Перечислите и кратко охарактеризуйте эмпирические общенаучные методы исследований
В основе эмпирических исследований лежат достоверные факты, сбор и анализ которых осуществляется с использованием определенных методов, основанных на наблюдении и изучении туристской деятельности. Эмпирические исследования не предполагают создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. Этими фактами являются реальные события в туризме, происшедшие в процессе туристской деятельности. Их анализируют и делают выводы о происходящих событиях.
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. При описательном исследовании отражают факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений в туризме.Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя сбор и анализ фактов, объяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, с помощью которых неизвестное событие или нетипичный результат объясняется с позиций фактов уже известных.
Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должна быть представлена подробная и аргументированная критика того, что уже предпринято по проблеме, и сделаны соответствующие выводы.
Обзорное исследование может содержать и собственные размышления автора по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между обзорно-аналитической, обзорно-критической и конструктивно-теоретической частями работы.
а) наблюдение– целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств; б) эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях; в) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта); г) описание– фиксирование наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, применяемых в науке; д) измерение– совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
33Перечислите и кратко охарактеризуйте теоретические общенаучные методы исследования К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: точности определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом. К числу этих методов относятся:
анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
классификация— объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
дедукция - движение от общего к частному;
индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).
34Составьте и обоснуйте план дипломной работы.Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы. Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо экологической ситуации, то первое, что он делает (может и неосознанно), это формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.Гипотеза может быть рабочей, когда представляет собой временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала; и научной (реальной), когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию. Таким образом, можно сказать, что научная гипотеза – это уточненная, видоизмененная рабочая гипотеза. Различаются они и по объему накопленного материала: научная гипотеза строится на основе значительного фактического материала.
Одновременно с гипотезой необходимо определить объектную область исследования – это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Для туризма объектными областями являются история туризма, география, экология, экономика, маркетинг и т.д.
Объект исследования- явление и предмет, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание. Нельзя путать объект исследования с предметом- это конкретная часть объекта, который изучается.
Тема- это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель.
Цель-предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Цель может начинаться со следующих слов: Выявление…Исследование…Оценка…Анализ…Разработка…Изучение… и т.д.
Цель не должна дословно повторять тему работы или отличаться от нее лишь несколькими словами. Тема должна быть сформулирована кратко, а ее основные моменты расшифровываются уже в цели.
Цель достигается через решение определенных задач.
Задача- сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
Выявить… Разработать… Провести…
Решить… Проанализировать… Обобщить… и т.д.
Решение задач связанно с использованием определенных методик.
Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Существует несколько классификаций методов, в зависимости от того, какой принцип мы кладем в основу.
По уровню проникновения в сущность:
Методы эмпирического исследования - способы выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, практике: наблюдение, исследование, эксперимент и т.д.
Методы теоретического исследования направлены на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение и т.д.
По функциям:ДиагностикаОбъяснениеПрогнозированиеКоррекцияСтатистическая обработка материала и т.д.
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект.
В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.
В бланке данный компонент исследования заполняется по схеме:
№ название метода какое свойство изучалось полученные данные (размерность)
Следующий этап в исследовательской работе – наглядное представление опытных данных. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, формул, цифровых данных, но нагляднее в виде графических материалов.
Заключительной частью работы являются:выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.
Необходимо помнить, что выводы должны быть краткими, обстоятельными и соответствовать поставленным задачам.
И в конце надо перечислить литературу, которую использовали.
35Составьте список литературы, содержащий: а) книгу; б) статью в сборнике материалов конференции; в) статью в периодическом издании (журнале); г) статью из интернета
(Фамилии и названия работ можно менять по своему усмотрению)
А) Федотов Ю.В. Методы и модели построения эмпирических
производственных функций . – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997. – 220 с.
в)Расков Н.В. Макроэкономические деформации и ориентиры
экономической политики // Мировая экономика и международные
отношения. – 1998. − № 2. – С. 115-120.
Б)Казаков Н.П. Экспертные системы для экологического обоснования размещения рекреационных предприятий / Н.П. Казаков / Туризм - новые возможности и перспективы для женщин: материалы науч.-практ. конф., 27-28 мая 2007 г. / СПбГУ. - СПб., 2007. - Ч.1. - С.22-25.
Г)Бизнес и промышленность, их история [Электронный ресурс] //
Кругосвет : онлайн энциклопедия. – Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»,
2001- . – Режим доступа : http://www.krugosvet.ru, свободный. – Загл. с
экрана. (20.10.2009)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|