Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях





 

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в Российской Фе­дерации функционирует единая государственная система предуп­реждения и ликвидации стихийных бедствий (РСЧС). Она располагает всем необходимым, чтобы защитить население и на­циональное достояние от катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель создания РСЧС – объединение усилий цент­ральных, республиканских, краевых, областных и городских орга­нов исполнительной власти, а также возможностей организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функ­циональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный (вся территория Российской Федерации), региональный (несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (террито­рия субъекта Российской Федерации), местный (район, город) и объектовый.

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для пре­дупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республика, край, область). Главный руководящий орган – ко­миссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочи­ми органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.



В министерствах, ведомствах и организациях Российской Фе­дерации создаются функциональные подсистемы РСЧС, задачи которых: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах; ликви­дация ЧС; защита персонала объектов и населения территорий.

Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными явлениями на Росгидромет России; контроль обстановки на потен­циально опасных объектах – на Госатомнадзор и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь на Министерство здравоохранения и социального развития России; противопожарная безопасность на Министерство по чрезвычайным ситуациям России.

Руководство всей системой РСЧС возложено на Министер­ство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).



Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и сред­ства, которые подразделяются: на силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Ликвидацией последствий ЧС занимаются:

· военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций;

· формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза;

· военизированные противоградовые и против лавинные службы Росгидромета;

· территориальные аварийно-спасательные формирования государственной инспекции по маломер­ным судам Минприроды;

· соединения гражданской обороны;

· подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

· со­единения и части радиационной, химической и биологической за­щиты и инженерных войск Министерства обороны;

· военизированные горно­спасательные, газоспасательные части Минтопэнерго;

· аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Минатома;

· восстановительные и пожарные поезда РЖД; подразделения орга­нов внутренних дел и муниципальной милиции;

· центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС;

· аварийно-спасатель­ные службы ВМФ России.

Гражданская оборона (ГО) в соответствии с Федеральным зако­ном «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ – это «система мероприятий по подготовке и защите населения, матери­альных и культурных ценностей на территории Российской Федера­ции от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий». Гражданская оборона России явля­ется составной частью общей государственной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время.



Основные задачи гражданской обороны:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

· эва­куация населения, материальных ценностей в безопасные рай­оны;

· оповещение населения об опасностях;

· предоставление убе­жищ и средств индивидуальной защиты;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

· обеззараживание населения, территорий и пр., восстановление и поддержание порядка;

· разработка и осущест­вление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, и др.

Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимос­ти от обстановки система ГО может функционировать в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвы­чайной ситуации.

На федеральном уровне руководство ГО осуществляется Пра­вительством РФ, в федеральных органах исполнительной власти и организациях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГО ука­занных органов и организаций. На территориях субъектов Феде­рации и муниципальных образований руководство ГО осущест­вляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Федерации и руководители органов местного самоуп­равления, которые по должности одновременно являются началь­никами ГО. Все руководители ГО несут персональную ответ­ственность за организацию и проведение мероприятий по ГО на соответствующих территориях и в организациях.

В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.

Гражданские организации ГО создаются в организациях, име­ющих потенциально опасные производственные объекты, пред­ставляющие важное оборонное и экономическое значение или высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мир­ное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане России: мужчины – в возрасте от 18 до 60 лет, женщи­ны – от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имею­щих мобилизационные предписания, инвалидов, женщин, имею­щих детей до 8 лет.

Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предпри­ятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района), которое закрепляется приказом по предприятию и до­водится до сведения всех руководителей и персонала подразделений. ГО объекта включает штатное подразделение (штаб ГО объ­екта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок, подразделений объекта).

На каждом объекте должно быть разработано Положение о гражданской обороне, в котором изложены задачи ГО объекта. Выписка из Положения, содержащая обязанности по ГО рабочих и служащих и обязанности по ГО руководителей структурных подразделений, доводится до сведения персонала всех подразде­лений и является составной частью должностных инструкций со­трудников подразделений.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является много­уровневым: вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознаком­ление с характеристиками и способами обращения с индивиду­альными и коллективными средствами защиты и т.д.

Основными способами защиты населения в ЧС мирного и военного времени являются своевременное оповещение; защит­ные сооружения ГО – убежища и противорадиационные укры­тия; использование средств индивидуальной защиты и медицин­ской помощи; проведение эвакуационных мероприятий.

В случае угрозы или возникновения ЧС федеральные и местные органы ГО ЧС осуществляют оповещение населения с использова­нием городских сетей проводного, радио-, телевещания и локальных средств. Перед передачей речевой информации могут включаться сирены, различные сигнальные устройства, что означает по­дачу предварительного сигнала «Внимание всем!».

От оружия массового поражения людей защищают убежища,к конструкции которых и их размещению предъявляются следую­щие требования:

· ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать как ослабление ионизирующих и других видов излучений до допустимого уровня, так и защиту от прогрева при пожарах;

· убежища следует размещать в максимальной близости от мест пребывания людей, их вместимость зависит от плотности заселения территории;

· убежища должны быть оборудованы в углубленной части зда­ний (встроенные убежища) или вне зданий (отдельно стоящие убежища). Под убежища могут приспосабливаться подвалы, тоннели, подземные выработки (шахты, рудники) и т.п.

Противорадиационные укрытия защищают людей от радиаци­онного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Обыч­но они оборудуются в подвальном или подземном этаже зданий и сооружений. Наиболее пригодны для противорадиационных ук­рытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Они делятся на СИЗ органов дыхания и кожи. К ним от­носятся также индивидуальный противохимический пакет и индивидуальная аптечка.

К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы и респираторы, а также противопыльная тканевая маска и ватно-марлевая повязка.

Основным средством защиты является противогаз, предна­значенный для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от воздействия отравляющих веществ в виде пара, радиоактивных веществ, болезнетворных микробов и токсинов. По принципу действия противогазы подразделяются на фильтрующие и изоли­рующие.

Противопылевой респиратор, представляющий собой филь­трующую полумаску, снабженную двумя вдыхательными и одним выдыхательным клапаном, применяется для защиты органов ды­хания от пыли. Он может быть использован при действии в очаге бактериологического заражения для защиты от бактериальных аэрозолей.

Противопыльная тканевая маска состоит из корпуса и крепле­ния. Корпус делается из четырех-пяти слоев ткани. Для верхнего слоя пригодна бязь, штапель, трикотаж; для внутренних слоев – фланель, хлопчатобумажная или шерстяная ткань с начесом.

Для ватно-марлевой повязки используют кусок марли разме­ром 100×50 см. На него накладывают слой ваты такого же размера. При отсутствии маски и повязки можно использовать сложенную в несколько слоев ткань, полотенце, платок, шарф и т.п.

Средства защиты кожи по принципу защитного действия под­разделяют на изолирующие и фильтрующие.

К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевой­сковой защитный комплект и специальная защитная одежда, изготавливаемая из воздухонепроницаемых материалов. Фильтру­ющие средства защиты кожи – это хлопчатобумажное обмундиро­вание и белье, пропитанные специальными химическими вещест­вами, поглощающими и нейтрализующими пары отравляющих ве­ществ. Фильтрующими средствами защиты кожи могут стать и обычные одежда и белье, если их пропитать, например, мыльно-масляной эмульсией.

К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохими­ческий пакет (ИПП-8, 10) и пакет перевязочный индивидуаль­ный (ПП).

Однако не всегда средства коллективной защиты и СИЗ могут обеспечить полную защиту населения в условиях ЧС. В этих слу­чаях очень важно быстро и умело оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Первая доврачебная помощь пострадавшему – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему, оказывается немедицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопо­мощь). Основными условиями успеха при оказании первой помо­щи являются срочность ее оказания, знания и умение оказываю­щего первую помощь.

Правильная организация оказания первой медицинской по­мощи предполагает выполнение следующих условий:

·оказанию доврачебной помощи должен быть обучен каждый работник;

·на каждом предприятии, в цехе, на участке, в отдельных поме­щениях и специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи;

·руководитель лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего данное предприятие, должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи;

·помощь пострадавшему, оказываемая немедицинскими работниками, не заменяет помощи врача и оказывается лишь до его прибытия.

При оказании помощи принципиально важно придерживать­ся четкого и определенного порядка: быстро, но осторожно ос­мотреть пострадавшего непосредственно на месте, где он нахо­дится, оценить окружающую обстановку и исключить возмож­ность самому попасть под воздействие повреждающего фактора.

Приступая к помощи, нужно, прежде всего, немедленно пре­кратить действие повреждающих факторов и как можно быстрее удалить пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечь из-под завала, вынести из горящего помещения и др.).

Однако, прежде чем приступить к оказанию помощи, еще до прибытия медицинского работника нужно попытаться выяснить причину тяжелого состояния пострадавшего и только после этого остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, на­ружный массаж сердца, наложить повязку и т.п. Если неясно, что надо предпринять, то необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти.

Чтобы не причинить пострадавшему дополнительной боли, оказывающий ему помощь должен знать основные принципы и порядок снятия с него при необходимости одежды и обуви.

Очень важно в процессе оказания доврачебной помощи мак­симально защитить пострадавшего от переохлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное учреждение.

В целях заблаговременного вывода (вывоза) населения из района (зон) стихийных бедствий и ЧС техногенного характера в качестве способа защиты населения осуществляются эвакуацион­ные мероприятия. Эвакуация организуется начальником ГО ЧС объекта экономики, штабом и председателем эвакокомиссии и проводится в кратчайшие сроки после оповещения населения через средства массовой информации. При угрозе возникновения ЧС (заражения) проводится упреждающая эвакуация за пределы прогнозируемых районов заражения. Осуществляется такая эва­куация по территориально-производственному признаку.

При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т.е. эвакуация от мест проживания или нахождения людей.

В зависимости от масштабов ЧС проводят или локальную, или местную эвакуацию. По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют на общую (эвакуацию всех людей из данного района) и частную (эвакуацию женщин, детей).

Органы управления по делам ГО и ЧС городов, районов и ве­домств разрабатывают подробные планы эвакуации, обязательно учитывая ряд факторов: количество объектов и людей, подлежа­щих эвакуации; географическое положение; возможности рай­онов по приему эвакуируемых; состояние дорожно-транспортной сети; наличие и состояние транспорта; наличие организаций, ко­торые могут обеспечить процесс эвакуации.

Каждый объект, подлежащий эвакуации, используя выписку из плана эвакуации вышестоящего органа управления ГО и ЧС, составляет свой подробный план эвакуации, где прорабатываются детали, характерные для каждого конкретного объекта. Разработ­кой этих планов и их последующей корректировкой занимаются эвакуационные комиссии предприятий, учреждений и организа­ций.

При долговременном радиоактивном загрязнении и значи­тельной плотности загрязнения производится плановое отселение людей.

При эвакуации жители должны взять с собой средства инди­видуальной защиты; комплект одежды и обуви, соответствующей сезону; запас продуктов на два дня; документы и деньги; аптечку с необходимыми лекарствами. Упакованные вещи надо сложить в сумку, указав на бирке адрес и фамилию владельца. Следует вы­ключить газ, воду, освещение и следовать к месту посадки на транспорт. Команду на эвакуацию дают штабы ГО ЧС города.


ГЛАВА 4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.