|
Особенности синергетической картины мира
Синергетикой называют междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются взаимопереходы порядка и хаоса, понимаемые как процессы спонтанной самоорганизации и дезорганизации. Синергетика, выступающая как своеобразное интеллектуальное движение, интегральное направление современной естественнонаучной и социально-гуманитарной мысли, сравнительно молода. Можно, однако, полагать, что у нее благоприятные перспективы развития, ибо она отвечает на весьма глубокие духовные запросы жизни и значительно расширяет наши возможности постижения природного и социального бытия. Сущность бытия, исходя из позиций синергетики, видится не как статичное, незыблемое его определение, а как глубинная характеристика его становления, связывающая моменты устойчивости и изменчивости, упорядочения и разрушения прежнего порядка.
Синергия - это совместное действие множества элементов или участников определённого процесса, ведущее либо к сохранению в главном существующей его организации при наличии внешних и внутренних «возмущений», либо к появлению значимого нового качества путем расшатывания старого и установления нового порядка через самоорганизацию системы. Иными словами, синергия может быть креативна, созидательна, причем созидание, как правило, сопряжено с разрушением. Синергетика в чем-то схожа с диалектикой. Нужно, однако, учесть, что привычное понимание диалектики связано с утверждением, что источником развития является не столько единство противоположностей, сколько их борьба. Синергетика же, не отрицая противоречивости развития и, насколько это возможно, учитывая борьбу противоположных сил, тенденций, акцентирует вместе с тем созидательный потенциал именно совместного действия, объединяющего различные стороны и элементы, усилия и импульсы, взаимоотношения которых могут и не иметь характера борьбы.
Важную роль в становлении синергетики сыграли работы Ильи Романовича Пригожина (1917-2003), бельгийского ученого русского происхождения, который исследовал термодинамику неравновесных процессов. Эти исследования показали, что в состояниях, далеких от термодинамического равновесия, могут возникать самоподдерживающиеся упорядоченные структуры. Пригожин установил фундаментальную роль нестабильности в мировом бытии, способность хаотических совокупностей материальных объектов к самоорганизации. Термин «синергетика» ввел немецкий ученый Герман Хакен (р. в 1927), изучавший когерентное лазерное излучение как самоорганизующийся процесс и тоже пришедший к выводу, что в неравновесной открытой системе (получающей энергию извне) в результате флукту- аций (случайного отклонения физической величины от ее среднего значения) и конкуренции между различными коллективными движениями составляющих эту систему элементов утверждается упорядоченное состояние. Состояние это описывается одним или несколькими параметрами порядка. Такая система может состоять из огромного количества элементов, но их поведение подчиняется немногочисленным параметрам порядка, что означает весьма значительное уплотнение информации о состоянии системы и протекающих в ней процессах. Данное ее уплотнение, или сжатие, не является лишь результатом реализации нашего субъективного намерения, вытекающего из стремления к удобству описания сложной системы, а имеет вполне объективную основу. Подобное сжатие информации производит сама природа, и это становится почти наглядным в тех случаях, когда система изменяет свое макроскопическое состояние, как это имеет место, например, при фазовых переходах (изменение агрегатного состояния, переход в состояние сверхпроводимости). В каждом из таких переходов достаточно отчетливо выделяется управляющий параметр, и когда он достигает критического значения, система в целом сравнительно быстро переходит в новое макроскопическое состояние.
Первоначально синергетика выступала как область естественнонаучного исследования, в котором, как принято считать, нет места ссылкам на духовные побудительные причины происходящих изменений. Однако и Пригожин, и Хакен, создатели синергетики, будучи гуманитарно образованными людьми, имеющими весьма широкий кругозор, дали немало указаний на то, что развиваемые ими идеи могут оказаться значимыми, плодотворными также и в сфере познания человеческого бытия. Ведь синергетика, в одном из своих многочисленных определений, выступает как наука о сложном, а нам нелегко указать на что-либо более сложное, нежели жизнь человека и общества. К сущностным характеристикам жизни вообще относятся неравновесность, нелинейность, бифуркационный (взрывной и раздваивающийся) путь развития с повышенной чувствительностью к флуктуациям на его развилках. Все эти понятия являются, как известно, ключевыми для синергетики. Если же специфическая задача синергетики видится в исследовании процессов самоорганизации, взаимосвязи моментов порядка и хаоса в реальных процессах развития, то и здесь, несомненно, социально-культурное и личностное бытие открывают нам немало поучительного. Тем не менее перенос идей из одной области исследования в другую всегда непрост; обычно он вносит элемент метафоричности, концептуальной нестрогости, который не обязательно является негативным, но во всяком случае требует повышенного внимания.
Линейные взаимодействия и равновесные процессы наиболее просты в изучении, но и в природе, и в обществе они встречаются довольно редко. Равновесное состояние системы характеризуется устремленностью к такой степени покоя, которая соответствует прекращению изменений, или безжизненности. Все живое неравновесно, ибо жйзнь поддерживается благодаря изменениям; жизнь обеспечивается притоком извне вещества, энергии и информации, преобразованием их живым существом, изменением им самого себя и, насколько это ему доступно, окружающей среды. Устойчивость здесь сущностно процессуальна, динамична и относительна; она достигается благодаря изменениям как во внутреннем мире индивида, так и во внешних условиях его бытия. Сложная упорядоченность жизненных процессов отдельного существа или сообщества живых существ поддерживается благодаря тому, что в окружающей среде по некоторым параметрам нарастает неупорядоченность - за счет использования нужных для жизни веществ и выведения шлаков, расходования полученной извне энергии. Динамический макропорядок, характеризующий функционирование и развитие системы в целом, сопрягается с вариативным, во многом хаотическим протеканием процессов на микроуровнях системы. В свою очередь, хаос способен спонтанно, самопроизвольно порождать ту или иную упорядоченность, а предпосылкой возникновения порядка из хаоса является, как известно, неравновесность системы. Имеет место, таким образом, взаимная обусловленность порядка и хаоса, их неразрывная взаимосвязь.
С приближением управляющего параметра к критиче- * скому значению состояние системы становится неустойчивым; в ней начинают происходить различные процессы, охватывающие множество элементов и образующие те или иные конфигурации. Некоторые из этих конфигураций вскоре затухают, другие же нарастают. Иногда такие конфигурации сосуществуют и даже подкрепляют друг друга; во многих случаях они вступают в отношение конкуренции, и какая-то одна из конфигураций побеждает остальные, подавляет их. Амплитуды нарастающих и побеждающих конфигураций, характеризующие устанавливающуюся организацию системы, Хакен как раз и называет параметрами порядка. Данные параметры описывают макроскопическую структуру системы. Принципиальное значение для синергетики имеет тот факт, что параметры порядка определяют поведение не только нарастающих, но и затухающих конфигураций, характеризуя динамику системы в целом, причем как вблизи точки потери устойчивости, так и на удалении от нее. В свою очередь, сами эти параметры порядка выражают совместное, или кооперативное, поведение множе-. ства элементов, входящих в состав системы, как если бы эти элементы действовали на основе консенсуса. Такой подход к описанию изменения состояния систем доказал свою эффективность прежде всего в физике. Однако, как отмечает Хакен, он может быть применен к системам самой различной природы, в которых совместное действие большого количества элементов производит макроскопические, качественные изменения.
Нелинейность процессов, взаимодействий означает отсутствие строго пропорционального соответствия между действующей причиной и вызываемым ею следствием, а также возможную неоднозначность, вариативность самих этих следствий. Неравновесные, нестационарные процессы, как правило, нелинейны, а это означает, что для них характерна, с одной стороны или на одних стадиях изменений, нечувствительность к некоторым сравнительно сильным воздействиям, а с другой стороны или на других стадиях - повышенная чувствительность к относительно слабым воздействиям, имеющая место в зоне, так сказать, резонанса или на стадии кризиса, где возможны резкие, скачкообразные переходы системы в некоторое новое устойчивое состояние. Каждый конкретный неравновесный и нестационарный процесс характеризуется определенным набором таких возможных состояний, в которых система обретает устойчивость и ее изменения становятся предсказуемыми. В состоянии же неустойчивости система находится, так сказать, на распутье, ее будущее не предопределено; даже незначительные случайные воздействия могут круто изменить ее путь, подтолкнуть ее к одному из возможных в принципе, но строго не предзаданных направлений дальнейшего движения.
Неравновесность, как подчеркивает Пригожин, создает возможность появления уникальных событий или явлений, складывающихся в результате цепи в чем-то непредсказуемых и в целом необратимых изменений. В «жизни» подобных систем этапы относительной устойчивости сменяются стадиями бифуркации, или резкого, как бы взрывообразно- го преобразования состояния и направленности изменений. Одни из таких преобразований ведут к повышению степени упорядоченности, другие - к нарастанию беспорядка, деградации системы, снижению уровня ее сложности. Скатывание к хаосу, дезорганизация явления есть разрушение прежнего порядка; но разрушение, как правило, затрагивает лишь определенные стороны бытия - тотальная деградация и полное уничтожение порядка невообразимы. Как уже отмечалось, гибель одних форм порядка создает предпосылки для спонтанного возникновения других его форм. Утвердившийся в результате распада ранее существовавшей системы хаос содержит в себе новые элементы и новые возможности, отличающиеся от тех, которые характеризовали прежнее состояние. Один из наиболее важных выводов синергетики состоит в том, что динамический хаос содержит в себе возможности самоотрицания и восхождения к некоторому порядку.
Картина мира, складывающаяся под влиянием синергетики, качественно отличается от прежней, или классической, которая утверждала неизменность первоначал природного бытия, а также устойчивость законов, выражающих упорядоченность мироздания. Синергетика, напротив, подчеркивает фундаментальную роль хаоса, из которого естественным образом может возникать порядок, а также временный, относительный, условный характер всякого утвердившегося порядка. Если классическая картина мира считалась построенной в согласии с требованиями человеческого разума, логического мышления, то новое миропонимание требует определенного пересмотра ранее утвердившихся критериев рациональности.
Бытие как жизнь
Современное теоретико-мировоззренческое осмысление бытия природы требует основательных естественнонаучных знаний и результативно осуществляется, как правило, философски мыслящими творцами новой науки. Однако проблема бытия требует и собственно философской рефлексии, новые пути которой стали прокладываться еще в XIX в., притом нередко в форме полемики с гегелевским панлогизмом. В знаменитой формуле Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» центральное место занимало мышление, понимаемое как внутренняя осознанная деятельность, удостоверяющая сначала свое собственное, а затем и всякое другое бытие. Не слишком доверяя мышлению, которое многократно ошибалось, многие современные философы подчеркивают фундаментальную значимость всего человеческого внутреннего опыта, а не только рациональных его компонентов, видя в нем исходное бытие, совпадающее с непосредственным переживанием людьми собственной реальности. Современный аналог декартовской формулы мог бы звучать примерно так: «Я живу, переживаю свое бытие в мире, следовательно, существует жизнь - моя и мира».
А. Шопенгауэр
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860), учение которого явилось одной из важнейших предпосылок «философии жизни», дал во многом нетрадиционный, нетипичный для философии Нового времени ответ на вопрос, чем же является подлинная действительность? Яростно и не всегда корректно критикуя философское учение Гегеля, он утверждает первичность воли по отношению к разуму и волевое начало бытия в целом. При этом он исходит из мысли Канта о приоритете практического разума по отношению к разуму теоретическому. Но прежде чем будут в полной мере использованы возможности, заключенные в этой посылке, Шопенгауэр, опять-таки в согласии с Кантом, утверждает, что весь существующий для познания внешний мир есть представление познающего его субъекта. Пространство и время - это общие субъективные формы представления, которые, правда, находятся между собой в противоречии. В пространстве возможно сосуществование разных вещей, но не разных состояний одной и той же вещи. Эти разные состояния выражают временную последовательность фаз ее бытия. Соединение данных двух форм представления реальности производится интуитивным рассудком. При этом обнаруживается действие всеобщего закона причинности, определяющего последовательность состояний вещей во времени и в пространстве. Тем самым создается картина материальной действительности, соединяющая пространственную и временную определенность вещей.
Разум, по Шопенгауэру, есть способность отвлечения (абстрагирования) и образования понятий, а также их применения в рассуждениях в соответствии с законом достаточного основания, устанавливающим необходимую взаимосвязь и взаимообусловленность явлений. Открываемые посредством разума истины связывают суждения, почерпнутые из мира явлений, с чем-то, отличающимся от него, но более глубоким. Разум, наука имеют дело с внешностью бытия, с явлениями, но они не способны проникнуть в его глубинные области, постичь «вещи в себе». На основе оперирования понятиями невозможно убедительно решить вопрос о сущности бытия. Для решения этого вопроса нужно выйти за пределы представлений. Наука, ограниченная систематизацией и переистолкованием нашего внешнего чувственного опыта, неспособна это сделать. Правда, наука дает указание на существование подлинных глубин бытия, ибо она оперирует понятием силы, хотя природа эмпирически обнаруживаемых сил остается необъясненной.
Вот здесь-то и выявляется продуктивность кантовского тезиса о примате практического действия над познанием.
? Реальные человеческие поступки, по утверждению Шопенгауэра, направляются не разумом, а волей. Если бы человек был доступен нам только как внешняя вещь, то его действия во многих случаях были бы совершенно непонятными j Но каждый из нас есть вещь в себе, доступная самонаблюдению, которое и указывает на волю как основу наших действий. Воля есть внутренняя суть человека, его характер. Движения Нашего тела - это опредмеченные акты воли. Итак, в себе мы обнаруживаем, в качестве глубинной сущности, волю, которая, правда, действует через мотивы, связанные с конкретными внешними условиями, и в этих внешних проявлениях она подчиняется закону достаточного основания. Сама же по себе воля свободна.
Такое же волевое начало Шопенгауэр усматривает и в живой природе, и в характере сил, действующих в неорганическом мире. Отсюда он заключает, что единственная и всеобъемлющая вещь в себе - это воля. Но это означает, что воля находится вне пространственных и временных различений, т.е. не может быть расчленена на части и выступает как единая мировая воля. Последняя внерациональна и вне- моральна, ибо разум принадлежит к «внешности» бытия, а мораль основана целиком на разуме. Мировой воле безразлична судьба отдельных индивидов; она движима лишь стремлением быть, самореализоваться. Отдельные вещи, существа, суть индивидуации (единичные обособления из всеобщего) мировой воли, сталкивающиеся между собой, страдающие и обреченные на гибель. Только в акте сострадания мы обнаруживаем глубинное внутреннее родство друг с другом благодаря общему началу бытия - мировой воле. Познание сущности бытия указывает на тщетность всяких индивидуальных устремлений, Неустранимость вызываемых ими страданий. Это познание достигается не на основе понятийных построений и рассуждений, а интуитивным путем через творческое прозрение, которое родственно художественному озарению.
Итак, Шопенгауэр отбрасывает точку зрения Гегеля как несостоятельную и обращает внимание не на понятийно-познавательное объяснение всеобъемлющего бытия, а на особое значение таящихся в глубинах мироздания внепоня- тийных, иррациональных его сторон, открываемых внутренним опытом интуитивного человеческого самопостйже- ния. В этом смысле учение Шопенгауэра есть один из основных истоков современной иррационалистической философии, представленной, в частности, некоторыми разновидностями «философии жизни».
( Утверждение иррациональности глубинного бытия - это реакция на. чрезмерную самоуверенность философского разума, имеющего дело с воображаемой действительностью и выстраивающего ее на основе умозрительных посылок, тогда как реальная жизнь далеко не во всем разумна и схематизируема. Как бы иллюстрируя кантовское учение об антино- мичности чистого разума, Шопенгауэр противопоставляет гегелевской философии тождества бытия и мышления свою онтологическую конструкцию, утверждающую внеразум- ность, несоизмеримость с мыслью глубинной основы бы- гия. Гегель нарушил кантовский запрет на умозрительную онтологию, а Шопенгауэр показал, что гегелевская онтологическая схема ничуть не более убедительна, чем та, которая построена на совершенно противоположных основаниях.
Ф. Ницше
В противовес классическому рационализму в конце XIX в. складывается «философия жизни», утверждающая жизнь в качестве самозначимой реальности, подлинного бытия. Одним из первых представителей этого течения был Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900), который предпринял радикальную критику ценностей западной культуры. Всю историю западной культуры Ницше истолковал как восхождение и развертывание нигилизма, концентрированно выраженного в словах «Бог мертв».
Осмысливая учение Ницше, немецкий философ М. Хайдеггер (1889-1976) отмечал, что тезис о смерти Бога означает, по существу, отрицание сверхчувственного мира вообще. Бог здесь выступает лишь как привычное наименование высшей сферы бытия, понимаемой как подлинная действительность, из которой исходят животворящие импульсы, созидающие окружающий нас мир вещей и событий и обогащающие человека высшими ценностями и смыслами бытия. Реальное историческое движение Европы, по Ницше, осуществлялось таким образом, что эта ориентация на трансцендентные, запредельные, потусторонние ценности постепенно ослабевает1_Сверхчувственный мир утрачивает свое значение в жизни людей и заменяется авторитетом личной совести, человеческого разума} Потусторонняя цель вечного блаженства преобразуется в установку на достижение земного счастья.
Прежние ценности обесценились, небеса опустели, и это означает, что нужны новые ценности. Радикальная переоценка ценностей, предпринятая Ницше, направлена против привычных оснований всей современной ему культуры - против христианства с его проповедью сострадания и заботы о слабых, против ханжеской буржуазной морали, против такой организации жизни, которая сковывает человеческие инстинкты, естественные побуждения, ослабляет волю к самоутверждению.
В противовес ценностям, объявленным Ницше устаревшими и пагубными для человеческого бытия, Провозглашается самоценность жизни, понимаемой как напряженный процесс становления, самореализации всего существующе-
См.: Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993; Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. 1990. № 7.
го, как проявление инстинкта роста, власти, накопления сил, упорства в достижении целей. Все многообразные формы жизни выступают, по Ницше, как модификации универсальной воли к власти, пронизывающей природное и человеческое бытие. Вещи, индивидуальные живые особи, человеческие личности - это лишь сгустки силы, динамические центры борьбы за самоутверждение.
Подлинной ценностью объявляется все то, что усиливает жизнь, способствует ее возрастанию, обогащает ее творческие проявления. Пагубно же то, что стесняет жизнь, заглушает естественные побуждения, первичные жизненные инстинкты, поддерживает хилое в ущерб сильному. Животные испорчены, если они утратили свои инстинкты и предпочитают вредное полезному. «Высшие чувства», «идеалы человечества», «христианские ценности» - все это, как утверждает Ницше, - симптомы порчи человеческой породы, ослабления и деградации воли к власти. Обычный, массовый человек, как полагает этот автор, едва ли возвышается над животными. Естественный отбор вовсе не способствует выживанию самых одаренных особей; все необыкновенное, яркое и талантливое вызывает у окружающих зависть и озлобление. Наиболее одаренные личности не боятся опасностей, часто рискуют собой и обычно рано гибнут, не оставляя потомства. В результате естественного отбора выживают посредственности. В человеке соединены два начала - твари и творца. Тварь низменна и не заслуживает жалости. Просто человек - это всего лишь животное. Сверхчеловек - это творец, отличающийся мощной жизненной силой, могучими инстинктами.
Осуществление подлинных ценностей жизни, прираста- ние бытия через ничем не ограничиваемую реализацию воли к власти - таково по Ницше, призвание сверхчеловека. В красноречивых выразительных текстах этого автора можно найти самые разные характеристики сверхчеловека - от «белокурой бестии», так полюбившейся нацистам, до утверждения высокой ответственности человека за свои деяния и подчеркивания исторической миссии людей, принявших господство над землей. Тексты Ницше специфичны, едва ли понравятся тем, кто знаком с философской традицией и испытывает уважение к строгой и доказательной форме мировоззренческого размышления. Категоричность и дерзость суждений Ницше, яркая и броская фразеология, но вместе с тем и нередкое отсутствие системности в использовании базовых понятий дают повод рассматривать Ницше как оригинального, талантливого литератора, однако едва ли убеждают в его философском глубокомыслии и мировоззренческой ответственности. Соловьев писал о «гениальной психопатии, выраженной в увлекательной лирической прозе Ницше»1. -
Проблемы, которые решал Ницше, важны, однако многие из предложенных им решений недостаточно продуманы с точки зрения их практической результативности. В целом показательна общая иррационалистическая тенденция предпринятого Ницше переистолкования бытия, а также очевидная концентрация его мыслительных усилий на проблемах человеческого бытия. Науку в целом Ницше оценивает очень невысоко, признавая лишь ее полезность в плане приспособления к условиям жизни. Превращение понятия «жизнь» и сопряженного понятия «воля к власти» в основополагающие определения бытия делает эти понятия размытыми, нечеткими и многозначными. Ницше утверждает субъективность всякой истины, зависимость ее от человеческой воли.
В. Дильтей
Немецкий мыслитель Вильгельм Дильтей (1833-1911), будучи видным представителем «философии жизни» и основоположником «понимающей психологии», придерживался более привычных, академических форм философствования. Правда, и он проявлял повышенный интерес к субъективному началу исторического бытия.
Дильтей находил малопродуктивной ориентацию философии на образцы строгости и научности построений, которые выработаны естествознанием. Последнее отправляется от фактов опыта, фиксируемых внешними чувствами, и лишь с большим трудом, используя изощренные приемы экспериментирования, логической и математической обработки данных, продвигается к искомым обобщениям, которые все равно остаются гипотетическими и часто обнаруживают свою несостоятельность. Таким путем, полагал Дильтей, невозможно постичь подлинное бытие, обладающее достоинством непосредственной очевидности и достоверности.
Более плодотворными в этом плане, по убеждению Дильтея, являются образцы гуманитарного знания, заимствованные из наук о духе, имеющих дело с реальностью, непосредственно данной в человеческом переживании и притом представляющей для нас неоспоримую и приоритетную значимость. Науки о духе обращены к человеческой жизни, которая исходна по отношению ко всякому размышлению и систематическому исследованию. Она изначально открыта человеческому самопостижению, и надо лишь избегать искажения, деформации этого первичного и прозрачного для понимания опыта переживания бытия. Вместо выработанных естествознанием приемов объяснения внешнего, чуждого духовной сущности человека природного бытия, науки о духе апеллируют к непосредственному пониманию внутренних чувственно-эмоциональных человеческих состояний, смысл которых очевиден и включен в целостность нашего бытия.
Душевная жизнь представляет собой непрерывную и динамичную цельность, не исчерпываемую мышлением. Жизнь как исходная и беспредпосылочная данность должна быть постигнута, исходя из нее самой; в своих основаниях она внеразумна, бессознательна и не поддается всеобъемлющей рационализации. Природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Все формы организации общественной жизни и все культурные системы (религия и церковь, наука и искусство, семья, хозяйство, право, государство) основываются, по утверждению Дильтея, на живой связи между людьми и неотделимы от их непосредственных переживаний. Переживание целостно и непосредственно, оно не нуждается в разложении на составные части как предварительном условии понимания и даже как бы препятствует такому разложению. Оно есть для нас подлинная реальность, то внутреннее бытие, исходя из которого можно истолковать также и внешнее бытие, окружающий нас реальный мир. Эта непосредственная данность и целостность нашего внутреннего бытия предшествует любым абстракциям, системам понятий. Всякое понимание продуктивно не потому, что оно получает четкое понятийное выражение, а благодаря достижению непосредственной сопричастности с жизнью. Мы обычно понимаем больше, чем знаем, а переживаем больше, чем понимаем.
Правда, эта непосредственная данность и осмысленная открытость духовного бытия может стать проблематичной, когда мы обращаем внимание на жизнь других людей, в том числе и тех из них, которые представляют иные исторические эпохи и культуры. Но и в этом случае имеется принципиальная возможность понимания человеческих переживаний путем уяснения вызвавших их обстоятельств и мысленного помещения самого себя в аналогичные условия. Духовная жизнь другого человека открыта моему «вчувствованию». Здесь, однако, мы вступаем в смутную область внешнего опыта, где все уже не столь очевидно, лишено непосредственной достоверности. Тем не менее нашему пониманию доступны памятники материальной культуры, язык другого народа, его мифы, его искусство и другие духовные творения, в которых выражена психическая жизнь этих людей, объективирована их духовная сила. В событиях истории и творениях культуры человеческая духовность встречает всегда нечто подобное и понятное ей. Человек не противостоит истории, а скорее сам он и есть история, в которой раскрывается его сущность.
А. Бергсон
Французский мыслитель Анри Бергсон (1859-1941) - один из наиболее ярких представителей «философии жизни», известен как последовательный критик формально-ло- гической рациональности. Тем не менее его рассуждения, доказывающие ограниченность понятийно-логической формы знания и преимущества интуитивного постижения бытия, выстроены весьма последовательно и сочетают прекрасный литературный стиль изложения с хорошим знанием современной ему науки.
Бергсон констатирует, что за видимым разнообразием философских позиций скрываются два разных способа познания вещей. Первый предполагает изучение вещи извне - путем ее расчленения или символического изображения. Данный путь обеспечивает получение знания, ограниченного его соотнесенностью с выбранной точкой зрения на изучаемое. Второй способ, наоборот, состоит во вхождении во внутреннюю сущность вещи путем интуиции, как бы приписывающей этой вещи некие состояния души и через духовное сродство с ними постигающей вещь в целом и абсолютно, а не относительно. Так, можно дать внешнее описание человеческой личности, хотя оно не охватывает все то, что она есть сама по себе; но человека можно понять изнутри, на основе расположения, позволяющего духовно слиться с другим и целостно постичь его суть, недоступную никакому анализу.
Метафизика, по Бергсону, притязает на интуитивное постижение сути бытия в целом. Она, конечно, использует понятия, поскольку они вообще нужны для строгого мышления, осуществляющегося в науках, на которые она опирается. Но метафизика должна освобождаться от жестких, догматических понятий и использовать только такие понятия, которые, как пишет Бергсон, способны принять ускользающую форму интуиции. Есть по крайней мере одна реальность, которую мы схватываем изнутри, и это - наша собственная личность. Она - не вещь, а процесс, разворачивающийся во времени. В нашей личности есть и своеобразная кора, затвердевшая поверхность, характеризующая восприятия материального мира, сгруппированные в предметы. Есть также двигательные привычки и схемы деятельности. Они, однако, не составляют наше «Я», которое, как мы интуитивно ощущаем, есть непрерывность истечения, последовательность уникальных событий, перетекающих одно в другое.
Исходная посылка философии Бергсона состоит в том, что подлинная реальность есть изменчивость. Для сознательного существа существование состоит в изменении. Наша интуиция побуждает заключить, что изменение это совпадает с временем, которое не есть пустое дление или только субъективная форма восприятия предметов нашего опыта, а выступает как постоянное творение нового. Внешняя, непосредственно данная нашему духу реальность есть подвижность, изменчивость.
Классики античной философии считали, что неизменное выше, чем изменчивое. Современная наука, как констатирует Бергсон, начинает прозревать, что именно изменчивость есть подлинная реальность. Эта субстанциональная по своему статусу реальность духовна и представляет собой истечение сознания, деятельности, свободы.
Первоначальный порыв жизни переходит от одного поколения живых организмов к другому, следующему за ним. Развитие жизни - отнюдь не линейный и однонаправленный процесс; скорее это взрыв и последующее дробление первоначального порыва, происходящее в силу сопротивления со стороны неодушевленной материи, в которой данный порыв распространяется и в которую он внедряет неопределенность и свободу. В свою очередь действие материи приводит к образованию относительно устойчивых и определенных форм существования (вещей). Устойчивость - это остановка в развитии. Отдельные живые организмы относительно устойчивы и потому не самоценны. Абсолютно значим только сам жизненный порыв. Будучи духовным, он заключает в себе множество разнообразных возможностей. Этот порыв увлекает материю на путь организации, материя же замедляет и раздробляет движение.
Духовность - это движение вперед. В мире человеческого бытия она ведет к творению такого нового, которое несоизмеримо с исходными посылками и не вытекает из них. Те же представления, которые вращаются в круге исходных посылок, предопределяющих выводы, идут в направлении к материальному, к вещам, имеющим устойчивую определенность. Показательна в данном отношении, как отмечает Бергсон, слабость или неубедительность дедукции в применении к проблемам психологии или морали. Казалось бы, именно в области духовных явлений наш ум должен чувствовать себя особенно свободным и способным к сущностному постижению. На деле же именно здесь он останавливается и испытывает крайние затруднения при попытках получить убедительные новые выводы. Наоборот, в геометрии, астрономии, физике, словом, везде, где мы имеем дело с внешними для нас вещами, логическая дедукция оказывается вполне дееспособной и результативной.
Дело в том, что дедукция как мыслительная операция сообразуется с особенностями материи, а последняя как бы поддерживается пространством. Равным образом и индукция основывается на том, что одинаковые причины ведут к одинаковым следствиям. Геометрия - идеальная форма таких упорядоченных рассуждений. Математический порядок, по Бергсону, указывает на перерыв, остановку творческого опыта. Материя в целом представляется ему неким понижением до уровня протяженности того, что по сути есть время; она есть переход свободы в необходимость. Но материальные вещи не могут сами поддерживать свое существование; самопроизвольно они, как считает великий интуитивист, только разрушаются. Значит, их созидание идет в направлении, противоположном чисто физическим процессам, т.е. имеет нематериальный характер. Невещественное, духовное начало бытия является подлинной творящей силой, или жизненным порывом. Пути его развертывания непредзаданы, ^запрограммированы и не имеют фиксированной конечной цели. В этом обнаруживается творческий и вместе с тем иррациональный характер, жизненного порыва. Жизнь есть непрекращающееся и непредопределенное творение нового.
Мир материальных тел и протяженностей принадлежит к внешней, поверхностной стороне бытия. Материя пассивна, ибо в ней жизненный порыв дробится и окостеневает во множестве конкретных предметов. Присущая им упорядоченность бытия, утвердившаяся в результате ограничения, свертывания жизненного порыва, составляет материал для познавательных усилий нашего интеллекта. Интеллект, рациональное познание есть поиск подобия, подведение нового под старое, отыскание единообразия и закономерности в мире установившихся «твердых» тел. Благодаря интеллекту, возможны приспособительные действия в мире ставшего, фабрикации искусственных предметов и орудий покорения природы. Человек как физическое тело связан со множеством других телесных форм бытия, и доставляемые интеллектуальным познанием сведения об их свойствах имеют неоспоримую практическую значимость, помогают людям обустроиться в мире. Но познавательные возможности интеллекта ограничиваются областью дискретного, в котором угасло пламя жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|