Сделай Сам Свою Работу на 5

Распад СССР: причины и следствия





 

В истории России 1980 — 90-х гг. происходили очень сложные процессы. Возникает ряд довольно непростых вопросов, на которые сегодня очень трудно дать однозначный ответ. Один из них: как могло случиться, что с исторической арены ушло такое мощное государство мира, как СССР? Каковы причины этого явления? Можно ли было избежать подобного процесса?

Сегодня историки и другие ученые дают различные оценки этим событиям. Точки зрения и выводы исследователей противоречивы, они во многом не совпадают. Постараемся разобраться в причинах гибели могущественного государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Будем объективны: не только СССР периода хаотичной «перестройки», но и страна, подошедшая в 1985 г. к порогу реформ, имели мало общего с тем государством, которое было создано под этим названием в 1922 г., несмотря на то, что заключенный Договор об образовании СССР формально продолжал действовать до конца 1991 г.

Советский Союз возник 30 декабря 1922 г. как объединение четырех формально независимых государственных образований: Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации, в составе которых было 26 автономных образований. В Союзе 1922 г., по сути, воссоединилась (за исключением Польши, Финляндии и реинтегрированной позже Прибалтики) Российская империя. При этом необходимо отметить, что РФ в то время была совсем не такой, как сейчас. Нечто подобное можно сказать об Украине и Белоруссии. В огромную территорию РФ входили в 1922 г. все нынешние республики Средней Азии, а также ряд областей и районов Украины и Белоруссии. Территория и население прежней Украины (без западных областей, присоединенных в 1939 г., без Крыма и некоторых других районов) и Белоруссии (без западных и восточных областей) были, таким образом, несоизмеримо меньшими относительно РСФСР, чем сегодня.



В последующие годы СССР претерпел целый ряд изменений в структуре и составе населения и границах республик. Таким образом, к 1989 г. под названием СССР мы видим нечто совсем иное, чем в 1922 г. Тогда были 3 государства, вышедшие из империи, а затем Россия сама превратилась в республику (давшую иным национальным меньшинствам в своем составе автономии). Эти государства и вступили в единый Союз. Накануне неуправляемого распада это был уже конгломерат из 53 национально-территориальных образований с несколько меньшим, чем в прошлом, различием в размерах.



В развитии национально-государственных отношений в СССР в период так называемой «перестройки» можно выделить три этапа.

На первом этапе (1985 — 1989 гг.) реформа Советского Союза в принципе могла быть осуществлена только «сверху».

На втором этапе (1989 — 1991 гг.) такая реформа, если бы ее удалось провести, должна была стать результатом определенного компромисса, сделки между «центром» и относительно самостоятельными местными властями, избранными в 1990 г. более или менее демократическим путем в 15 союзных республиках. Наиболее отчетливо это проявилось в подписанном в Ново-Огареве 23 апреля 1991 г. Горбачевым, представлявшим союзный центр, и руководителями девяти республик (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана) документе, известном как «Заявление 9 + 1», в котором декларировались принципы нового Союзного договора.

На третьем этапе, после попытки переворота 19 августа 1991 г. и последовавшего за ней краха партийно-государственного центра, а затем СССР, перспектива национально-государственных отношений была связана уже с проблемой соглашения властей бывших союзных республик, декларировавших свою независимость путем взаимных договоренностей, а также с решением их внутренних проблем.

Люди, проголосовавшие на референдуме 17 марта 1991 г. за введение поста Президента Российской Федерации и избрание Президента 12 июня, вольно или невольно заложили мину под зданием союзного государства. В результате двух народных голосований на территории России (17 марта и 12 июня) возникла предпосылка того, что можно было назвать «теневым государством» внутри СССР. Учреждение российского президентства стало очередным этапом неуправляемой дезинтеграции Советского Союза. Страна вступила в острый период выяснения отношений между союзной властью и властью «теневой». В этом смысле события 19 — 21 августа, роспуск СССР и образование СНГ вдекабре 1991 г. означали то, что правящее государство «ушло в отставку» и к власти пришло «теневое государство». В свою очередь, подписание Союзного договора по формуле «9+1» и его поспешные «похороны» в декабре не столько создали новую реальность в сфере национально-государственных отношений, сколько устранили некую двусмысленность.



После неудачной попытки государственного переворота произошло резкое изменение расстановки сил в стране. Власть «центра» де-юре еще сохранялась, власть де-факто была уже в руках республик. Всего четыре месяца (120 дней) с момента провала августовского путча ГКЧП потребовалось для ликвидации Союза и учреждения Содружества Независимых Государств.

К этому времени интересы бывших республик совпали в главном — в стремлении как можно быстрее завершить процесс собственной суверенизации. В это время восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийские республики, уже добившиеся своего признания мировым сообществом, 6 сентября были признаны и Советским Союзом. При этом каждая республика хотела максимально наполнить «материальным содержанием» свои права на собственность, бюджет, налоги и т.д. Каждая мечтала о самостоятельной внешнеэкономической политике, о скорейшем дипломатическом признании внешним миром. Это стремление подстегивалось обстановкой глубокого экономического кризиса, социальной неустроенностью населения.

Обострение конфликтов на этнической, религиозной, межрегиональной почве подталкивало руководство республик к созданию национальных гвардий, к захвату размещенных на их территориях союзных военных коммуникаций и вооружений, а в ряде случаев — и армейских подразделений.

Горбачев, желая сохранить «центр» и тем самым свой пост, предложил новый, пятый за год, вариант союзного договора (первая редакция — в ноябре 1990 г., вторая — в марте, третья — в июне, четвертая — в августе, пятая — в ноябре 1991 г.). Все пять редакций, каждая по-своему, являлись результатом в целом безуспешной борьбы с принципом, заложенным в основу национально-государственного устройства СССР. Несмотря на то, что последний вариант предполагал создание единого конфедеративного государства, он уже явно устарел, а позиции Горбачева были слишком ослаблены после путча, да и Советский Союз уже не был единым государством.

1 декабря 1991 г. свыше 80% населения Украины высказалось за независимость своей республики. Неделей позже руководители России, Украины, Белоруссии, собравшись в Беловежской Пуще, констатировали, что Советский Союз больше не существует и провозгласили образование Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате (куда Горбачев опять-таки не был приглашен) к СНГ присоединилось еще восемь республик, подтвердив тем самым кончину СССР. В этих условиях Горбачеву ничего другого не оставалось, как объявить 25 декабря 1991 г. о прекращении исполнения им функций президента СССР в связи с исчезновением самого государства.

Основные причины распада СССР.

1. Этносоциальные причины кроются в разнице культур, стремлении народов к национально-культурной независимости, отождествляемой с государственной независимостью. В СССР существовало пять ведущих типов этнокультурных сообществ: православное, протестантское, католико-униатское, мусульманское и буддийское. Наряду с восточно-христианским (армянским) и патриархальными сообществами народов Севера все они в той или иной степени были территориально обособленными. Эти территории зачастую имели особый статус союзных республик или автономий, что явилось предпосылкой для оформления в них националистических и сепаратистских движений.

2. Экономические мотивы отличаются многообразием. Общим моментом является то, что в их основе лежали представления о неравноправности и несправедливости централизованного перераспределения ресурсов и инвестиций, а также товарообмена с другими регионами. В отсутствие рыночных отношений такая мотивация привела к протекционизму «по-советски» (к введению купонов, талонов, различных ограничений ввоза-вывоза и т.д.), что еще больше обособило регионы друг от друга.

3. Политические причины были обусловлены, в первую очередь, нежеланием руководства СССР реформировать государственное устройство с учетом запущенного ими же процесса демократизации, а также стремлением руководителей республик и регионов удержаться у власти.

В тоталитарном государстве, каким был СССР, управление региональными процессами носило односторонний характер, жестко направлялось «сверху». Главной идеей было сохранение политической и экономической власти при нивелировании и игнорировании особенностей отдельных территорий. Еще до разрушения стержня государственной власти СССР, начиная с 1986 г., республики и регионы стали играть все более активную роль, выдвигая требования сначала экономической, а затем и политической самостоятельности. Доминирующей тенденцией в региональных процессах постепенно становилась децентрализация государственной власти. Политическая элита национальных республик стремилась не только удержаться у власти, но и приобрести более высокий статус. Суверенизация автоматически подняла их с уровня партийно-советской элиты до глав независимых государств. Соответственно поднимался и статус номенклатуры более низкого уровня.

Особую роль в разрушении СССР сыграла новая российская элита, выступавшая до прихода к власти в 1991 г. в качестве ведущей радикальной оппозиции к Горбачеву и федеральному центру. Уже в момент своего оформления в январе 1990 г. ее главная организация — «Демократическая Россия» выдвинула стратегию, представлявшую смертельную опасность для центральной федеральной власти. Эта стратегия исходила из того, что в условиях, когда большинство представителей союзных республик на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете СССР настроены консервативно, все попытки провести радикальные реформы через союзные законодательные органы тщетны. Нужно было с помощью выборов в российские законодательные органы завоевать власть в России, объявить о ее суверенитете и проводить реформы, используя более демократические, нежели в СССР в целом, настроения россиян. Это радикалам и удалось осуществить. А после подавления реставрационного путча ликвидация СССР была уже только вопросом времени.

Итак, процесс распада СССР оказался необратимым. Но интегрирующие силы и факторы внутри прежнего Союза так или иначе продолжали действовать.

Фактор первый — морально-психологический. Глубоко осознанное, проникшее в умы и души людей чувство принадлежности к великой стране, уходящее корнями в историческое прошлое, передаваемая из поколения в поколение вера в сильную власть, закрепленная кровью многих миллионов погибших за Отечество,— все это полностью и разом отбросить невозможно.

Фактор второй — исторически сложившееся уникальное расселение наций и народностей (свыше 150) на территории бывшего Союза, не совпадающее с административным делением ленинско-сталинского типа. Из 150 млн русских 25 млн человек проживает за пределами России, из них 12 млн — на Украине (20% населения), более 6 млн — в Казахстане и т.д. Это относится и к другим нациям и народностям.

Третий фактор — проблемы внутренних границ и территориальных споров. В пределах бывшего Союза было немаркировано 85% протяженности границ. За 74 года советской власти происходили все мыслимые и немыслимые изменения границ национально-территориальных образований: односторонние, компенсационные, депортационные, локальные и т.д. Сохранившиеся территориальные притязания вместе с этническим расселением — источник реальных и потенциальных конфликтов (Крым, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия и т.д.).

Четвертый фактор — военный. Как ни парадоксально, но наличие ядерного оружия в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, представлявшего угрозу, направленную вовне, превратилось в фактор нестабильности внутри бывшего Союза. Начался мучительный процесс раздела армий и оружия. Сохранить единые вооруженные силы не удалось, основную ответственность за охрану границ в Центральной Азии взяла на себя Россия.

Пятый фактор — экономический. Исторически сложившееся разделение труда (топливо, машины и оборудование России; сталь, товары народного потребления, продовольствие Украины; хлопок и энергетика среднеазиатских республик и т.д.) — крупный интегрирующий фактор. Как показал опыт первых экономических преобразований, зависимость каждого государства от межрегионального обмена внушительна и намного сильнее зависимости от зарубежных связей. Примером недальновидности разрушения связей между республиками является кризисное состояние экономики Украины и других стран СНГ.

Таким образом, формирование Содружества, будучи проявлением политической воли глав государств, в действительности явилось результатом сложного переплетения центробежных и центростремительных тенденций, сил сцепления, сдерживания и отталкивания, разрушения, интеграции и дезинтеграции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.