OCHОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КРАНОВ
Основными параметрами пневмоколесных и железнодорожных кранов (как ивсех других стреловых кранов) являются грузоподъемность, производительность, вылет и длина стрелы, высота подъема грузоподъемного крюка, угол поворота, скорость подъема груза, скорость поворота и скорость передвижения, угол подъема пути, преодолеваемый при передвижении, время изменения вылета стрелы, мощность двигателя, основные и габаритные размеры, а также вес, давление на колесо при работе и передвижении крана.
Грузоподъемностью – называется вес наибольшего груза, который можно поднять краном при сохранении необходимого запаса устойчивости и прочности его конструкции.
Грузоподъемность крана измеряется в тоннах (т) или килограммах {кг). Наибольшая грузоподъемность соответствует наименьшему вылету стрелы, и по мере увеличения вылета стрелы грузоподъемность крана уменьшается. Грузоподъемность крана зависит от расстояния между его опорами, вследствие чего грузоподъемность одного и того же крана. по устойчивости может быть различной при продольном и поперечном положении стрелы, если расстояние между опорами в продольном и поперечном направлениях различно, как при работе без выносных опор, а также и при работе на выносных опорах, применение которых увеличивает опорную базу крана.
Производительностью крананазывается количество грузов, перегружаемых в единицу времени. При перегрузке штучных грузов производительность измеряется в тоннах в час (т/ч), а при перегрузке сыпучих материалов — в т/ч или в кубических метрах в час (м3/ч).
Производительность зависит не только от тех или иных параметров, конструкции, типа и размеров крана, но также и от условий его работы, вследствие чего она для каждого крана не является постоянной величиной.
В характеристике крана часто указывается теоретическая или техническая производительность крана. Теоретическая производительность определяется расчетом, исходя из расчетных скоростей движения крана, по условной схеме работы и при условном режиме.
Техническая производительность является наибольшей практически возможной величиной производительности, полученной при определенных условиях непрерывной работы крана иполном использовании всех его возможностей.
Рис. 2.4. Основные и габаритные размеры крана
Для учета работы крана и определения степени его использования существуют директивные нормы производительности, исчисляемые по тоннам максимальной грузоподъемности крана. Так, например, при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на строительстве годовая директивная норма составляет 7500 т на каждую тонну максимальной грузоподъемности крана. Таким образом, при грузоподъемности крана 10 т годовая директивная норма его будет т/год.
Вылетом стрелы, или вылетом крюка Б и Б1называется расстояние от оси вращения крана до вертикальной оси, проходящей через центр крюковой обоймы или вернее через центр тяжести поднимаемого груза (рис. 2.4.).
Длина стрелы (Д) определяется расстоянием между центрами оси пяты стрелы и оси головных блоков. Эта длина называется расчетной в отличие от конструктивной длины.
Графическое изображение зависимости грузоподъемности крана и высоты подъема крюка от вылета стрелы.
Зависимость грузоподъемности крана и высоты подъема крюка от величины вылета стрелы, может быть представлена в виде графика (рис. 2.5). На этом графике по горизонтальной оси откладывают величину вылета стрелы от оси вращения крана в метрах, а по вертикальной оси — грузоподъемность крана в тоннах и высоту подъема крюка в метрах, соответствующие каждому данному вылету стрелы.
Рис. 2.5. Зависимость грузоподъемности крана и высоты
подъема крюка от вылета стрелы:
1 – кривая грузоподъемности крана; 2 — кривая высоты подъема крюка.
Пользуясь таким графиком, можно легко определить грузоподъемность крана и высоту подъема крюка для любого вылета стрелы. Для того чтобы узнать, например, какую грузоподъемность имеет данный кран при вылете стрелы 6м, нужно от оси вращения крана отмерить по горизонтали данный вылет и провести прямую линию вверх (как это показано на рис. 2.5.) до пересечения ее с кривой 1, изображающей грузоподъемность, а затем от точки пересечения этих линий провести горизонтальную линию влево. Пересечение горизонтальной линии с вертикальной осью даст точку, соответствующую искомой грузоподъемности, равной 2т. Для определения высоты подъема крюка при том же вылете стрелы проводят от отметки 6м вертикальную линию до пересечения с кривой 2, наибольшей высоты подъема крюка, а от точки пересечения этих линий проводят горизонтальную линию влево. В пересечении горизонтальной линии с вертикальной осью получим точку, соответствующую высоте подъема крюка, равной 5,6м.
Углом поворота крана называется угол, на который можно повернуть поворотную часть крана. У полноповоротных кранов этот угол равняется 360°.
Скоростью подъема груза называется величина перемещения груза в метрах (по вертикали) в единицу времени. Эта скорость измеряется в метрах в минуту (м/мин) или в метрах в секунду (м/с).
Частотой вращения поворотной части крана (п) называется число оборотов, которое может сделать поворотная платформа крана в одну минуту (об/мин). Частота вращения не зависит от вылета стрелы и для каждого крана является величиной постоянной в том случае, если не изменяется частота вращения вала двигателя и включение механизма вращения осуществляется без применения фрикционных муфт. Линейная же скорость перемещения груза с увеличением вылета стрелы увеличивается.
У большинства кранов с одномоторным приводом частота вращения вала двигателя может изменяться в широких пределах и включение поворотного механизма производится при помощи фрикционной муфты реверса, что даст возможность значительно уменьшить скорость вращения поворотной части крана против номинальной. При этом быстрое увеличение скорости при разгоне или резкое замедление при торможении вызывают сильное раскачивание груза, угрожающее устойчивости крана и целости груза. Для предотвращения этого поворот крана нужно производить плавно, что достигается снижением частоты вращения вала двигателя при плавном включении фрикционных муфт и постепенным торможением.
Скоростью передвижения крана называется путь, проходимый им в единицу времени, измеряется в километрах в час (км/ч).
Временем изменения вылета стрелы называется время, за которое стрелу можно поднять из положения, соответствующего наибольшему вылету, в положение при наименьшем вылете или опустить из положения, соответствующего наименьшему вылету, в положение наибольшего вылета стрелы. Это время измеряют в секундах или в минутах. У некоторых кранов время подъема стрелы и время опускания могут, быть различными.
Мощность силовой установки крана определяется мощностью двигателя внутреннего сгорания — л/с, либо электрического— кВт.
У многомоторных кранов, питаемых током от сети посредством кабеля, указывается суммарная мощность установленных электродвигателей в кВт.
Габаритными размерами крана (см. рис. 2.5) называются его наибольшая длина (д и д1), ширина (ш), высота (в) и радиус (р), описываемый поворотной частью крана. Длину крана обычно считают без стрелы. В этом случае, когда надо показать общую длину крана (учитывая и стрелу), делается оговорка — габарит длины со стрелой (д1). Габаритом высоты принимают высоту крана при опущеннойстреле (в). В том же случае, когда надо указать размер габарита с поднятой стрелой, делают оговорку — габарит высоты со стрелой, поднятой вверх (в).
Основными размерами крана называются ширина колеи, расстояние между центрами колес (с) и тележек ходовой части, расстояние от оси поворота (пяты) стрелы до оси вращения крана (к) и от поверхности пути передвижения крана до оси вращения (пяты) стрелы (k1), расстояние между выносными опорами в продольном и поперечном направлениях, размеры ходовых колес и другие размеры, характеризующие конфигурацию и эксплуатационные данные крана.
УСТОЙЧИВОСТЬ КРАНОВ
Пневмоколесные и железнодорожные краны являются свободно стоящими кранами, устойчивость которых против опрокидывания обеспечивается только их собственным весом. Центр тяжести поднимаемого груза находится за пределами опорного контура крана, вследствие чего груз является опрокидывающей нагрузкой (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Схема расположения нагрузок, действующих на кран при подъеме груза:
а — при горизонтальном расположении крана;
б — при расположении крана под уклоном.
Центр тяжести конструкции крана, если он устойчив, всегда находится внутри опорного контура. Моментом, удерживающим кран от опрокидывания, или так называемым восстанавливающим моментом является произведение веса А крана на расстояние в от центра тяжести крана до ребра опрокидывания:
Мвос = А в, (2.38)
Опрокидывающим моментом является произведение веса поднимаемого груза Г на расстояние а от центра тяжести груза до ребра опрокидывания крана:
Мопр = Г а, (2.39)
Соотношение между восстанавливающим и опрокидывающим моментом и определяет степень устойчивости крана и называется коэффициентом устойчивости крана Куст:
, (2.40)
Согласно правилам Государственной инспекции Котлонадзора, коэффициент устойчивости кранов должен быть не менее 1,4.
Кроме веса груза, опрокидывающие нагрузки составляют также: инерционные силы, возникающие при торможении опускаемого груза или стрелы, центробежная сила, появляющаяся при вращении крана, ветер, когда он направлен в ту же сторону, в которую действует опрокидывающий груз. С учетом всех этих дополнительных, нагрузок коэффициент устойчивости Куст должен быть не менее 1,15.
Устойчивость крана, стоящего под уклон, уменьшается, так как при этом уменьшается восстанавливающий момент вследствие того, что уменьшается расстояние в от центра тяжести крана до ребра опрокидывания, которое, как видно из (рис. 2.6, б), становится равным в1 меньшим в.
Учитывая все это, при работе крана для уменьшения дополнительных опрокидывающих нагрузок надо все движения делать плавно, а при работе крана под уклон выносные опоры ставить так, чтобы уклон не превышал 3°.
Проверка устойчивости каждого крана производится по методике, установленной и утвержденной Главной Государственной инспекцией Котлонадзора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|