Процессно-ориентированный подход к управлению проектами. Основные виды деятельности (функции) по проекту
В существующей литературе по управлению проектом принято выделять различные виды процессов управления проектом (см. рис. 1.5). Однако, в управлении проектом все процессы рассматриваются с точки зрения системного подхода, и выделять процессы по их функциональному или иному признаку не следует. В связи с этим в управлении проектом более целесообразно выделять управленческий и обеспечивающий виды деятельности, а также особый вид деятельности – принятие управленческого решения.
Основные процессы:
- планирование целей
- декомпозиция целей
- определение состава операций (работ) проекта
- определение взаимосвязей операций
- оценка длительности или объемов работ
- определение ресурсов
- оценка стоимостей
- составление расписания выполнения работ
- оценка бюджета
- разработка плана исполнения проекта
- определение критериев успеха проекта
| Авторизация (решение начать следующую фазу проекта)
| Основные процессы:
- процесс исполнения плана проекта
| Вспомогательные процессы:
- планирование качества
- планирование организации
- назначение персонала
- планирование взаимодействия
- идентификация и оценка рисков, разработка мер реагирования
- планирование поставок
- подготовка условий поставок
| Вспомогательные процессы:
- учет исполнения
- подтверждение качества
- подготовка предложений
- выбор поставщиков
- контроль контрактов
- развитие команды проекта
| Основные процессы:
- анализ сроков
- анализ стоимости
- анализ качества
- подтверждение целей
| Вспомогательные процессы:
- оценка исполнения
- анализ ресурсов
- виды анализа, не носящие регулярного анализа
| Основные процессы:
- общее управление изменениями
- управление ресурсами
- управление целями
- управление качеством
| Вспомогательные процессы:
- управление рисками
- управление контрактами
| Закрытие контрактов
Административное завершение
|
| Рисунок 1.5. Основные процессы управления проектом
| Управленческая деятельность– это деятельность руководителей высшего уровня организационной структуры; включает в себя пять видов деятельности (функций), обладающих относительной самостоятельностью, но взаимосвязанных между собой:
1) планирование– определение оптимального результата при заданных ограничениях времени и ресурсов;
2) организация– определение путей, методов и средств достижения поставленной цели;
3) координация– установление слаженных, сбалансированных, гармоничных отношений между участниками в процессе совместного труда;
4) активизация– создание стимулирующих условий труда;
5) контроль– своевременное устранение отклонений от заданного плана и их предупреждение в будущем.
Обеспечивающая деятельность – это деятельность сотрудников среднего и нижнего уровня организационной структуры (как руководителей, так и исполнителей); включает:
1) согласование, визирование;
2) исполнение работы;
3) предоставление информации;
4) подготовку предложений.
Особо важное место в управлении проектом занимает процесс принятия решения. Управленческое решение– это основанный на знании объективных законов и опыте, ведущий к практическим результатам творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект.
В рамках управления проектом сложилось целостное представление о процессе принятия управленческого решения. В отличие от традиционного управления процесс принятия решения при управлении проектом включает в себя не только акт выбора одной из имеющихся альтернатив, но и деятельность, по созданиювозможных альтернатив. Этот процесс также включает подготовку решения и, что самое главное, организацию выполнения этого решения. Таким образом, принятие управленческого решения – это интегральный процесс, в котором требуется реализация всех видов управленческой деятельности, начиная с планирования и заканчивая контролем. Проектное управление подчеркивает важность коллегиального принятия решения.
Основные профессиональные компетенции в области управления проектами
В рамках любого проекта его руководитель (менеджер) должен:
1) быстро и эффективно организовать начало работ по проекту;
2) организовывать, координировать и контролировать ход работ по проекту;
3) целесообразно распределять работы по проекту между членами команды проекта;
4) осуществлять взаимодействие с внешними участниками проекта для эффективной и своевременной его реализации;
5) контролировать отклонения от запланированного хода работ и следить за изменениями по проекту;
6) осуществлять коммуникации с членами команды проекта с целью мониторинга проекта, принятия решений по ходу работ, разрешения конфликтных ситуаций в ходе работ и взаимодействий.
При всем многообразии требований к менеджерам проектов их объединяют и некоторые общие качественные характеристики:
1) способность добиваться успеха в условиях отечественной действительности, распространять его вширь, втягивая в свою орбиту новые предприятия и сферы деятельности;
2) ориентация на долгосрочные стратегические цели;
3) способность отработать действенную и эффективную модель управления командой, предприятием, предложить своего рода «национальный путь» на микроуровне;
4) способность формировать сильную корпоративную культуру и связанную с ней социальную ответственность;
5) профессионализм.
Существуют определенные навыки, которые обязательны для менеджера проектов сегодняшнего дня и будут необходимы в предстоящие десятилетия. Их основой, помимо высокого профессионализма, является прежде всего знание рынка в сочетании с грамотностью в области информационных технологий.В последнем случае имеются в виду не детальные знания, а понимание, как использовать эти технологии – приспосабливать, структурировать и применять для упорядочения все возрастающего информационного потока.
Руководителю проекта, как и любому менеджеру, стремящемуся играть лидирующую роль в бизнесе, необходимо уметь адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций, воспринимать и применять новые формы работы, противостоять новым видам давления, что требует гибкого интеллекта. Менеджер пороекта должен обладать независимым, созидательным умом, быть готовым к риску с осознанием того, насколько далеко он может зайти в рамках корпорации, на которую работает, и в рамках который реализуется возглавляемый им проект.
Менеджер проекта должен сочетать в себе коммуникативные навыки и умение межличностного общения со знанием и восприятием культурного многообразия.
Вопросы, выносимые на семинарское занятие по теме
1. Понятие проекта. Существующие классификации проектов.
2. Определение управления проектом (проектного управления). Основные отличия проектного управления от традиционного управления.
3. Управление проектами с позиций системного подхода.
4. Процессно-ориентированный подход к управлению проектами. Основные виды деятельности (функции) по проекту.
Задание для подготовки к семинарскому занятию по теме
При обсуждении вопросов семинара среди прочего использовать информацию, полученную в результате самостоятельной подготовки к нему. Для этого:
1. Выберите пример проекта, который уже реализуется или может быть реализован в одной из известных Вам белорусских компаний.
2. Кратко охарактеризуйте основные управляемые параметры этого проекта.
3. Определите и кратко опишите основные функции участников выбранного Вами проекта.
4. Установите, к какому типу его можно отнести и какая модификация проектного управления при этом должна быть применена.
5. Кратко опишите этот проект с позиций системного и процессно-ориентированного подхода к управлению проектами.
Тема 2. Разработка концепции проекта
Литература по теме
1. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие / Под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – Москва: Высшая школа, 2001. – с. 105-140;
2. Управление проектами / Шапиро В.Д. и др. – Санкт-Петербург: «ДваТрИ», 1996. – с. 99-113, 142-173.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|