Эволюция менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
Развитие менеджмента происходило 7000 лет и продолжается до сих пор. За время своего развития менеджмент пережил пять революций. Началом отсчета считается появление письменности в Древнем Шумере, Акадии, Египте.
Первая революция была связана с деятельностью жрецов, занимавшихся торговлей и ведущих деловую переписку. Эта революция получила название религиозно – коммерческой, и произошла 5000 лет до нашей эры.
Вторая светско – административная революция связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 год до н.э.), который издал свод 292 закона, высеченных на каменной стене. Данные законы регулировали общественную деятельность, устанавливали светский стиль управления.
Третья, производственно-строительная революция, связана с деятельностью Навуходоносора II (605-562 г. до н.э.), создававшего множество строительных объектов.
Четвертая капиталистическая революция произошла уже в XVII-XVIII века н.э., связана с бурным развитием капиталистических отношений. Именно в этот период происходит отделение менеджмента от собственности (капитала), зарождение профессии менеджера.
Пятая бюрократическая революция произошла в начале XXвека. Основной результат - формирование крупно бюрократических структур, разделение управленческого труда на отдельные функции, введение норм, стандартов, должностных ресурсов и т.д.
Менеджмент в своем развитии прошел несколько школ.
Школа научного менеджмента. Основоположником является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915г.), работающий главным инженером в крупной сталелитейной корпорации. В 1911г. Тейлор публикует свою книгу "Принципы научного управления", которые посвящены научному управлению в четырех основных областях: нормирование труда, роль менеджеров, отбор и обучение персонала, вознаграждение и принуждение.
Представителями этой теории также являются Фрэнк и Лилиан Гилберт и Генри Грант.
Классическая, или административная, школа управления. Анри Файолъ (1841—1925) — представитель классической школы менеджмента, занимающий отрезок времени с 1920 по 1950 гг., разработавший основы административного подхода к управлению. Свои взгляды Файоль и его единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916).
С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда и операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правильной организации работы целого предприятия. А. Файоль рассматривал теорию управления (администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.
Административная школа управления заложила процессный подход к управлению, которая сформулировала и описала содержание функций управления, как не зависящих друг от друга. Автором этого подхода также является Файоль.
Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Данная система характеризовалась четким разделением труда, ясно определенной иерархией, подробными правилами и инструкциями и безличным управлением посредством четкого определения должностных обязанностей. Характеристики идеальной бюрократии по Веберу:
Ø разделение труда;
Ø иерархия власти;
Ø формальный отбор;
Ø формальные правила и процедуры;
Ø беспристрастность;
Ø ориентированность на карьеру.
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).Вторая треть XX в (А. Маслоу, Ф. Роэзлизбергер, Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933), Элтон Мейо и др.).
Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения.
Особая заслуга в создании данной школы принадлежит психологу Элтону Мейо (1880—1949). Мейо провел ряд испытаний, получивших название «хоторнских экспериментов». Опыты проводились в американской компании «Western Electric». Хоторнские эксперименты показали, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда значительно большее влияние, чем физические условия труда (однако в том случае, если сама его организация уже в достаточной степени рациональна и эффективна). Мейо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и достаточно высокая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.
Согласно учению Абрахама Маслоу (1908—1970), человек имеет пять основных потребностей, которые люди стремятся удовлетворять в строгом иерархическом порядке: физиологическая, потребность в защищенности, социальная потребность, потребность в уважении и самореализации.
Поведенческая школа. Традиции школы человеческих отношений были продолжены в рамках школы поведенческих наук (Р. Лайкетр, Д. Мак-Грегор, К. Арджирис, Ф. Херцберг), идеи которой впоследствии легли в основу такого раздела менеджмента, как управление персоналом. В основе этой концепции лежали представления бихевиоризма (от англ, bihevior — поведение) — психологического направления, рассматривавшего поведение человека как реакцию на стимулы внешнего мира.
Сторонники этого подхода полагали, что эффективности производства можно достигнуть, только воздействуя на каждого конкретного человека при помощи различных стимулов. Этот метод ставил во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, направляя их на службу интересов организации в целом. Представители этой школы исследовали аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти, авторитета, коммуникаций и т.п.
Видный представитель школы поведенческих наук Дуглас Мак-Грегор (1906—1964) предложил два взгляда на человеческую природу, условно обозначенные им символами «X» и «У».
Положения теории «X» представляют работников по природе ленивыми, безответственными, требующими непосредственного контроля и не способными трудиться без принуждения. Положения теории «У», напротив, представляют работников трудолюбивыми, ответственными, жаждущими одобрения и поддержки.
Количественная школа управления.Становление этой школы начинается с 50-х гг. ХХв. и является следствием применения ЭВМ и математических методов в управлении. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир, А. Гольдбергер, д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн. Ее концепция опирается на экономико-математический аппарат, теорию систем, достижения кибернетики и вычислительной техники, с помощью которых осуществляется интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера. Характерной особенностью количественной школы управления является замена словесных рассуждений моделями - символами и количественными значениями.
Современные научные подходы к менеджменту.
Наибольшую значимость приобрел в настоящее время системный подход в управлении.
Системный подход — метод, рассматривающий связи и целостность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.
Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет четкие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Например: часы — характерный пример закрытой системы. Они работают непрерывно и очень точно, если заведены или в них вставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и способна приспосабливаться к ее изменениям в целях успешного функционирования.
Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми.
Представителем системы выступает орган управления (руководитель), который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда.
Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели организации в как можно большей степени отражали потребности и интересы людей — ее работников.
Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкретном случае (производственной ситуации) следует применять свои определенные методы управления. Поскольку на организацию оказывает влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т.е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный момент самое сильное.
Ситуационный подход требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческого подхода к делу, способности не только решать производственные проблемы самому, но и эффективно организовывать коллективную работу подчиненных.
Управление по целям (результатам) организации, согласно выдающемуся современному теоретику в области управления Питеру Друкеру, основывается на следующих принципах:
§ система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;
§ каждый руководитель (сверху донизу) должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей;
§ цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.
В 80-е гг. XX в. одной из наиболее популярных теорий стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом, Т. Питерсом и др. «7-S» — это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в английском языке начинаются с буквы «S»: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организационные ценности», «стиль руководства».
Изменение в одной переменной через систему связей оказывает влияние на состояние остальных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними — главная задача современного менеджмента.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|