Сущность проектного анализа и его виды
Цель проектного анализа – оценить результаты (ценность) проекта, величину которых можно определить, используя следующее выражение:
Результаты (ценность) проекта
| =
| Изменение выгод в результате проекта
| –
| Изменение затрат в результате проекта
| (2.1)
| При этом результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида продукции и одного вида ресурсов) следующим образом:
Результаты за рассматриваемый год
| =
| Прирост объема производства продукции
| ×
| Цена единицы продукции проекта
| (2.2)
| Затраты за рассматриваемый год
| =
| Прирост объема используемых при производстве ресурсов
| ×
| Стоимость единицы продукции проекта
| (2.3)
| Показатели и система методов оценки эффективности инвестиций с учетом стоимости денег во времени будут рассмотрены при изучении темы 5.
До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.
Принято различать следующие виды проектного анализа:
1) технический;
2) финансовый;
3) коммерческий;
4) экологический;
5) организационный (институциональный);
6) социальный;
7) экономический.
Этот перечень отражает в какой-то степени последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не исключает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).
В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:
1) технико-технологические альтернативы;
2) варианты местоположения;
3) размер (масштаб, объем) проекта;
4) сроки реализации проекта в целом и его фаз;
5) доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;
6) емкость рынка для продукции проекта;
7) затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;
8) график реализации проекта.
Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.
В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.
Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем группам:
1) маркетинг;
2) источники и условия получения ресурсов;
3) условия производства и сбыта.
В результате коммерческого анализа надлежит получить ответы на такие вопросы, как:
1) Где будет продаваться продукция?
2) Имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?
3) Какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?
4) Предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?
5) Какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?
6) Если вероятно изменение цены на продукцию, то каково оно?
7) Останется ли проект жизнеспособным с финансовой точки зрения при новой цене?
8) Способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?
9) Практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?
10) Кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?
Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.
Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом, как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы. Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к так называемому качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкус, коррозию, животных, растения). Тем не менее, качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».
Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации по вопросам:
1) менеджмента;
2) организационной структуры;
3) планирования;
4) комплектования и обучения персонала;
5) финансовой деятельности;
6) координации деятельности;
7) общей политики.
Основными задачами организационного анализа являются:
1) определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);
2) оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;
3) оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта – особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;
4) разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);
5) разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.
Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.
Социальный анализ сосредотачивает внимание на четырех основных областях:
1) социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);
2) организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;
3) приемлемость проекта для местной культуры;
4) стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.
Следует отметить, что социальный анализ весьма сложен – прежде всего, из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.
Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.
Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:
1) изменение количества рабочих мест в регионе;
2) улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
3) изменение условий труда работников;
4) изменение структуры производственного персонала;
5) изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;
6) изменение уровня здоровья работников и населения;
7) экономия свободного времени населения.
Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|