Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение в научном смысле





Цель и задачи курса «Основы научных исследований».

В современных условиях важнейшим аспектом подготовки спе­циалистов для сферы социально-культурного сервиса, туризма и гостеприимства является формирование у них таких качеств, как самостоятельность и культура научного мышления, способность вести научную и профессиональную деятельность по завершении обучения. Изучение курса «Основы научных исследований» неразрывно свя­зано с другими дисциплинами, формирующими у студентов профес­сиональные знания. К таким дисциплинам относятся: «Маркетинг», «География туризма Казахстана», «Менеджмент туризма». Курс очень тесно связан с ранее изученными дисциплинами, такими как «Основы туризмологии», «Философия», «Основы туристско-краеведческой работы», «Экскурсоведение», «Страноведение» и опирается на них.

Знания и умения, полученные студентами при освоении дисцип­лины, необходимы для выполнения научных рефератов, курсовых и дипломных работ, выступлений на научных конференциях в период обучения в университете, сдачи экзаменов кандидатского минимума, а также для написания и защиты кандидатских и докторских диссертаций.



Методические указания содержат тематический план курса с подробным изложением содержания обзорных (установочных) лекций и практических за­нятий.

Предметом исследования в теории туризма является туристская деятельность, задачами которой являются: изучение туристских мероприятий (экскурсий и путешествий); прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.

Целью изучения дисциплины является на базе теоретико-практичес­ких знаний обеспечить принятия научно-обоснованных ре­шений при выполнении профессиональных задач. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

· формирование у будущих специалистов научного способа мышления и восприятия научной картины мира, а также представления об основных составляющих процесса научных исследований и разработок;

· приобретение комплекса знаний о методологии научного познания и творчества;



· ознакомление с принципиальными основами планирования и органи­зации научной работы по актуальным направлениям социально-культурного сервиса и туризма;

· овладение навыками проведения социологических исследова­ний;

· приобретение навыков по обработке и интерпретации результа­тов научных исследований.

Требования к знаниям и умениям, то есть, после освоения курса студент должен знать:

• ключевые понятия и определения науки и ее структурных элементов;

• место и роль методов научных исследований в социально-культурной сфере и туризме;

• методологические принципы научно-исследовательской работы;

• методы научных исследований;

• планирование и организацию научных исследований;

• основные научные направления в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

В результате изучения курса студент должен приобрести умения:

• оперативно ориентироваться в потоке быстро изменяющейся информации;

• обосновывать направления научного поиска;

• формировать цель и задачи исследования;

• осуществлять сбор и обработку научной информации;

• проводить сбор первичной информации различными методами и осуществлять обработку полученных данных;

• оценивать эффективность научных исследований;

• применять полученные знания при решении профессиональных задач, используя современные научные методы.

 

 

2. Определение науки и ее социальная роль в обществе

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой (греч.

episteme, лат. scientia) мы понимаем сферу человеческой деятельности, направленную на



выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, термин "наука" употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания. В-четвертых, науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт.

Непосредственные цели науки – это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. В широком смысле ее цель – теоретическое отражение действительности. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления. К основным задачам науки можно отнести: 1) открытие законов движения природы, общества, мышления и познания; 2) сбор, анализ, обобщение фактов; 3)систематизация полученных знаний; 4) объяснение сущности явлений и процессов; 5) прогнозирование событий, явлений и процессов; 6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

 

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.) .
Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

 

Изучение в научном смысле

Всякое научное исследование от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению, которые принято называть изучением в научном смысле. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения ,рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е.применения исторического подхода к его изучению. Известно, что новые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой научной основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде. Изучать в научном смысле — это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами научного исследования. Но, в то же время научное изучение — это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Изучать в научном смысле — это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начала важных открытий. В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение. Накопление научных фактов в процессе исследования — всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел ученого, его идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и научного знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности. Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не фазу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее "в лоб".Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой и общеидейной обработки первоначального замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.