Сделай Сам Свою Работу на 5

Монополистическая конкуренция

Понятие и сущность конкуренции

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Слово “монополия” означает единоличную власть продавца, вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т. д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко. Более распространена структура рынка, называемая“олигополией” (от греческого слова “олигополис” - несколько продавцов). Здесь продукт стандартизирован или дифференцирован. Вступление в отрасль новых фирм крайне затруднено.

В экономике отмечается общая черта, присущая чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции: производители имеют определённую власть над ценами или обладают монополистической властью. Единственная структура рынка, не способная влиять на цены - это чистая конкуренция.

Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. Монополия и олигополия опираются не только и не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государственным аппаратом.



Различие между однородными и дифференцированными продуктами основывается на степени их замещаемости. Однородностьозначает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, географической распространенностью и их субъективным восприятием. Дифференцированность позволяет продавцу поднять цену своего товара, рассчитывая, что покупатели предпочитают его товарам конкурентов.

Но влияние на рынке становится весомым, когда оно подкрепляется масштабами производства. Более того, крупное производство способно обеспечить контроль над рынком без дифференциации продукта.

Барьеры входа-выхода в отрасль — совокупность факторов объективного и субъективного порядка,которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке,либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без значительных потерь.

Классификация барьеров.

1.Нестратегические барьеры выступают для фирм как внешняя данность, порождаются объективными характеристиками отраслевого рынка и связаны с технологией производства, характером предпочтения потребителей и динамикой и спросом иностранной конкуренции:

1) барьеры, связанные с положительной отдачей от масштаба, когда средние издержки убывают с ростом отдачи производства;

 

2) административные (правительственные) барьеры — законодательные акты, направленные на ограничение деятельности каких-либо предприятий каким-либо образом;

3) гражданские барьеры, связанные с делегированием функций от чиновников дееспособным гражданским институтам, профессиональным объединениям граждан, которые устанавливают правила и стандарты профессиональной деятельности;

4) барьеры социально-экономического характера, связанные с устоявшейся емкостью рынков, платежеспособностью населения, мерой активности иностранных конкурентов;

5) барьеры, основанные на абсолютных и относительных преимуществах в уровне затрат;

6) барьеры, связанные с криминализацией экономики.

 

2.Стратегические — барьеры, вызваны стратегическим поведением фирм:

1) ценовые барьеры — ценообразование, ограничивающее вход;

2) неценовые барьеры (например, дополнительные инвестиции в оборудование, дифференциация продукта);

3) вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действовавшая на данном рынке, является собственником либо ранних стадий производственного процесса (интеграция ресурсов),либо поздних стадий (интеграция конечного продукта);

4) диверсификация отражает распределение выпуска фирмы между различными рынками;

5) долгосрочные контракты с третьими лицами, когда фирма заключает долгосрочные контракты о сотрудничестве с поставщиками ресурсов, с потребителями товара либо с работниками отрасли. При этом новой фирме будет сложно найти поставщиков ресурсов или рынок сбыта, тем самым создаются эффективные барьеры входа. Показатели входа:

1) норма входа;

2) норма проникновения;

3) время достижения входящими на рынок фирмами размеров других фирм, уже действующих на нем.

Показатели выхода:

1) норма выхода;

2) показатель выживания — доля тех фирм,остающихся на рынке, которые вошли на него 1—3 года назад.

 

Понятие и виды издержек

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой - то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков. Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве, равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. В графической форме это выражается в кривой производственных возможностей. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного ресурса в пользу другого. В итоге экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.

Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Первые связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т. е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия. В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства одной и той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешних издержек больше.

Внутренние издержки: Владелец собственного предприятия или магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую, прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.

Практика свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки (TFC) не зависят от объема производства продукции (рис. 1). Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т. п.

Рис. 1. Постоянные издержки

В отличие от постоянных, переменные издержки (TVC) непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам, транспорт и т. п (рис. 2).

Рис. 2. Переменные издержки

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки – TC (рис. 3).

Рис. 3. Валовые (общие) издержки

Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки (ATC или AC) как частное от деления величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой.

или

Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки.

Средние постоянные издержки:

Средние переменные издержки:

Рис. 4. Средние постоянные издержки, средние переменные издержки, средние общие издержки

Так как целью функционирования фирмы является максимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что, в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельных издержек. Предельные издержки (MC) - это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.

Рис. 5. Предельные издержки

Формула предельных издержек:

 

Закон спроса

Спрос как экономическая категория отражает готовность и возможность покупателя в данный отрезок времени приобретать товар по каждой из предложенных на рынке цен. Спрос рассматривается как платёжеспособный, то есть товар будет куплен по предложенной цене. Зависимость объёма спроса от цен фиксируется законом спроса в виде обратной зависимости между спросом и ценой на товар - чем выше цена, тем ниже спрос. Эту обратную связь можно отразить в виде двухмерного графика с отрицательным наклоном кривой, показывающего величину спроса (объём проданного товара) на горизонтальной оси, а цену - на вертикальной оси.

Рис. 6. Кривая спроса

 

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: Во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей. Во-вторых, снижение цен увеличивает покупательную способность потребителей. В-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

Неценовые факторы следующие: 1)вкусы, или предпочтения, потребителей; 2)число потребителей на рынке; 3)денежные доходы потребителя (эффект дохода); 4)цены на сопряжённые товары - субституты и дополняющие (эффект замещения); 5)потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Увеличение спроса под влиянием неценовых факторов смещает кривую спроса вправо, а уменьшение спроса смещает кривую спроса влево. Поскольку параллельно самой себе смещается вся кривая спроса, нужно говорить не об изменении величины спроса, а об изменении в спросе. Неценовые факторы могут изменять и конфигурацию кривой спроса, и даже отрицательный наклон на положительный, например, при ажиотажном спросе.

Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен. Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах. Различают следующие типы эластичности:

1) единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на единицу;

2) эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена;

3) неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах;

4) совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены;

5) бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены.

Соотношения между ценой и спросом позволяют сделать следующий вывод: если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя не изменится, то эластичность такого спроса будет равна единице; если в результате снижения цены спрос на товар возрастет до такого уровня, при котором общий доход товаропроизводителя увеличится, то спрос по цене эластичен; если снижение цены вызовет увеличение спроса на товар, при котором общий доход товаропроизводителя понизится, то такой спрос на товар является неэластичным.

Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень чувствительности спроса на тот или иной товар в зависимости от изменения доходов потребителей.

 

 

Закон предложения

Предложение товаров на рынке является результатом производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предложенной для продажи.

Функция предложения - это взаимозависимость между предложениями товара и определяющими его факторами ( объем предложения товара в единицу времени, цена товара, применяемая технология, налоги и дотации, природно-климатические условия, цены других товаров и т.д.). Объём предложения - это то количество товаров, которое продавец желает продать при данных условиях в единицу времени (день, неделю, месяц, год).

Принятие всех факторов за неизменные позволяет перейти к ФУНКЦИИ (F) ПРЕДЛОЖЕНИЯ (Q) ОТ ЦЕНЫ (P): Q=F(P)

Рис. 7. Кривая предложения

Кривая предложения S показывает, какое количество товара производители продали бы при различных уровнях цены Р. Она выражает цену предложения.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара.

Закон предложения - объем предложения товара увеличивается при увеличении цены, и уменьшается при ее снижении.

Наиболее распространенными факторами, влияющие на изменение функции предложения являются:

1. Изменение издержек производства.

2. Изменение технологии производства.

3. Изменение цены факторов производства.

 

Рыночное равновесие

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ [market equilibrium] — такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг.

 

Рис. 8. Рыночное равновесие

 

Если цена оказывается зафиксированной на низком уровне, то покупатели не в состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно еди­ница товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вследствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, излишек спроса и нехватка товара будут стимулировать расширение производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Избыточное предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы — давление на цены снизу и давление на цены сверху — уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.

 

Теория производства

Понятие "производство" рассматривается в ней как деятельность, направленная на выпуск товаров (услуг), за которые потребитель готов заплатить. Понятие "производство" в экономике тесно связано с понятием "производительность". Это значит, что главное в производстве — не просто выпуск товаров, а произведенное их количество за определенное время на каждую единицу потребленных ресурсов. Таким образом, производительность — это показатель эффективности производства.

В теории производства рассматриваются только эффективные способы производства.

Анализ теории производства в экономике аналогичен анализу теории потребительского поведения. Отличие лишь в том, что ее основные элементы имеют объективную природу и могут быть измерены (например, затраты, выпуск продукции, доходы и т. д.).

Зависимость между затратами ресурсов и максимально возможным выпуском продукции в теории производства выражается с помощью производственной функции. Традиционно используется двух факторная производственная функция вида

 

где Q — возможный объем выпуска; L — количество применяемого труда (ресурс L); К— количество применяемого капитала (ресурс К).

Это уравнение применимо только к определенному уровню технологии.

Для построения производственной функции важное значение имеет термин "максимальный выпуск продукции", так как отвергаются нерентабельные (неэффективные) производственные процессы.

Максимальный выпуск продукции — экономически эффективная деятельность, при которой производственные факторы используются с максимальной отдачей.

Производственная функция изображается графически с помощью изоквант .

Изокванта — линия, характеризующая разные затраты производства, при которых производится одинаковый объем продукции.

Изокванты в теории производства аналогичны кривым безразличия в теории потребительского поведения. Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства (капитала и труда) и выбрать оптимальный, отвечающий возможностям фирмы в данный момент.

Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный объем выпуска продукции, достигаемый при использовании предельных сочетаний факторов производства, называют картой изоквант

Рис. 9. Карта изоквант

Изокоста описывает все возможные комбинации факторов производства, которые дадут один и тот же уровень издержек.

Поскольку каждая точка изокосты отражает одинаковые по величине издержки, то наклон изокосты будет равен соотношению цен факторов, взятому с обратным знаком «минус»

Рис. 10. Карта изокост

Равновесие производителя. Задача производителя состоит в том, чтобы выбрать такую комбинацию факторов, которая обеспечила бы производство необходимого объема выпуска с наименьшими издержками. Поскольку наклон изокосты показывает соотношение цен факторов производства при данном уровне издержек, а наклон изокванты указывает на соотношение предельных продуктов факторов, минимальные издержки для данного объема производства достигаются при равенстве наклона изокосты и изокванты, т.е. в точке их касания. Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.

 

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительно и далее абсолютно объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного из факторов (при фиксированности остальных) приводит к последовательному снижению отдачи его применения.

Закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Во-первых, он применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

Правило наименьших издержек. Рассмотрим правило использования одного переменного фактора, когда другие факторы остаются неизменными.

Покупая трудовой фактор, предприятие должно сравнивать доходность этого фактора с издержками на его покупку, точнее — предельный денежный продукт труда (MRP) с предельными издержками на трудовой ресурс (MRC). При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих величин.

Вспомним о законе убывающей производительности. Покупая все новые единицы самого эффективного ресурса, фирма будет тем самым снижать его отдачу, а, следовательно, и эффективность. Очевидно, этот процесс будет идти до тех пор, пока эффективность использования лучшего ресурса (или лучших ресурсов) не сравняется с эффективностью всех прочих. То есть пока не сложится равенство:

Правило наименьших издержек — это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний доллар, рубль и так далее, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу — одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя.

Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Фирма оптимизирует закупки каждого ресурса в соответствии с правилом MRP = MRC. Но предельные издержки покупки ресурса равны его цене, т.е. MRP = MRC = Р. Учитывая это, мы можем переписать выведенную ранее формулу следующим образом:

Максимизация прибыли обеспечивается использованием ресурсов в таких масштабах и пропорциях, при которых предельный денежный продукт от их применения равен цене соответствующего ресурса.

 

Теория монополии

 

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

 

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Однако многие рыночные структуры по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие:

1. Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.

2. Не существует близких товаров-заменителей.

3. Отсутствие свободы входа на рынок.

4. Совершенное знание всех субъектов рынка.

Естественный монополизм — основан на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Ограничение монополизма может являться результатом: регулирующего воздействия рыночных механизмов; государственного регулирования экономических процессов; сочетания действия рыночных механизмов и государственного вмешательства в экономику.

Ценообразование в условиях чистой монополии. Цена в условиях монопольного рынка является заданной величиной. Ее уровень устанавливается монополистом одновременно с определением объема предложения товара.

 

Берутся во внимание издержки и спрос. С целью установления монопольно высокой цены монополист уменьшает предложение продукции. Для этого он сокращает объемы производства или наращивает свои товарные запасы. Дефицит товарного предложения в данном случае соответственно влечет за собой повышение рыночной цены. Необходимо понимать, что монополист не всегда может стремиться к постоянному росту цен. В принципе, монополист устанавливает такой объем предложения, при котором объем всей его прибыли будет оптимальным. Вследствие этого монополист получает возможность в условиях сокращения платежеспособного спроса сохранить прибыль и высокую рентабельность на прежнем уровне или даже улучшить эти финансовые показатели. Однако такая ситуация отрицательно отражается на положении потребителей. Они проигрывают дважды: получают меньше товаров вследствие искусственного дефицита, а платят за приобретаемое количество товаров более высокую цену.

Также как и в зарубежном антимонопольном законодательстве в российском антимонопольном законе предусмотрено разграничение разновидностей монополистической деятельности на индивидуальные действия (различные формы злоупотребления монопольным положением) и коллективные действия, ограничивающие конкуренцию (соглашение, сговор, слияние и т.п.). Однако, в отличие от зарубежного антимонопольного законодательства, в российском антимонопольном законе субъектами монополистической деятельности являются не только хозяйствующие субъекты, но и органы хозяйственной власти и управления народным хозяйством.

В развитых капиталистических странах методы ограничения монополизма в рыночной экономике более отлажены, существуют различные варианты контроля за рыночными структурами.

Политика, направленная на определение законных рамок развития конкуренции, стремится контролировать всякое поведение, имеющее целью установление монополий и применения монопольных цен. Она представлена тремя формами регламентирования:

1. Контроль за соглашениями;

2. Контроль за слияниями;

3. Контроль за действиями монополиста с целью предотвращения злоупотребления им своим положением.

К этой категории политики можно отнести и контроль над коммерческой практикой, запрещённой законом, но не являющейся формой монополистической деятельности.

Возможны два подхода к вопросу о демонополизации народного хозяйства.

Первый заключается в ограничении явления монополии, т.е., главным образом, в преодолении монополистической политики предприятий посредством антимонопольного законодательства. Такой подход не оказывает влияния на причины возникновения такой политики.

Другой подход сводится к устранению монополистических явлений и прежде всего причин возникновения дискриминации потребителей. При таком подходе проблема демонополизации сводится к необходимости определённых изменений в системе экономических отношений, благодаря которым можно установить монополию поставщика не тогда, когда она уже появилась, а в принципе устранить возможность её появления и тем самым предотвратить ведение монополистической политики предприятиями. В последнем случае не будет лишним также применение антимонопольного законодательства, охраняющего развитие конкуренции.

Олигополия

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили).

 

На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:

H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2

где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.

 

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Олигополистические ценовые войны

Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену.

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

Модели олигополии

Модель олигополии, основанной на сговоре. На олигополистическом рынке каждая фирма имеет выбор между кооперированным (кооперативным) и некооперированным (некооперативным) поведением. В первом случае фирмы не связаны в своем поведении никакими явными или тайными соглашениями друг с другом. Именно такая стратегия порождает ценовые войны. К кооперированному поведению фирмы приходят, если намерены уменьшить взаимную конкуренцию. Если в условиях олигополии фирмы активно и тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступают в сговор. Это понятие используется в тех случаях, когда две или более фирмы сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска и поделили рынок или же решили совместно вести дело.

Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста.

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

В США картели запрещены законом. Тем не менее фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.

Наиболее известный международный картель - это картель Организации стран-экспортеров нефти ОПЕК, сформировавшийся в I960 г. В 1973 г. он впервые использовал свою силу, чтобы наложить эмбарго на поставки нефти. Тогда цена барреля сырой нефти утроилась. В течение 70-х гг. ОПЕК успешно контролировал экспорт сырой нефти. Но к середине 80-х гг. образовался избыток нефти и цена резко упала до менее чем $10 за баррель вместо $30 в 1979 г.

Модель ценового лидерства

На олигополистических рынках одна фирма действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свою прибыль, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером.

Лидирующая фирма исходит из того, что другие фирмы на олигополистическом рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, которая основана на его предельном доходе и предельных издержках. Другие фирмы принимают эту цену как данную, они следуют за ценами лидера, полагая, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.