Сделай Сам Свою Работу на 5

Объект, предмет исследования, цели и задачи географии туризма.





География туризма имеет объект исследования – рекреационное пространство, или рекреационную подсистему ойкумены. А вот предметы исследования этих дисциплин различаются. Рекреационная география изучает территориальную организацию рекреационной деятельности населения. При этом следует иметь в виду, что существует рекреационная деятельность организаторов отдыха и рекреационная деятельность отдыхающих. Предметом исследования географии туризма является территориальная организация (самоорганизация) туристской деятельности людей. Исходя из этого, можно вывести определение туризма, которое предлагает в одной из своих работ А. Ю. Александрова. География туризма – отраслевая дисциплина социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях и особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей. Целью учебной дисциплины «География туризма» является ознакомление с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппаратом науки; с туристскими и рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах мира, России и Ближнего Зарубежья.



Перед географией туризма стоит целый ряд задач. А. Ю. Александрова полагает, что география туризма должна решать следующие задачи, которые можно разделить на две группы – общие и частные:

Общие задачи географии туризма: гносеологическая (познавательная); конструктивная (преобразовательная); мировоззренческая; образовательная; культурно-просветительная; воспитательная.

Частные задачи географии туризма: географическое изучение пригодности территорий для занятий туризмом; изучение воздействия туризма на территорию и формирования ее хозяйственного комплекса; исследование пространственно дифференцированных туристского спроса и предложения туристского продукта; разработка теоретических основ управления территориально-организованными системами туризма и прогнозирование их развития; проектирование территориальных систем туризма; оптимизация пространственной организации туризма; информирование населения о туристском потенциале территории (самая сильная функция географии туризма).



Задачи, стоящие перед географией туризма:

- изучение и усвоение основных теоретических положений курса и ключевых понятий, в частности понятий о территориальных рекреационных системах и туристском районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего туристско-рекреационного освоения;

- рассмотрение и анализ значения международных туристских связей, и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира;

- характеристика туристских и рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков;

- анализ континентальных, национальных и региональных особенностей развития туризма;

- обзор основных форм взаимодействия рекреации и туризма с окружающей средой, изучение основ рекреационного и туристского природопользования;

- определение роли ресурсной составляющей в туристском бизнесе, позволяющей грамотно оценивать и использовать привлекательные с точки зрения развития рекреации и туризма территории;

- определение и характеристика географии основных туристских потоков и направлений туризма с показом долгосрочной динамики основных направлений; - определение значимости инфраструктурной составляющей для успешного развития туристской деятельности с непременным выделением и характеристикой ее основных отраслей (индустрия размещения, индустрия питания, индустрия перевозок индустрия развлечений).



21. Выбор темы исследования, организация и планирование исследований.

Выбор темы исследования - это важный этап в подготовке написания курсовой или выпускной квалификационной работы. От степени удачности его прохождения в значительной степени зависит возможность успеха работы в целом. Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать.

Обычно темы исследований для курсовых и выпускных квалификационных работ предлагаются студентам в виде соответствующих списков. Кроме того, студент может сам предложить свою тему исследования, и по согласованию с научным руководителем она может быть утверждена. Процедура утверждения тем курсовых и выпускных квалификационных работ существует только для того, чтобы предостеречь исследователя от выполнения бесплодной работы.

Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

1. В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.

2. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность.

Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное ее выполнение.

Научное исследование – это форма существования и развития науки. Структуру

организации научных исследований целесообразно представить в виде четырех компонентов: первый - общие вопросы научных исследований (теория, методология и методы); второй – процессы научных исследований (формы, методы и средства познания); третий – методика научных исследований (выбор конкретных форм, методов и средств, эффективных для соответствующей области науки или отрасли профессиональной деятельности); четвертый – технология научных исследований (совокупность знаний о процессах научных исследований и методике их выполнения);

Планирование научно-исследовательской работы имеет важное значение для еерациональной организации. В научно-исследовательских и образовательных учреждениях по темам научно-исследовательских работ составляются рабочие программы и планы-графики их выполнения. При подготовке монографий, учебников, учебных пособий и лекций разрабатываются планы-проспекты этих работ.

Рабочая программа – это изложение общей концепции исследования в соответствии с его целями и гипотезами. Она состоит, как правило, из двух разделов: методологического ипроцедурного. Методологический раздел включает: 1) формулировку проблемы или темы; 2)определение объекта и предмета исследования; 3) определение цели и постановку задачисследования; 4) интерпретацию основных понятий; 5) формулировку рабочих гипотез.

Формулировка проблемы (темы) – это определение задачи, которая требует решения. Проблемы бывают социальные и научные. Под социальной проблемой понимают противоречие вразвитии общественной системы или отдельных ее элементов. Научная (гносеологическая)проблема – это противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей исредств их удовлетворения. Такие проблемы решаются путем создания теории, выработкипрактических рекомендаций.

Определение объекта и предмета исследования является важным методологическим этапом научной научно-исследовательской работы. Объект исследования – это то социальное явление(процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны,особенности объекта, которые подлежат изучению. Например, если тема научной работыпосвящена формированию механизма кредитно-денежного регулирования, то объектомисследования являются процессы трансформации системы кредитно-денежного регулирования вопределенных условиях, а предметом – механизм кредитно-денежного регулирования экономики.

Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат. Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть полученответ.

Интерпретация основных понятий – это истолкование, разъяснение значения основныхпонятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическоеистолкование представляет собой логический анализ существенных свойств и отношенийинтерпретируемых понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями.

Эмпирическая интерпретация – это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретироватьпонятие – это значит найти такой показатель (индикатор, референт), который отражал быопределенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить.

 

 

22) Рациональные приемы в работе с научной литературой. Изучение литературных источников предполагает в первую очередь их чтение. Чтению обычно предшествует предварительный просмотр, который предполагает знакомство с аннотацией, оглавлением, введением. Чтение может быть ознакомительным и углублённым. При работе с литературными источниками рекомендуется вести записи прочитанного. Записи делятся на систематизированные и несистематизированные. Существует несколько приёмов ведения систематизированных записей, к их числу относятся планы, конспекты, рефераты, аннотации. К несистематизированным записям относятся выписки.
План - это систематизированная запись текста, отражающая структуру документа. План обычно составляется при ознакомительном чтении, тогда, когда еще точно не известно, какие разделы данной книги пригодятся в дальнейшем. План позволит легко вспомнить, о чем шла в книге речь, и определить целесообразность ее дальнейшего изучения.
Конспект - это систематизированная запись текста, отражающая содержание документа и его структуру. При подготовке курсовой конспект является наиболее распространённой формой систематизированных записей прочитанного. Конспектирование помогает накопить нужный материал. Конспект может быть кратким или развернутым. В кратком конспекте фиксируются основные положения (тезисы) работы, в развернутом помимо тезисов даётся подробное изложение работы или ее отдельных частей.
В основе конспекта должен лежать план изучаемого произведения. Цитаты, содержащиеся в конспекте, могут быть в дальнейшем перенесены в текст, поэтому их следует очень тщательно сверять с оригиналом. Реферат представляет собой максимально сжатое изложение содержания документа или его части. Он должен включать основные идеи, фактические сведения и выводы документа. Реферат по своему содержанию близок к сочинению на заданную тему, но в сочинении излагаются собственные рассуждения о предмете изложения, а в реферате пересказываются материалы источников.
Выписки - это краткие записи отдельных фрагментов текстов, цифр, дат и других фактов. Заведите для выписок блокнот и держите его всегда под рукой. При изучении литературы по определённой теме обычно используется не вся информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к выполняемой работе. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность дальнейшего практического использования в своей работе.
Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.
Осмысление – это поиски ответов на интересующие вопросы. Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?». Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.
При работе над литературными источниками необходимым являются их отбор и оценка. Необходимым является использование только проверенных научных фактов. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе.
Очень полезным приемом работы с литературными источниками является составление картотеки научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом.
Библиографию следует вести и хранить так, чтобы сведения о необходимом документе легко можно было бы найти даже спустя много лет и после завершения работы. Библиографические карточки объединяют в библиографическую картотеку с помощью приспособлений для их упорядочивания, например кляссера, ящика или коробки. Использование компьютера меняет лишь форму ведения библиографии, но не принцип. В компьютерных программах также используется идея картотеки: библиографические сведения заносят в «электронные карточки».

 

 

23) Записи при чтении книг, журналов и других изданий. Ведение записей — обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса

чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом». Записи должны быть предельно полными. Прежде всего, о группе записей, не связанных с необходимостью аналитической

переработки текста.

Выписки. По своему характеру они настолько разнообразны, что, казалось бы, между ними ничего не может быть общего. Тем не менее и в отношении их следует сказать об определенных требованиях. Прежде всего — особая тщательность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск. Судить о том, сколько их нужно, может ' только сам специалист. Исключение составляют лишь текстовые выписки-цитаты. Здесь, действительно, уместно предостеречь от излишнего стремления выписывать все дословно. В некоторых случаях бывает целесообразным использование так называемых формализованных выписок. Листы или карточки для выписок должны быть заранее разграфлены, и все данные выписываются на отведенные для них места (строки, графы). Использование таких заранее подготовленных форм ускоряет выборку из книги нужных данных.

Имея в перспективе ту или иную форму копирования прочитанного материала —

фотографирование, микрофильмирование, ксерокопирование и т. д., следует сразу же по ходу чтения готовить перечень страниц (фрагментов текста), подлежащих копированию.

Примером, облегчающим работу с книгой, является использование закладок с надписями. В процессе чтения они позволяют быстро находить нужные разделы — оглавление, всякого рода указатели, перечни сокращений, карты, таблицы и т. д. Кроме того, закладками могут быть обозначены все те места в книге, которые понадобятся в дальнейшем.

При чтении научной, учебной и специальной литературы довольно распространена

практика всякого рода пометок и выделений в книгах. Делаются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание или вернуться еще раз; те или иные непонятные места, положения, с которыми нельзя согласиться; удачные или малоудачные выражения, цитаты, подлежащие выписке или копированию.

Вторая группа записей — аналитическая. Простейшими из них являются оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. Этим фиксируется факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сложилось определенное мнение в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обращаться к данной книге и что в ней можно найти. Более сложный вид записи — составление плана книги, отражающего ее содержание и структуру. По существу планом любой книги является ее

оглавление, но как форма записи при чтении он должен быть несколько подробнее оглавления. Кроме общего плана книги, могут быть еще планы отдельных ее частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обоснований. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого произведения. Составление плана может рассматриваться также в качестве предварительного этапа работы перед тем, как перейти к более сложным видам записей — тезисам и конспекту.

Конспект - это систематизированная запись текста, отражающая содержание документа и его структуру. При подготовке курсовой конспект является наиболее распространённой формой систематизированных записей прочитанного. Конспектирование помогает накопить нужный материал. Конспект может быть кратким или развернутым. В кратком конспекте фиксируются основные положения (тезисы) работы, в развернутом помимо тезисов даётся подробное изложение работы или ее отдельных частей.

 

 

24)Приемы скорочтения, их достоинства и недостатки. Скорочтение- это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение — не поверхностное чтение «по диагонали», как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению и ее активное использование требуют не только решения задач управления некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки необходимой и достаточной для читателя информации, заложенной в тексте. Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение. Скорочтение предполагает более глобальный «захват» целой строки, абзаца необходимого материала, или, при достаточной подготовленности, страницы целиком. Умеющий «схватывать» строку полностью последовательно и полноценно воспринимает материал всей страницы при отсутствии бесконечных диагональных перемещений взгляда от конца одной строчки к началу другой.

 

25)Способы накопления научной информации. Важнейшим компонентом системы информационного обеспечения является новая научно-техническая информация об оригинальных идеях, научных результатов, фактах и т. д. Активно развивались издательское дело, библиотеки, а позднее — реферативные, информационные и консультационные службы. Библиотеки стали активно использовать в своей работе последние достижения науки и техники и, прежде всего ЭВМ (и соответствующие системы памяти), объединенные с современными средствами связи. В настоящее время сосуществуют различные системы научной коммуникации. Часть из них реализована в традиционной форме через информационные центры и библиотеки, другая часть—через сети данных. Научные документы и издания. Структурной единицей, характеризующей информационные ресурсы и информационные продукты с количественной стороны, является научный документ, под которым понимается материальный объект, содержащий научно- техническую информацию и предназначенный для ее хранения и использования.
В зависимости от способа представления информации различают документы: текстовые (книги, журналы, отчеты и др.), графические (чертежи, схемы, диаграммы), аудиовизуальные (звукозаписи, кино- и видеофильмы), машиночитаемые (например, образующие базу данных, на микрофотоносителях) и др. Кроме того, документы подразделяются на первичные (содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок, новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов) и вторичные (содержащие результаты аналитико-синтетической и логической переработки одного или нескольких первичных документов или сведения о них). Как первичные, так и вторичные документы подразделяются на опубликованные
(издания) и непубликуемые. В числе первичных документов - книги (непериодические текстовые издания объемом свыше 48 страниц); брошюры (непериодические текстовые издания объемом свыше четырех, но не более 48 страниц). Книги и брошюры подразделяются на платные и бесплатные, а также на научные, учебные, официально-документальные, научно-популярные и, наконец, по отраслям науки и научным дисциплинам. Вторичные документы и издания подразделяют на справочные, обзорные, реферативные и библиографические. В справочных изданиях (справочники, словари) содержатся результаты теоретических обобщений, различные величины и их значения, материалы производственного характера. В обзорных изданиях содержится концентрированная информация, полученная в результате отбора, систематизации и логического обобщения сведений из большого количества первоисточников по определенной теме за определенный промежуток времени. Реферативные издания (реферативные журналы, реферативные сборники) содержат сокращенное изложение первичного документа или его части с основными фактическими сведениями и выводами. Реферативный журнал — это периодическое издание журнальной или карточной формы, содержащее рефераты опубликованных документов (или их частей). Библиографические указатели являются изданиями книжного или журнального типа, содержащими библиографические описания вышедших изданий.

 

 

26)Подготовка рефератов и умение выступать с устной информацией, стиль научной речи. Реферат – научно-исследовательская работа, представляющая собой краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов, учебных пособий, научных статей по заданной теме. В реферате студент излагает основные положения, содержащиеся в нескольких источниках, приводит различные точки зрения, обосновывает свое мнение по ним. Реферат состоит из титульного листа, оглавления - в нём последовательно излагаются названия пунктов реферата и указанием страницы, с которой начинается каждый пункт., введения - формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы, основной части- раскрываются намеченные в плане разделы. (Каждый из разделов, доказательно раскрывая отдельную проблему(вопрос) или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы.), заключение - отражает основные результаты проведённого исследования (выводы, содержащиеся в заключении, должны подтвердить достижение цели и задач, указанных во введении), и списка использованной литературы -это обязательный структурный элемент реферата, представляющий собой перечисление использованных автором при подготовке и написании реферата текстов-источников. . Объем реферата – не менее 5 и не более 15 страниц, отпечатанных через 1,5 интервала. В реферате следует сделать ссылки на использованные источники. Они должны быть оформлены в соответствии с установленным стандартом. Готовый реферат представляется преподавателю для проверки. Оценивая реферат, он учитывает умение студента работать с научной литературой, анализировать различные точки зрения по спорным вопросам, аргументировать свое мнение, навыки оформления ссылок, списка использованной литературы. Реферативное сообщение - устное публичное выступление, в ходе которого кратко излагается содержание подготовленного студентом письменного реферата. Продолжительность выступления - 5-10 минут. В течение этого времени выступающий должен сообщить о цели, задачах своего исследования, раскрыть основные пункты плана реферата, познакомить с выводами, представленными в его работе. Предполагается также, что референт должен уметь отвечать на вопросы преподавателя и студентов по содержанию его выступления. Реферативное сообщение отличается от самого реферата прежде всего объемом и стилем изложения, так как учитываются особенности устной научной речи и публичного выступления в целом. Устная речь, и устная научная в том числе, - это речь звучащая. Поэтому в ней большую роль играет интонация (мелодика речи, громкость и длительность, темп и тембр произнесения). Важны также место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.