Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПОРНЫЙ ПУНКТ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

 

 

Эффективная политика Америки в отношении Евразии заключается в том,

чтобы иметь опорный пункт на Дальнем Востоке. Эта необходимость не будет

обеспечена, если Америка будет изгнана или сама уйдет с Азиатского

континента. Для глобальной политики США важное значение имеют тесные

отношения с морской державой - Японией, в то же время для американской

евразийской геостратегии необходимо плодотворное сотрудничество с

материковым Китаем. Следует иметь в виду возможные последствия этой реально

сложившейся обстановки, так как существующее взаимодействие на Дальнем

Востоке между тремя основными державами - Америкой, Китаем и Японией -

создает потенциально опасную региональную головоломку и почти неизбежно

вызовет серьезные геополитические перемены.

Для Китая расположенная через Тихий океан Америка должна стать

естественным союзником, так как Америка не имеет планов в отношении

Азиатского материка и исторически противодействовала и японским, и

российским посягательствам на более слабый Китай. Для китайцев Япония была

основным противником на протяжении всего прошлого столетия; России,

"голодной земле" в переводе с китайского, Китай всегда не доверял; Индия для

него также в настоящее время становится потенциальным противником. Таким

образом, принцип "сосед моего соседа является моим союзником" вполне

подходит для геополитических и исторических отношений между Китаем и

Америкой.

[182]

Однако Америка больше не является заокеанским противником Японии.

Напротив, она поддерживает с Японией тесные союзнические отношения. У

Америки также установились прочные связи с Тайванем и с рядом стран

Юго-Восточной Азии. Кроме того, китайцы болезненно относятся к содержащимся

в доктрине Америки оговоркам в отношении внутреннего характера нынешнего

режима Китая. Таким образом, Америка также рассматривается как главное

препятствие на пути стремления Китая к тому, чтобы не только занять ведущее

положение в мире, но и играть доминирующую роль в регионе. Является ли



вследствие этого столкновение между США и Китаем неизбежным?

Для Японии Америка служила "зонтиком", под которым страна могла

спокойно прийти в себя после опустошительного поражения, набрать темпы

экономического развития и на этой основе постепенно занять позиции одной из

ведущих держав мира. Однако сам факт существования этого прикрытия

ограничивает свободу действий Японии, создавая парадоксальную ситуацию,

когда держава мирового уровня одновременно является чьим-то протекторатом.

Для Японии Америка по-прежнему является жизненно важным партнером в процессе

ее превращения в международного лидера. Однако Америка также является

основной причиной того, что Япония по-прежнему не имеет национальной

самостоятельности в области безопасности. Как долго может сохраняться такая

ситуация?

Другими словами, в ближайшем будущем роль Америки на Дальнем Востоке

Евразии будет определяться двумя геополитическими проблемами, имеющими

центральное значение и непосредственно связанными между собой:

1. Насколько практически возможно и, с точки зрения Америки, насколько

приемлемо превращение Китая в доминирующую региональную державу и насколько

реально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы?

2. Так как Япония сама стремится играть глобальную роль, каким образом

Америка может справиться с региональными последствиями неизбежного нежелания

Японии продолжать мириться со статусом американского протектората?

Для геополитической обстановки в Восточной Азии в настоящее время

характерны метастабильные отношения между странами. Метастабильность

предусматривает состояние

[183]

внешней устойчивости при относительно небольшой гибкости и в этом

отношении больше характерна для железа, чем для стали. Она уязвима при

разрушительной цепной реакции, вызванной мощным резким ударом. Сегодняшний

Дальний Восток переживает период чрезвычайного экономического динамизма

наряду с растущей политической неопределенностью. Экономическое развитие

Азии фактически может даже способствовать этой неопределенности, так как

экономическое процветание делает не столь явной политическую уязвимость

региона, тем более что оно активизирует национальные амбиции и приводит к

росту социальных надежд.

О том, что Азия достигла экономического успеха, не имеющего равных за

всю историю человечества, не стоит и говорить. Вот некоторые

основополагающие статистические данные, которые наглядно демонстрируют эту

реальность. Менее четырех десятилетий назад доля Восточной Азии (включая

Японию) составляла лишь около 4% от всего мирового ВНП, в то время как

Северная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла

35-40% ВНП; к середине 90-х годов оба региона имели примерно равные

результаты (около 25%). Кроме того, Азия достигла темпов роста,

беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный период

индустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чуть

менее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то время

как и Китай, и Южная Корея добились этого результата примерно за десять лет.

Если в регионе не произойдет какого-либо массового потрясения, в течение

четверти века Азия, по-видимому, по показателям ВНП обойдет и Северную

Америку, и Европу.

Однако помимо того, что Азия стала экономическим центром тяжести мира,

она также потенциально может быть уподоблена политическому вулкану. Хотя

Азия и обошла Европу по экономическому развитию, она на редкость сильно

отстала от нее с точки зрения регионального политического развития. Ей не

хватает многосторонних структур в области сотрудничества, тех, что

определяют европейский политический ландшафт и ослабляют, поглощают и

сдерживают наиболее традиционные европейские территориальные, этнические и

национальные конфликты. В Азии нет ничего подобного ни Европейскому Союзу,

ни НАТО. Ни одна из трех региональных организаций - АСЕАН (Ассоциация

государств Юго-Восточной Азии), АРФ (Азиатский

[184]

региональный форум, платформа АСЕАН для диалога по вопросам политики и

безопасности) и АПЕК (Азиатско-Тихоокеанская группа экономического

сотрудничества) - даже отдаленно не соответствует той сети многосторонних и

региональных связей в области сотрудничества, которые объединяют Европу.

Напротив, сегодня Азия является местом концентрации пробудившегося в

последнее время и все более активизирующегося массового национализма,

который подпитывается внезапным появлением доступа к массовым средствам

связи, сверхактивизируется растущими социальными надеждами, порожденными

ростом экономического благосостояния, а также увеличивающимся неравенством в

социальном положении и становится более восприимчивым к политической

мобилизации благодаря бурным темпам роста населения и урбанизации. Эти

факторы приобретают еще более зловещий характер вследствие масштабов

наращивания вооружений в Азии. В 1995 году регион стал, согласно данным

Международного института стратегических исследований, крупнейшим в мире

импортером оружия, обогнав Европу и Ближний Восток.

Короче говоря, Восточная Азия охвачена энергичной деятельностью,

которая до сих пор направлялась по мирному руслу быстрыми темпами

экономического развития региона. Однако клапан безопасности в определенный

момент может быть перехлестнут вырвавшимися на свободу политическими

страстями, если они будут спровоцированы каким-то событием, хотя бы

относительно тривиальным. Потенциальная возможность такого события таится в

огромном количестве спорных вопросов, каждый из которых вполне может быть

использован в демагогических целях и, таким образом, взрывоопасен:

• Недовольство Китая независимым статусом Тайваня растет по мере того,

как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинает

пользоваться своим формально независимым статусом как национальное

государство.

• Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создают

опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии по

поводу доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна,

при этом Китай по-имперски

[185]

рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальную

собственность.

• Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем (при этом соперники -

Тайвань и материковый Китай - яростно отстаивают единую точку зрения по

этому вопросу), и исторически сложившееся соперничество за господство в

регионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическое

значение.

• Раздел Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, которая

приобретает еще более опасный характер вследствие стремления Северной Кореи

стать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновение

может втянуть полуостров в войну, что, в свою очередь, вовлечет в конфликт

Соединенные Штаты и косвенным образом Японию.

• Вопрос самых южных островов Курильской гряды, в одностороннем порядке

захваченных Советским Союзом в 1945 году, по-прежнему парализует и отравляет

российско-японские отношения.

• В число других скрытых территориально-этнических конфликтов входят

русско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийские

пограничные вопросы; этнические волнения в провинции Синьцзян, а также

китайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ (см. карту

XXI).

Расстановка сил в регионе также не сбалансирована. Китай со своим

ядерным арсеналом и огромными вооруженными силами явно является доминирующей

военной державой (см. табл. на стр. 187). ВМС Китая уже приняли на

вооружение стратегическую доктрину "активной прибрежной обороны", стремясь в

течение ближайших 15 лет приобрести океанские возможности "эффективного

контроля за морями в пределах первой цепочки островов", что означает

территорию Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря. Несомненно, военный

потенциал Японии также растет, и в плане качества вооружений она не имеет

себе равных в регионе. В настоящее время, однако, японские вооруженные силы

не являются средством осуществления внешней политики Японии и в значительной

степени рассматриваются в рамках американского военного присутствия в

регионе.

[186]

 

Пограничные и территориальные споры в Восточной Азии

Карта XXI

 

Укрепление позиций Китая уже способствовало тому, что его соседи по

Юго-Восточной Азии стали с особым уважением относиться к его интересам.

Следует отметить, что во время мини-кризиса в начале 1996 года, возникшего в

связи с Тайванем (когда Китай затеял в какой-то мере угрожающие военные

маневры и перекрыл воздушные и морские пути к зоне поблизости от Тайваня,

тем самым вызвав демонстративное развертывание военно-морских сил США),

министр иностранных дел Таиланда поспешил заявить, что такие действия

являются нормальным явлением, его индонезийский коллега подчеркнул, что это

исключительно дело Китая, а Филиппины и Малайзия объявили о своей политике

нейтралитета по этому вопросу.

Отсутствие равновесия сил в регионе заставило Австралию и Индонезию, до

этого достаточно настороженно относившихся друг к другу, начать все более

активное взаимодействие в военной области. Обе страны не стали делать

[187]

Вооруженные силы стран Азии

 

Личный Танки Истребители Надводные Подводные

состав корабли лодки

Всего Всего Всего Всего Всего

 

Китай 3030000 9400(500)<3> 5224 (124) 57 (40) 53 (7)

Пакистан 57700 1890(40 336 (160)) 11 (8) 6 (6)

Индия 1100000 3500(2700) 700 (374) 21 (14) 18 (12)

Таиланд 295000 633(313) 74 (18) 14 (6) 0 (0)

Сингапур 55500 350(0) 143 (6) 0 (0) 0 (0)

Северная Корея 1127000 4200(2225) 730 (136) 3 (0) 23 (0)

Южная Корея 633000 1860(450) 334 (48) 17 (9) 3 (3)

Япония 237700 1200(929) 324 (231) 62 (40) 17 (17)

Тайвань<1> 442000 1400(0) 460 (10) 38 (11) 4 (2)

Вьетнам 857000 1900(400) 240 (0) 7 (5) 0 (0)

Малайзия<2> 114500 26(26) 50 (0) 2 (0) 0 (0)

Филиппины 106500 41(0) 7 (0) 1 (0) 0 (0)

Индонезия 270900 235(110) 54 (12) 17 (4) 2 (2)

 

 

<1> Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей F-16, 16

истребителей "Мираж" и 130 других видов реактивных истребителей; несколько

военно-морских судов находятся в стадии строительства.

<2> Малайзия ведет переговоры о закупке восьми истребителей F-18 и,

возможно, 18 истребителей МиГ-29.

<3> Числа в скобках представляют передовые системы оружия.

 

Под личным составом имеются в виду все военнослужащие, состоящие на

активной воинской службе; в число танков входят основные боевые танки, и

легкие танки, в число истребителей - истребители класса "воздух-воздух" и

штурмовые истребители наземного базирования, в число надводных кораблей -

авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты, в число подводных лодок - подводные

лодки всех типов. К передовым системам оружия относятся системы, созданные

не ранее середины 60-х годов с использованием передовых технологий, таких

как лазерные дальномеры для танков.

Источник; Отчет Главного контрольно-финансового управления "Последствия

модернизации вооруженных сил Китая для Тихоокеанского региона", июнь 1995

года.

 

секрета из своей обеспокоенности долгосрочными перспективами военного

господства Китая в регионе и необходимостью сохранения присутствия

вооруженных сил США в регионе в качестве гаранта безопасности. Эта

озабоченность также вынудила Сингапур рассмотреть возможность более тесного

сотрудничества в области безопасности с этими странами. Фактически во всем

регионе центральным, но до сих пор не получившим ответа вопросом, которым

задаются стратеги, стал следующий: "Как долго сотня тысяч американских

солдат сможет обеспечивать мир в самом густонаселенном и все более

вооружающемся регионе мира и, в любом случае, как долго они будут оставаться

в регионе?"

[188]

В этой нестабильной обстановке, характеризующейся растущим

национализмом, увеличивающейся численностью населения, повышающимся

благосостоянием, бурно растущими надеждами и соперничеством за власть,

происходят поистине тектонические сдвиги в геополитическом ландшафте

Восточной Азии:

• Китай, какими бы ни были его перспективы, представляет собой

приобретающую влияние и потенциально господствующую державу.

• Роль Америки в обеспечении безопасности во все большей степени

зависит от сотрудничества с Японией.

• Япония ищет возможности обеспечить себе более четкую и независимую

политическую роль.

• Роль России значительно уменьшилась, в то время как когда-то

находившаяся под влиянием России Средняя Азия стала объектом международного

соперничества.

• Раздел Кореи становится менее прочным, в результате чего ее будущая

ориентация вызывает все больший геостратегический интерес со стороны ее

основных соседей.

Эти серьезные перемены придают особое значение двум центральным

вопросам, вынесенным в начало главы.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.