|
Экономические и политические реформы М.С. Горбачева
В марте 1985 г. во главе партии и страны стал М.С. Горбачев. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика СССР зашла в тупик. Необходимо было срочно менять ориентиры. Этот процесс вошел в историю под названием «перестройка».
Замысел реформ первого этапа был изложен Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС и развит на XXVII съезде КПСС в начале 1986 г. Идеологическим стержнем первого этапа реформ являлась «презумпция невиновности» социализма в экономическом застое общества. Поэтому М.С. Горбачев решил реформировать не систему, а технологии. В связи с этим был взят курс на «ускорение».
Главная цель «ускорения», по Горбачеву, заключалась в том, чтобы вывести советскую экономику на мировой уровень, т.е. догнать передовые страны Запада. Особенностью первого этапа модернизации было то, что достичь экономического уровня Запада предполагалось без какого-либо заимствования экономических и политических механизмов западной цивилизации, а только при помощи традиционных командно-административных методов и реформ, которые уже использовались Н.С. Хрущевым и Ю.В. Андроповым. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, улучшение работы с кадрами, а также жесткий контроль над качеством произведенной продукции. Среди командно-административных мер политики «ускорения» наибольшую известность приобрели постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», принятое сразу после апрельского (1985 г.) пленума ЦК КПСС, и Закон о госприемке, на основе которого создавались службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции.
Практически все реформы первого этапа принесли результаты, противоположные ожидаемым, и только усугубили экономические проблемы советского общества. Антиалкогольный закон, вместо уменьшения пьянства, нанес сокрушительный удар по госбюджету: поступления в казну от продажи спиртного в течение трех лет сократились на 37 млрд руб. Капиталовложения в машиностроение, импортные закупки для него, не дав реальной отдачи, привели только к перенапряжению бюджета, создав бюджетный дефицит. Школьная реформа заглохла сразу же после ее провозглашения. На рубеже 1986 — 1987 гг. Горбачев должен был признать неудачу избранной стратегии реформ.
В январе 1987 г. начался второй этап реформ: попытка заменить командно-административную систему моделью демократического социализма. Курс на «ускорение» был снят, а главными стали лозунги «перестройка», «гласность» и «демократизация». Это потребовало других подходов к экономическим реформам. Здесь прослеживались две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора.
Главным инструментом для этих реформ стал Закон о государственном предприятии (объединении), одобренный в июне 1987 г. Закон был принят для замены прежнего «административного социализма» новым «хозрасчетным», или «рыночным». «Новый социализм» должен был основываться на трех «китах» — самофинансировании, самоокупаемости, самоуправлении всех предприятий. Роль центральных планирующих органов сводилась к подготовке контрольных цифр развития и к определению государственного заказа, долю которого предполагалось постоянно снижать. Продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по свободной цене на рынке. Теоретически рыночная среда должна была выступать в качестве регулятора рентабельности, прибыли, заработной платы.
Предполагалось, что с 1 января 1988 г. закон будет распространен на 50 % предприятий, а в следующем году — на все остальные, но уже в 1988 г. закон забуксовал, а в следующем потерпел фиаско. Причина провала была в том, что для выполнения закона не было никаких условий. В стране совершенно отсутствовала инфраструктура, которая бы соответствовала рыночным отношениям. Не было посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, банков, которые бы позволяли наладить механизмы закупок сырья и сбыта продукции, кредитов и инвестиций. В таких условиях большинство руководителей предпочитало не рисковать, а получать по максимуму госзаказ, который служил гарантией централизованного снабжения и сбыта готовой продукции.
Второе направление экономической реформы состояло в расширении сферы деятельности частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным в 1988 г. законом была легализована индивидуальная трудовая и кооперативная деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Желавшие открыть свое дело должны были зарегистрироваться, а их доходы подлежали обложению налогом до 65 % (в 1988 г. налог был несколько снижен). Весной 1991 г. более 7 млн граждан (5 % активного населения) были заняты в кооперативном секторе. Помимо этого, 1 млн человек получили патенты или регистрационные разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью. Следует, однако, отметить существенные изъяны молодого сектора экономики, а именно: высокие цены на продукцию, отнюдь не ориентированные на среднюю покупательскую способность населения; развитие побочных видов деятельности. Общественное мнение также выступало против кооператоров.
Безусловно, эти умонастроения сказались и на развитии частной инициативы в сельскохозяйственном производстве. С 1988 г. началось внедрение арендных договоров, согласно которым одна или несколько семей брали землю в аренду на длительный срок (до 50 лет) и полностью распоряжались продукцией. В новом положении о колхозах (март 1988 г.) оговаривалось, что площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном хозяйстве будут устанавливаться коллективом каждого колхоза в зависимости от участия его членов в общественном труде. Но эти меры дали лишь незначительные результаты. Так, арендные хозяйства к 1991 г. имели лишь 2 % возделываемых земель и 3 % поголовья скота. К тому же арендные договоры могли быть расторгнуты местными властями с уведомлением за 2 месяца.
Таким образом, ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Сказались, прежде всего, их двойственность и непоследовательность: с одной стороны, будучи продуктом политического компромисса, они не были достаточно эффективными — наиболее болезненные в социальном плане меры (реформы цен, кредитов, снабжения предприятий) были отсрочены; с другой стороны, они были слишком радикальными, вызывая сопротивление как населения, так и власть предержащих, стремившихся сохранить свои привилегии и старые связи. Поэтому на протяжении всех лет правления М.С. Горбачева ситуация в экономике не переставала ухудшаться. Начиная с 1988 — 1989 гг. стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что не замедлило сказаться на ухудшении продовольственного снабжения. Показатели прироста промышленного производства не переставали снижаться, достигнув в 1989 г. нулевого уровня, а в первом полугодии 1991 г. было зафиксировано его десятипроцентное сокращение. К лету 1991 г. усилились инфляционные процессы в связи с большим бюджетным дефицитом, превысившим уже в 1988 — 1989 гг. 100 млрд руб. (11% валового национального продукта). Официально оцениваемая в 1990 г. примерно в 10 % инфляция резко подскочила в течение 1991 г., достигнув к его концу 25 % в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля с 10 руб. за 1 доллар в начале 1991 г. до 110 — 120 руб. в конце года.
Эти обстоятельства привели к тому, что в государственном секторе прочно воцарилась меновая, бартерная1 экономика, а в частном предприниматели искали сиюминутной спекулятивной выгоды, отказываясь от перспективы развития производства товаров и услуг. Нельзя забывать о том, что экономика СССР на 70 % зависела от военно-промышленного комплекса. Все эти обстоятельства и предопределили неудачу экономических реформ М.С. Горбачева.
Первые перестроечные мероприятия в экономике показали, что нельзя добиться кардинальных перемен, уповая по-прежнему на силу призыва или приказа. Стали очевидными потребности общества в политических преобразованиях. Прежде всего это нашло отражение в значительном обновлении и омоложении Политбюро. После более чем двадцатилетнего периода стабильности кадрового состава «кремлевских старцев» происходило постепенное отстранение от должностей консервативно настроенных личностей. В Центральном Комитете обновление кадров достигло за 5 лет перестройки небывалого за всю историю партийного строительства размаха — 85 %. Однако на смену брежневской «гвардии» пришла новая группа партийных руководителей во главе с Е.К. Лигачевым. Они полагали, что обновление возможно без ломки командно-административной системы, при соблюдении идеологической чистоты.
Резким диссонансом прозвучало на октябрьском пленуме ЦК КПСС 1987 г. выступление Б.Н. Ельцина. В нем была резкая критика нерешительности и непоследовательности реформ. Персональная критика Е.К. Лигачева, тайна, окружавшая выступление, последующее осуждение выступления партийными лидерами и отставка Б.Н. Ельцина — создали в массовом сознании людей образ последнего как мученика и борца за справедливость. Тем самым была заложена основа для возвращения Б.Н. Ельцина в большую политику, но уже в новом качестве.
Работа комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных со сталинскими репрессиями, бурный рост «самиздатовской» прессы, попытки обрести собственную позицию, независимость суждений, преодоление цензуры многими официальными органами печати — помогали людям избавиться от стереотипов в восприятии истории и современности, от догматического видения мира.
Непосредственным толчком для политических и организационных реформ были решения январского (1987 г.) пленума ЦК. Впервые стали проходить альтернативные выборы, тайное голосование при избрании ответственных партийных работников, выборы кандидатов на самом предприятии, вводились новые формы и механизмы участия трудящихся в управлении предприятиями. Но практические результаты этих нововведений до весны 1989 г. оставались скромными. Так, во время местных выборов летом 1987 г. альтернативные кандидаты были представлены только в 0,4 % избирательных округов, да и то они прошли через сито партийных структур.
Однако период 1988 — 1990 гг. характеризовался подъемом политической деятельности народа, начинался бурный рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. насчитывалось уже до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений различной направленности (экологических, национальных, политических и т.д.). С 1989 г. советское общество начинало становиться многопартийным. Это особенно четко проявилось на XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь — июль 1988 г.). На ней впервые за годы советской власти был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы, направленной на достижение полновластия Советов и формирование механизмов гражданского общества и правового государства.
Эта реформа привела к установлению двухуровневой представительной системы — Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (избранный из депутатов съезда), а также учреждение поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Прежний Верховный Совет — псевдопарламент, машина для одобрения партийно-правительственных решений — был заменен новым Верховным Советом, насчитывавшим 544 депутата, избранных тайным голосованием на Съезде народных депутатов (2250 человек), из которых 1500 избиралось в округах страны и 750 – партией, профсоюзами и общественными организациями. В функции съезда входило проведение конституционных, политических, социальных и экономических реформ, а также избрание президента страны, который руководил внешней политикой и обороной, назначал премьер-министра и т.д.
Авторы реформы тем самым хотели добиться решительной победы своих сторонников и избежать неожиданностей на выборах в округах. Установив сильную президентскую власть в лице Генерального секретаря ЦК КПСС, законность которого косвенно зависела от народного волеизъявления, они пытались его защитить от партийного аппарата (не допустить «хрущевского» варианта ухода). 15 марта 1990 г. союзным съездом народных депутатов президентом СССР был избран М.С. Горбачев. С этого момента власть стремительно стала уходить из рук коммунистической партии.
Эта конституционная реформа вызвала критику как консерваторов, так и радикалов, которых возглавлял Б.Н. Ельцин. Для его сторонников реформа была ущербной, поскольку избирательная система не была ни прямой, ни равной и к тому же сосредоточивала слишком много власти в руках президента — Генерального секретаря ЦК КПСС. Кроме того, избирательный закон оставлял широкие возможности для манипуляций в ходе выборов, что подтвердила избирательная кампания в марте 1989 г. На это активно реагировали средства массовой информации, что, безусловно, способствовало политизации советского общества. В отличие от Горбачева Б.Н. Ельцин сумел выгодно использовать эту ситуацию, решительно встав на демократический путь. Избранный на всеобщих выборах президентом России с точки зрения легитимности он превзошел президента СССР, получившего свой пост от парламентариев. Однако объективно выборы народных депутатов в марте 1989 г., а затем весной 1990 г., означали полный разрыв с политической практикой, установленной после 1917 г.
Все это происходило на политическом фоне демократизации общественной жизни, расцвета различных неформальных объединений. КПСС, напротив, стремилась к сохранению однопартийной системы и монополии на решения концептуальных вопросов общественной жизни. Начиная с 1990 г., переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. Этому способствовали победа Ельцина на выборах и последовавший на XXVIII съезде КПСС его выход из партии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|