Сделай Сам Свою Работу на 5

Бухгалтерская служба банка: функции и структура





Задачами бухгалтерского учета являются:

 Формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества Банка, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

 Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении Банком хозяйственных и банковских операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

 Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности Банка и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в Банке, соблюдение законодательства при выполнении банковских и хозяйственных операций несет Руководитель Банка.



Бухгалтерский учет в Банке осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением Банка, возглавляемым Главным бухгалтером. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Председателю

Правления Банка и несет персональную ответственность за формирование учетной политики, организацию ведения бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие осуществляемых банковских и хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и исполнением обязательств Банка.

Требования Главного бухгалтера по документальному оформлению банковских и хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех служащих Банка.

Без подписи Главного бухгалтера денежные и расчетные документы, а также документы, связанные с привлечением и размещением денежных средств, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между Председателем Правления Банка и Главным бухгалтером по осуществлению отдельных банковских либо хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения Председателя Правления Банка, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.



Требования Главного бухгалтера или его заместителя по документальному оформлению банковских и хозяйственных операций и предоставление в бухгалтерскую службу документов и сопутствующих им сведений обязательны для всех служащих Банка.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 г. №71а или Постановлением комитета РФ по статистике N 7 от 21.01.2003.

Если первичные документы составлены не по унифицированным формам, они должны включать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование банка, содержание операции, единицу измерения операции, наименование должностных лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Право подписи на первичных учетных документах имеют:

 Кассовые документы – руководитель или его заместитель, главный бухгалтер или его заместитель , либо лицо по доверенности.

 Авансовые отчеты - руководитель или его заместитель, главный бухгалтер или его заместитель;

 Документы по оприходованию, выбытию и списанию основных средств и других ценностей, а также нематериальных активов - руководитель или его заместитель, главный бухгалтер или его заместитель;



 Документы по оприходованию, выбытию и списанию расчетов с дебиторами и кредиторами - главный бухгалтер или его заместитель.

Учетно-операционный аппарат состоит, как правило, из ответственных исполнителей, а в необходимых случаях — из операционных бригад. Ответственными исполнителями назначаются наиболее подготовленные работники, имеющие достаточный опыт работы в банке. Они проверяют и оформляют для отражения в учете документы, поступающие в банк от клиентов, филиалов и других банков. Все счета бухгалтерского учета распределяются между ответственными исполнителями так, чтобы обеспечить систематический контроль, предотвратить задержки в обработке и оформлении документов и обеспечить равномерную нагрузку на каждого работника.

Операционные группы создаются в крупных банках; это позволяет повысить производительность труда, ускорить документооборот, усилить внутренний контроль и обеспечить взаимозаменяемость работников. Общее руководство в группе возлагается на более опытного работника, который организует работу и контролирует своевременность оформления операций. Руководитель группы несет ответственность за работу всей группы.

Распределение счетов и обязанностей между ответственными исполнителями и операционными бригадами — прерогатива главного бухгалтера.

Ответственные исполнители ведут расчетное и кассовое обслуживание клиентов, имеют право оформлять и подписывать расчетные документы, лицевые счета. В течение дня они перечисляют деньги в установленной очередности и в пределах остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов. С этой целью ведется оперативный учет состояния соответствующих счетов.

Обязанности операциониста следующие: прием от клиентов (их представителей) расчетно-денежных документов; оформление приходных кассовых операций; прием чеков, выдача клиенту контрольной марки принятого чека, проверка в установленном порядке личности получателя денег; разъяснение правил оформления расчетно-денежных документов, а также других вопросов; выдача под расписку платежных поручений, акцептованных банком, документов по аккредитивам, а также выписок из лицевых счетов, приложений к ним и других документов клиентам.

В обязанности оператора подразделения автоматизации учета входит: сверка документов аналитического и синтетического учета; формирование и подсчет мемориальных документов; подсчет процентных чисел по лицевым счетам и начисление процентов; выполнение разного рода подсчетов и составление сводных ордеров и описей бухгалтерского оформления операций.

В этом подразделении составляется отчетность банка, поэтому оператор должен также выполнять распечатку лицевых счетов и проверочных ведомостей остатков средств на лицевых счетов по состоянию на первое число месяца, составлять ежедневный баланс остатков средств на счетах, составлять сводные ордера и ведомости,
заполнять ведомости отчетности.

Контролер руководит работой операционной группы (бригады), а именно: проверяет правильность надписей на чеках и расходных ордерах; подписывает документы и выписки из лицевых счетов (контрольная подпись); ведет кассовые расходные журналы, сверяет их итоги с кассой; проверяет правильность сверки данных аналитического и синтетического учета; проверяет отчетность бригады.

Важное место в каждодневной деятельности банка отводится внутреннему контролю, который подразделяется на предварительный (до составление баланса) и последующий (после составления баланса).

Предварительный контроль ведется посредством контрольных подписей. Главный бухгалтер обязательно подписывает документы, содержащие информацию о движении по счетам фондов банка, иностранной валюты (или начальник валютного отдела), драгоценных металлов, а также информацию о подкреплении и излишках кассы, о прибылях и убытках. Он также подписывает документы по внебалансовым долгам, списываемым в убыток, ордера на закрытие клиентских счетов, на исправление ошибок в учете, кассовые документы и некоторые другие.

Контрольные подписи ответственных исполнителей ставятся на расчетно-кассовых документах, при списании средств со счетов клиентов, при выдаче чековых книжек и акцептованных поручений, на документах по операциям без акцепта и документах кредитного отдела, по операциям на счетах для учета вкладов граждан.

Обязательной частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль. Главный бухгалтер, его заместители, начальники отделов и работники последующего контроля обязаны систематически проводить последующие проверки бухгалтерской и кассовой работы. В ходе таких проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения учета и приниматься меры к устранению недостатков.

В штат учетно-операционного аппарата обычно входят работники, задача которых — последующий контроль сделанных бухгалтерских проводок, включая кассовые. Так, все бухгалтерские операции, проведенные в предыдущий день, должны быть проверены в течение следующего рабочего дня на основании первичных документов, записей в лицевых счетах и других регистрах бухгалтерского учета. Проверяется наличие подписи уполномоченного работника банка на соответствующих документах, правильность перенесения в лицевые счета соответствующих реквизитов и сумм документов, входящих остатков и выведения исходящих остатков, правильность оформления документов, совершения исправительных записей, если они делались, и др. О проведенной проверке делается запись в бухгалтерском журнале.

Результаты последующих проверок оформляются справками. Руководящие работники банка обязаны в пятидневный срок после получения такой справки лично рассмотреть ее в присутствии сотрудников бухгалтерии и принять адекватные меры.

Банки обязаны хранить свою бухгалтерскую документацию (первичные учетные документы, регистры учета и отчетность) в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения документов возлагается на руководителя и главного бухгалтера банка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.