показателей.

Например, по-разному реализуются в практике конкретного предприятия основные приемы и методы бухгалтерского учета: оценка материалов и запасов производится либо по средней себестоимости, по стоимости единицы, методом LIFO, методом FIFO. Стоимость основных средств погашается либо по стандартным нормам амортизационных отчислений, либо ускоренным способом.

В зависимости от принятых методов бухгалтерского учета будут различаться не только величина прибыли, но и стоимость отдельных активов, а это, в свою очередь, отражается на величине отдельных статей балансового отчета. Поэтому при сравнительном анализе балансовых отчетов предприятий-аналогов и оцениваемого предприятия рекомендуется учитывать различия в применяемых методах бухгалтерского учета и вносить поправки в соответствующие статьи балансового отчета.

Третий этап. Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия основано на использовании ценовых мультипликаторов.

Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Существует много оценочных мультипликаторов, применяемых при оценке стоимости бизнеса. Выбор наиболее уместного из них определяется в каждой конкретной ситуации, например:

- Р/R — цена/валовые доходы (применяется, когда оцениваемое и сопоставимые предприятия имеют сходные операционные расходы — сфера услуг);

- Р/ЕВТ — цена/прибыль до налогообложения (более предпочтителен для сопоставления предприятий, имеющих различные налоговые условия);

- Р/Е — цена/чистая прибыль (особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние предприятия);

- Р/D – цена/дивиденды (рассчитывают как на базе фактически выплаченных, так и потенциальных дивидендов по компаниям, акции которых свободно обращаются на фондовом рынке). Используется довольно редко, несмотря на доступность информации. Это связано с тем, что порядок выплат в компаниях открытого и закрытого типов существенно различается;

- Р/СF — цена/денежный поток (уместен, когда предприятие имеет относительно низкий доход по сравнению с начисляемой амортизацией);

- Р/ВV — цена/балансовая стоимость активов (наиболее применим при оценке холдинговых компаний либо необходимости быстро реализовать крупный пакет акций).

Необходимо отметить, что мультипликаторы цена/прибыль и цена/денежный поток распространены для определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой предприятия и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

Четвертым этапом оценки будущей стоимости предприятия является применение реально наблюдаемых в настоящий момент на фондовом рынке мультипликаторов, основанных на отношении цен акций сходных фирм к финансовым показателям.

Стоимость оцениваемой компании (V) определяется как произведение отношения рыночной цены компании–аналога (Vан) и ее базового финансового показателя (R2) на базовый показатель (R1) оцениваемой компании:

V=Vан / R2 * R1 ,

где Vан / R2 – рассчитанный мультипликатор по компании-аналогу. Если таких компаний несколько, мультипликаторы можно усреднить или взять в диапазоне.

И, так как, при оценке стоимости бизнеса для получения более объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно, получаемые этим способом величины рыночной стоимости будут несколько отличаться друг от друга, что является вполне естественным в силу разной тесноты корреляции между фактическими ценой акций сходных с оцениваемым предприятием фирм и их чистой балансовой стоимостью, прибылью, денежным потоком и др. (что, в свою очередь, легко объясняется влиянием факторов, не учтенных при выборе в качестве аналога оцениваемому предприятию конкретных сходных фирм).

В связи с этим итоговая оценка может быть представлена как, например, средневзвешенная из указанных оценок, с учетом степени доверия оценщика к статистике по каждому из используемых мультипликаторов.

Итоговая величина стоимости должна быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств. Наиболее типичными являются следующие поправки: портфельная скидка – предоставляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации производства; учитываются имеющиеся активы непроизводственного назначения; вычитаются выявленные в процессе финансового анализа недостаточность собственного оборотного капитала и экстренная потребность в капитальных вложениях.

Возможность использования метода рынка капитала в решающей мере зависит от доступности информации с фондового рынка, необходимой для определения рассматри­вавшихся выше мультипликаторов по фирмам, которые могут быть признаны аналогами оцениваемого предприятия.

В нашей стране эта информация только начинает регулярно публиковаться. Так в еженедельных журналах «КоммерсантЪ» и «Эксперт» по предприятиям, чьи акции в достаточной мере ликвидны приводятся текущие коэффициенты «Цена /прибыль» и «Цена/выручка» (их часто именуют в меж­дународно принятом обозначении как Р/Е ratio, т.е. коэффи­циент «price/earnings», где под «earnings» понимается чистая прибыль и Р/S ratio, т.е. коэффициент «price/sale», где под «sale» понимается объем продаж, реализации).

Журнал «Эксперт» постоянно публикует рейтинг крупнейших российских компаний по объему реализации и рыночной стоимости. Эти рейтинги являются сводными аналитическими обзорами финансово-хозяйственного состояния отдельных (прошедших аудит, проведенный солидными отечественными и зарубежными аудиторскими фирмами) предприятий, которые считаются достаточно показательными для соответствующих отраслей (например, РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», «Газпром», АвтоВАЗ, «Мобильные телесистемы», «Ростелеком» и др). В этих рейтингах также имеется информация по коэффициентам «Цена/прибыль» и «Цена/выручка», однако кроме нее содержатся и сведения по рыночной капитализации, балансовой прибыли, числу акций, дивидендам и пр., что дает возможность оценивать и другие рассматривавшиеся выше мультипликаторы.

В приложении 3 можно ознакомиться с различным представлением рейтингов, в том числе и крупнейших компаний в мире. Ознакомиться и проанализировать полный список можно на интернет-сайтах специализированных рейтинговых агентств.

Метод сделок

Метод сделок (продаж) имеет своей целью оценку контрольного пакета акций (50% + одна акция) или же оценку целиком небольших объектов. В нем используются цены компаний-аналогов, подвергшихся слияниям и поглощениям.

Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании (контрольного пакета) представляет собой скорректированную стоимость (продажную цену) аналогичного предприятия (контрольного пакета). Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости - принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной. Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам.

Иначе говоря, данный метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия.

Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета.

В расчетах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала, с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.