Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Особенности проектирования грузоподъемных машин

БАКШЕЕВ В. Н.

КУРСОВОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ПО

ГРУЗОПОДЪЕМНЫМ

МАШИНАМ

Б.19.

УДК 625.08. (075); 69.057.7:629

Бакшеев В.Н. Курсовое проектирование по грузоподъемным машинам. Учебное пособие для строительных ВУЗов. – Тюмень, ТюмГАСУ, 2009. – 198 с.

В пособии изложена методика курсового проектирования грузоподъемных машин, даны указания по выполнению учебных проектов в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и приведены примеры проектных решений с расчетами и чертежами.

© Бакшеев В.Н.

ОГЛАВЛЕНИЕ

С.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………………… 2

Введение ... …………………………………………………………………………… 5

 

Глава 1. Курсовое проектирование ……………………………………………….. 6

1.1. Основные положения ………………………………………………….... 6

1.2. ЕСКД в учебном проектировании ……………………………………… 6

 

Глава. 2. Особенности проектирования грузоподъемных машин …………….. 7

2.1. Методические указания ………………………………………………… .. 8

2.2. Расчетная часть ……………………………………………………………. 36

 

Глава 3. Примеры проектирования машин ……………………………………. 100

3.1. Кран башенный КБ-8 …………………………………………………… 101

3.2. Кран автомобильный КС-55729 ……………………………………….. 145

 

Общий список использованных литературных источников ………. 186

Приложение ……………………………………………………………….. 187

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Курсовое проектирование по грузоподъемным машинам» охватывает тематику кранов, где рассматриваются следующие вопросы: общие положения, курсовое проектирование кранов, даются необходимые указания студенту как начинающему проектанту.

Цель курсового проектирования – постепенно научить студента методике реального проектирования и подготовить его к выполнению дипломного проекта. В предлагаемых образцах студенческих проектных решений даны общие виды кранов, сборочные чертежи узлов (сборочных единиц), приведены последовательность и особенности расчетов учебных проектов.



Степень полноты разработки проектных примеров различна, поскольку это лишь примеры основных частей возможных студенческих разработок. Тематика и некоторые особенности проектных решений выбирались с учетом современных зарубежных аналогов, патентных и других конструкций, приведенных в специальной и периодической литературе. Ряд примеров выполнен по материалам профессора кафедры МиАС В.Н. Бакшеева.

 

 

Введение

Курсовое проектирование имеет целью закрепить и систематизировать знания учащихся по общетехническим и специальным предметам, развить навыки учащихся в самостоятельной работе и научить их практически применять полученные теоретические знания при решении вопросов производственно-технического характера.

Работа студента над проектом начинается с составления эскизного решения, а последующая разработка выполняется так же, как разрабатывается часть полного технического проекта. Компоновки, расчеты и конструирование осуществляется взаимосвязано, правильно чередуясь согласно консультации руководителя.

Студент должен выполнить проект к заданному сроку. При защите проекта он должен знать и уметь обоснованно доложить:

1. Назначение и область применения спроектированной им машины, выполняемые ею в ходе технологического процесса операции, технологические и компоновочные схемы машин, выполняющих подобные или аналогичные работы.

2. Назначение деталей, узлов, механизмов и выполняемую ими работу.

3. Схему расчета действующих нагрузок и сопротивлений для узла, детали.

4. Основные формулы для расчета конструктивных элементов.

5. Методы определения мощности и других показателей машины.

Защита проводится публично.

 

Глава 1. Курсовое проектирование

1.1. Основные положения

Курсовое проектирование ведется по материалам общих и специальных курсов. В процессе работы над проектом студент должен закрепить и практически применить знания по техническому черчению в соответствии с ЕСКД, по методам составления расчетных схем, расчетов и выбору основных машиностроительных материалов. Практически изучить основы проектирования, конструирования и компоновки машин. Предполагается, что проектирование и конструирование типичных узлов и деталей без строгой конкретизации машины, в основном, изучено студентами по курсам деталей машин и теории машин и механизмов.

1.2. ЕСКД в учебном проектировании

С введением Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) реализуется комплектование и оформление проектной документации в высших учебных заведениях (приказ 634 по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 17 сентября 1970 г.).

Основные требования:

1. Обеспечить единство правил выполнения и оформления конструкторской документации, возможность производства изделия по документации, выполненной на другом предприятии.

2. Предусмотреть возможность использования средств вычислительной техники при обработке информации, содержащейся в конструкторских документах.

3. Учитывать международные рекомендации.

Единая система конструкторской документации реализует элементы автоматизации и механизации процесса проектирования.

Для усвоения основных положений ЕСКД даются пояснения:

Чертеж общего вида определяет конструкцию изделия, взаимодействие его основных составных частей и поясняет принципы его работы.

Сборочный чертеж содержит изображение изделия, данные, необходимые для его сборки и контроля.

Чертеж детали содержит изображение детали, данные для ее изготовления и контроля.

На схеме изображаются условно составные части изделий и связи между ними.

Пояснительная записка содержит описание устройства, принцип действия, обоснование (в том числе расчетное) принятых технических и технико-экономических решений.

Расчет содержит расчеты параметров и величин (кинематических, прочностных и др.).

 

Глава 2. Особенности проектирования грузоподъемных машин

2.1. Методические указания

 

  Федеральное агентство по науке и образованию Тюменский государственный архитектурно-строительный университет     Кафедра «Механизации и автоматизации строительства» (МиАС)     ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ     Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» по дисциплине: «Механизация и автоматизация в строительстве»     Тюмень 2009

 

Методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» по дисциплине: «Механизация и автоматизация в строительстве» разработаны д-ром с.- н., профессором В.Н. Бакшеевым

 

Рецензент: Н.В. Храмцов, д-р техн. наук, проф. кафедры МиАС

 

Учебно-методический материал утвержден на заседании кафедры МиАС:

протокол № _____ от «___» __________ 2009 г.

 

 

Учебно-методический материал утвержден УМС университета:

Протокол № _____ от «___» __________ 2009 г.

 

© Бакшеев В.Н., 2009

 

Содержание С. Введение ………………………………………………………………………… 3 1. Общие вопросы курсового проектирования ……………………………….. 5 Выбор темы курсового проекта …………………………….………….... 5 Исходные данные на проектирование ………………………………….. 5 Работа над курсовым проектом …………………………………………. 8 2. Содержание и оформление курсового проекта ………………………… 15 Структура пояснительной записки ………………………………….. 15 Оформление пояснительной записки ………………………………… 21 Оформление графической части проекта ……………………………. 25 Список использованных источников ………………………………………. 27 Приложения ………………………………………………………………….. 28 Приложение 1. Перечень тем курсовых проектов …………………………. 28 Приложение 2. Типовой титульный лист курсового проекта ……………. 32 Приложение 3. Типовая форма задания на курсовое проектирование … 33 Приложение 4. Типовая форма первого листа пояснительной записки (разделов ПЗ) ……………………………………………. 34        

 

Введение Курсовое проектирование занимает одно из основных мест в деле подготовки молодых специалистов и является заключительным этапом подготовки инженеров-строителей, в процессе которой они приобретают навыки практического использования знаний, полученных в период обучения в университете. Работа над курсовым проектом позволяет студентам получить практические навыки в решении инженерных задач по охране труда в строительстве, показать уровень подготовки и умение пользоваться персональными компьютерами, нормативной, справочной, учебной и научной литературой. Цель методических указаний – закрепить и систематизировать знания студентов по общетехническим и специальным предметам, развить навыки в самостоятельной работе и научить их практически использовать теоретическую подготовку в решении вопросов производственно-технического характера. Особое внимание следует обращать на безопасность технологических процессов, охрану труда в процессе эксплуатации машин и технико-экономическое значение проектируемого объекта. Студент должен рассматривать машину как средство механизации строительных работ, дающее определенный экономический эффект, позволяющее сохранить здоровье обслуживающему персоналу и окружающую среду.    
  1. Общие вопросы курсового проектирования 1.1. Выбор темы курсового проекта Выбор темы курсового проекта осуществляется из перечня тем (приложение 1). При получении темы курсового проекта студенту выдаются исходные данные по варианту расчета основной части проекта, определяемые полученной темой; разделов пояснительной записки; перечня и содержания графических работ; сроков представления проектов на проверку и защиту. Проект должен отвечать требованиям ГОСТ, СНиП, РД на основные графические обозначения конструкций, силовых и кинематических схем, принятым современным обозначениям сил и моментов сил, веса, массы, давления и др.; требованиям охраны труда и техники безопасности; единицы физических величин, их наименования, обозначения и размерности должны быть представлены в соответствии с международной системой единиц (СИ); графические материалы – чертежи, схемы, основные и дополнительные надписи, выносные и размерные линии, шрифты и т.д. – в соответствии с ГОСТ 2.104-68 по курсу инженерной графики. Перечень тем курсовых проектов для специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» по дисциплине (курсу) «Механизация и автоматизация в строительстве» приведен в (прилож. 1). Титульный лист и задание на проектирование оформляются на типовых бланках (прилож. 2, 3), подписываются студентом, преподавателем-руководителем проекта. 1.2. Исходные данные на проектирование Объем и содержание исходных данных определяются темой курсового проекта и включает следующее: 1. Вид, тип (марку) строительной машины, а также вид исполняемых строительных работ и условий их производства – природно-климатические, грунтовые, ветровые и т.п. 2. Данные к расчету устойчивости машины. 3. Требования к приборам и устройствам безопасности строительной машины. 4. Требования к охране труда и безопасности эксплуатации машины.  
     

 

1.3. Работа над курсовым проектом Работу над курсовым проектом целесообразно разделить на этапы. Первый этап состоит в разработке студентом генерального и ситуационного планов объекта строительства, строительной площадки и рабочей зоны строительной машины и расчета их допустимых параметров в соответствии с требованиями СНиПов и РД; согласовании полученных результатов (эскизов нанесенными размерами и экспликацией зданий, сооружений, установок, площадок складирования, инженерных коммуникаций, границ рабочих зон строительных машин, зон постоянно действующих опасных производственных факторов, формируемых строительными машинами, а также зон вероятного появления опасных факторов в аварийных и других нештатных ситуациях) с консультантом и руководителем проекта. Второй этап состоит в уточнении параметров строительной машины, ее технических характеристик, основного и вспомогательного, или дополнительного, оборудования и их соответствия заданным условиям работы и характеристикам разработанных генерального и ситуационного планов; окончательном выборе модели строительной машины и ее исполнения; согласовании полученных результатов с руководителем проекта. Материалы курсового проекта, полученные в процессе выполнения первого и второго этапов работы составляют, как правило, содержание первого раздела расчетно-пояснительной записки (общей части) и первого листа графического материала курсового проекта.

 

Третий этап посвящен техническому выполнению основной (специальной) части проекта – расчетам; с целью установления требуемой последовательности расчетов – разработки соответствующих расчетных схем, расчета и нанесения на них сил и моментов сил действующих нагрузок и иных необходимых параметров, а также с целью сокращения количества ошибок и времени расчетов и для лучшей ориентации студента в системе проведенных им расчетов и большей полноты оценки их руководителем, рекомендуется составлять сквозные сводные таблицы результатов расчетов по какому-либо заданному параметру от исходных данных до конечного результата, что позволит своевременно выявить возможные несоответствия и погрешности (ошибки) проведенных расчетов. Одним из важнейших вопросов на этой стадии выполнения проекта является оценка промежуточных результатов – студенту, не имеющему практического опыта, трудно самому оценить результаты расчетов, поэтому он должен обратиться к руководителю или консультанту, имея в виду, что курсовой проект, как правило, содержит в себе элементы дипломного проекта, которые студент может использовать при работе над дипломным проектом. Ответственность за принятые решения, правильность представленных разработок и расчетов, оформления курсового проекта несет студент – автор проекта. Четвертый этап включает в себя оформление графического материала и окончательную доработку пояснительной записки и должен иметь достаточное количество времени как на доработку проекта, так и на устранение замечаний консультанта и руководителя после сдачи курсового проекта на кафедру для проверки; для подписания проекта консультантом, руководителем и заведующим кафедрой МиАС перед его защитой. Периодически, в определенные сроки, руководитель контролирует процесс выполнения курсового проекта и, при необходимости, принимает соответствующие меры.  

 

2. Содержание и оформление курсового проекта Курсовой проект состоит из пояснительной записки (ПЗ) в объеме 30-40 страниц машинописного текста и графического материала, который включает 1-3 листа чертежей формата А1.   2.1. Структура пояснительной записки Пояснительная записка должна включать в указанной последовательности: - титульный лист; - задание на курсовое проектирование; - изменения и дополнения к заданию по курсовому проектированию, если это окажется необходимым; - реферат; - содержание; - введение; - общую часть; - специальную часть; - заключение; - список используемых источников; - приложения. Все разделы следует излагать кратко, используя для представления конечных результатов таблицы, графики и диаграммы. Сокращение слов в тексте и надписях является недопустимым за исключением общепринятых случаев, предусмотренных ГОСТ 7.12-77 и ГОСТ 2.316-68.  
2.1.1. Титульный лист, задание, изменения и дополнения к заданию по курсовому проектированию выполняются по форме, приведенной в (прилож. 2, 3). 2.1.2. Реферат составляется в соответствии с ГОСТ 7.9-77 и должен содержать: - сведения об объеме проекта, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников; - перечень ключевых слов или словосочетаний, в наибольшей степени характеризующих содержание проекта, которые печатаются в именительном падеже прописными буквами в строчку через запятые; - текст реферата, который должен в краткой форме отражать цель работы, основную суть работы, использованные методы расчета, полученные результаты и их анализ, выводы. Объем реферата не должен превышать одной страницы. 2.1.3. Содержание состоит из перечня разделов и подразделов с указанием номера страницы их начала. 2.1.4. Введение должно в краткой форме отражать роль и значение механизации и автоматизации строительных работ; значение строительных машин того класса, который определен темой и заданием на курсовое проектирование, в выполнении соответствующих им видов строительных работ и технологических процессов; вопросы их безопасной эксплуатации и обобщенную цель курсового проекта. 2.1.5. Общая часть включает основные сведения об объекте проектирования – основные конструктивные узлы устройства машины и ее исполнений; основное и дополнительное рабочее оборудование и виды работ посредством которых они выполняются, технические характеристики машины и характеристики условий ее эксплуатации; обоснование необходимости постановки и решения вопросов и задач специальной части проекта, обусловленную требованиями подготовки студентов, в данном случае, по специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств».  

 

Название общей части формулируется кратким, обобщающим, включающим в себя элементы названия темы и задания по курсовому проектированию, например: 1. Краны башенные серии КБ-408. Технические характеристики, область применения, условия и требования эксплуатации. Техническое описание базовой модели крана и его исполнений. Область применения (например – гражданское, жилищное строительство с высотой возводимых зданий до 50 м с максимальным весом единичных-неразъемных – конструкций до 10 м, с зоной обслуживания с одной точки до 30 м; передвижной, рельсовый и т.д.) ……………… 2.1.6. Специальная часть курсового проекта предназначена для решения достаточно узкой, но центральной инженерно-технической задачи, непосредственно связанной, в данной тематике, со спецификой специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств». Название специальной части должно в большей мере соответствовать названию темы и содержанию задания курсового проекта, например: 2. Расчет устойчивости. Технологические и противоаварийные защиты. Автоматизация Виды устойчивости кранов и условия для их расчета Расчет устойчивости крана КБ-408 для заданных условий. (Перечень исходных, дополнительных данных в соответствии с вариантом задания; расчетные схемы крана – геометрических параметров крана; действующих сил и моментов сил, формулы их определения и т.д.; обозначения, размерности, надписи, выносные и размерные линии – в соответствии с ГОСТ, ЕСКД, СИ и т.д.; в конце расчета – резюме о соответствии заданных параметров – грузоподъемности на заданных вылетах крюка, силы ветрового давления, угловых уклона опорной площадки и др. нормированным значениям коэффициентов устойчивости, рекомендации по изменению заданных параметров и условий для обеспечения требуемой устойчивости кранов).

 

Технологические и противоаварийные защиты кранов. (Рассматриваются виды защит для крана заданной модели; характеристики защит, недостатки, пути совершенствования и т.д.). Автоматизация кранов (рассматриваются средства и системы автоматизации заданного крана; указывается на необходимость разработки и повсеместной установки на кранах регистраторов параметров – РП – как завершающей и обобщающей стадии автоматизации защит кранов, обеспечивающих, безопасность их работы и эксплуатации в целом). 3. Охрана труда в процессе эксплуатации кранов (рассматриваются опасные производственные факторы – постоянно действующие, вероятного появления – формируемые краном в процессе эксплуатации; рассматриваются и определяются границы опасных зон в зависимости от действующих опасных факторов; разрабатываются меры и мероприятия по охране труда – от организации рабочей площадки, рабочей зоны крана; анализа его технологических, противоаварийных защит и автоматизации с позиций охраны труда и производственной безопасности – до ограждений зон, предупреждающих табличек, надписей и допуска персонала в охранную зону крана. Мероприятия по технической эксплуатации крана – экспертиза технического состояния, дефектовка – выбраковка конструктивных узлов, элементов конструкции, стрелово-грузовой оснастки – канатов, блоков, полиспастов, грузозахватных устройств и т.д. – вследствие их износа, воздействия эксплуатационных нагрузок, превышающих расчетные и т.п.; требования нормативных документов, нормы износа и выбраковки; испытания грузоподъемных машин, организация надзора за техническим состоянием кранов; виды и формы документации сопровождения по установлению технического состояния кранов и надзору за ним – акты, протоколы, заключения комиссий, предписания и т.д.; подведомственность службы охраны труда, службы обеспечения технической безопасности эксплуатации кранов органом Госгортехнадзора, Госэнергонадзора).  

 

2.1.7. Заключение должно отражать основные конкретные результаты выполнения проекта по теме и заданию на курсовое проектирование, содержать оценку его результатов заданным условиям, показать взаимосвязь частей проекта и результатов – расчетов, анализа, сопоставлений – с доминирующей, для специальности 280102, темой обеспечения безопасности технологических процессов и строительно-монтажных работ, для рассматриваемой, в качестве примера, темы, при эксплуатации, в данном случае, башенных кранов. 2.1.8.Список использованных источников -выполняется в соответствии с ГОСТ 7.1-84. Список источников следует составлять в порядке первого упоминания источника в тексте пояснительной записки. Ссылки на литературные источники в тексте записки целесообразно делать лишь в тех случаях, когда источник содержит оригинальные сведения, новые нормативы, специальные формулы, схемы и т.п. Ссылаться на литературу, содержащую общепринятые методы расчетов или общеизвестные учебные и справочные сведения, не следует. При ссылке нужно указать в квадратных скобках тот порядковый номер, который источник имеет в списке литературы, приводимом в конце пояснительной записки. Если в качестве литературного источника приводится книга, написанная не более, чем тремя авторами, то сведения о ней записываются в следующем порядке: Фамилии и инициалы авторов, название книги, номер тома, место издания (город), название издательства, год издания и количество страниц в данной книге. Все названия пишутся полностью. Сокращения допускаются только в названиях городов Москва и Санкт-Петербург (Ленинград), которые обозначаются первыми буквами – «М», «СПб», «Л». Например: 3. Добронравов С.С., Дронов В.Г. Строительные машины и основы автоматизации. Учебник для строительных вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 575 с. Если книга написана более, чем тремя авторами, сведения о ней размещают в таком порядке: название книги, косая черта, инициалы и фамилии авторов (всех или первых из указанных в списке), номер тома, место издания, название издательства,

 

год издания, количество страниц. Например: 5. Справочник по кранам/ В.И. Брауде, М.М. Гохберг, И.Е. Звягин, А.А. Ковин и др.; /Под общ. ред. М.М. Гохберга. Том.1. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1988. – 536 с. Если книга написана многими авторами, но на титульном листе ее указана только фамилия общего редактора книги, то в списке приводятся следующие сведения: 6. Справочник по кранам/Под общ. Ред. М.М. Гохберга. Том.2. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1988. – 559 с. Если источником является научная статья, написанная не более, чем тремя авторами, и опубликованная в журнале или другом периодическом издании, сведения о ней записываются следующим образом: 11. Лизгунов В.Е., Бугреев Ю.В. Современные конструкции ограничителей грузоподъемности подъемно-транспортных машин// Подъемно-транспортное оборудование: Обзор. М.: ЦНИИТЭИтяжмаш. – 1980. - № 6-80-36, - с. 61. Если журнальная статья написана более, чем тремя авторами, сведения о ней располагаются в следующем порядке: 12. Модернизированный электронный универсальный ограничитель грузоподъемности кранов/ Малышев Л.П., Новак И.Т., Немешаев С.М. и др.// Механизация и автоматизация производства, 1980, № 7. – С. 7-12. В том случае, когда статья опубликована в сборнике трудов ВУЗа или НИИ, либо научного семинара, симпозиума или конференции, в списке использованных источников делается следующая запись: 20. Гниломедов Г.И., Орлов А.Н. Исследование гибкой подвески грейферов портальных кранов и перегружателей// Труды ЛИВТ, 1976, № 155. - С. 31-38. Если число авторов научной статьи более трех, то их фамилии помещаются после названия статьи, аналогично порядковому № 12, приведенному выше.

 

 

2.1.9. Приложения. В текст пояснительной записки следует включать не весь первичный материал, а лишь ту его часть, которой достаточно для полноты восприятия проделанной работы. Необходимый вспомогательный материал может быть вынесен в приложения. В приложения следует включать программы расчетов, числовые промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, справочные таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, а также акты, протоколы и формы нормативно-технической документации – наряды-допуски, заключения, предписания органов Госгортехнадзора и Энергонадзора, если они упоминаются в тексте пояснительной записки. Приложения помещаются в конце пояснительной записки. Каждое приложение начинается с новой страницы и должно иметь тематический заголовок. В верхнем правом углу страницы пишется слово «Приложение» и, если в записке более одного приложения, то указывается его номер арабскими цифрами, например: Приложение 3 Механические (опорные) характеристики грунтов Если одно приложение занимает более одной страницы, то на последующих его страницах в правом верхнем углу пишется: Продолжение приложения 3 Приложения располагаются и нумеруются в порядке первой ссылки на них в тексте пояснительной записки. 2.2. Оформление пояснительной записки Пояснительная записка оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-68. Текст пояснительной записки (ПЗ) делится на разделы, подразделы, пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами с последующей записью наименования. Точка после заголовка не ставится и перенос слов в заголовке не допускается. Номер раздела состоит из одного числа с точкой, наименование записывается прописными буквами жирным шрифтом в центре страницы. Номер подраздела состоит из двух чисел, разделенных точкой, первая из которых указывает номер раздела, вторая – номер подраздела в данном  
разделе; наименование подраздела записывается также строчными буквами жирным шрифтом в центре страницы, например: 2.2.3. Расчет ветрового статического давления (второй раздел, второй подраздел, пункт третий) Разделы нумеруются в пределах пояснительной записки. Исключение составляют реферат, содержание, введение, заключение, список использованных источников и приложения, которые не нумеруются в качестве разделов, подразделов, пунктов и подпунктов пояснительной записки. Каждый из разделов начинается с новой страницы. Текст набирается на компьютере и распечатывается на принтере с одной стороны листа формата А4. При наборе текста применяются следующие настройки: - шрифт основной – № 14; - междустрочный интервал – 1,0-1,5; - поля страниц, мм: верхнее – 20; нижнее – 25; левое – 30; правое – 10-15; - расстояние от края до колонтитула: верхнего – 5 мм; нижнего – 17 мм; при этом расстояние от нижнего края страницы до ее номера будет не менее 10 мм; (поля страниц и размеры колонтитула указаны для ПЗ без форматных рамок); - расстояния между заголовками и текстом, между заголовками разделов и подразделов, между формулой и тестом – одна пустая строка; - номер страницы ставится внизу в ее центре; - форматирование текста – «по ширине», заголовок и подзаголовок – «по центру». Допускается, в качестве обоснованного исключения, рукописное изложение текста пояснительной записки наклонным чертежным шрифтом типа А по ГОСТ 2.304-81: для заголовков разделов – прописными буквами шрифта № 7; для подзаголовков разделов, заголовков подразделов, пунктов и подпунктов – строчными буквами шрифта № 7; основного текста – строчными буквами шрифта №5; расстояние между заголовками и текстом – одна пустая строка, между строчный интервал – минимальный шаг строк – для шрифта № 5 – 8 мм; № 7 – 11 мм (тип А).  

 

Все расчеты в курсовом проекте необходимо выполнять в международной системе единиц СИ (SI).В процессе расчета необходимо привести формулу, подставить в нее числовые значения буквенных обозначений и записать готовый ответ без промежуточных вычислений. При многократных повторяющихся однотипных расчетах нужно привести расчетную формулу, дать примеры, а результаты последующих расчетов свести в таблицу. Значения символов и числовых коэффициентов должны расшифровываться непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Значение каждого символа следует давать с новой строки. Первую строку начинают со слова «где», двоеточие после него не ставят. Уравнения и формулы следует выделять из текста свободными строками. Перенос в формулах разрешается только после арифметических знаков (равно, плюс, минус, умножить и т.п.). Обозначение единиц физических величин (размерность) следует помещать только после конечного результата вычислений. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела; номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой, и указывается с правой стороны листа напротив формулы в круглых скобках, например, (2.4) – четвертая формула второго раздела.  

 

Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом углу таблицы, над ее заголовком, помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера, который должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенной точкой; например, «Таблица 1.2» - вторая таблица первого раздела. В случае необходимости переноса части таблицы на другие страницы, над ними пишется, например, «Продолжение табл. 3.5». Ссылки на таблицы в тексте пояснительной записки производят следующим образом: при первом упоминании – например, «Результаты расчета опрокидывающих моментов приведены в таблице 2.7», при последующих – например, «Анализ моментов сил (см. табл. 2.7, 2.9), показывает…». Таблицы имеют горизонтальное деление (строки) и вертикальное (столбцы, колонки или графы). В верхней строке таблицы указываются наименования (заголовки, подзаголовки) граф – столбцов таблицы. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками. Если же подзаголовок представляет собой самостоятельное предложение, то его начинают с прописной буквы. Заголовки строк располагают в левой крайней графе – колонке таблицы и начинают с прописных букв. Графу – столбец «№ п/п» в таблицу не включают, а при необходимости порядковый номер строки указывается слева от нее арабскими цифрами и отделяется точкой. Все иллюстрации (схемы, графики, рисунки, диаграммы и т.д.), включаемые в текстовую часть пояснительной записки, именуются рисунками. Они обозначаются словом «Рис.» и нумеруются арабскими цифрами последовательно в пределах раздела, при том порядковый номер и название рисунка размещают непосредственно под рисунком по центру. Название записывается с прописной буквы и отделяется от номера точкой, в конце названия точка не ставится. Все кривые на каждом рисунке (если их несколько), должны быть пронумерованы, либо иметь буквенные обозначения, расшифровка которых может быть выполнена в тексте записки или в подрисуночной надписи. В последнем случае после названия рисунка ставится двоеточие и через дефис дается пояснение, что

 

означает каждая кривая, например: Рис. 2.5. Грузовые характеристики крана КБ-408: 1, 2, 3 – грузоподъемность при вылете крюка, соответственно – 35, 20 и 66 м; а, б, в – грузоподъемность для вылетов крюка, соответственно – 35, 50 и 66 м при установке стрелы под углом 30º   Ссылки на рисунки в тексте пояснительной записки оформляются также как и таблицы. Рисунки и таблицы следует помещать сразу же после того, как они впервые упомянуты в тексте и не далее, чем на следующей странице.   2.3. Оформление графической части проекта Графическая часть курсового проекта должна иллюстрировать текст и раскрывать содержание расчетно-пояснительной записки. Графическая часть проекта содержит 2-3 листа формата А1 (594 мм ´ 841 мм). Чертежи и схемы выполняются в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД). Каждый лист должен иметь внутреннюю рамку и штамп в соответствии с ГОСТ 2.104-68. Штамп располагается в правом нижнем углу листа (форма и размеры штампа приведены на рис. 2.1). Расстояние рамки от края листа: слева – 20 мм; сверху, внизу и справа – 5 мм.  

 

  Рис. 2.1. Основная надпись: а – для чертежей и схем; б - для текстовых документов; в – для последующих листов чертежей, схем и текстовых документов

 

 

Список использованных источников   1. Государственные стандарты СССР. Единая система конструкторской документации. Основные положения. – М.: изд-во стандартов, 1988. – 344 с. 2. Единая система конструкторской документации: справочное пособие. – М.: изд-во стандартов, 1986. – 280 с. 3. Александров К.К., Кузьмина Е.Г. Электротехнические чертежи и схемы. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 288 с. 4. Дипломное проектирование. Методические указания для специальностей 0634 «Электрификация и автоматизация горных работ» и 2103 «Автоматизация технологических процессов и производств»/ Сост. Гохберг Ж.Л., Козлов В.В. Тюмень: ТюмИИ, 1991. – 48 с.  

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.