Сделай Сам Свою Работу на 5

Бытие природы. Экологический императив





 

Понятие природы является весьма широким и разнопла­новым. Поучителен перечень его значений, представленный В.И. Далем в его знаменитом «Толковом словаре живого ве­ликорусского языка». Первым он приводит толкование при­роды как «естества», всего вещественного, зримого, вообще улавливаемого нашими органами чувств. Природа, далее, есть мироздание, или, как пишет В.И. Даль, все созданное Богом и отличающееся от него как создателя. Природа — это все земное, плотское, в отличие от духовного, бестелесного. Природа понимается и как первобытное существование, противопоставляемое тому, что создано искусственно, че­ловеческими руками. Наконец, природа может быть пред­ставлена врожденными свойствами, естественными состоя­ниями, стремлениями, наклонностями. Соответственно, природа есть то, что передается человеку его рождением, обстоятельствами жизни или обычаями.

Онтология как философское учение о бытии так или иначе учитывает и соотносит эти в целом довольно близкие значения общеупотребительного понятия природы. Здра­вый смысл подсказывает, что богатство явлений природы и связей между ними несоизмеримы с тем, что может быть искусственно создано человеком. Поэтому и на Востоке, и на Западе философы издавна были склонны весьма высоко оценивать совершенство и могущество природы, считая ее источником мудрости и образцом для подражания. Вместе с тем природа всегда рассматривалась как источник ресурсов, нужных для человеческой жизни, и на Западе долгое время сохранялось убеждение в том, что этот источник практиче­ски неиссякаем. Восточная философская мысль в данном оношении более осмотрительна; для нее характерны при­зывы уважительно и бережно относиться к природе, в осо­бенности к всему живому, избегая бессмысленного расточе­ния естественных ресурсов.



По мере распространения христианства природу начина­ют воспринимать как преходящую и малозначимую сторо­ну бытия, которой противостоит в своем абсолютном вели­чии ее божественный творец и вседержитель. С этим связан призыв к человеку не подчиняться природе, а возвышаться над ней, преодолевать ее. Позже, в эпоху Возрождения и в Новое время, природа как бы восстанавливается в своих правах, но лишь условно и в ограниченных рамках. Ею вос­хищаются, считая ее эталоном разумности и совершенства, и при этом закрывают глаза на то, что безудержно развива­ющаяся экономика разоряет и губит природу. Наука Ново­го времени рассматривает природу как нечто, находящееся, так сказать, под следствием и подвергаемое жестким испы­таниям с целью выведать скрываемые ею тайны, установить ее законы, чтобы заставить ее безропотно служить человеку. Природа завоевывается и покоряется людьми; ее стремятся привести к повиновению и взять у нее все, что нужно лю­дям. Результатом этого является крайнее обострение экологи­ческим проблем, ставящее человечество на грань катастрофы.



Научно-технический прогресс во многом породил эти проблемы; в свою очередь, их решение возможно на основе качественного видоизменения научно-технического про­гресса, придания ему иной направленности. Человечество уже не может отказаться от развития науки и техники, но сохранение для него перспективы исторического бытия предполагает обеспечение действительно разумного разви­тия, согласующегося с требованиями природы, точнее, с ее объективными законами.

Определенную роль в четкой формулировке задачи обес­печения коэволюции, т.е. совместного развития природы, общества и человека сыграло учение Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) о перерастании биосферы, или сферы жизни, в ноосферу - сферу разума, понимаемую как качественно новый, более высокий этап развития биосферы, связанный с всеобъемлющей преобразовательной деятель­ностью человека на основе науки. Вернадский обосновал толкование биосферы как целостной самовоспроизводя­щейся и самоорганизующейся системы и показал, что жи­вое вещество выполняет на нашей планете ключевую геохи­мическую функцию. Человечество входит в состав этого со­вокупного живого вещества и начинает оказывать все более значительное, во многом даже решающее влияние на проте­кающие в нем процессы.



Развивая концепцию коэволюции, Никита Николаевич Моисеев (1917-2000) отмечает значимость антропного прин­ципа, согласно которому Вселенная «устроена» таким обра­зом, чтобы на определенном этапе ее изменений стало воз­можным существование человека и человечества. Все наши усилия по усовершенствованию организации жизни суть реализация тех или иных возможностей, которые изначаль­но заложены в мироздании. В природе, как отмечает он, действуют механизмы естественного отбора, напомина­ющие рынок, где соревнуются разные модели и существуют стимулы для дальнейшего совершенствования. Рынок этот действует на основе памяти, значимой, впрочем, для любых кооперативных структур, предполагающих обучение. В опре­деленном смысле памятью обладают любые обратимые процессы, в которых сохраняются некоторые параметры из­меняющихся систем и на основе знания о настоящем мож­но восстановить их прошлое. Качественное видоизменение механизмов памяти связано прежде всего с возникновением жизни, а затем и с появлениям разума.

С возникновением общества в его жизни продолжают действовать все элементы дарвиновской триады - изменчи­вость, наследственность и отбор, но действуют они здесь в иной форме. Все процессы в рамках биосферы подчиняют­ся, так сказать, интересам развития живого вещества. Когда же появляется разум, то «естественный характер искус­ственного», создаваемого при его участии, не отменяет зако­нов природного «рынка», а лишь помогает тем или иным структурам действовать более эффективно на основе пред­видения возможных результатов. Всякий отбор связан с жестким конфликтом «интересов» (либо биологических, либо социальных, если речь идет об обществе). Разум от­крывает новые возможности для выработки правил поведе­ния и способов осуществления деятельности. Происходя­щий в общественной жизни отбор ее форм уже почти не затрагивает биологической организации человека. Вместе с тем еще в ходе неолитической революции, как полагает Моисеев, возникает нравственное предписание «не убий», рождается новая форма сохранения и передачи коллектив­ной информации, называемая им системой «Учитель».

С формированием этой системы связаны передача опы­та, а также бережное и уважительное отношение к жрецам, умельцам и другим людям, которые способны создавать, накапливать и передавать ценную для совместной жизни информацию. Постепенно складывается то, что мы бы се­годня назвали духовной жизнью, а в ней - коллективный интеллект. Неолитическая революция резко усилила пози­ции человека по отношению к другим животным. След­ствием этого явился крупномасштабный экологический кризис, связанный с быстрым уничтожением диких живот­ных посредством все более результативной охоты на них и возникновением для людей угрозы вымирания от голода. Выход из данного кризиса был найден, как известно, в раз­витии скотоводства и земледелия.

Следует учитывать, что «рынок», посредством которого производится отбор форм жизни, направляется соображе­ниями непосредственной целесообразности и вовсе не га­рантирует учета долгосрочных перспектив и тенденций развития. Таковы же и рыночные регуляторы, действу­ющие в сфере общественной жизни. Длительное господ­ство присущих индустриальному Обществу форм приро­допользования привело к новому, глобальному экологи­ческому кризису и показало необходимость установления качественно новой .связи человека с природой, имеющей характер действительной коэволюции общества и биосфе­ры. Численность людей, проживающих на нашей планете, чрезвычайно велика; современное человечество раздирает­ся острейшими противоречиями, и тем не менее оно в не­котором смысле, как пишет Моисеев, обретает очертания особого, глобального организма. В теории управления под организмом понимают любую систему, которая может иметь собственную цель и способна следовать ей. Сегодня все человечество объединяет цель выживания, для дости­жения которой необходимо предотвратить экологическую катастрофу.

Экологический императив, как подчеркивает Моисеев, есть требование поиска такого способа развития человечест­ва, который согласовывал бы его деятельность с возможнос­тями биосферы планеты. Это - объективная задача, которая может быть решена только на основе коллективного разума, путем соединения и согласования усилий всех стран и наро­дов. Решение ее предполагает, в частности, такую организа­цию образовательной деятельности, которая обеспечивала бы ясное понимание всеми людьми реального места челове­ка в природе и безусловной недопустимости посягать на те параметры окружающей среды, ухудшение которых будет губительным и для природы, и для человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.