Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС). Она располагает всем необходимым, чтобы защитить население и национальное достояние от катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель создания РСЧС – объединение усилий центральных, республиканских, краевых, областных и городских органов исполнительной власти, а также возможностей организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный (вся территория Российской Федерации), региональный (несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (территория субъекта Российской Федерации), местный (район, город) и объектовый.
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республика, край, область). Главный руководящий орган – комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации создаются функциональные подсистемы РСЧС, задачи которых: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах; ликвидация ЧС; защита персонала объектов и населения территорий.
Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными явлениями на Росгидромет России; контроль обстановки на потенциально опасных объектах – на Госатомнадзор и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь на Министерство здравоохранения и социального развития России; противопожарная безопасность на Министерство по чрезвычайным ситуациям России.
Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются: на силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Ликвидацией последствий ЧС занимаются:
· военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций;
· формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза;
· военизированные противоградовые и против лавинные службы Росгидромета;
· территориальные аварийно-спасательные формирования государственной инспекции по маломерным судам Минприроды;
· соединения гражданской обороны;
· подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
· соединения и части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Министерства обороны;
· военизированные горноспасательные, газоспасательные части Минтопэнерго;
· аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Минатома;
· восстановительные и пожарные поезда РЖД; подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции;
· центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС;
· аварийно-спасательные службы ВМФ России.
Гражданская оборона (ГО) в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ – это «система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Гражданская оборона России является составной частью общей государственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время.
Основные задачи гражданской обороны:
· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;
· эвакуация населения, материальных ценностей в безопасные районы;
· оповещение населения об опасностях;
· предоставление убежищ и средств индивидуальной защиты;
· проведение аварийно-спасательных работ;
· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
· обеззараживание населения, территорий и пр., восстановление и поддержание порядка;
· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, и др.
Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от обстановки система ГО может функционировать в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
На федеральном уровне руководство ГО осуществляется Правительством РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций. На территориях субъектов Федерации и муниципальных образований руководство ГО осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Федерации и руководители органов местного самоуправления, которые по должности одновременно являются начальниками ГО. Все руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО на соответствующих территориях и в организациях.
В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.
Гражданские организации ГО создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты, представляющие важное оборонное и экономическое значение или высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане России: мужчины – в возрасте от 18 до 60 лет, женщины – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов, женщин, имеющих детей до 8 лет.
Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района), которое закрепляется приказом по предприятию и доводится до сведения всех руководителей и персонала подразделений. ГО объекта включает штатное подразделение (штаб ГО объекта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок, подразделений объекта).
На каждом объекте должно быть разработано Положение о гражданской обороне, в котором изложены задачи ГО объекта. Выписка из Положения, содержащая обязанности по ГО рабочих и служащих и обязанности по ГО руководителей структурных подразделений, доводится до сведения персонала всех подразделений и является составной частью должностных инструкций сотрудников подразделений.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым: вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты и т.д.
Основными способами защиты населения в ЧС мирного и военного времени являются своевременное оповещение; защитные сооружения ГО – убежища и противорадиационные укрытия; использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи; проведение эвакуационных мероприятий.
В случае угрозы или возникновения ЧС федеральные и местные органы ГО ЧС осуществляют оповещение населения с использованием городских сетей проводного, радио-, телевещания и локальных средств. Перед передачей речевой информации могут включаться сирены, различные сигнальные устройства, что означает подачу предварительного сигнала «Внимание всем!».
От оружия массового поражения людей защищают убежища,к конструкции которых и их размещению предъявляются следующие требования:
· ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать как ослабление ионизирующих и других видов излучений до допустимого уровня, так и защиту от прогрева при пожарах;
· убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей, их вместимость зависит от плотности заселения территории;
· убежища должны быть оборудованы в углубленной части зданий (встроенные убежища) или вне зданий (отдельно стоящие убежища). Под убежища могут приспосабливаться подвалы, тоннели, подземные выработки (шахты, рудники) и т.п.
Противорадиационные укрытия защищают людей от радиационного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Обычно они оборудуются в подвальном или подземном этаже зданий и сооружений. Наиболее пригодны для противорадиационных укрытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Они делятся на СИЗ органов дыхания и кожи. К ним относятся также индивидуальный противохимический пакет и индивидуальная аптечка.
К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы и респираторы, а также противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка.
Основным средством защиты является противогаз, предназначенный для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от воздействия отравляющих веществ в виде пара, радиоактивных веществ, болезнетворных микробов и токсинов. По принципу действия противогазы подразделяются на фильтрующие и изолирующие.
Противопылевой респиратор, представляющий собой фильтрующую полумаску, снабженную двумя вдыхательными и одним выдыхательным клапаном, применяется для защиты органов дыхания от пыли. Он может быть использован при действии в очаге бактериологического заражения для защиты от бактериальных аэрозолей.
Противопыльная тканевая маска состоит из корпуса и крепления. Корпус делается из четырех-пяти слоев ткани. Для верхнего слоя пригодна бязь, штапель, трикотаж; для внутренних слоев – фланель, хлопчатобумажная или шерстяная ткань с начесом.
Для ватно-марлевой повязки используют кусок марли размером 100×50 см. На него накладывают слой ваты такого же размера. При отсутствии маски и повязки можно использовать сложенную в несколько слоев ткань, полотенце, платок, шарф и т.п.
Средства защиты кожи по принципу защитного действия подразделяют на изолирующие и фильтрующие.
К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда, изготавливаемая из воздухонепроницаемых материалов. Фильтрующие средства защиты кожи – это хлопчатобумажное обмундирование и белье, пропитанные специальными химическими веществами, поглощающими и нейтрализующими пары отравляющих веществ. Фильтрующими средствами защиты кожи могут стать и обычные одежда и белье, если их пропитать, например, мыльно-масляной эмульсией.
К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 10) и пакет перевязочный индивидуальный (ПП).
Однако не всегда средства коллективной защиты и СИЗ могут обеспечить полную защиту населения в условиях ЧС. В этих случаях очень важно быстро и умело оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.
Первая доврачебная помощь пострадавшему – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему, оказывается немедицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь). Основными условиями успеха при оказании первой помощи являются срочность ее оказания, знания и умение оказывающего первую помощь.
Правильная организация оказания первой медицинской помощи предполагает выполнение следующих условий:
·оказанию доврачебной помощи должен быть обучен каждый работник;
·на каждом предприятии, в цехе, на участке, в отдельных помещениях и специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи;
·руководитель лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего данное предприятие, должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи;
·помощь пострадавшему, оказываемая немедицинскими работниками, не заменяет помощи врача и оказывается лишь до его прибытия.
При оказании помощи принципиально важно придерживаться четкого и определенного порядка: быстро, но осторожно осмотреть пострадавшего непосредственно на месте, где он находится, оценить окружающую обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего фактора.
Приступая к помощи, нужно, прежде всего, немедленно прекратить действие повреждающих факторов и как можно быстрее удалить пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечь из-под завала, вынести из горящего помещения и др.).
Однако, прежде чем приступить к оказанию помощи, еще до прибытия медицинского работника нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего и только после этого остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложить повязку и т.п. Если неясно, что надо предпринять, то необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти.
Чтобы не причинить пострадавшему дополнительной боли, оказывающий ему помощь должен знать основные принципы и порядок снятия с него при необходимости одежды и обуви.
Очень важно в процессе оказания доврачебной помощи максимально защитить пострадавшего от переохлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное учреждение.
В целях заблаговременного вывода (вывоза) населения из района (зон) стихийных бедствий и ЧС техногенного характера в качестве способа защиты населения осуществляются эвакуационные мероприятия. Эвакуация организуется начальником ГО ЧС объекта экономики, штабом и председателем эвакокомиссии и проводится в кратчайшие сроки после оповещения населения через средства массовой информации. При угрозе возникновения ЧС (заражения) проводится упреждающая эвакуация за пределы прогнозируемых районов заражения. Осуществляется такая эвакуация по территориально-производственному признаку.
При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т.е. эвакуация от мест проживания или нахождения людей.
В зависимости от масштабов ЧС проводят или локальную, или местную эвакуацию. По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют на общую (эвакуацию всех людей из данного района) и частную (эвакуацию женщин, детей).
Органы управления по делам ГО и ЧС городов, районов и ведомств разрабатывают подробные планы эвакуации, обязательно учитывая ряд факторов: количество объектов и людей, подлежащих эвакуации; географическое положение; возможности районов по приему эвакуируемых; состояние дорожно-транспортной сети; наличие и состояние транспорта; наличие организаций, которые могут обеспечить процесс эвакуации.
Каждый объект, подлежащий эвакуации, используя выписку из плана эвакуации вышестоящего органа управления ГО и ЧС, составляет свой подробный план эвакуации, где прорабатываются детали, характерные для каждого конкретного объекта. Разработкой этих планов и их последующей корректировкой занимаются эвакуационные комиссии предприятий, учреждений и организаций.
При долговременном радиоактивном загрязнении и значительной плотности загрязнения производится плановое отселение людей.
При эвакуации жители должны взять с собой средства индивидуальной защиты; комплект одежды и обуви, соответствующей сезону; запас продуктов на два дня; документы и деньги; аптечку с необходимыми лекарствами. Упакованные вещи надо сложить в сумку, указав на бирке адрес и фамилию владельца. Следует выключить газ, воду, освещение и следовать к месту посадки на транспорт. Команду на эвакуацию дают штабы ГО ЧС города.
ГЛАВА 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|