Сделай Сам Свою Работу на 5

Логика. Учение о сущности





 

Если в целом в рамках «науки логики» учение о бытии есть тезис, то учение о сущности представляет собой анти­тезис. Действительно, рассуждения о сущности призваны указать на глубины, открывающиеся в бытии. Именно так и происходит, по Гегелю, познание вещей. В сфере бытия все непосредственно, в сущности же все относительно; в бытии имеются переходы, тогда как сущность характеризуется рефлексией, размышлением, не ограничивающимся не­посредственностью предмета и ищущим его обоснован­ность. В этой связи Гегель детально излагает свое учение о диалектическом противоречии.

Противоречие понимается им как сущностное различие, стороны которого взаимоопределяются. Именно противо­речия как различия в самой сущности вещей являются, по Гегелю, внутренними, имманентными источниками всякого движения, развития. Вывод о всеобщности противоречий сопровождается основательными естественнонаучными ил­люстрациями.

Диалектически противоречивое единство тождества и различия толкуется Гегелем как основание бытия. Все, что существует, имеет для этого достаточное основание. Из основания проистекает существование. Единство основа­ния и существования есть вещь, которая, в свою очередь, представляет собой материю, или явление. Доказывая необ­ходимость введения категории вещи, Гегель указывает, что кантовская «вещь в себе» - это лишь неразвитое состояние соответствующей реальности. Например, росток есть расте­ние «в себе», ребенок - это взрослый человек «в себе». Когда вещь получает полное развитие, она становится «вещью для себя» и в дальнейшем развитии, взаимодействии с другими вещами обнаруживает себя в своих свойствах. Кант считал «вещь в себе» чем-то неопределенным, а определение связы­вал с деятельностью познания. Гегель же исходит из того, что вещи имеют объективные свойства, и обнаруживаются они во взаимодействии или при соотнесении с другими ве­щами.



Первый раздел учения о сущности (тезис) - это «сущ­ность как основание существования», второй же (антитезис) - «явление». Явление здесь понимается как существование, по­ложенное в его противоречиях. Мир явлений есть мир опо- средований, зависимостей. Познавая природные предметы как явления, мы вместе с тем познаем их сущность. Поверх­ностное рассуждение противопоставляет форму сущности явления. Действительно, несамостоятельное, изменчивое в явлении есть его внешняя форма. Но форма как внутренняя связь содержания существенно значима для него. Итак, со­держание оформлено, а форма содержательна, представляя собой единство внутреннего и внешнего. Существенное от­ношение в явлениях - это закон. Всякий закон выделяет устойчивое в явлениях.



Существенные отношения в явлениях - это отношения части и целого, силы и ее обнаружения, внутреннего и внешнего. Часть и гретое соотносительны; единство бытия и его многообразие представлены в них лишь внешним обра­зом. Для более глубокого освещения связи целого и его час­тей нужно использовать понятие силы, обусловливающей целостность, и тогда части выступают как ее обнаружения. Однако, поскольку сила совпадает с ее проявлениями, объ­яснение чего-либо ссылкой на действующие здесь силы Гегель считает тавтологичным. От понятий о силе и ее обна­ружении Гегель переходит к категориям внутреннего и внешнего, считая ошибочным привычное безоговорочное отнесение сущности к внутреннему в явлениях. Внутреннее выражается вовне; например, человек таков сам по себе, ка­ковы его поступки.

Единство внутреннего и внешнего, сущности и суще­ствования есть действительность. Рассмотрению действи­тельности посвящен третий раздел учения о сущности (син- тезис, снимающий односторонность двух предыдущих сту­пеней самораскрытия абсолюта). Обычно, как отмечает Гегель, действительность противопоставляют мысли или идее. Но подлинная действительность разумна. Внутренняя, или скрытая, потенциальная действительность есть возмож­ность. Действительность содержит в себе возможность как абстрактный момент, т.е. все имеющиеся возможности за­ключены в наличной действительности. Абстрактная, или формальная возможность-все, что не противоречит самому себе. Всякой формальной возможности можно противопо­ставить иную, даже противоположную возможность. Действительность, рассматриваемая только как возмож­ность, есть случайность.



Случайное не вытекает однозначно из внутреннего осно­вания самой вещи. Совокупность всех обстоятельств и условий бытия этой вещи делает возможность реальной. Возможность, поскольку она реальна, есть также и действи­тельность, ибо иное невозможно. В свою очередь, развитая действительность - это и есть необходимость. Задача познания состоит в том, чтобы выявить необходимость, скрытую под покровом случайности. При этом случайность не является лишь продукт нашего незнания, она объективна, но вместе с тем диалектически взаимосвязана с необходимостью.

От реальной, или относительной, необходимости Гегель отличает абсолютную необходимость, в которой все опреде­ляется и обусловливается ею же самой, и здесь уже нет слу­чайности. Такая необходимость есть субстанция как причи­на самой себя. Недостаток того понимания субстанции, ко­торое сформулировано Спинозой, Гегель видит в утвержде­нии ее неподвижности. Преодоление этой статичности об­раза субстанции возможно через толкование ее как причи­ны, или через учет ее положительной активности. Необхо­димость обычно сводят к причинности. Бесконечность свя­зей причин и действий (следствий) снимается в категории взаимодействия.

В познании необходимость освещается понятием, пре­вращаясь тем самым в свободу. Необходимость слепа лишь постольку, поскольку она не постигается в понятии. Приме­ром преодоления этой слепоты является целесообразная деятельность, направляемая заранее известной и обоснован­ной целью. Отсюда можно заключить, что разумно органи­зованная деятельность, основанная на познанной необходи­мости, свободна. Истина необходимости есть свобода; истина субстанции есть понятие. Такой словесной форму­лой Гегель обозначает переход к третьему разделу его «нау­ки логики» - учению о понятии, представляющему собой синтезис по отношению к учениям о бытии и о сущности.

 

Логика. Учение о понятии

 

Точка зрения понятия утверждается Гегелем как точка зрения абсолютного идеализма. Понятие толкуется им как принцип всякой жизни и потому признается всецело конк­ретным. В сфере бытия наблюдается переход в другое; в сфе­ре сущности имеется видимость в другом, т.е. происходит диалектический процесс рефлектирования. Движение поня­тия, напротив, есть развитие (развертывание), посредством которого постигается то, что изначально уже заключено в этом-понятии. В этом смысле абсолютное есть понятие, ибо оно объемлет все, но - в свернутом виде*

Гегель решительно возражает против позаимствованно­го из практического опыта представления о том^ что пред­метное бытие предшествует образованию понятий, соеди­няющих то общее, что есть в предметах. Занимая позицию абсолютного идеализма, он убежден, что понятие неправо­мерно рассматривать как нечто возникшее, ибо оно есть та свободная творческая деятельность, которая не нуждается в каком-то внешнем материале для своей реализации, а за­ключает в самой себе во вневременной форме всю полноту всякого содержания. Всякое бытие есть его продукт, чем и оправдывается, по Гегелю, библейская формула о творении мира Богом из ничего. В природе, как отмечает Гегель, сту­пени понятия соответствует органическая жизнь, где, на­пример, зародыш растения содержит в себе все растение, но только в возможности, идеальным образом.

Триадическая структура учения о понятии включает сле­дующие разделы: субъективное понятие (тезис); объект (ан­титезис); идея (синтезис). В свою очередь, учение о субъек­тивном понятии охватывает круг проблем традиционной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). При этом Гегель вновь и вновь подчеркивает, что формы понятия суть живой дух действительности. Признавая, что в области логики у него было немало предшественников, Ге­гель видит свою задачу в придании имеющемуся здесь мате­риалу подвижности, гибкости, текучести.

Понятие Гегель считает единством общего, особенного и единичного, приписывая моменту общего творческое нача­ло. Всеобщее понятие существует самостоятельно и произ­водит из себя, через саморазличение, особенные и единич­ные понятия. Суждение есть понятие в его особенности, вы­ражаемое абстрактной формулой «единичное есть всеоб­щее», или «субъект есть предикат». В данном отношении все вещи суть суждения: вещь есть единичное, имеющее в себе всеобщность, или внутреннюю природу. Понятие есть истинно первое,-и вещи суть то, что они есть, благодаря де­ятельности присущего им и открывающегося в них понятия.

Предложенная Гегелем классификация суждений связана со ступенями бытия, сущности и понятия, где вторая сту­пень сама двойственна. Получаются, таким образом, четыре вида суждений: 1) качественные, или суждения наличного бытия; 2) рефлективные; 3) суждения необходимости; 4) суждения понятия. Отметим здесь, что рефлективные суждения содержат такой предикат, который связан с дру­гим суждением, уточняющим или раскрывающим его зна­чение. В целом же существует отчетливая связь между ука­занными ступенями суждений и этапами восхождения че­ловеческого познания от единичного к всеобщему.

Анализ Гегелем различных типов умозаключения сопро­вождается указанием, что все вещи суть умозаключения, ибо в них связаны единичное, особенное и всеобщее. Таким образом, достигнутая в умозаключении реализация поня­тия знаменует переход от субъективного понятия к объекту. Обоснование этого перехода у Гегеля трудно признать убе­дительным; оно сводится скорее к чисто словесным ухищ­рениям великого мастера диалектических рассуждений.

Три ступени развертывания объекта - механизм, химизм, телеология. При их рассмотрении Гегель неоднократно обращается к естественнонаучным материалам, критикуя при этом «механизм» как поверхностный способ рассмотре­ния, бедный содержанием даже в применении к природе и совершенно непригодный по отношению к духовному ми­ру. Химические процессы толкуются как более высокие и сложные, в сравнении с механическими. Ступень телеоло­гии Гегель рассматривает Как характерную для живой при­роды внутреннюю целесообразность, обнаруживающуюся уже в органических потребностях и влечениях. Само живое существо понимается как цель, поскольку оно носит в себе свое предназначение.

Цель реализуется через средство. Предмет, воплоща­ющий некоторую данную цель, может также служить сред­ством и для достижения какой-то другой цели. В средстве цель обретает определенную прочность: орудие деятельнос­ти сохраняется и тогда, когда работа уже сделана. В создава­емых и используемых орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по сьоим целям он скорее под­чинен ей.

Понятие как внутренняя цель, воплощаясь в объекте, становится идеей. Идея есть абсолютное единство понятия и объективности. Гегель подчеркивает, что идея не есть нечто далекое и потустороннее; наоборот, она присутствует здесь - в вещах и в сознании. Бытие и сущность - это лишь Момен­ты идеи. Идея есть процесс, и как таковая она проходит в своем развитии три ступени: жизнь, или идея в форме не­посредственности; познание как форма опосредованности или различенности идеи, поскольку здесь идея через субъек­та осознает себя; абсолютная идея как последняя ступень ло­гического процесса, на которой объединяются теоретиче- екая и практическая деятельность субъекта, а вместе с тем соединяются также идея жизни и идея познания. Абсолют­ная идея - это чистая форма понятия, созерцающая свое содержание, которое совпадает с ней самой. В качестве такой формы она есть лишь метод построения этого содержания.

Истинным содержанием абсолютной идеи выступает, по Гегелю, вся система категорий, выстроенная на основе диа­лектического метода, где каждая из ступеней есть некоторая грань абсолюта; но последний не исчерпывается ни одной из них и поэтому заставляет себя двигаться дальше, восходя от свернутого состояния («в себе») к развитому целому. Ме­тод построения системы категорий полностью совпадает у Гегеля с содержанием этой системы. Философия, по Гегелю, есть высшая и подлинная наука, и наука эта завершается тем, что понятие постигает себя как чистую идею, для кото­рой сама же она есть ее собственный предмет.

Достигнув полноты своего содержания, идея, как утверждает Гегель, свободно отпускает себя в природу. Что это означает, понять непросто. Во всяком случае природа представляется как инобытие идеи, что и является яркой ма­нифестацией мировоззренческой позиции абсолютного идеализма.

 

Философия природы

 

Логика, учение о природе и учение о духе соотносятся у Гегеля как всеобщее, единичное и особенное. У него даже встречается сопоставление логики как выражения чистой идеи с Богом-отцом христианской религии, природы как идеи в ее инобытии - с Христом как вочеловечившимся Богом, а духа (идеи, возвращающейей в самое себя из свое­го инобытия) - со «святым духом» христианства.

В своей «Науке логики» Гегель неоднократно обращается к проблемам естествознания, и соответствующие материа­лы излагаются здесь в основном взвешенно и с большим тактом. Наоборот, его философия природы, взятая как са­мостоятельный раздел учения, производит в целом удруча­ющее впечатление. Гегель стремится установить здесь связи между различными явлениями природы и, вместе с тем, преодолеть свойственную естествознанию материалисти­ческую установку, отыскать в каждой из природных форм, в каждой из ступеней развертывания природы действие внутренней идеи, составляющей, как он полагает, основа­ние природного бытия.

Гегель вообще отрицает развитие в природе, исключает ~ естественное порождение в ней новых форм, признавая раз­витие во времени свойственным лишь отдельным живым организмам, но не их видам и родам. В его философии при­роды, умозрительной и в целом неубедительной, содержит­ся немало такого, что приводило в бешенство современных ему естествоиспытателей, воспринималось ими как досад­ное и невразумительное пустословие. Тесное знакомство ученых XIX в. с гегелевской натурфилософией побудило многих из них принять точку зрения позитивизма, утверж­давшего, что наука не нуждается во внешней для нее фило­софий, осуществляющей неквалифицированное вмеша­тельство в дела науки.

Основные разделы гегелевской философии природы - механика, физика, органика. В последнем из этих разделов Гегель провозглашает переход естественного в дух.

 

Философия духа

 

Философия духа - это третья, завершающая часть гегелев­ской философии в целом. Дух, по Гегелю, выходит из при­роды, поскольку та есть чуждая для идеи среда, и идея стре­мится вернуться к себе, познать себя в адекватной форме. Только человек есть мыслящий дух. Субстанция духа - это свобода, или независимость от другого. Дух есть самоосу­ществляющееся понятие. Правда, поначалу дух еще не зна­ет своей подлинной сути, и последовательность ступеней самоосвобождения духа от неадекватных его понятию форм наличного бытия и возвышения к своему понятию включа­ет стадии, во-первых, субъективного духа (сферу индивиду­ального сознания людей), во-вторых, объективного духа (область общественной жизни и исторического развития), в-третьих, абсолютного духа, где дух становится знанием аб­солютной идеи. Учение о субъективном духе состоит из антро­пологии, характеризующей дух в его телесности, т.е. душу, а также феноменологии духа, рассматривающей сознание, и психологии, понимаемой как учение о личности.

Объективный дух определяется Гегелем прежде всего как сфера права, в которой получает наличное бытие свободная воля. Право основывается на свободной воле; система права

есть царство реализованной свободы, мир духа, порожден­ный им самим как некая «вторая природа».

Три последовательных раздела учения об объективном духе, или философии права, это - «абстрактное право», «мо­раль» и «нравственность». Показательно, что Гегель начина­ет изложение этого учения с освещения вопроса о собствен­ности, которую он выводит из верховенства человеческой воли по отношению к вещам, считая данное обстоятельство опровержением материализма, якобы абсолютизирующего вещи. Общую собственность на землю, которая историче­ски предшествовала частной, Гегель находит неразумной и доказывает необходимость именно частной собственности, и притом в ее буржуазной форме. Рабство и крепостниче­ство осуждаются им, поскольку личность и воля человека не подлежат отчуждению.

Гегелевская концепция морали основывается на понима­нии морали как внутреннего убеждения человека, мораль­ная свобода которого заключается в том, что он сам опреде­ляет содержание добра и зла и исполняет нравственные и религиозные требования лишь потому, что находит их обоснование в своем образе мыслей и в своей совести. Но субъективное понимание добра и зла требует, в свою очередь, объективного обоснования, с чем связан, по Геге­лю, переход из области морали в сферу нравственности. По существу здесь имеется в виду то обстоятельство, что мораль связана с многообразными отношениями „между людьми, складывающимися в семье, гражданском обществе и государстве. Именно таковы, по Гегелю, три формы разви­тия «нравственного духа».

Рассматривая семью как «непосредственную субстанцио­нальность духа», Гегель выделяет в ней в качестве триади- ческих моментов брак как таковой, семейную собственность и воспитание детей, обнаруживая при их освещении глубоко свойственную ему позицию буржуазного здравого смысла. Эта позиция, раскрываемая в тяжеловесной форме умо­зрительного философствования, последовательно прово­дится и при изложении вопросов, относящихся к граждан­скому обществу и сгруппированных в триаду «система потребностей — правосудие - полиция и корпорации». Осо­бый интерес представляет первый элемент этой триады, где на основе анализа человеческих потребностей, увязываемых с развитием культуры, раскрывается роль трудовой деятель­ности людей в жизни общества и указывается на связь распределения общественного богатства между членами обще­ства и разделения самих этих людей на сословия.

Для характеристики социальной структуры общества Гегель использует крайне неуклюжую терминологию, раз­личая субстанциональное сословие (земледельцы), рефлек­тирующее сословие (люди, занятые торговлей и посредни­чеством, а также промышленной деятельностью) и, нако­нец, всеобщее, или мыслящее сословие, охватывающее чи­новников, государственных служащих. Тем не менее ясно, что социальные различия определенным образом связыва­ются им с общественным разделением труда.

Триадическая структура раздела о государстве такова: «внутреннее государственное право» - «внешнее государ­ственное право» - «всемирная история». Государство толку­ется Гегелем как обладающая самосознанием нравственная субстанция, или как действительность нравственной идеи. Будучи абсолютной самоценностью, оно мыслится как на­чало, имеющее неоспоримое верховенство над отдельным человеком и являющее собой шествие Бога в мире. Тем не менее показательно, что вопросы государственно-полити­ческой жизни общества, включая анализ политических форм государства, соотношение свободы и равенства, кон­ституционный строй, соответствие ветвей власти, пробле­мы межгосударственных отношений, - все эти вопросы рас­сматриваются на основе предварительного обсуждения социальной организации общества, а эта последняя связы­вается с отношениями в сфере экономики.

Сутью всемирной истории Гегель провозглашает само­развертывание мирового духа, проявляющееся прежде все­го как прогресс в сознании свободы. Дух есть деятельное на­чало бытия, а его принцип неодинаков у разных народов. Так, особенности общественного устройства восточных деспотий видятся в том, что населяющие их народы еще не овладели идеей свободы, и потому у них «свободен один». В греко-римском мире идея человеческой свободы освоена лишь в ограниченной форме - «свободны некоторые». Лишь в германском мире под влиянием христианства по­степенно утверждается принцип «свободны все». Эта умо­зрительная схема дополняется учением о внутренне необхо­димом характере исторического процесса, не зависимом в своих конечных результатах от субъективных устремлений отдельных его участников.

По Гегелю, мировой дух, или исторический разум, про- лагает себе дорогу через практические действия людей, в основе которых лежит труд, направленный на удовлетворение жизненных потребностей и использующий разнообразные орудия для покорения природы. Благодаря сознательным действиям людей достигаются не только те результаты, к ко­торым они непосредственно стремятся, но и более глубокие исторические сдвиги, в конечном итоге выражающие логи­ку всемирной истории. Историческими являются те наро­ды, которые способны решить ключевую задачу данного этапа всемирной истории и в силу этого воплощают в себе мировой дух. Когда эта задача решена, эстафета передается какому-то другому народу. Всемирно-историческими явля­ются те личности, которые лучше других осознают требова­ния мирового духа, т.е. назревшие задачи исторического развития, и, сделайши это целью своей жизни, способны обеспечить решение данных задач. После того, как они ре­шены, такие индивиды становятся ненужными истории и тем или иным способом удаляются с ее сцены.

Учение об абсолютном духе завершает как философию духа, так и все грандиозное строение гегелевской филосо­фии. В отличие от конечных форм субъективного и объек­тивного духа, абсолютный дух, выступающий в формах искусства, религии и философии, делает, по Гегелю, своим предметом самого себя, свободно выражая свою сущность. Искусство есть форма чувственного самосозерцания духа, непосредственного знания абсолютной идеи. Религия, в свою очередь, есть форма благоговейного самопредставле-. ния духа. Третья, высшая ступень абсолютного духа есть философия как форма мышления духом своей сущности, познания ее и выражения в понятиях. Таким образом, фи­лософия есть синтез истин искусства и религии и преодоле­ние их ограниченности.

Философия - мыслящее рассмотрение предметов, а в ко­нечном итоге - мыслящая себя идея. В этом смысле филосо­фия является, по Гегелю, своеобразной «наукой наук». При­том философия исторична, ее облик зависит от характера общественной жизни, «духа времени». История философии есть процесс прогрессирующего развития истины и, вместе с тем, самораскрытие идеи. В этом смысле история филосо­фии реализует структуру логики. И та, и другая обладают внутренней цельностью. Каждая философская система представляет собой определенную ступень в развитии абсо­лютной идеи, т.е. соединяет моменты преходящего (истори­чески конкретного) и абсолютного. Развитие философии

увенчивается построением такой ее системы, которая явля­ется абсолютным самосознанием духа, и это, очевидно, есть гегелевская философская система.

Энциклопедизм гегелевской философии, установка его философии на широчайший, всеобъемлющий познаватель­ный синтез заслуживает уважения. Однако наряду с несом­ненными достижениями многие моменты этой внушитель­ной понятийной конструкции представляются искусствен­ными и даже спорными. Неочевидность переходов между разными звеньями категориальной системы порой маски­руется туманными, не поддающимися отчетливой интер­претации рассуждениями, тогда как система понятий долж­на быть понятной.

Гегелевский мировоззренческий синтез ограничен, глав­ным образом, кругом идей рационализма и объективного идеализма. Этот синтез направлен на то, чтобы продемон­стрировать соразмерность, даже совпадение структур все­объемлющего бытия и теоретического мышления. Но для того, чтобы можно было с уверенностью утверждать такое совпадение, нужно иметь возможность взглянуть на мир и на мышление о нем как бы со стороны, исходя из некоей надмировой позиции. Гегель без ложной скромности воз­вышает свои философские рассуждения до уровня самооп­ределений Бога. Философия, таким образом, смыкается здесь с рациональной теологией, но не становится от этого более убедительной.

«Наука логики», в частности, построена таким образом, что в ней представлено в свернутом виде содержание фило­софии природы и философии духа. Но если все многообра­зие конкретного содержания бытия уже имеется во вневре­менной логической форме абсолютной идеи, то вызывает сомнения надобность самоотчуждения этой идеи в природу и последующего, весьма трудного возвращения идеи к са­мой себе через драматически сложную историю общества и через все перипетии человеческого познания. Если абсолют­ная идея изначально полна, то мировая история бессмыс­ленна; наоборот, если реальная история осмыслена, то по­нятие вневременной абсолютной идеи теряет убедитель­ность и становится лишь специфическим предметом фило­софской веры.

Гегелевское учение можно признать вершиной философ­ского рационализма, имея при этом в виду двойственность данной оценки. Философский разум заявил здесь такие пре­тензии, которые уже невозможно ни расширить, ни углу­бить. При этом экспансия разума захватила и область ирра­ционального как в индивидуальном человеческом бытии, так и в совокупном процессе общественной жизни. Поэто­му зеркальным отражением гегелевского панлогизма явля­ется философский иррационализм.

Достижение философским рационализмом своей вер­шины означает, что если исходные посылки и притязания последнего не будут изменены, то ему попросту некуда дальше восходить, и возникает опасность впасть в по­шлую апологетику и самоудовлетворенность. B.C. Со­ловьев отмечал в связи с этим, что «по Гегелю, история окончательно замыкается на установлении бюргерско-бю- рократических порядков в Пруссии Фридриха-Вильгель- ма-II, обеспечивавших содержание философа, а через то и реализацию содержания абсолютной философии»[58]. Ф. Энгельс более деликатно сформулировал сходную мысль, констатировав, что Гегель «вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся по­рядку, должна была завершиться абсолютной истиной то­го или иного рода»[59]. Провозглашение абсолютной исти­ной всего догматического содержания гегелевской систе­мы означало, что диалектический метод мышления был принесен в жертву консервативным, охранительным устремлениям этой философии.

В качестве реакции на абсолютный идеализм гегелевской философии возникли иррационалистический волюнтаризм Шопенгауэра, экзистенциальная философия Кьеркегора, позитивизм Конта, антропологический материализм Фейербаха и, наконец, диалектико-материалистическое уче­ние Маркса. Тем не менее значимость этой философии определяется уже тем, что всякое современное обращение к диалектике есть прежде всего воспоминание о Гегеле. Пони­мание сути гегелевской системы категорий диалектического мышления во всем их противоречивом единстве и многооб­разии взаимозависимостей, взаимопереходов позволяет, в частности, без труда уяснить замысел материалистической диалектики, созданной Марксом.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.