Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура науки и научных исследований





Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Научное знание вырабатывается в процессе научно- исследовательской деятельности. Именно исследование является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний. Исследовательская работа – это главная движущая сила производства научных знаний. Поэтому необходимо рассмотреть структуру научно- исследовательской деятельности: из каких компонентов она состоит, какова её динамика и уровни?

К структурным компонентам научно-исследовательской деятельности относятся субъект, объект и средства. В этом случае гносеологическая система «субъект – объект» (рассмотренная нами в первой лекции) конкретизируется как «исследователь – средства исследования – объект исследования».

Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях. На первом из них субъект выступает как индивид – исследователь, ученый, научный труд которого не обязательно носит совместный характер, но всегда является всеобщим трудом, так как он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием труда предшественников. Таким образом, ученый – это не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но «продукт» социально-исторического развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована. На втором уровне субъектом научного познания выступает коллектив, научное сообщество, в котором осуществляется интеграция многих умов, т. е. он действует как «совокупный ученый» (лаборатория, институт, академия и др.). Наконец, на третьем уровне субъектом научного познания оказывается общество в целом, на первый план здесь выдвигается проблема социальной организации науки и ее особенности в различных социально-экономических структурах.



Таким образом, вычленение уровней позволяет отразить объективную диалектику индивидуального и коллективного в субъекте научного познания. Каждый из этих уровней представлен в науке, и каждый важен по-своему.



Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Фрагмент реальности, став объектом познания, подвергается, прежде всего, предметно-орудийному воздействию, например в ходе физического эксперимента, а для того чтобы он стал объектом теоретического мышления, его «превращают» в идеальный объект путем представления через сеть научных понятий, специально созданную систему научных абстракций. Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта познания, необходимые для его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта.

Один и тот же объект познания может стать основой для формирования предмета ряда наук, например, человек стал предметом исследования нескольких сотен наук, естественных и социально- гуманитарных, то же можно сказать и о таких объектах, как язык, наука, техника и т. д. В дальнейшем может возникнуть необходимость создания общей теории данного объекта, что возможно лишь на основе объединения данных разных наук путем применения принципов системного подхода и ведет к созданию новой научной дисциплины. Так было, например, в случае науковедения, экологии, а сегодня выдвигается задача создания человековедения. Возможна и другая ситуация: предмет науки складывается как отражение существенных параметров некоторого множества объектов, взятых в определенном отношении. Так, предмет химии – превращения различных веществ, сопровождающихся изменением их состава и строения; предмет физиологии – функции различных живых организмов (рост, размножение, дыхание и др.), регуляция и приспособление организмов к внешней среде, их происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития.



Средства научной деятельности включают материально- технические приборы, инструменты, установки и т. д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык – специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изменение всех средств научной деятельности в связи с происходящим техническим перевооружением науки информационной техникой, радикальным совершенствованием технических средств в области общественного обмена информацией.

Принципиальными моментами становятся наличие персональных компьютеров и Интернета, подключающих исследователя не только к базам данных, но и к экспертным системам для консультаций; возможность интегрировать национальные и международные информационные базы данных и обеспечить принципиально новый уровень знаний в различных областях.

 

 

52. Составление плана научной работы.

Составление плана дипломной работы это обязательная часть написания диплома. Составить план можно, так как вместе с руководителем научной работы или самостоятельно. Чаще всего как раз и приходится составить самостоятельно план, и потом отдать его на одобрение руководителю. Качественный план гарантирует успех последующих шагов в создании дипломной работы. Пока автор составляет план, он уже успевает перерабатывать большое количество материала.

Составление плана дипломной работы и его структура зависит от темы дипломной работы. Логика составления плана заключается в том, чтобы изложить материал от общего к частному. Структурные части дипломной работы должны включать в своей формулировке слова и словосочетания из темы дипломной работы, но, ни в коем случае не должны повторять полностью название темы.

Правила составления плана дипломной работы:

+Всегда нужно отталкиваться от темы, так чтобы правильно формулировать название параграфов и подпараграфов;

+Использовать слова из темы, не повторяя при этом тему;

+Соблюдать логику от общего к частному;

+Использовать достаточно качественных источников для вдохновения, не копируя при этом ничего.

Для вдохновения можно выбрать литературу по теме и посмотреть структуру конкретных тем. Выбирайте ту структуру, которая вам больше по душе подходит или постарайтесь собрать все планы в один индивидуальный план для вашей работы. Многие студенты берут просто план из книги и пытаются писать работу под него, но это недопустимо, так как в итоге работу могут посчитать не уникальной. И учитывайте рекомендации вашего научного руководителя. Кто-то считает, что 3 главы это предостаточно, кто-то наоборот считает что мало. Для начала важно получить одобрение руководителя, ну а далее при защите дипломной работы все сочтется.

Составление плана:

1. Определите исследуемую проблему. Готовясь к написанию плана, вы должны четко определить проблему, которую собираетесь изучить. Это задаст общее направление ваших исследований и публикации. Исходя из проблемы, сформулируйте тезис. Тезис - это одно предложение, суммирующее общую цель или основное содержание вашей статьи. Тезис, как правило, выносится перед планом либо содержится в самом первом, вводном пункте плана. Четко сформулированная проблема поможет вам в выборе названия работы.

2. Установите основные категории. Вам необходимо определить круг основных вопросов, которые вы собираетесь осветить в работе. Все эти вопросы необходимо будет перечислить в вводной части работы и включить в основные заголовки тех частей плана, в которых будут излагаться результаты работы. Основные вопросы, освещаемые в вашей работе и входящие в главные пункты плана, должны носить довольно общий характер, без излишней конкретизации.

3. Подумайте над порядком. Еще раз взгляните на тему вашей работы и определите наилучший порядок подачи информации и результатов. Возможны хронологическое либо пространственное изложение, но, как правило, при изложении продвигаются от общих идей к более частным. Хронологически упорядоченное изложение применяют почти исключительно в тех случаях, когда тема работы тесно связана с историей. К примеру, если вы изучаете историю современной медицины, имеет смысл использовать именно такой порядок изложения. Если вы не имеете дела с историей, возможно использование пространственного порядка изложения. Например, при изложении влияния видеоигр на мозг подростков, вы, вероятно, воспользуетесь не хронологическим порядком, а опишете мнения и теории различных современных исследователей данного вопроса, т.е. очертите перед читателем некую пространственную карту распределения идей.

4. Определитесь с основными пунктами плана. Первым и последним пунктом должны быть соответственно "Введение" и "Выводы". Остальные заголовки будут отображать основные категории (исследуемые вопросы) вашей работы. Некоторые специалисты выступают против использования терминов "Введение" и "Выводы". В таком случае вы можете опустить эти разделы, но тогда необходимо отдельно поместить ваш тезис перед остальными пунктами плана.

5. Подумайте, что включить во введение. Как минимум, "Введение" должно содержать тезис. Можно также кратко остановиться на собственном видении изучаемого вопроса и его спорных моментах. Учтите, что все эти элементы будут выступать в качестве подразделов основного раздела, озаглавленного "Введение".

6. Продумайте содержание вашего плана. Каждый основной заголовок плана должен содержать фразу или предложение, ссылающиеся на основную тему вашей работы. Как и в случае самой публикации, основное содержание работы будет полностью отражено в главных пунктах плана. Основные заголовки должны соответствовать главным категориям, коротко перечисленным в подпунктах раздела “Введение”. Вы можете включить в план лишь главные идеи и основные элементы этих идей или же разместить в плане больше информации и подробностей.

7. Оформите раздел Выводы. Этот раздел не должен содержать много информации, тем не менее необходимо включить в него как минимум два подраздела. Повторите первоначальный тезис другими словами. Если кроме этого тезиса ваше исследование позволило сделать дополнительные выводы, перечислите их. Помните, что вся информация в данном разделе не должна быть абсолютно "новой", то есть она должна была излагаться в предыдущих разделах вашей работы при описании полученных результатов и их обсуждении. Если ваша работа содержит “призыв к действию”—например указывает на перспективность дальнейших исследований в том или ином направлении—сообщите об этом также в данном разделе. Как правило, это делается в самом конце плана.

 

53. Структура и оформление научной работы.

Все материалы, полученные в процессе исследования, разрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Это документ, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе.

Общие требования к научно-исследовательской работе: четкость и логическая последовательность изложения материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы; обоснованность рекомендаций и предложений.

Общую структуру научно-исследовательской работы можно представить следующим образом:• титульный лист; • оглавление;• введение;• основная часть; • заключение;• список использованных источников;• приложения.

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные

данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы. К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. В средней части титульного листа пишется заглавие работы.

В подзаголовочных данных указывается вид работы (реферат, курсовая или дипломная

работа). Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся фамилия, имя и отчество автора. Далее указывается ученая степень, ученое звание, ФИО научного руководителя. В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других

рубрик научной работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно должно быть в начале работы. Названия глав и параграфов должно точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение работы должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-

исследовательской проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости выполнения работы. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы. Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

Основная часть может состоять из нескольких глав, разбитых на параграфы. В них

рассматривается действующее законодательство, излагаются теоретические положения, дается анализ различных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение. В конце каждой главы делаются краткие выводы.

Заключение должно содержать выводы по результатам выполненной научной работы и

указание по возможности их внедрения. Объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста.В список литературы включают только те источники, которые были использованы принаписании и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом

требований государственного стандарта.

В приложение включаются извлечения из отдельных нормативных актов, копии

подлинных документов, выдержки из справок, отчетов, образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.

Титульный лист исследовательской работы оформляется по образцу.

Исследовательская работа печатается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения.Текст исследовательской работы печатается шрифтом Times New Roman (14 пунктов), с полями: левое – 3 см (30 мм), правое – 1,5 см (15 мм), верхнее – 2 см (20 мм), нижнее – 2 см(20 мм). Выравнивание текста - по ширине листа. Междустрочный интервал – полуторный. Контуры полей не наносятся. Формулы в текст можно вписать вручную (черными чернилами). Отступ первой строки абзаца составляет 1 см. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Исследовательская работа помещается в папку-скоросшиватель с прозрачным верхним листом.

 

 

Что такое логика науки?

Логика науки – совокупность правил логической организации научного знания применяемых в той или иной научных теориях, а также множество соответствующих правил вывода и определений. Важнейшими логическими методами построения научных теорий являются: дедукция, конструктивно-генетический метод (аналог индукции). Собственно логическими методами признаются только дедуктивные, хотя на индукции держится всё научное знание Логика науки как спец. дисциплина начала развиваться в сер. 19 в. и окончательно оформилась в 1-й четв. 20 в. под влиянием идей Фреге, Рассела и Витгенштейна.

Круг основных проблем логики науки охватывает: 1) изучение логич. структур науч. теорий; 2) изучение построения искусств.(формализованных) языков науки; 3) исследование различных видов дедуктивных (см. Дедукция) и индуктивных (см. Индукция)выводов, применяемых в естеств., социальных и технич. науках; 4) анализ формальных структур исходных и производных науч.понятий и определений; 5) рассмотрение и совершенствование логич. структуры исследоват. процедур и операций и разработка логич. критериев их эвристич. эффективности; 6) исследование логико-гносеологич. и логико-методологич. содержания процессов абстрагирования, объяснения, предвидения, экстраполяции и редукции науч. теорий, наиболее часто применяемых во всех сферах науч. деятельности.

Важным средством логич. анализа систем науч. знания является применение методов формализации. Преимущество метода формализации заключается в том, что он позволяет выявить логич. связи и отношения и точно фиксирует правила, гарантирующие получение достоверных знаний из исходных посылок данной теории, выступающих после определ. логич. обработки в качестве аксиом рассматриваемого формализма. В случае дедуктивных теорий речь идёт о правилах необходимого следования. Дедуктивное построение теории чаще всего встречается в математике, теоретич. физике, теоретич. биологии и в некоторых др. науч. дисциплинах. Правила индуктивных теорий характеризуют различные формы вероятностного следования. Индуктивные теории характерны для большинства эмпирич. наук, в которых возникают ситуации неопределённости, связанные с неполнотой информации о связях, свойствах и отношениях исследуемых объектов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.