ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Эффективная политика Америки в отношении Евразии заключается в том,
чтобы иметь опорный пункт на Дальнем Востоке. Эта необходимость не будет
обеспечена, если Америка будет изгнана или сама уйдет с Азиатского
континента. Для глобальной политики США важное значение имеют тесные
отношения с морской державой - Японией, в то же время для американской
евразийской геостратегии необходимо плодотворное сотрудничество с
материковым Китаем. Следует иметь в виду возможные последствия этой реально
сложившейся обстановки, так как существующее взаимодействие на Дальнем
Востоке между тремя основными державами - Америкой, Китаем и Японией -
создает потенциально опасную региональную головоломку и почти неизбежно
вызовет серьезные геополитические перемены.
Для Китая расположенная через Тихий океан Америка должна стать
естественным союзником, так как Америка не имеет планов в отношении
Азиатского материка и исторически противодействовала и японским, и
российским посягательствам на более слабый Китай. Для китайцев Япония была
основным противником на протяжении всего прошлого столетия; России,
"голодной земле" в переводе с китайского, Китай всегда не доверял; Индия для
него также в настоящее время становится потенциальным противником. Таким
образом, принцип "сосед моего соседа является моим союзником" вполне
подходит для геополитических и исторических отношений между Китаем и
Америкой.
[182]
Однако Америка больше не является заокеанским противником Японии.
Напротив, она поддерживает с Японией тесные союзнические отношения. У
Америки также установились прочные связи с Тайванем и с рядом стран
Юго-Восточной Азии. Кроме того, китайцы болезненно относятся к содержащимся
в доктрине Америки оговоркам в отношении внутреннего характера нынешнего
режима Китая. Таким образом, Америка также рассматривается как главное
препятствие на пути стремления Китая к тому, чтобы не только занять ведущее
положение в мире, но и играть доминирующую роль в регионе. Является ли
вследствие этого столкновение между США и Китаем неизбежным?
Для Японии Америка служила "зонтиком", под которым страна могла
спокойно прийти в себя после опустошительного поражения, набрать темпы
экономического развития и на этой основе постепенно занять позиции одной из
ведущих держав мира. Однако сам факт существования этого прикрытия
ограничивает свободу действий Японии, создавая парадоксальную ситуацию,
когда держава мирового уровня одновременно является чьим-то протекторатом.
Для Японии Америка по-прежнему является жизненно важным партнером в процессе
ее превращения в международного лидера. Однако Америка также является
основной причиной того, что Япония по-прежнему не имеет национальной
самостоятельности в области безопасности. Как долго может сохраняться такая
ситуация?
Другими словами, в ближайшем будущем роль Америки на Дальнем Востоке
Евразии будет определяться двумя геополитическими проблемами, имеющими
центральное значение и непосредственно связанными между собой:
1. Насколько практически возможно и, с точки зрения Америки, насколько
приемлемо превращение Китая в доминирующую региональную державу и насколько
реально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы?
2. Так как Япония сама стремится играть глобальную роль, каким образом
Америка может справиться с региональными последствиями неизбежного нежелания
Японии продолжать мириться со статусом американского протектората?
Для геополитической обстановки в Восточной Азии в настоящее время
характерны метастабильные отношения между странами. Метастабильность
предусматривает состояние
[183]
внешней устойчивости при относительно небольшой гибкости и в этом
отношении больше характерна для железа, чем для стали. Она уязвима при
разрушительной цепной реакции, вызванной мощным резким ударом. Сегодняшний
Дальний Восток переживает период чрезвычайного экономического динамизма
наряду с растущей политической неопределенностью. Экономическое развитие
Азии фактически может даже способствовать этой неопределенности, так как
экономическое процветание делает не столь явной политическую уязвимость
региона, тем более что оно активизирует национальные амбиции и приводит к
росту социальных надежд.
О том, что Азия достигла экономического успеха, не имеющего равных за
всю историю человечества, не стоит и говорить. Вот некоторые
основополагающие статистические данные, которые наглядно демонстрируют эту
реальность. Менее четырех десятилетий назад доля Восточной Азии (включая
Японию) составляла лишь около 4% от всего мирового ВНП, в то время как
Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла
35-40% ВНП; к середине 90-х годов оба региона имели примерно равные
результаты (около 25%). Кроме того, Азия достигла темпов роста,
беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период
индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть
менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время
как и Китай, и Южная Корея добились этого результата примерно за десять лет.
Если в регионе не произойдет какого-либо массового потрясения, в течение
четверти века Азия, по-видимому, по показателям ВНП обойдет и Северную
Америку, и Европу.
Однако помимо того, что Азия стала экономическим центром тяжести мира,
она также потенциально может быть уподоблена политическому вулкану. Хотя
Азия и обошла Европу по экономическому развитию, она на редкость сильно
отстала от нее с точки зрения регионального политического развития. Ей не
хватает многосторонних структур в области сотрудничества, тех, что
определяют европейский политический ландшафт и ослабляют, поглощают и
сдерживают наиболее традиционные европейские территориальные, этнические и
национальные конфликты. В Азии нет ничего подобного ни Европейскому Союзу,
ни НАТО. Ни одна из трех региональных организаций - АСЕАН (Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии), АРФ (Азиатский
[184]
региональный форум, платформа АСЕАН для диалога по вопросам политики и
безопасности) и АПЕК (Азиатско-Тихоокеанская группа экономического
сотрудничества) - даже отдаленно не соответствует той сети многосторонних и
региональных связей в области сотрудничества, которые объединяют Европу.
Напротив, сегодня Азия является местом концентрации пробудившегося в
последнее время и все более активизирующегося массового национализма,
который подпитывается внезапным появлением доступа к массовым средствам
связи, сверхактивизируется растущими социальными надеждами, порожденными
ростом экономического благосостояния, а также увеличивающимся неравенством в
социальном положении и становится более восприимчивым к политической
мобилизации благодаря бурным темпам роста населения и урбанизации. Эти
факторы приобретают еще более зловещий характер вследствие масштабов
наращивания вооружений в Азии. В 1995 году регион стал, согласно данным
Международного института стратегических исследований, крупнейшим в мире
импортером оружия, обогнав Европу и Ближний Восток.
Короче говоря, Восточная Азия охвачена энергичной деятельностью,
которая до сих пор направлялась по мирному руслу быстрыми темпами
экономического развития региона. Однако клапан безопасности в определенный
момент может быть перехлестнут вырвавшимися на свободу политическими
страстями, если они будут спровоцированы каким-то событием, хотя бы
относительно тривиальным. Потенциальная возможность такого события таится в
огромном количестве спорных вопросов, каждый из которых вполне может быть
использован в демагогических целях и, таким образом, взрывоопасен:
• Недовольство Китая независимым статусом Тайваня растет по мере того,
как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинает
пользоваться своим формально независимым статусом как национальное
государство.
• Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создают
опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по
поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна,
при этом Китай по-имперски
[185]
рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную
собственность.
• Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем (при этом соперники -
Тайвань и материковый Китай - яростно отстаивают единую точку зрения по
этому вопросу), и исторически сложившееся соперничество за господство в
регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое
значение.
• Раздел Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, которая
приобретает еще более опасный характер вследствие стремления Северной Кореи
стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение
может втянуть полуостров в войну, что, в свою очередь, вовлечет в конфликт
Соединенные Штаты и косвенным образом Японию.
• Вопрос самых южных островов Курильской гряды, в одностороннем порядке
захваченных Советским Союзом в 1945 году, по-прежнему парализует и отравляет
российско-японские отношения.
• В число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят
русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские
пограничные вопросы; этнические волнения в провинции Синьцзян, а также
китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ (см. карту
XXI).
Расстановка сил в регионе также не сбалансирована. Китай со своим
ядерным арсеналом и огромными вооруженными силами явно является доминирующей
военной державой (см. табл. на стр. 187). ВМС Китая уже приняли на
вооружение стратегическую доктрину "активной прибрежной обороны", стремясь в
течение ближайших 15 лет приобрести океанские возможности "эффективного
контроля за морями в пределах первой цепочки островов", что означает
территорию Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря. Несомненно, военный
потенциал Японии также растет, и в плане качества вооружений она не имеет
себе равных в регионе. В настоящее время, однако, японские вооруженные силы
не являются средством осуществления внешней политики Японии и в значительной
степени рассматриваются в рамках американского военного присутствия в
регионе.
[186]
Пограничные и территориальные споры в Восточной Азии
Карта XXI
Укрепление позиций Китая уже способствовало тому, что его соседи по
Юго-Восточной Азии стали с особым уважением относиться к его интересам.
Следует отметить, что во время мини-кризиса в начале 1996 года, возникшего в
связи с Тайванем (когда Китай затеял в какой-то мере угрожающие военные
маневры и перекрыл воздушные и морские пути к зоне поблизости от Тайваня,
тем самым вызвав демонстративное развертывание военно-морских сил США),
министр иностранных дел Таиланда поспешил заявить, что такие действия
являются нормальным явлением, его индонезийский коллега подчеркнул, что это
исключительно дело Китая, а Филиппины и Малайзия объявили о своей политике
нейтралитета по этому вопросу.
Отсутствие равновесия сил в регионе заставило Австралию и Индонезию, до
этого достаточно настороженно относившихся друг к другу, начать все более
активное взаимодействие в военной области. Обе страны не стали делать
[187]
Вооруженные силы стран Азии
Личный Танки Истребители Надводные Подводные
состав корабли лодки
Всего Всего Всего Всего Всего
Китай 3030000 9400(500)<3> 5224 (124) 57 (40) 53 (7)
Пакистан 57700 1890(40 336 (160)) 11 (8) 6 (6)
Индия 1100000 3500(2700) 700 (374) 21 (14) 18 (12)
Таиланд 295000 633(313) 74 (18) 14 (6) 0 (0)
Сингапур 55500 350(0) 143 (6) 0 (0) 0 (0)
Северная Корея 1127000 4200(2225) 730 (136) 3 (0) 23 (0)
Южная Корея 633000 1860(450) 334 (48) 17 (9) 3 (3)
Япония 237700 1200(929) 324 (231) 62 (40) 17 (17)
Тайвань<1> 442000 1400(0) 460 (10) 38 (11) 4 (2)
Вьетнам 857000 1900(400) 240 (0) 7 (5) 0 (0)
Малайзия<2> 114500 26(26) 50 (0) 2 (0) 0 (0)
Филиппины 106500 41(0) 7 (0) 1 (0) 0 (0)
Индонезия 270900 235(110) 54 (12) 17 (4) 2 (2)
<1> Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей F-16, 16
истребителей "Мираж" и 130 других видов реактивных истребителей; несколько
военно-морских судов находятся в стадии строительства.
<2> Малайзия ведет переговоры о закупке восьми истребителей F-18 и,
возможно, 18 истребителей МиГ-29.
<3> Числа в скобках представляют передовые системы оружия.
Под личным составом имеются в виду все военнослужащие, состоящие на
активной воинской службе; в число танков входят основные боевые танки, и
легкие танки, в число истребителей - истребители класса "воздух-воздух" и
штурмовые истребители наземного базирования, в число надводных кораблей -
авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты, в число подводных лодок - подводные
лодки всех типов. К передовым системам оружия относятся системы, созданные
не ранее середины 60-х годов с использованием передовых технологий, таких
как лазерные дальномеры для танков.
Источник; Отчет Главного контрольно-финансового управления "Последствия
модернизации вооруженных сил Китая для Тихоокеанского региона", июнь 1995
года.
секрета из своей обеспокоенности долгосрочными перспективами военного
господства Китая в регионе и необходимостью сохранения присутствия
вооруженных сил США в регионе в качестве гаранта безопасности. Эта
озабоченность также вынудила Сингапур рассмотреть возможность более тесного
сотрудничества в области безопасности с этими странами. Фактически во всем
регионе центральным, но до сих пор не получившим ответа вопросом, которым
задаются стратеги, стал следующий: "Как долго сотня тысяч американских
солдат сможет обеспечивать мир в самом густонаселенном и все более
вооружающемся регионе мира и, в любом случае, как долго они будут оставаться
в регионе?"
[188]
В этой нестабильной обстановке, характеризующейся растущим
национализмом, увеличивающейся численностью населения, повышающимся
благосостоянием, бурно растущими надеждами и соперничеством за власть,
происходят поистине тектонические сдвиги в геополитическом ландшафте
Восточной Азии:
• Китай, какими бы ни были его перспективы, представляет собой
приобретающую влияние и потенциально господствующую державу.
• Роль Америки в обеспечении безопасности во все большей степени
зависит от сотрудничества с Японией.
• Япония ищет возможности обеспечить себе более четкую и независимую
политическую роль.
• Роль России значительно уменьшилась, в то время как когда-то
находившаяся под влиянием России Средняя Азия стала объектом международного
соперничества.
• Раздел Кореи становится менее прочным, в результате чего ее будущая
ориентация вызывает все больший геостратегический интерес со стороны ее
основных соседей.
Эти серьезные перемены придают особое значение двум центральным
вопросам, вынесенным в начало главы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|