Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль ЦБ и монетарная (денежно-кредитная) политика государства





Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая монетарная политикая проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией .

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Воздействие изменения предложения денег на экономику

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма» («money transmission mechanism»). Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг).



Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Если в экономике спад, то центральный банк покупает государственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются → банки выдают больше кредитов → предложение денег мультипликативно увеличивается → ставка процента (цена кредита) падает → фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты → инвестиционные расходы растут → совокупный спрос увеличивается → объем производства мультипликативно растет. (Следует иметь в виду, что на изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на чистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев).



Поскольку воздействие стабилизационной политики происходит в краткосрочном периоде, то графически влияние стимулирующей монетарной политики на экономику можно изобразить следующим образом (рис. 18)

Рис. 18. Стимулирующая монетарная политика

Эта политика, используемая в период спада, носит название политики «дешевых денег».

Соответственно политика, проводимая центральным банком в период бума («перегрева») и нацеленная на снижение деловой активности, называется «политикой дорогих денег» и может быть представлена следующей цепочкой событий:

Центральный банк продает государственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются → предложение денег мультипликативно сокращается → ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → инвестиционные расходы сокращаются → совокупный спрос уменьшается → объем производства падает.

И в том, и в другом случае экономика стабилизируется.

Преимущества и недостатки монетарной политики

К преимуществам монетарной политики можно отнести:

• Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то проблем с их продажей населению и банкам не возникает.



• Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.

• Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.

Недостатки монетарной политики следующие:

• Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при перегреве (инфляционном разрыве) экономики, т.е. рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, а при рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.

• Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

1) Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность. Нет никакой гарантии, что при увеличении резервов произойдет соответствующее увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками. Кроме того, население может решить не брать кредиты. В результате денежная масса не увеличится.

2) Реакция денежного рынка на рост предложения зависит от вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента (рис. 2.(а)).

3) Существенное снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению ставки процента низка (кривая инвестиций крутая)

17. Сущность, значение и виды денег

Исторически среди множества товаров деньгами стал особый товар, который мог служить в качестве всеобщего эквивалента в процессе товарообмена.

Материал для денег или товар должен был обладать следующими качествами:

а) стабильностью. Стоимость денег должна быть более или менее одинаковой длительное время;

б) портативностью. При большой собственной стоимости деньги должны занимать немного места и быть относительно легки, чтобы их можно было носить с собой;

в) износостойкостью. Выбранный материал должен быть прочным, чтобы иметь большую продолжительность жизни (это относится и к бумаге для бумажных денег);

г) однородностью и делимостью. Однородность материала и одинаковая стоимость всех частей и возможность его делить (разменивать) - необходима для современных денег;

д) узнаваемостью. Деньги должны быть легко узнаваемыми, и в то же время их должно быть трудно подделать.

Лучше всего эти функции выполняло золото. Впоследствии в качестве временного заменителя денег в уплату стали брать долговые расписки (векселя). Векселя банков - кредитные деньги или бумажные банкноты практически полностью вытеснили из обращения золотые деньги.

Современные кредитные бумажные деньги выполняют свои основные функции, не имея самостоятельной ценности как товар, а лишь служа знаком стоимости, символом материальных благ, которые на них можно приобрести.

Таким образом, современные деньги уже не товар и не всеобщий эквивалент, а лишь то, что в качестве платёжного средства признано в государстве и принимается к оплате всеми торговыми и финансово-кредитными учреждениями. Широко применяются безналичные расчёты с использованием электронных носителей информации - кредитных карточек (так называемые “электронные деньги”).

Деньги выполняют следующие основные функции.

1. Деньги как мера стоимости. Это оценка товара в денежной форме. При этом деньги присутствуют здесь не реально, а идеально. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой. Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. С его помощью цена товара как показатель величены стоимости преобразуется в прейскурантную или рыночную цену, выраженную в национальных денежных единицах.

2. Деньги как средство обращения. Они позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средство обмена деньги позволяют избежать неудобств бартерного обмена.

3. Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ. Если товаропроизводитель, продав свой товар, в течение длительного времени не покупает другой товар, то деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ. Однако, строго говоря, бумажные деньги, изъятые из обращения и не имеющие самостоятельной ценности, сокровищем быть не могут.

Более того, со временем бумажные деньги обесцениваются (инфляция) или выходят из обращения. Поэтому можно говорить о сокровищах-сбережениях в банке. Хотя целью сбережения может быть не только обогащение, но и отложенный спрос на товары. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль, отчасти непосредственно, но главным образом через кредитную систему , в том числе и фондовую биржу.

4. Деньги как средство платежа. В силу ряда обстоятельств товары не всегда могут продаваться за наличные деньги. Поэтому возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой уплаты денег. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства, например, векселя. Однако по истечении срока кредита покупатель, являющийся одновременно должником, обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Будучи орудием погашения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа.

Современные деньги объединяют воедино функцию средства обращения и средства платежа, поскольку являются лишь знаками стоимости, выполняют свою функцию мимолётно и проходят через кредитно-банковскую систему.

Деньги в качестве средства платежа являются завершающим звеном в процессе обмена и выступают как самостоятельное воплощение товарной стоимости. Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств, например при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы за землю, уплате налогов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.