Работа логопеда с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.
В логопедической группе логопед и другие специалисты проводят для родителей открытые и совместные занятия, пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. Автором специально для родителей, дети которых посещают логопедические группы, разработана серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» (см. прил. 3). Эти методические пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребенку возмож-
ность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемымив логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями Программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Так, дети четырехлетнего возраста впервые начинают проявлять стремление к интеллектуальному общению со взрослыми, задают много проблемных вопросов. Родители должны учитывать эту особенность малышей и не оставлять без внимания их вопросы. Особенно это касается детей с речевой патологией, плохо и мало говорящих. Речевую активность таких детей родители должны поддерживать и всячески стимулировать. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет способствовать преодолению отставания в речевом развитии.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней работы с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.
Система коррекционно-развивающей работы...
СРЕДНЯЯЛОГОПЕДИЧЕСКАЯГРУППА
| В свою очередь работа с детьми седьмого года жизни строится на систематизации полученных ранее знаний, что создаст предпосылки для успешной подготовки детей к обучению в школе.
На эти особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».
Организация коррекционно-развивающей работы
Организация коррекционно-развивающей работы
В средней логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 занятий (при 11в массовой группе1), четыре дня по три занятия и один день — два занятия. При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня. Например:
Понедельник — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Вторник — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Среда — утро — 3 занятия, вечер — нет занятий. Четверг — утро — 2 занятия, вечер — 1 занятие. Пятница — утро — 2 занятия, вечер — нет занятий.
Примерная сетка занятий на неделю2
Ознакомление с окружающим (предметный мир,
явления общественной жизни, природное окружение).... 1 занятие
Развитие речи. Ознакомление с художественной
литературой....................................................................... 1 занятие
Развитие элементарных математических представлений 1 занятие
Рисование, лепка (чередуются через неделю)................. 1 занятие
Конструирование, аппликация
(чередуется через неделю)................................................ 1 занятие
Музыкальное...................................................................... 2 занятия
Физкультурное.................................................................. 2 занятия
Подгрупповое логопедическое......................................... 4 занятия
Подгрупповое занятие с психологом............................... 1 занятие
ЛФК (выносятся за сетку как лечебные процедуры)....... 2 занятия
1 Программа воспитания... Под ред. М. А. Васильевой и др.
2 Занятие логоритмикой проводится логопедом и музыкальным руководителем вместо музыкального занятия 1 раз в две недели.
26__________________________________ Средняя логопедическая группа
Примерный режим дня
Прием детей, игры, утренняя гимнастика................... .....7.30—8.20
Подготовка к завтраку, завтрак........................................ 8.20—8.50
Подготовка к занятиям...................................................... 8.50—9.00
1-е занятие воспитателя
и 1-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.00—9.15
2-е занятие воспитателя
и 2-е подгрупповое логопедическое занятие................... 9.25—9.40
3-е занятие воспитателя
и 3-е подгрупповое логопедическое занятие................. 9.50—10.05
Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми,
подготовка к прогулке, прогулка.................................. 10.05—12.00
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа
логопеда с детьми.......................................................... 12.00—12.25
Подготовка к обеду, обед.............................................. 12.25—12.55
Подготовка ко сну, сон.................................................. 12.55—15.00
Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры.. 15.00—15.20
Подготовка к полднику, полдник.................................. 15.20—15.40
Вечернее занятие........................................................... 15.45—16.00
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,
свободная деятельность детей...................................... 16.00—16.15
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой............ 16.15—18.00
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|