Теоретические методы научного исследования
К теоретическому исследованию предъявляются следующие требования: точности определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений. Особенностью теоретического знания является его обобщенность и абстрактность, отличающиеся своей системностью. Изменение части этого знания ведет к изменению системы в целом.
Методы теоретического уровня познания:
Анализ - это расчленение предмета на его составляющие (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения
Синтез - это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое
Анализ и синтез диалектически противоречивые и взаимообусловлены методы познания Познание предмета в его конкретной целостности предполагает предварительное расчленения его на составляющие и рассмотрение каждой из них Эту задачу выполняет анализ Он дает возможность выделить существенное, то, что составляет основу связи всех сторон изучаемого объекта есть, диалектический анализ является средством проникновения в сущность вещей Но играя важную роль в познании, анализ не дает знания конкретного, знание объекта как единства многообразного, единства различных определений Эту задачу выполняет синтез Следовательно, анализ и синтез органично взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга на каждом этапе процесса теоретического познания.
Абстрагирование - это метод отвлечения от некоторых свойств и отношений объекта и, одновременно, сосредоточение основного внимания на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования.
Обобщение - это метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного до особого и общего.
Индукция - это такой метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем. Это способ рассуждения, посредством которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с нею.
Дедукция - это метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений как истинных с необходимостью выводится новое истинное знание об отдельном. С помощью этого метода отдельное познается на основе знания общих закономерностей.
Идеализация - это способ логического моделирования благодаря которому создаются идеализированные объекты. Идеализация направлена на процессы мысленного построения возможных объектов. Результаты идеализации - не произвольные. В предельном случае они соответствуют отдельным реальным свойствам объектов или допускают интерпретацию их, исходя из данных эмпирического уровня научного познания.
Исторический и логический методы органично сочетаются. Исторический метод предполагает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ в воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. Логический метод - это способ, с помощью которого мышление воспроизводит реальный исторический процесс в его теоретической форме, в системе понятий. Задачей исторического исследования является раскрытие конкретных условий развития тех или иных явлений Задачей логического исследования является раскрытие роли, которую отдельные элементы системы играют в составе развития цело ого.
8. Научные термины и их особенности. Научные термины справедливо считаются инструментами познавательной деятельности человечества. Поэтому ученые постоянно уточняют и совершенствуют их в своем стремлении достигнуть однозначности научных высказываний.
Следует твердо помнить, что научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.
Научный термин - это слово, устойчивое словосочетание или сокращение, которое выражает и в известной мере классифицирует в данной системе научной терминологии определенное научное понятие, отражая в своей смысловой структуре характеристические признаки объекта.
В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.
Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий апологетов теории туризма.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
Для того чтобы сформулировать полное определение понятия "туризм", необходимо рассмотреть многоаспектность туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Отсутствие единых определений затрудняет изучение туризма как учебной дисциплины.
Изучение туризма с научной точки зрения (в ряду других дисциплин) с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Эта проблема не так проста, как кажется на первый взгляд. Ею ежегодно занимаются различные организации, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, Всемирную туристскую организацию, Организацию экономического сотрудничества и развития.
Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 г. определение "международный турист" было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 г. International Union of Official Travel Organization (IUOTO) - Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 г. во Всемирную туристскую организацию (ВТО), уточнил определение "турист", введя новые понятия: "экскурсант" и "транзитный путешественник". При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории "турист".
Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на толкование понятий, принимаемых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих определенные отношения в сфере туризма.
9. Междисциплинарный характер исследований туризма. Специфика туризма предполагает междисциплинарный подход к изучению его проблем, так как эта сфера деятельности имеет отношение к истории, культуре, экономике, географии, социологии.
Поскольку культура представляется интегративной и многослойной, ее проблематика прочно завоевала статус междисциплинарного поля исследования для разных отраслей знания. История, философия, социология, искусствоведение, психология, музееведение - только некоторые из них. Ставший актуальным в наши дни междисциплинарный подход и синтезирование различных данных позволяют понять многое как единое, как целостность, решая при этом конкретные задачи. Каждая из областей науки, рассматривающих общество, культуру, человека, имеет свое определенное предметное содержание. Их взаимодействие и взаимодополнение, отвечая новым потребностям осмысления культуры как целостности, предполагают широкий контекст, сопрягающий проблематику функционирования и развития культуры с изучением ее конкретных форм. Существенно при этом, что сама культура понимается как способ бытия человека в единстве смыслов, средств, результатов его деятельности, как мир человека и сфера его расширяющейся самоактуализации. В зеркале междисциплинарности культурное наследие может быть рассмотрено многоаспектно и целостно.
Культурологический подход в географии, имея своим предметом геокультурный процесс, понимаемый как соразвитие территории и культуры, позволяет сформировать представление о культурном ландшафте как целостном и взаимосвязанном территориальном комплексе компонентов природы и культуры, его динамике в исторической ретроспективе и его трансформациях в современных условиях.
Культурное наследие является объектом науки и основанием практической деятельности, в том числе в туристской сфере. И хотя всеобъемлющей его классификации не существует, анализируется структура культурного наследия, обусловленная разными основаниями структурирования.
Если понимать культуру в широком «антропологическом» смысле, то «история мировой культуры» становится синонимом всеобщей истории. Сочетание свойственных истории, культурологии, искусствоведению способов интерпретации памятников культуры оказывается целесообразным и необходимым для периодизации культурного наследия, его типологической характеристики и понимания как целостности отдельных культурных типов и форм во всей сложности реальной жизни культуры.
Естественным поэтому представляется рассмотрение истории развития памятникоохранительных тенденций, ведь они показывают, какое место занимает культурное наследие в жизни общества. От уровня понимания значимости культурного наследия и возможностей его использования зависит характер законодательства по охране памятников и музейному делу. Диапазон вопросов юридического регулирования культурной сферы, которые входят в состав учебного курса, достаточно широк: от первых законодательных актов, появившихся в императорском Риме, до правовых норм защиты ценностей культуры в современных условиях, включая особенности правоприменения законодательства о культурном наследии в России и за рубежом.
С институциональной точки зрения с сохранением, изучением и публикацией (представлением публике) культурного наследия имеют дело различные организации, функционирующие в сфере культуры. Это библиотеки и музеи, выставочные центры и галереи, реставрационные службы, театры и концертные залы, архивы, учреждения, ответственные за охрану памятников, средства информации, связанные с сохранением наследия, и т.д. Их деятельность сопрягается с туризмом и может включаться в туристские услуги, становясь составляющей турпродукта.
10. Наука о туризме или науки о туризме? Не так давно стали появляться специальные отраслевые туристские дисциплины – экономика туризма, рекреационная география, экология туризма, биосфера и туризм, педагогика и психология туризма, менеджмент туризма, безопасность туризма, информационные технологии в туризме, рекреалогия, феноменология туризма и др. Необходимо определить связи туризма с важнейшими науками и выделить основные направления туристской теории и практики, возникшие на основе таких связей:
туризм и география, на основе взаимодействия которых сформировались география туризма, рекреационная география, туристское страноведение, туристское регионоведение, региональный туризм; следует также сказать, что туризм – одна из наиболее географичных отраслей;
туризм и экономика, на основе чего возникло новое направление – экономика туризма; связи туризма и экономики в силу наиболее частой трактовки туризма как экономического феномена считаются наиболее тесными;
туризм и философия, взаимодействуя между собой, привели к возникновению таких направлений, как философия туризма, феноменология туризма и путешествий, философия гостеприимства и т.д.;
туризм и социология порождают появление ряда направлений и феноменов – социология туризма, социальный туризм, социальная природа и значимость туризма; исходя из того, что в туризме главное – потребитель, возрастает значимость социологических знаний;
туризм и информатика, техника, технология, взаимосвязи подобного рода формируют важнейшие научные и практические направления – информационные технологии в туризме, техника и технология туризма;
туризм и экология, на стыке которых формируется несколько научных направлений, наиболее важные из них – туристское природопользование, экология туризма, экологический туризм, экологическая безопасность в туризме и др.;
туризм и право – туризм, как и любые другие отрасли сферы сервиса, требует особого правового регулирования; во второй половине прошлого века сформировалось целое направление туристской теории и практики – туристское право;
туризм и психология, так как психология туристского потребления и психология туристского предложения определяют во многом характер и направления развития всего туристского бизнеса; психология туризма – наиболее перспективное научно-прикладное направление, получившее толчок к развитию только в последние годы;
туризм и медицина, связи подобного рода в последнее время приобрели свою значимость, так как вопросам медицины уделяется большое внимание в туристской практике; медицина в том или ином виде представлена в туристском праве, туристском страховании, туристских формальностях, безопасности туризма; сложилось как отдельное направление и медицинское обеспечение туризма.
В самом упрощенном варианте существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира:
туризм как отрасль экономики – совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности;
туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт;
туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т.е. деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм как деятельность во время отдыха – точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.
11. Туризм как объект и предмет научного изучения Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских и других компаний.
С развитием научного знания о туризме последний выступает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рамками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления.
Туризм рассматривается многими авторами как многомерное и многоликое понятие, что находит отражение в определении туризма как вида деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга и, кроме того, искусством, наукой и бизнесом. Несмотря на различие формулировок, многие авторы включают в понятие феномена туризма туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного места жительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающей природной, экономической и другими макросредами. Широкое распространение среди ученых и специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, согласно которому туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы.
К туризму следует подходить как к крупному самостоятельному межотраслевому хозяйственному комплексу национальной экономики, поскольку сфера туризма, объединяя различные отрасли, не лежит в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включая предприятия и организации разной отраслевой принадлежности.
Наука о туризме, так же как и сам предмет исследования, еще относительно молода и находится в процессе становления. Производство и потребление туристских товаров и услуг приобретают массовый характер только в послевоенный период (после 1945 г.). Параллельно формируются институты по изучению проблем туризма и система статистического учета туристического производства.
По мере того как усложнялась структура предложения и спроса в туризме, расширялись рамки интеграционных процессов: все новые отрасли народного хозяйства оказывались полностью или частично вовлеченными в туристское производство.
Современная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый туристской индустрией, является лишь одним из составных компонентов.
12. Современные научные представления о туризме Сегодня географическая наука в области туризма и рекреации имеет широкий спектр исследовательских направлений и изучает их территориальную организацию, хозяйствующие субъекты, инфраструктуру, производство, социально-экономические, геополитические, медико-географические функции и многое другое.
На современном уровне развития туризм и рекреация базируются в рамках большого количества наук и научных направлений. В числе которых, доминирующие позиции занимают — география, экономика, экология, психология, медицина, социология, юриспруденция, педагогика и т. д. В нынешних процессах интеграции и дифференциации наук и научных направлений, существует необходимость в выявлении их роли в развитии и исследовании туризма и рекреации.
Учитывая техногенную эволюцию, рост урбанизации, преобразование отдельных стран и регионов, развитие международных транспортных систем и других атрибутов современной цивилизации, появилась возможность расширения границ миграционных потоков и преобразование их в современную форму, получившую в дальнейшем названия «туризм» и «рекреация».
Необходимость теоретического осмысления новых для общества явлений возникла в географической науке лишь в середине XX в., хотя научный интерес сформировался примерно в середине XIX в. Процесс накопления знаний по истории путешествий и открытий, становление отрасли мирового туризма, изменения образа жизни людей привели к необходимости их методического обоснования, а сфера данной деятельности стала приобретать научное осмысление. Главная роль в научных достижениях, на начальном этапе развития, принадлежала Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Италии и Польше.
В начале 1990-х гг. понятие «туризм» стало раскрываться на разных уровнях и с разных точек зрения.
В. С. Преображенский и В. А. Квартальнов впервые выявили природу многих терминов, в частности, определили различия между понятиями «туризм», «рекреация» и «отдых». Позже более детально представил эти понятия И. В. Зорин, выделив четыре основных понимания туризма: как отрасли экономики; как межотраслевого комплекса (туристского рынка); как экономической деятельности туристского предприятия; как деятельности самого туриста. Каждый из этих видов вполне отражал современное понимание туризма и вместе с тем имел некие противоречия. Для науки большое значение имееи закон, так как он служит основой любого теоретического обоснования. Исходя из этого можно сказать, что хотя на теоретическом, правовом и образовательном уровнях туризм развивается быстро, однако в сфере практической деятельности необходимо совершенствование законодательной базы и создание единого теоретического комплекса. На основании этих условий, И. В. Зориным и В. А. Квартальновым в 2004 г. был написан фундаментальный труд «Энциклопедия туризма», где приводятся определения, понятия и краткие характеристики, связанные с туризмом и сопутствующими отраслями, и способные формировать представления о туризме на современном этапе развития.
Создание учеными единой системы понятий свидетельствует о наиболее совершенной стадии развития географии туризма как науки. Следовательно, база подготовлена для реализации накопленных знаний и опыта на образовательном и практическом уровнях. В настоящее время блок туристско-рекреационных дисциплин находится в процессе дифференциации и периодически сменяется. Учитывая такую динамику развития научной базы у международного научного сообщества, существует возможность сформировать качественную систему знаний, как о географии туризма, так и его производных.
13. Значение и роль туризма в жизни человека и общества Говоря о социальном характере туризма в целом, следует подчеркнуть, что главная его социальная функция — воспроизводящая, позволяющая обновить силы и внутренние ресурсы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и при выполнении повседневных бытовых обязанностей. Ритмы современной жизни большинства индустриально развитых стран сопровождаются увеличением массива производства, урбанизацией, нередко ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, поступлением чересчур широкого объема информации. Указанные факторы способствуют накоплению усталости — физической и психологической, что, в свою очередь, приводит к увеличению конфликтных ситуаций в быту и на производстве, способствует ухудшению здоровья, снижает трудовую и жизненную активность. Преодолению этих негативных последствий и помогает туризм, являющийся эффективной формой практически полного, всестороннего обновления, так как человеку предоставляется возможность временно покинуть место постоянного жительства, трудовой деятельности, изменить привычную обстановку и образ жизни.
Политическое: взаимное сближение, обмен мнениями и взглядами между жителями разных стран, установление связи между народами, путей укрепления мира, познание страны, ее жителей и культуры.
Воспитательное: состоит в повышении сознательности участников экскурсий, которые посещают различные районы страны, наблюдают за проявлениями общественной жизни, знакомятся с людьми, достижениями в экономике и культуре.
Культурное: обогащение личной культуры.
Общественное: выражается в росте солидарности, товарищества и взаимной доброжелательности участников туристской поездки, правильному отношению к природе, местному населению.
Биологическое: благоприятные климатические условия, восстановление физического и морального состояния. И результат этого улучшение здоровья.
Социальное: рациональное использование своего свободного времени, создание рабочих места, воздействие на культуру местных жителей., экологическая безопасность туризма.
Гуманитарное: формирование всесторонне развитой личности.
Туризм расширяет кругозор человека, повышает интеллект, совмещает отдых с познанием окружающего мира, изучением жизни и обычаев.
Туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов. Интересные маршруты, разнообразная тематика экскурсий (исторические, архитектурные, этнографические) расширяют кругозор, развивают интеллект, формируют эстетический вкус, помогают лучше осознать реальную картину мира. Особенно важна эта сторона туризма в воспитании подрастающего поколения. Гуманитарное значение туризма выходит за рамки только познавательной функции, так как он во многом способствует взаимопониманию народов, развитию мирных, дружественных отношений. Добрососедские отношения между государствами являются важнейшим условием для туристского обмена.
14. Теория и методология научных исследований туристской деятельности Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.
Предметом исследования в теории туризма является туристская деятельность, задачами которой являются: изучение туристских мероприятий; прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.
Наиболее актуальными на сегодняшний день являются научные исследования при постановке и решении следующих проблем.
· Оценка туристского-рекреационного потенциала регионов России, на основании которой выстраиваются перспективы развития отрасли.
· Формирование концепции устойчивого развития туротрасли в России.
· Совершенствование правового обеспечения туристской сферы, отвечающего современным реалиям.
· Создание туристско-рекреационных экономических зон и разработка механизмов управления ими.
· Прогнозирование и статистический учет туристской деятельности, позволяющие наиболее полно оценить эффективность использования туристских ресурсов и функционирования отрасли.
· Научное обоснование концепции регионального маркетинга, призванного обеспечить формирование имиджа России как страны безопасного, устойчивого туризма.
· Изучение и прогнозирование экологических последствий развития туризма.
Изучение туризма на практическом уровне не раскрывает сущности его исторического развития, однако постоянно используется в повседневной жизни. Изучение туризма на теоретическом уровне ставит своей задачей понимание сущности рассматриваемых явлений в форме категорий, законов, научных теорий, а также в виде абстракций, отражающих глубокие существенные взаимосвязи материального и духовного мира.
Методологическая оценка туристской деятельности помогает определить вероятного конкурента на рынке услуг, экономическое и техническое состояние турпредприятия, предполагаемые способы его развития и ведения конкурентной борьбы, стратегию и тактику деятельности специалистов.
В основе методологии лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. В путешествиях и экскурсиях деятельность людей обогащается новым опытом в результате знакомства с достопримечательностями.
Для туристской деятельности важным является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных создавать турпродукт, а также получить прибыль от этой деятельности.
15. Современные проблемы научного обеспечения развития туризма Казахстана.
Одной из основных проблем развития туризма в Казахстане является недостаточное научное обеспечение. По мнению доктора географии туризма, профессора Ердавлетова С. Р., в Казахстане нет научных структур территориальной организации туризма страны. Республике необходим общегосударственный мощный НИИ туризма при Национальной туристской администрации, которому были бы по плечу первоочередные задачи развития отрасли с финансовой поддержкой и научным обеспечением. Создание современной индустрии туризма невозможно без научного изучения проблем развития отрасли, структуры, механизма и закономерностей развития рынка туризма, а также создания систем научного обеспечения развития отрасли. Тем не менее в Казахстане эти вопросы практически остались нетронутой "целиной" для исследователей экономики туризма.
Туризм до сих пор не воспринимается в теории национальной экономики как полноправная отрасль и предмет научного анализа. Неслучайно в республике по данной тематике крайне мало выпускается научной литературы. К тому же, еще с советских времен понятие "туризм" чаще ассоциируется в Казахстане со спортом и укреплением здоровья, чем с отраслью экономики, приносящей значительные доходы.
Прежде всего необходимо организовать работу по инвентаризации и мониторингу рекреационных ресурсов республики Казахстан. Для научного обеспечения туризма как отрасли экономики, его прогнозирования и развития нужны соответствующие научные структуры. В качестве возможного решения проблемы предполагается организация научно-исследовательского института туризма.
Назрела необходимость включения в перечень научных специальностей Высшего аттестационного комитета Министерства образования Республики Казахстан (ВАК) Республики Казахстан новых научных направлений: "География туризма", "Педагогика и психология туризма", "Правовые основы туризма". Это позволит создать в республике контингент ученых и охватить научным изучением весь комплекс вопросов и проблем развития, организации туризма и управления им.
Следует унифицировать название специальностей как в номенклатуре ВАКа, так и в классификаторе Министерства образования и науки Республики Казахстан, что будет способствовать усилению стройности в проведении научных исследований и подготовке кадров для таких исследований. Необходимо также привести в соответствие туристскую специальность и специализации с тарификационными справочниками Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан.
16. Психология научного творчества. Психология научного познания базируется на том, что любой акт научной деятельности совершается конкретными людьми с субъективным мышлением, которое подчиняется определённым психологическим закономерностям.
Творческое мышление преимущественно происходит бессознательно, научные открытия в большей степени совершаются в виде внезапного озарения, чей механизм лежит за пределами осознанного восприятия, что тем не менее не мешает учёным управлять своим творческим мышлением. В процессе творчества логические понятия отступают на задний план, поскольку основным способом творческого мышления являются зрительные образы.
Использование зрительных образов — неотъемлемое свойство ума человека, который визуализирует любые понятия перед тем как их помыслить, что справедливо и для научного познания. Образы имеют некоторые преимущества перед понятиями, но они не альтернативны. Исследования показали, что визуализация решения творческой задачи всегда предваряет его осознание. Свидетельством бессознательности и зрительной образности мышления в этом случае выступают движения глаз испытуемых. Среди учёных распространены и другие формы мышления, а их использование обуславливается характером их научной деятельности и личными особенностями. Так, образное мышление свойственно физикам и биологам в большей степени, чем гуманитарным учёным.
Формальная логика оказывает на творческое мышление весьма умеренное влияние. Понятия и правила логики используются для изложения результатов образного мышления для их соответствия научным стандартам, а само творчество не придерживается логической последовательности. В связи с этим представляется естественным, что мышление учёных в реальности систематически отклоняется от законов формальной логики, что подтверждается эмпирическими данными, и может быть охарактеризовано в виде вывода: «учёные не логичны или, по крайней мере, не более логичны, чем другие люди». Отклонения от формальной логики не говорят об отклонении научного мышления от истины, поскольку именно внелогичность даёт возможность построения нового знания. Анализ М. Вертгеймера показал, что если бы Галилей и Эйнштейн ограничивались правилами формальной логики, то никогда не совершили бы своих открытий.
Творческий характер научного мышления обусловлен одной из функций научного познания — нацеленностью на объяснение изучаемых явлений. Потребность человека в объяснении в целом связана с присущими уму качествами, а также с причинно-следственной организованностью нашего мира. Психологические исследования выявляют склонность людей видеть мир упорядоченным и подчинённым закономерностям. Такое стремление «имеет глубокий онтологический смысл и немалое функциональное значение» и находит своё отражение в научной деятельности также, как и все ключевые свойства ума, обуславливающие закономерности научного мышления.
Неотъемлемой компонентной научного познания является не только объяснение учёным своих идей, но и понимание их научным сообществом, или, в терминологии М. Г. Ярошевского, оппонентным кругом. «Построение объяснения выступает как свёрнутый диалог». Обращаясь к воображаемому оппоненту, учёный творчески строит его образ путём проекции (alterego), стереотипизации и т. д., основывая своё объяснение на убеждении, предполагая изменить смысловую структуру своего оппонента, убедить его. Вместе с объяснением знания учёный передаёт социальный контекст, в котором оно было получено, что предполагает наличие у учёного социальной рефлексии, заложенной в структуру объяснения. Таким образом внутренний диалог учёного и его социально-психологические составляющие становятся частью научного познания.
Ещё одним важным аспектом научного мышления является использование им продуктов обыденного познания. Социальная среда всегда являлась генератором знания, которое науке оставалось лишь изложить в соответствии с его нормами. Наблюдаемые учёными социальные связи и отношения часто служат основой для научного знания, что ведёт к ярко выраженной антропоморфности. Гейзенберг по этому поводу сказал следующее: «наша привычная интуиция заставляет нас приписывать электронам тот же тип реальности, которым обладают объекты окружающего нас социального мира, хотя это явно ошибочно».
Наука использует обыденное знание самыми разнообразными способами. Используемые наукой виды обыденного знания могут быть разделены на две группы: специализированные виды знания (мифология, религия, алхимия и др.), ранее противопоставлявшиеся науке, и «живые» знания, приобретаемые человеком лично в его повседневной жизни. Личный жизненный опыт учёного направляет его профессиональную деятельность, что, например, часто проявляется у работников наук о человеке, особенно в психологии и медицине, но до некоторой степени это справедливо для всех учёных, которые всегда склонны «уяснять отдаленное, неизвестное и трудное в терминах близкого, самоочевидного и известного по опыту повседневной жизни». Самоанализ и порождаемое им «живое» знание, осмысление обыденного опыта являются одним из условий развития научного знания.
Благодаря исследованиям научного и обыденного познания между ними были выявлены значительные сходства, учёный стал рассматриваться как живой субъект с присущими ему человеческими чертами. Ошибки научного мышления были рассмотрены в тесной связи с обыденными заблуждениями. В частности, оба вида познания подвержены общим нарушениям правил познания — когнитивным искажениям. Наиболее характерной ошибкой является предпочтение проверять гипотезы верифицирующей, а не фальсифицирующей стратегией, что, как ни странно, поощряется научным сообществом. Учёные также склонны проявлять в своей профессиональной деятельности закономерности обыденного восприятия (например, объяснять свои достижения выгодным для себя образом), что может порождать конфликтные ситуации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|